Японский традиционный интерьер: Японский стиль в интерьере: особенности и правила

Японский стиль в интерьере | Фото японских интерьеров

Если вы открыли статью, надеясь побольше узнать о японском стиле интерьера, то вынуждены предупредить – такого направления на самом деле нет. Однако не спешите расстраиваться. Японцы – действительно уникальный народ со своими традициями и философией, которые существенно влияют даже на оформление жилища. Об этих особенностях интерьера мы и хотим рассказать.

Традиции

Внешний вид японского жилища формировался веками под влиянием многочисленных факторов. Главная беда Японии – землетрясения, способные за считанные минуты сровнять дом с землей. Чтобы этого избежать, стены издавна делаются сборными, а массивные перегородки в помещении отсутствуют вовсе.

Немаловажную роль играет высокая плотность населения. Отсюда любовь к лаконичности и минимализму. В поисках долгожданного спокойствия и уединения японцы стараются освободить пространство, убрав лишнее и визуально расширив помещение.

Последний по счету (но не по значимости) решающий фактор – философия и национальные традиции, согласно которым происходящее во внешнем мире является суетой и не стоит внимания. Просторные светлые помещения с минимумом мебели лучше всего подходят для размышлений и медитации.

Для японцев важно только то, что внутри. Именно поэтому так сложно определить их общественный статус – практически в каждом доме царит аскетичная обстановка.

Особенности

Три кита, на которых строится традиционный японский интерьер – духовность, лаконичность и минимализм. Соблюдение этих принципов помогает блестяще справиться с организацией пустого пространства.

К основным особенностям интерьера в Японии также относятся:

  • природные мотивы
  • использование натуральных материалов
  • естественная цветовая гамма
  • невысокая мебель правильных геометрических форм
  • отсутствие внутренних стен
  • минимум декора
  • рассеянный свет

Материалы

Создавая интерьер в духе Японии, стоит обратить внимание на натуральные материалы: дерево, бамбук, природный камень, бумагу, шелк, хлопок, глину. Искусственные материалы не приветствуются.

Отделка пола

В жилых помещениях японцы ходят босиком, а во время приема пищи или беседы сидят на полу, поэтому его отделке уделяется особое внимание. Самое распространенное покрытие – натуральное дерево.

Чтобы ногам было комфортно, в домах традиционного типа полы часто застилают циновками или татами (маты из тростника, набитые рисовой соломой). Еще один вариант отделки – керамическая или каменная плитка. В этом случае стоит заранее подумать о системе подогрева.

Отделка стен

Уникальная черта японского интерьера – отсутствие внутренних стен-перегородок. Вместо них используют легкие конструкции из ткани, бамбука или плотной рисовой бумаги на деревянной раме. Именно они помогают зонировать помещение.

С внешними стенами история еще интереснее. В привычном понимании в японском доме их просто не существует! Конструкция традиционного жилища – соединенные передвижными панелями колонны из дерева и крыша. Однако для российского климата такой вариант не подходит. Вдруг сдует легким весенним ветерком?

Что касается наших родных стен, то их можно обить тканью, деревом, отделать камнем, покрыть светлой краской или штукатуркой.

Цвет

Стремление к природе прослеживается даже в цветовой гамме интерьера. Она состоит из светлых спокойных тонов. Доминирующие оттенки – коричневый, кремовый, песочный, цвет слоновой кости, кофейный и гармонично сочетающиеся с ними ментол и олива.

Мебель

В доме жителя Страны восходящего солнца нет места лишним вещам. Мебель невысокая, с гладкими однотонными поверхностями и правильными геометрическими формами. Ничего не напоминает? Для тех, кто пропустил статью о минимализме, подскажем, что особенности именно японских интерьеров легли в основу стиля.

В гостиной исключительно аутентично будет смотреться маленький столик для чайных церемоний в окружении подушек для сидения. В спальне – матрас с валиком или татами вместо кровати. Для ванной комнаты подойдут традиционная  ванна офуро и умывальник в виде чаши.

Стремясь к идеальной стилизации, не стоит впадать в крайности и полностью копировать обстановку или превращать свою квартиру в жилище спартанца. Главное здесь – почувствовать неподражаемый дух японских интерьеров.

 

Свет

Важная особенность заключается в создании уютного рассеянного освещения. Здесь вы практически не встретите люстр и источников направленного света. Вместо них – лампы акари с абажурами из рисовой бумаги и бамбука. Они помогают выделить конкретные предметы, преобразить окружающее пространство и облегчить зонирование.

Их прототип –  бумажные зонтики и фонарики. В середине прошлого столетия они так вдохновили скульптора и дизайнера Исаму Ногути, что тот нарисовал эскизы двух светильников, дав своим творениям название “akari” (что в переводе означает “свет” или “легкий”). Впоследствии это породило целую волну невесомых светящихся скульптур, которые до сих пор пользуются популярностью.

Декор

В отличие от мебели, выбор предметов декора довольно богатый. Часто в доме даже есть специальное место для аксессуаров, оформленное в виде стенной ниши. Посуда из фарфора, набор для чайной церемонии, гравюры, фонарики, приносящие богатство и удачу фигурки нэцке, деревья бонсай не только внесут разнообразие в минималистичный интерьер, но и помогут воссоздать загадочную атмосферу Востока.

Стилизация под японский интерьер прекрасно подойдет людям, которые уделяют много внимания саморазвитию, ценят спокойствие, одиночество и долгие глубокие размышления. Это идеальный вариант для тех, кто любит природу и стремится отгородиться от суеты мегаполиса.

Однако как известно, Восток – дело тонкое, поэтому в случае возникновения вопросов лучше все-таки обратиться за помощью к профессионалам. Наша команда с удовольствием ответит на них!

ШТРИХИ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ: изящная гармония простоты

Так что же все-таки такое пресловутый японский стиль в интерьере и что лежит в основе стойкого интереса к нему?

В массовом европейском сознании Япония всегда была окружена неким ореолом таинственности, чему, конечно, немало способствовали трудности языка и географическая удаленность. Японский стиль в области оформления интерьера, занимающий заметное место в современных дизайнерских тенденциях — еще одно доказательство неугасающего интереса к культуре этой загадочной страны. Но зачастую модные рестораны и частные интерьеры, так или иначе апеллирующие к японскому стилю, являют собой такой отчаянный китч из декоративных приемов различных восточных культур, что остается загадкой, почему его создатели ссылаются именно на Японию.

Восток в целом всегда был привлекателен для западного ума своей способностью уводить от внешнего к внутреннему, созданием особого мироощущения гармонии с самим собой и окружающим миром. Для этой цели служат многие техники, и даже обустройства среды обитания во многом ориентированы на решение именно этой задачи. Истинный японский стиль — сдержанный, лаконичный, благородный и изысканный — интересен, прежде всего, именно своей способностью создавать уникальную атмосферу одновременно для расслабления и концентрации, отдыха и напряженной внутренней работы.

Сейчас, когда благодаря коммуникационным технологиям культурные границы становятся все более прозрачными, у многих людей появилась возможность формировать свою среду обитания исходя не столько из национальной принадлежности, сколько из собственных вкусов и пристрастий. Копилка национальных культур, дающая неистощимый источник вдохновения для ищущих и творческих натур, представляет в этом смысле поистине бесценное сокровище. В то же время, основной тенденцией нашего времени все-таки является беспрецедентное смешение стилей, так сказать общемировой «фьюжен», где дизайну интерьера отводится далеко не последняя роль. Чистый стиль в первозданном виде становится редкостью, но знание его особенностей дает возможность для создания бесконечного числа новых вариантов и комбинаций. Невозможно, да и не нужно стремится к соблюдению всех принципов и законов японского интерьерного стиля, но иметь представление о его нескольких оригинальных характерных чертах, отличных, скажем, от китайских или корейских, поможет более точно воссоздать желаемую атмосферу.

Чистота линий, природные материалы, приглушенные краски. Полутона. Тщательно подобранные, неброские детали. Соразмерение света и тени. Незаполненные пространства. Укрывание следов присутствия человека, следов его повседневной жизнедеятельности, как разрушающих гармонию. Уж не этим ли своим извечным стремлением к созданию миниатюрной модели природы в повседневной жизни, некоего микрокосмоса в масштабах отдельно взятого жизненного пространства, своим непрерывным поиском красоты в сером свете будней и привлекателен японский интерьер уставшему от противостояния с природой и напускной суеты миру? Ценность японского стиля состоит как раз в том, что он находится, как бы в не времени и позволяет обрести хотя бы мимолетную иллюзию гармонии и покоя, так недостающее человеку особенно в наше безумное время.

Итак, если поиски гармонии и активизация внутренней энергии для вас не пустой звук, если изящная роскошь простоты вам ближе пышности богатого декора, то штрихи японского стиля могут, как нельзя лучше прийтись к месту в вашем доме. Посмотрим теперь, каковы же основные особенности аутентичного японского стиля, и как с помощью некоторых приемов можно воссоздать его неповторимую атмосферу в вашем доме.

 

Японский стиль и природа
Чтобы понять эстетику традиционного японского стиля, нужно иметь в виду, что чувство прекрасного у японцев тесно связано с природой. Одна из основных задач традиционной японской архитектуры — создавать здания и постройки, максимально вписанные в контекст окружающей среды. Сад вокруг дома также является непременной составляющей самого дома, или дом, если угодно, стремится быть продолжением сада. В действительности, такой подход нашел свое отражение даже в письменности. Одно из обозначений понятия «дом», «семья» звучит по-японски как «катей», что в буквальном переводе означает «дом и сад». Интересно, что в отличие от Европы, в Японии принято наслаждаться садом не снаружи, а изнутри дома, сидя на открытой веранде, или перед открытыми ставнями. Отсюда дополнительная привязка японских домашних садиков к архитектуре дома, продумывание специальных смотровых платформ и композиционное планирование самого садика с учетом линии видимости изнутри дома. Иногда сама конфигурация окон служит своеобразной рамкой к пейзажным красотам сада. Когда же ограниченная площадь не позволяет обустроить полноценный садик, японцы идут на всевозможные ухищрения и строят дома буквально вокруг крошечного островка природы, каковым может оказаться миниатюрный сад камней, да и просто одно-единственное дерево.

Конечно, непросто в условиях городской квартиры, расположенной в средней российской полосе воспроизвести гармоничное сочетание жилища и природы, но на дачных просторах заранее продумать некоторые детали сочетаемости дома и его окружения вполне возможно.

 

Цвет и фактура
Ориентация традиционного японского дома на воссоздание природы в миниатюре предопределила и использование цветовой гаммы, фактуры и формы самих материалов. Дом в японском стиле наполнен оттенками светлого и темного дерева, глины, свежескошенного сена, иногда молодой зеленой листвы или табака. Краски скорее сдержанные, чем кричащие. Тона скорее теплые, чем холодные. Фактуры скорее шероховатые, чем гладкие. Но в любом случае — достаточно явные. Подчеркивается природная красота древесного среза или шершавая потертость камня. Блеск и лоск в целом противопоставляются матовости и рельефной фактурности. На всем лежит как бы отпечаток времени. Обустраивая свой новый дом, японец изо всех сил заботится о том, чтобы он не выглядел слишком новым. Имея в виду, что все, что неестественно для японцев не может быть красивым, можно понять, что следы времени на вещах способны выявить и подчеркнуть их истинную красоту. Японцы видят особое очарование в следах возраста. Именно здесь как нельзя более явно проступает влияние знаменитой японской концепции «саби-ваби». Оба этих слова с трудом переводится на иностранные языки, но именно их расшифровка вызывает наибольший интерес на Западе, как поиск некоего ключа к пониманию загадок Японии. Первое слово «саби» буквально это означает «ржавчина», «патина». В этом контексте, саби, стало быть — это неподдельная сущность, проступающая через печать времени, прелесть старины, оттеняющая истинную красоту. Саби, как ничто другое воплощает собой связь между природой и искусством. Ваби же это скорее мостик между искусством и повседневной жизнью. Ваби — это отсутствие чего-либо нарочитого, броского. Ваби — это красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность. Ваби — это эстетическая формула отказа от внешней мишуры материального мира во имя раскрытия мира внутреннего и постижения истинного смысла бытия.

Обе эти концепции носят, безусловно, определяющий характер на формирование эстетических пристрастий японцев в области цвета и фактуры. Вместе с тем, определяя цветовую гамму в японском стиле нельзя не упомянуть о роли цветовых акцентов, умелая расстановка которых на фоне общего нейтрального фона в природных тонах может добавить дополнительное очарование и пикантность. Руководствуясь цветовыми пристрастиями японцев, ставших основой художественной традиции можно выделить такие цвета: красный, синий, фиолетовый, черный и белый, золотой и серебряный.

 

Материал
Как уже можно догадаться, интерьер в японском стиле, прежде всего, определяют «живые», природные материалы. В первую очередь, это, конечно, дерево — оно буквально повсюду. Светлое и темное, гладкое и шероховатое, но, как правило, всегда без видимых следов обработки. Особенно ценятся вечнозеленые породы: хиноки — кипарис, суги — криптомерия, ичии — тис.

Вторым формоопределяющим материалом японского интерьера по праву считается бумага. Ею вместо стекол оклеиваются раздвижные двери-перегородки внутри дома, она же присутствует и на раздвижных окнах снаружи дома. Применяемая в интерьере японская бумага — ВАСИ — ценится за желтоватый оттенок и матовую поверхность. В отличии бумаги для каллиграфии васи для интерьера изготавливается в форме рулонов и обладает большей прочностью.

Необработанные деревом и бумагой пространства остаются на долю глиняной штукатурки и природного камня, которому тоже отводится немаловажная роль в создании своеобразного колорита. Особенно уместно камень смотрится в прихожей. Японцы любят делать каменные ступеньки при входе в дом для переобувания. Даже в условиях городской квартиры использование сочетание мелкой гальки и крупных камней, образующих дорожку выглядит очень органично и привлекательно. А уж мелкие каменные скульптуры способны придать ни с чем не сравнимое очарование любому интерьеру.

Невозможно представить себе японский интерьер и без другой его неотъемлемой составляющей — соломенных матов татами. В точном смысле слова, татами — это жесткие, пальца в три толщиной, маты из простеганных соломенных циновок. В японском доме татами используются в основном как половое покрытие, на котором ходят, едят и даже спят. Внутри татами находятся соломенные циновки, а верхний слой представляет собой гладкую плетеную поверхности из травы «игуса». Однако помимо своего прямого назначения татами могут использоваться и в качестве материала для создания импровизированных лежанок, стульев и даже столов. Еще одним важной составляющей атмосферы японского стиля является бамбук. Чаще всего он используется при отделке потолка, особенно в чайной комнате и изготовлении рулонных штор из соломки — сударэ. Кроме того, в интерьере бамбук нередко можно встретить в виде колоритных мелочей.

Завершает список «японских» материалов металл, применяемый в интерьере, в основном, в виде дополнительных аксессуаров в форме всевозможных накладок и цепочек.

 

Освещение
Своеобразная освещенность — еще один формообразующий элемент японского стиля. Игра света на линиях и текстурах комнаты создаёт неповторимую атмосферу уюта и интимности. Волнующая красота японского интерьера рождается, прежде всего, за счет играющих теней, предполагающих грамотную расстановку световых источников. В своем великолепном трактате о тени известный японский писатель Танидзаки Дзюнитиро писал о том, что «традиционные японские специально гостиные устроены таким образом, чтобы солнечный свет проникал в них с трудом. Отраженный свет из сада японцы любят пропускать через раздвижные бумажные рамы, как бы стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал в комнату. Элементом красоты японской гостиной является не что иное, как именно этот профильтрованный неяркий свет.»

Любовь к красоте проступающей как бы из глубины теней и неяркого света предопределила и любовь японцев и к своеобразным источникам освещения — бумажным фонарикам АКАРИ и ЧЁЧИН. Свой первый светильник АКАРИ японский дизайнер Исаму НОГУЧИ создал еще в 1950-е годы и с тех пор он триумфально путешествует по миру. В оригинальной версии светильник АКАРИ представляет собой каркас из бамбука, обтянутой традиционной японской рисовой бумагой — васи, внутри которого помещается небольшая свеча или неяркая лампочка. Хорошо знакомый с традиционным светильником из бумаги и дерева ЧЁТИН дизайнер Исаму НОГУЧИ предостерегал от использования слишком яркого света внутри него. Разработанные специально для того, чтобы служить источником мягкого света и создания играющих теней, для воссоздания атмосферы стиля особенно хороши напольные светильники АКАРИ.

 

Конструкторские особенности
Комната в японском стиле всегда имеет ряд конструктивных особенностей, основными достоинствами которых являются простота и мобильность. Неотъемлемыми элементами японской жилой зоны являются соломенные маты — ТАТАМИ и СЕДЗИ — решетчатые деревянные панели, обтянутые полупрозрачной рисовой бумагой. Полупрозрачные или матовые раздвижные перегородки СЕДЗИ и множество переносных элементов позволяют легко менять по своему вкусу не только внутреннее убранство комнаты, но и саму ее форму и размер. Легкость, с которой СЁДЗИ и ТАТАМИ позволяют трансформировать любое пространство — только одна из множества привлекательных и оригинальных сторон традиционного японского интерьера.

Другим важным элементом японской гостиной является ТОКОНОМА. ТОКОНОМА, своего рода композиционный центр японской гостиной — представляет собой специально оформленное место для выставления художественных ценностей, являющихся предметом гордости хозяев дома. Картина или свиток, а также цветочная композиция в ТОКОНОМЕ сменяют друг друга в соответствии со сменой времен года и отражают их особенности. Так, например, под Новый год в ТОКОНОМЕ будет уместна композиция из сосны, сливы и бамбука. Эти три растения традиционно символизируют в Японии здоровье, счастье и долголетие и являются непременными атрибутами встречи Нового года. Весной в ТОКОНОМЕ хорошо будут смотреться цветущие ветки сливы или персика. Летом — немного полевых цветов и свежей зелени, а осенью — ярко красные листья японского клена. Содержание свитка с иероглифической надписью или сюжета картины подбирается в соответствии со вкусом и пристрастием хозяина и может содержать в себе что угодно — от вида священной для японцев горы Фудзи в облачный день до свитка с одним единственным иероглифом, например, мечта.

 

Мебель
Японский стиль жизни традиционно не предполагал наличие мебели, по крайней мере, в европейском смысле этого слова. Люди, впервые попадающие в традиционно японский дом, бывают поражены почти полным ее отсутствием. Место обычных в нашем понимании комодов, сервантов, буфетов, библиотек и прочих элементов корпусной мебели в Японии традиционно занимают вместительные стенные шкафы, в которых хранится все от одежды и посуды до постельного белья и бытовой техники. Та же мебель, которая попадается на глаза, в основном скорее низенькая, угловатая и тяготеющая к чистым геометрическим формам, чем округлая, изогнутая и приспособленная к формам человеческого тела.

Первоначально чисто утилитарная, современная мебель возникла из коробов для хранения вещей — сундуков. Позже они превратились в ТАНСУ — своеобразного элемента традиционной японской мебели, дошедшей к нам из глубины веков. Разные виды ТАНСУ предназначались для разных целей. Все они изготавливались с необычайным мастерством, и практически всегда использовались только по своему прямому назначению. Их продуманная практичность, наряду с налетом старины и какого-то особого духа солидности и благородства делают эти своеобразные предметы обстановки необычайно привлекательными для современных дизайнеров и людей с тонким вкусом. Антикварные ТАНСУ — элегантные воплощения неизвестных мастеров прошлого — способны разнообразить любой интерьер, добавляя ему насыщенности и значимости. В то же время, ТАНСУ способны перерождаться и получать новое звучание, когда используются в неожиданных сочетаниях с современной мебелью.

Элементы традиционного японского дизайна интерьера

Если вы когда-нибудь смотрели классический фильм Ясудзиро Одзу « Токийская история, », вы наверняка заметили, что его наиболее ярким аспектом является перспектива. Все снято с уровня пола. Это был осознанный выбор Одзу, который хотел опустить свою аудиторию до уровня своих персонажей.

Если вы когда-нибудь смотрели классический фильм Ясудзиро Одзу « Токийская история, », вы наверняка заметили, что его наиболее ярким аспектом является перспектива. Все снято с уровня пола. Это был осознанный выбор Одзу, который хотел опустить свою аудиторию до уровня своих персонажей. В традиционном японском доме человек сидят прямо на татами матов, так что именно здесь происходит большая часть диалогов фильма. Низкоугольная перспектива фильма Одзу настолько известна, что его стали называть «выстрелом с татами». Это также многое говорит нам о японском дизайне интерьера: все видно из положения сидя на полу, и мир с этого ракурса действительно выглядит совсем по-другому.

Коврики татами — традиционный материал для пола в японских домах. Изготовленные из плетеной соломы, они обладают мягкой и нежной пружинистостью, что делает их удобной основой для подушек или футонов. В прошлом пол в большинстве комнат дома был покрыт татами. В наши дни его обычно отводят под особые помещения: спальню, комнату для гостей или приемную.0015 ва-сицу (комната в традиционном японском стиле). Тем не менее, даже в современных квартирах комната с татами – не редкость, и размер комнаты по-прежнему измеряется тем, сколько ковриков может в нее поместиться.

Использование татами в качестве напольного покрытия также определило тип мебели, которую японцы используют . Zabuton — напольные подушки, используемые для сидения. Chabudai — низкие столики на коротких ножках, используемые для чаепития или обеда. Zaisu — низкие японские стулья со спинкой, но без ножек. Kotatsu , которые используются зимой, представляют собой низкие столы с обогревателем внизу и стеганым одеялом по бокам для сохранения тепла. Ночью футоны можно вытащить и положить прямо на татами, потому что естественная упругость соломенного мата не уступает любому матрасу. Действительно, для японцев татами настолько прочно ассоциируется с домашним комфортом, что люди нередко говорят что-то вроде 「畳の上で死ねたら幸せだ」– Я был бы счастлив умереть на татами .

Еще один аспект традиционных японских интерьеров — адаптивность . Большую комнату можно превратить в отдельные комнаты, просто добавив раздвижные двери под названием фусума . Эти двери подобны раздвижным стенам. Когда вам снова понадобится больше места, вы можете просто убрать их. Shōji — еще один тип раздвижных дверей из полупрозрачной бумаги на деревянных рамах. Они обеспечивают некоторую степень конфиденциальности, но также позволяют мягкому естественному свету проникать в комнату. Юкими сёдзи имеют раздвижную панель в основании, за которой находится лист стекла. Yukimi буквально означает «наблюдение за снегом», поэтому этот тип экрана позволяет вам оставаться в тепле внутри, наблюдая за зимним пейзажем. Другими переносными комнатными перегородками являются перегородки tsuitate и складные ширмы byōbu .

Задолго до изобретения кондиционеров японские дома проектировались таким образом, чтобы максимизировать циркуляцию воздуха, что было особенно важно в душные летние месяцы. Ranma — это деревянные перекладины, обычно над фусумой, которые имеют отверстия для свободного прохождения света и воздуха между комнатами. Ранма очень часто имеют красивую резьбу и добавляют изысканный штрих к простым интерьерам.

В официальном wa-shitsu как обстановка, так и декорации должны соответствовать минимуму . Художественные предметы, такие как икебана цветочных композиций, бонсай деревьев или подвесных свитка какэдзику , обычно размещаются в угловой нише, называемой 9.0003 токонома . Токонома вставлены в стену и имеют деревянную колонну с одной стороны, называемую токобашира . Токобашира очень часто представляет собой тщательно отполированный ствол дерева со снятой корой, но с неповрежденной естественной формой, что добавляет чувственный элемент в это формальное пространство. Как ни странно, традиционное место для сидения гостя при посещении японского дома — спиной к токономе. Это потому, что хозяин должен скромно относиться к своему внешнему виду и не хвастаться им слишком явно.

Традиционная японская комната окружена мягкими цветами земляных стен, бумажными ширмами и отделкой из бамбука или дерева. Освещение обычно также мягкое и обеспечивается лампами andon с бумажным покрытием или керамическими фонарями, называемыми katō . Общий эффект успокаивающий, мирный и спокойный.

Если вы проведете некоторое время в Японии, то в какой-то момент вы столкнетесь с этими элементами дизайна интерьера. Мы надеемся, что вам тоже понравится этот «выстрел татами»!

Майкл Ламбе

Внутри 5 вечных традиционных японских домов

by Гита Мехта и Кими Тада | ОБРАЗ ЖИЗНИ

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Подумайте о традиционном японском доме и какие элементы приходят на ум? Вы, вероятно, представляете себе мягкие татами, тонкие ширмы сёдзи и теплые деревянные балки; и хотя это важно отличительные черты японского дизайна интерьера , они являются лишь небольшой частью богатого и вдохновляющего наследия традиционной японской архитектуры.

Профессор архитектуры Колумбийского университета Гита Мехта и главный редактор японского архитектурного журнала Confort Кими Тада предлагают беспрецедентное понимание традиционных домов в стиле Japan Style . В этой великолепно иллюстрированной книге Мехта и Тада проведут вас через 20 типичных стилей традиционной японской архитектуры, от изысканного киото-матия до величественного загородного особняка в Аките.

А теперь совершите эксклюзивную экскурсию по пяти тщательно сохранившимся домам. Вы увидите основные черты традиционного японского дома и узнаете, как и почему особая эстетика японских зданий развивалась на протяжении веков. Чтобы по-настоящему ощутить тонкости этих тихих домов, ознакомьтесь с Japan Style , доступным на Amazon .

4 Неотъемлемые элементы японского стиля

1. Удивительный интеллектуальный скачок в дизайне японских домов произошел в 14 веке, и он был настолько мощным, что звучал в течение следующих 600 лет. Примерно в то время, когда европейские дома были забиты экзотическими безделушками, дзенские священники выметали из своих домов даже мебель. Исчезли также любые откровенные украшения. Осталось простое гибкое пространство , которое можно использовать в соответствии с текущими потребностями.

2. Древесина является предпочтительным материалом для традиционных японских зданий. Плотники в Японии усовершенствовали технику рисования внутренней красоты дерева . Кирпичные дома, впервые построенные в Гиндзе около 1870 года, долгое время оставались пустыми, потому что люди предпочитали жить в хорошо проветриваемых деревянных домах.

3. Примерно в то время, когда Леонардо да Винчи разрабатывал систему измерений, которая масштабировал человеческое тело для использования в архитектуре , японские мастера стандартизировали размеры татами до 90 х 180 сантиметров (примерно 3 х 6 футов), что считалось достаточным для того, чтобы на нем мог спать человек. Каждое измерение в японском доме связано с модулем татами.

4. Традиционные японские дома имеют особые отношения с природой . В крайнем случае, лучшая часть участка отдавалась под сад, а проект дома на участке оставался. Целые стены сёдзи можно отодвинуть в сторону, создавая интимное единство с садом.

1. Дом чайного мастера

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Медитативная простота чайной церемонии, или чаною , породила особый архитектурный стиль, называемый стилем Сукия , известный своим минимализмом, простотой, простотой, сдержанностью и сдержанной игривостью.

Дом Такамацу был построен в 1917 году в стиле сукия в Нагое и перенесен в живописную часть префектуры Аити в 80-х годах, чтобы спасти его от разрушения. В соответствии с истинной эстетикой преуменьшения Сукия, этот большой дом имеет атмосферу скромной элегантности, а не показной гордости.

Связь между интерьером и садом очень важна в традиционной японской архитектуре. Сады предназначены для просмотра с низкой точки зрения человека, сидящего в комнате или на татами.

Панель в верхней части ширмы сёдзи состоит из двух перфорированных панелей, одна из которых скользит за другой; открытие или закрытие этих отверстий позволяет комнате адаптироваться к различным потребностям вентиляции в зависимости от времени года.

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Квадратный вход в чайную , называемый nijiri guchi , сделан очень маленьким, в данном случае всего 60 сантиметров (около 2 футов) в высоту. Причина заключалась в том, чтобы заставить гостей войти в чайную на четвереньках, чтобы они оставили позади свои мечи и эго. Японская бумага ( васи ) наклеена на нижнюю часть стен, чтобы защитить кимоно гостей от глиняной штукатурки на стенах.

2. Киото Матия

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Расположенный в самом сердце Киото, Kondaya Genbei является прекрасным примером элегантного киотского стиля machiya или таунхауса купца. Он был основан в 1730-х годах и с тех пор служит резиденцией и магазином, где изготавливают и продают кимоно и пояса-оби. Процветающим бизнесом в настоящее время управляет владелец в десятом поколении Генбей Ямагучи, который также является дизайнером кимоно.

Летом ледяная колонна, установленная на деревянной веранде, обеспечивает естественное кондиционирование воздуха и приятное зрелище. Ротанговый коврик, уложенный на татами , имеет плетеный узор, усиливающий ощущение прохлады. Экраны shoji также были заменены ажурными жалюзи sudare .

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Чайные сделаны намеренно маленькими и однотонными, чтобы не отвлекать от важной цели достижение гармонии внутри себя. Чайный сад можно увидеть через экраны sudo на окне.

3. Дом в Осаке

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

В то время как простота и сдержанность являются отличительными чертами киотского стиля, интерьеры в Осаке часто изобилуют изобилием и спонтанностью. Этот традиционный японский дом был построен в престижном жилом районе Осаки более 70 лет назад дедушкой нынешнего владельца Тейдзо Сато.

Живя среди красивых предметов старины в этом особом доме с шести лет, Сато развил в себе проницательный взгляд и понимание восточной и западной эстетики и часто смешивает их с большим щегольством.

Сато любит создавать инновационные интерьеры, чтобы развлекать и удивлять своих гостей. Хотя в традиционном японском дизайне интерьера принято видеть лишь минимум украшений, витрины Сато — прямо противоположное , переполненное новыми идеями и нюансами . В этом необычно смелом вестибюле перед великолепными дверями фусама лежит ковер плотного плетения ( nabeshima-jutan ). в Японии. Его круглая форма повторяется в тарелке Oribe-ware на полке ниже.

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Ирисы, кленовые листья, храмовые подсвечники и кимоно выставлены на фоне золотая ширма ( byobu ) . Узор на кимоно сделан специально для начала лета, и на нем изображены карпы, плывущие вверх по водопадам. Легенда гласит, что карпы могут стать драконами, если им удастся достичь вершины.

4. Сельский дом в Ниигата

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Minka , традиционные японские фермы, представляют собой прекрасный, но быстро исчезающий японский архитектурный стиль. Как правило, они изготавливаются из тяжелых и часто неровные бревна, бамбук, соломенная крыша и глинобитные стены . Несмотря на свое очарование, minka часто темные и холодные, им не хватает современных удобств, и их ремонт и обслуживание очень дороги. По этим причинам число этих домов до недавнего времени сокращалось. Карл Бенгс, немецкий архитектор, за последние 20 лет помог спасти и восстановить несколько традиционных японских зданий, в том числе этот 180-летний фермерский дом в Мацудай, Ниигата, который сейчас является его домом.

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Традиционная японская крыша с глубоким наклоном очень подходит для этого горного района Ниигата, где выпадает один из самых сильных снегопадов в префектуре. Изнутри вы можете видеть, что необработанное бревно и бамбук, перевязанные веревкой из рисовой соломы , скрепляют дом и придают ему суровую красоту, что становится очевидным благодаря добавлению электрического освещения в этой области, которая традиционно была темной. Простые белые звоночки подчеркивают землистую текстуру балок и камыша на потолке.

Как и во многих традиционных японских домах, в этом доме есть площадь , открытый очаг ( iriori ) , который когда-то был центром семейной жизни, обеспечивая теплом, светом и местом для приготовления пищи. Во время ремонта дома Бенгс добавил в комнату окна с двойным остеклением, придав ей более открытую атмосферу.

5. Величественный особняк

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

Коичи Сато — 11-й глава семьи землевладельцев в Аките, в северной части Хонсю. Зимы здесь суровые, и с ноября по апрель все покрыто толстым слоем снега. Дом Сато был построен в 1894 году в этой суровой сельской местности. В то время как внешний вид и части этого внушительного здания построены так, чтобы выдерживать экстремальные погодные условия, части интерьера были спроектированы в утонченном аристократическом стиле Сёин.

Тяжелая крыша и глубокие выступы являются эстетически важной частью традиционного японского дома. Эта крыша покрыта керамической черепицей, что было необычно для этого района, где большинство домов раньше были покрыты соломой.

Деревянный забор ( itabei ) из обожженных досок японского кедра выравнивает подход к дому Сато и простирается, казалось бы, бесконечно. Дом скрыт от главных ворот ( mon ). Эти церемониальные внешние ворота имеют форму шлема воина и покрыты керамической черепицей. Такие ворота были символом статуса и изысканности владельца.

© 2019 Periplus Editions (HK) Ltd.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *