Стиль рококо в архитектуре, интерьере
Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами. Италия, ассоциируется с классическим искусством античности, Германию называют центром романского стиля, а Франция, подарила миру rococo.
Истоки стиля
Архитектура и живопись
Фарфоровые фантазии
Серебряная эстетика
Ювелирные изыски
Бронзовая магия
Истоки стиля
История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.
Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.
Смещение идеала
Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. На смену женской фигуре с несколько выступающим животиком, пришел новый силуэт – талия, которую утягивали корсетом. Женский образ стал загадочным и эротически привлекательным благодаря открытым плечикам, глубокому декольте, огромному количеству декорирующих элементов на костюме: бантиков, завязочек, рюшек. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. в высоту. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом.
Надо сказать, что мужской гардероб не отставал в наличии украшающих элементов. Мужской и женский образы были похожи и напоминали изнеженных фарфоровых куколок. Молодые и зрелые аристократы, пренебрегая возрастом, носили одинаковую одежду с вышивкой, украшенную тесьмой, отделанную бахромой и кружевными оборками. Они не скупились на косметику, предаваясь увеселительным развлечениям.
Архитектура и живопись
Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник. Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.
Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.
Фарфоровые фантазии
Германия
Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.
Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.
Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.
Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.
Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.
Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)
Франция
Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.
Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.
Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790
Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.
Серебряная эстетика
Во Франции рококо продержался до конца 80-х годов XVIII века, в отличие от Англии, Северной Америки, где он совершенно не прижился. Хотя нападки на стиль стали появляться с самого зарождения: трудно было удержать эстетическое равновесие. То, что в начале считалось легким, радостным и изящным, с годами стало вычурным, манерным и легкомысленным. Однако истинным художникам за несколько десятков лет удалось создать дорогостоящие коллекции посуды, в том числе, из серебра.
Европа переживала период некой театральности, появилась страсть к столовому этикету, соответственно и посуда приобрела не только утилитарную функцию. Столовые приборы стали не просто предметом для еды, а неким декоративным элементом, сопровождающим действо. Даже обычная ложка стала выпускаться разной формы и размера: для супа, чая, сахара, клубники. Ее форма была причудливо изогнута, а ручка украшалась воздушными раковинками и драгоценными камнями. Изменились и чайные/кофейные сервизы.
Германия, Ханау, мастерская — Storck & Sinsheimer, 1874-1893
Франция, Париж, мастерская — Leon Lapar, 1878-1897
Франция, Париж, мастерская — Etienne-Auguste Courtois, 1819-1838
Стиль рококо узнаваем по пузатеньким сосудам с гнутыми ножкам, изощренно выгнутым носикам, витиеватым узорам, косым граням, характерным ракушным элементам, создающих впечатление движения. Можно бесконечно любоваться филигранной резьбой чайника и дивиться мастерству ювелиров.
Серебряная посуда до последних десятков лет была привилегией знати. Лечебные свойства в совокупи с декоративной орнаментальностью отличали ее высокой стоимостью. Столовые предметы изготавливали на заказ. Аристократы могли пользоваться ею ежедневно, зажиточный класс довольствовался только по праздникам, либо ограничивался созерцанием на выставках и в магазинах.
Традиционные блюда отличались исключительным качествам, серебряная поверхность была настолько чиста и гладка, что в нее можно было смотреться. Облегченный орнамент, словно кружась, лишь слегка украшает край. На дорогих разносах запечатлевали традиционные сцены быта, доставшиеся по наследству от барокко, разбавляя массивность завитушками и ажурной резьбой с элементами рокайля.
Ювелирные изыски
Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.
Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.
Бронзовая магия
Bronze – древнейший сплав, выплавленный человеком, который использовали не только в практических целях, но и декоративно-прикладном искусстве. К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей. Ее можно встретить в тяжеловесных рамах для зеркал, отделке мебели, люстрах, бра, подсвечниках. Элементы нового стиля рококо широко представлены в отделке декоративных предметов: курильницы, вазоны, часы. Сплав материала пластичен, а богато разработанный рельеф позволял использовать его не только как основу предмета, но и для его украшения.
Boudoir table clock of Vernis Martin, French,1880
Потрясающие настольные часы в стиле рококо, отделанные золоченой бронзой. Это типичная форма для часов того времени, напоминающая женскую фигурку: покатые плечики, талия. Сочный цвет лака с золотыми чешуйками добавляет часам королевской феерии. Часы украшены цветочными фестонами, а на основании любовная сцена в загородном пейзаже. Два бронзовых херувимчика украшают циферблат. Сверху, полусферу венчает орел.
Clock with Dolphin by A. D. Mougin, French,1880
Оригинальные старинные часы из позолоченной бронзы с дельфином у основания. Красивый и изысканный стиль рококо выражен и форме, и в декоре. Часы украшены сложными завитками, листьями, цветочными гирляндами. В верхней части находится сосуд с характерными фигурными ручками и цветочным навершием. Дельфин расположен, словно в раковине, у основания и является самым необычным и привлекательным элементом. Часы превосходны, их высота 47 см.
XVIII век жаждал света и зрелищ, поэтому одним из популярнейших будуарных предметов были подсвечники.
До наших дней дошли искусно смоделированные из бронзы подставки с разветвлениями на 2, 5 или 7 свечей с резным основанием, украшенные всевозможными скрученными элементами, фигурками ангелочков. Мастера рококо любили украшать изделия растительным орнаментом, особенно часто используя для этого листья аканта, стилизованные или передающие красоту растения с природной точностью. Изогнутые линии канделябров в изобилии украшались виноградными лозами, купидонами, что придавало эпохе аромат утонченной роскоши, пресыщения и мечтательности.
Нельзя не упомянуть и бронзовые скульптуры XVIII века, которыми украшали не только парковые зоны, но и, в зависимости от размера, гостиные, столы, ниши. Бронзовая миниатюра и сегодня удерживает первенство по популярности среди раритетных подарков: мадмуазели в пышных юбках-панье с мудреными прическами, амурчики, играющие на музыкальных инструментах, влюбленные парочки, веселящиеся на балу – бесценный подарок для дома или офиса.
Несмотря на то, что к концу века стиль рококо был низвергнут из-за привязанности к излишней помпезности, он не канул навсегда. Притаившись на сотню лет, рококо во второй половине XIX века потерпел перерождение и вновь вернулся, радуя причудливыми изгибами и нескучными формами.
Стиль Рококо в интерьере
СОДЕРЖАНИЕ:
- Архитектурные особенности стиля рококо.
- Характерные черты и узоры в интерьере стиля рококо. Фото примеров интерьера.
- Мебель в стиле рококо. Фото.
- Примеры стиля рококо в исторических интерьерах.
Практически весь 18 век в Европе прошел в стиле рококо. Легкий, утонченный, шикарный … он пришел на смену тяжеловесному и помпезно-торжественному бароко, но полностью самостоятельным с индивидуальными чертами, присущими только ему, рококо, — так и не стал.
Вынырнув из строгого бароко, рококо оставил в себе все самое лучшее от своего предшественника: завершенность форм и линий. Новорожденный рококо добавил в себя воздушности и зефирности пастельных оттенков, легкомысленных завитков (в форме раковин – да, ушных раковин) и изящности натуральной самой природы в резьбе, шика в виде позолоты, романтического налета и немного мистики в виде встречающихся мифологических сюжетов на обоях, потолках и стенах, оформленных в стиле рококо.
Затейливая лепнина потолков и стен плавно, словно кружась в танце, вытекает из причудливых узоров на обоях в стиле рококо. Версаль. Мадам де Помпадур. Людовик Солнце. Легкомысленность и непринужденность. Легкий флер интриг и куртизанства. Вот какой ассоциативный ряд возникает при слове «рококо».
Философия дизайна в стиле рококо – вечный праздник, мир балов и карнавалов, будуарные секреты, шлейф любви и тайны.
Сегодня, в 21 веке, дворцовый стиль рококо снова актуален. Дизайнеры используют его для оформления интерьеров квартир, производства мебели и аксессуаров.
Архитектурные особенности стиля рококо
Как мы уже говорили, рококо плавно трансформировался из бароко и не обладает яркими индивидуальными чертами архитектуры и интерьера. Рококо можно назвать вариацией бароко, которая, как не послушный ребенок, где-то подражает яркому родителю, а в чем-то полностью противоречит.
В архитектуру рококо привел легкость и игровость, логичность архитектурных форм он заменил произвольностью и вариативностью, со щедрым обилием орнаментальных и легкомысленных деталей.
Рококо перестал придерживаться принципа парадной анфиладности, потянувшись за разнообразием в расположении комнат, ассиметричным , разорванным, лишенным определяющей оси композициям архитектурных элементов и деталей.
Внутренне пространство дома, если соблюдать каноны стиля рококо, имеет свободное и рациональное расположение в соответствии со всеми требованиями комфорта.
Солирующий элемент стиля рококо – рокайль (раковина)– орнамент, вовлекающий в объединяющую мелодию рисунок камней с раковинами и листьями растений. Плавные, скользящие линии. Постепенные переходы, практически исчезающие, растворяющиеся в лепнине и затейливой фигурной отделке.
Характерные черты и узоры в интерьере стиля рококо. Фото примеров интерьера.
Современные интерьеры жилых помещений, как правило, сейчас делают в не настолько ярком и эпатажно-золотом варианте, как было принято в столетии, давшем нам стиль рококо. Хотя, случаются и исключения.
Цветовое решение интерьеров рококо балансирует на оттенках белого и золотого – это идеальная гамма, например, для гостиной в стиле рококо.
Сегодня, многие дизайнеры редко используют стиль рококо в чистом виде при оформлении интерьера квартир. Скорее, они берут лучшее, что может дать рококо, а это линии, легкая лепнина, игра света и каскад текстиля. Если позволяет бюджет – роскошные шелковые обои. Невозможно? Тогда можно просто покрасить стены и нанести лепнину. Ну, и, конечно, мебель. Легкая, воздушная и изящная. Всякие пуфик, кушетки легкие диванчики, кресла – идеально для интерьера гостиной в стиле рококо. А, если добавить несколько уровней освещения от бра, торшеров, напольных ламп и заканчивая королевской люстрой в центре потолка – можно считать, что оформление в стиле рококо практически состоялось. Но для вишенки на торте, следует добавить милые и изящные вазочки, статуэтки, шкатулочки и красивый сервиз.
Современная спальня рококо – это уютное помещение в спокойной песочной, приглушенно-зеленой, кремовой или пепельно-розовой гамме. Чем-то отдаленно напоминает будуар королевской фаворитки. Все безумно воздушно и романтично. Обилие ангелочков и райских цветов с порхающими птицами. Затейливые мифологические узоры на стенах, манящие наш взор локоны лепнины на потолке, шикарная люстра, позвякивающая крупными подвесками, а королева спальни рококо – огромная кровать, щедро обложенная подушками и золочеными спинками. Иногда, кровать в стиле рококо может прятаться под балдахинами из тяжелого и плотного шелка. А текстиль вообще занимает особое и очень влиятельное положение в интерьерах, оформленных в стиле рококо. Идеально, когда обивка кресла, пуфика, штор с ламбрекенами и покрытия кровати выполнено из одного полотна с рисунком, который перекликается мотивом с темой изображенной на стенах, потолке и ковровом покрытии.
Если со спальней и гостиной в стиле рококо все более или менее понятно, то вот с кухней рококо дизайнерам придется поломать голову. Это помещение само по себе диссонирует своим функционалом со роскошным и легкомысленным рококо. Поэтому многие дизайнеры и теряются в попытках вывести идеальную дизайнерскую картинку. Однако, умелым мастерам своего дела это удается, несмотря на ограниченную площадь и необходимости встроить бытовую технику. Акцент кухни в стиле рококо делается на цветовой гамме, почти прозрачной, воздушной – это кофейные оттенки, слоновой кости, карамельные, голубые и розовые. И второй яркий момент кухни – мебель в стиле рококо, но об этом мы поговорим ниже, посвятив предметам обихода целый раздел.
О стенах в интерьере рококо стоит поговорить обязательно. Это отдельный элемент искусства, который щедро украшен лепниной, живописной росписью, ярким декором, шелковыми обоями с рисунками райских птиц и цветов. Стилю рококо присуще деление стен на сегменты, каждый из которых представляет собой отдельный и завершенный, но гармонично сочетающийся с остальными, предмет декоративной детали. Такая деталь может быть заключена в излюбленную элемент стиля рококо – картуш с обилием капризных завитков. Прием картуша часто используют в дизайне стульев рококо и кресла рококо.
Не меньше внимания дизайнеры уделяют потолкам в интерьерах рококо. Здесь характерны те же приемы и цветовая гамма, что и при оформлении стен в стиле рококо.
Пол в интерьерах стиля рококо – паркет. Хороший дубовый паркет, прикрытый декоративным ковриком, сочетающимся с цветом и мотивами стен, потолка и текстиля. Если по каким-то причинам уложить деревянный паркет не представляется возможным, то вполне можно воспользоваться бюджетным вариантом – плиткой под мрамор или натуральный камень.
Витиеватые розетки, затейливая лепнина, изображения пухленьких ангелочков, а центральное место, словно императрица, отдано под люстру максимально больших размеров, которые может позволить себе площадь комнаты. Люстра в стиле рококо должна быть обязательно на длинном подвесе, обильно увешана хрусталем, золотым декором и рассчитана большое количество лампочек.
Стиль рококо очень любит игру текстиля. Многослойного, воздушного, легкого и очень дорогого. Ни о каком ситчике или и льне речи и быть не может.
Каждый сантиметр квартиры или дома, оформленного в стиле рококо должен быть декорирован узором, мозаикой, вышивкой, резьбой или инкрустацией.
Предметы декора – все статуэтки, вазы, зеркала, гобелены, подсвечники и прочие замысловатые штучки в интерьере рококо равномерно распределяют по всем комнатам, чтобы не создавать подобие музея, а лишь подчеркнуть дизайн квартиры в стиле рококо.
Мебель в стиле рококо. Фото.
Мебель, изготовленная для интерьеров в стиле рококо не менее изящна и чувственна, чем лепнина и пасторальные картины на стенах и потолках комнат, оформленных в дизайне рококо.
Принцип, которому должна соответствовать мебель рококо – безоговорочный отказ от автономности отдельных деталей и элементов конструкции, симметричных и прямых линий. Вся деревянная мебель рококо, будь то кресло или диван, создают впечатление вылепленного из цельного и пластичного куска. В отличии от бароко, мебель в стиле рококо содержит на себе уже гораздо меньше резьбы по дереву. Ее частично заменили золотые и бронзовые накладки, тонированный лак.
Мебельная колористика рококо не отличается от интерьерной – те же пастельные оттенки и обязательное золото.
Стиль рококо дал миру новые формы: канапе, шезлонг, классика – кресло в стиле рококо – бертер, которое отличается от себе подобных глубиной сиденья. Стулья рококо тоже можно назвать индивидуальными – у них отсутствую проноги. А еще, благодаря стилю рококо, мир получил секретер и изящные туалетные столики.
Во Франции, родине всего изящного и рококо в том числе, мебель, изготовленная в стиле рококо носит царское название – мебель в стиле Людовика XV – Короля Солнца, любителя роскоши и развлечений.
Мебель стиля рококо – это само утонченное изящество, она компактна в плане размеров, удобна в своем функционале. Никаких острых углов, только изогнутые линии ножек, завитки спинок, гирлянды фруктов, раковин и растений с цветами в виде резьбы на дереве и золотого декора.
Вначале зарождения стиля рококо, мебель красили в пастельные тона, являющиеся визитной карточкой этого стиля – зеленый, белый, голубой, золотили, лакировали. Но со временем, а это совпало с началом товарообмена Франции с Китаем, мебель в стиле рококо начала украшаться китайским лаком, пейзажами в виде китайских пагод, китайских кружевных мостиков и прочими восточными мотивам. А в декоре появились новые элементы – ножки кресел в виде лап животных; птичьей лапы, зажавшей шар; резные спинки кресел; ажурные детали дверок в шкафах.
Так как мебель рококо позиционируется, как предметы роскоши и является своего рода лакмусовой бумажкой достатка, то на изготовление таких предметов интерьера идет исключительно древесный массив ценных пород деревьев – красное, лимонное, орех и липа, которые податливы в работе при резьбе, но надежны и тверды в процессе эксплуатации.
Примеры стиля рококо в исторических интерьерах.
Искусство рококо
Искусство рококо
Подобно тому, как строительство Версаля связано с Людовиком XIV, самое значительное художественное движение во Франции первой половины XVIII века связано с его сыном Людовиком XV. Термин рококо происходит от французского слова, означающего «раковина», потому что мотив раковины гребешка распространен во внутреннем убранстве рококо. В то время как внутреннее убранство в стиле рококо распространилось на другие страны, особенно в Германию, стиль живописи, называемый рококо, является преимущественно французским явлением. Вот некоторые выдающиеся характеристики:
- Искусство рококо, иногда называемое «женской» версией стиля барокко, ассоциируется с аристократией. Как правило, на картинах изображены аристократы или аристократический досуг — например, ритуалы ухаживания, пикники в гармоничной природной среде, экскурсии в романтические места.
- На картинах изображены красивые аристократки в роскошных одеждах. Фигуры высокие и стройные, изящные и грациозные.
- Часто на картинах изображена мирная природная обстановка с перистыми деревьями и ветками листвы. Это весенние или летние декорации без намека на дождь или какое-либо природное явление, которое может нарушить счастье актеров в декорациях. Часто в этих природных «парках» изображают статуи; статуи иногда комментируют действие на картинах (например, Венера и ее сын Купидон могут одобрять происходящие флирты).
- Цвета нежные, часто пастельные. Иногда розовые розы появляются в неестественном изобилии.
- Обычно это счастливые картины, как будто людям на них наплевать на весь мир — за исключением, возможно, того, что их любовь не будет возмещена. Хотя этот стиль в искусстве современен сатире в литературе, эти художественные произведения очень различны по настроению и тематике.
Антуан Ватто (1684-1721) | ||
Посадка на Cythera 1717 | ||
На этой картине, одном из самых известных образцов искусства рококо, изображена группа аристократов, возвращающихся с мифического острова Кифера, места, связанного с Венерой. Сколько из перечисленных выше характеристик вы видите в этой работе? | ||
Мезетин 1718 | ||
Ватто также интересуется психологией любви.![]() | ||
Франсуа Буше (1703-70) | ||
Маркиза де Помпадур 1756 | ||
Это типичный портрет в стиле рококо. Аристократка, любовница Людовика XV, элегантна, красиво одета и причесана, у нее есть необходимая комнатная собачка. (У аристократов есть большие охотничьи собаки, у бедняков — дворняги, а у «дам» — маленькие комнатные собачки.) Обратите внимание на обилие роз. | ||
Ванна Дианы 1742 | ||
Буше известен своим изображением обнаженной женщины.![]() | ||
Лежащая девушка 1752 | ||
Однако это не мифическая женщина; она еще одна любовница Людовика XV. Абсолютистский монарх имеет определенные сексуальные привилегии! «Божественное право» королей, по-видимому, не означало, что царь подчинялся Заповедям Божества. | ||
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) | ||
Качели ок. 1766-69 | ||
На этой знаменитой картине изображены играющие и флиртующие аристократы.![]() | ||
Встреча 1771-3 | ||
Эта картина является первой в серии под названием «Прогресс любви». Здесь романтический парень перепрыгивает через стену, а его возлюбленная кажется удивленной. Она? Статуя может прокомментировать событие, сказав: «Еще нет». Обратите внимание на элегантный открытый парк, снова с розами и перистыми деревьями. | ||
Украденный поцелуй ок. 1766 | ||
Аристократы снова в игре. Но обратите внимание на дату. Немногим более чем через два десятилетия аристократы будут беспокоиться о своих головах, а не о украденных поцелуях.![]() | ||
Элизабет Виге Лебрен (1755-1842) | ||
Автопортрет 1790 | ||
Прежде чем покинуть Францию, мы должны отметить, что работы известной художницы 18-го века, которая была очень известна, пользуются международным уважением. Виже Лебрен была одной из двух женщин-членов Французской академии художников — редкая привилегия и дань уважения как ее таланту, так и политическим связям. | ||
Мария-Антионетта 1784 | ||
Она специализировалась на портретах, рисуя как коллег-художников, так и аристократов, обычно льстив последним в своих изображениях.![]() | ||
Варвара Ивановна Ладомирская 1800 | ||
Во время Французской революции Виж Лебрен бежала в Россию, где затем писала картины русских аристократов. | ||
См. также этот сайт для получения дополнительной информации об искусстве рококо. |
Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан.
Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.
История, примеры, художники – Artlex
Что такое стиль рококо?
Рококо — архитектурный и художественный стиль, зародившийся в Париже в начале 18 го века, а затем распространившийся по Франции, Германии, Австрии и другим частям Европы. Это было видно в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль», что означает «ракушка», и относится к оболочке и сложной детализации, используемой в лепных украшениях и каменных работах. Рококо иногда называют «маленьким барокко» из-за высокой декоративности и развития стиля барокко.
Известные произведения в стиле рококо
Балочные удовольствия. 1717. Жан Антуан Ватто. Далвичская картинная галерея, Лондон. Туалет Венеры (1751 г.). Франсуа Буше. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Качели. 1767. Жан Оноре Фрагонар. Коллекция Уоллеса. Лондон.
Мыльный пузырь (1733-34). Жан Симеон Шарден. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Историческая справка и типичный стиль рококо
В 1715 году, после смерти Людовика XIV, французская знать покинула Версаль и вернулась в Париж. Это было время веселья и резвости, когда аристократы могли свободно жить без ограничений дворцовой жизни, которых требовал король. Именно здесь началось искусство стиля рококо и декоративно-прикладное искусство рококо.
Характеристики живописи в стиле рококо
Художники венецианской школы, такие как Джорджоне и Тициан, оказали влияние на художников рококо в использовании цвета и эротических сюжетов. Живопись в стиле рококо запечатлела игривую повседневную жизнь аристократов, живших в свое удовольствие. Цвета стали светлее до белого и серебристого, с пастельными тонами, особенно розовым, синим и зеленым. Художники рококо использовали легкие и изогнутые мазки с широкими диагоналями.
Сюжеты картин в стиле рококо включали романтику и любовь между смертными или мифическими существами, дополненные амурами, путтисами, ангелами и пышными садами. Пейзажи были особенно красивы в стиле рококо со сказочным качеством.
Отец стиля рококо: Жан Антуан Ватто
Галантные праздники новый жанр в живописи рококо, или живопись для ухаживания, как показано на картине французского художника Жана Антуана Ватто (1684–1721), запечатлевшей жизнь 18 человек. -й -й век, хорошо одетые аристократы, преследующие романтическую любовь.
На картине Ватто в стиле рококо «Удовольствия бала» (1717) роскошно одетые аристократы наслаждаются обществом друг друга, находясь на открытом дворе, в окружении величественной архитектуры и красоты природы.
Пристань для Синтеры (1717) показывает пары, собирающиеся сесть на судно, либо на греческий остров Кифера, либо с него, а амуры взволнованно кружатся. Говорят, что остров был местом рождения Афродиты, греческой богини любви. Соответственно, Ватто добавляет статую Венеры и Купидона справа.
Другие французские художники в стиле рококо
Франсуа Буше (1703-1770) был известен своими мифологическими картинами в стиле рококо. Туалет Венеры (1717) представляет собой романтизированное видение богини любви, окруженной тремя амурами. Картина в стиле рококо находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Пожалуй, самая известная работа французского рококо 18 — веков — Качели Жана — Оноре Фрагонара (1732-1806). Аристократы играют, как женщина позволяет мужчине заглянуть ей под юбку, пока на качелях, раскачиваемых епископом. Сцена происходит в частном пышном саду, типичном для стиля рококо.
Встреча. Из коллекции «Прогресс любви» (1771-1773) Жан-Оноре Фрагонар
В Мыльный пузырь (1733-34) работы французского художника 18 го века Жана Симеона Шардена (1699–177) 9) двое детей играют, в то время как старший пускает большой мыльный пузырь, олицетворяющий невинность детства.
Итальянские картины в стиле рококо
Вход в Гранд-канал (1730) работы итальянского художника в стиле рококо Каналетто (1697-1768) напоминает об идеальном дне 18 -й -й век Венеция, увиденная глазами британского туриста, который был его клиентом, сейчас находится в Музее изящных искусств в Хьюстоне. Благодаря этому художнику стиль рококо распространился по всей Италии.
Вход в Большой канал. 1730. Каналетто.
Вид на вход в Арсенал. 1732. Каналетто.
Английская живопись в стиле рококо
Томас Гейнсборо (1727–1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, который оказал наибольшее влияние, объединив их. Синий мальчик — популярное изображение художника 18 -го -го века. На этой картине в стиле рококо изображен мальчик, одетый в насыщенно-синий цвет, созданный тонкими мазками художника в нескольких оттенках. Эта работа не только портретная, но и исследование моды периода рококо.
Другие картины свидетельствуют о качестве его живописи. Портреты элегантно одетых аристократов иллюстрируют богатые и дорогие ткани, используемые в моде.
Мэри Литтл, позже леди Карр. 1763. Томас Гейнсборо
Достопочтенная миссис Грэм. 1775. Томас Гейнсборо
Стиль рококо: скульптура
Скульптура и архитектура в стиле рококо были взаимосвязаны в период рококо и следовали той же теме, что и живопись. Французский скульптор в стиле рококо Эдме Бушардон (1698–1762), который в течение своей карьеры работал на короля Людовика XV, создал памятные скульптуры в стиле рококо, такие как Фонтан времен года (1739–1745) в Париже. Возвышаясь на два этажа, скульптура в стиле рококо с ее монументальными статуями времен года, украшение путти — это чистое рококо. Купидон, разрезающий лук из дубины Геркулеса (1739–1750) также представляет этот период, как и скульптура в стиле рококо под простым названием Купидон (1774).
Купидон. 1774. Круглая скульптура в стиле рококо работы французского художника Эдме Бушардона, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Стиль рококо: декоративно-прикладное искусство
В период рококо фарфоровые статуэтки стали популярными для каминной полки или центральных предметов декоративно-прикладного искусства на обеденном столе. В 1710 году в Мейсене была основана первая в Европе фабрика по производству твердого фарфора, где использовались те же элементы декоративно-прикладного искусства, что и в импортированном китайском фарфоре.
Сначала предметы мейсенского фарфора или декоративно-прикладного искусства в посуде включали наборы для чая и шоколада. Позже, в 1735 году, Мейсен начал производить свои первые фарфоровые статуэтки, сюжеты которых рисовали с картин. Эти произведения в стиле рококо 18 го века вскоре были скопированы Севрским фарфоровым заводом во Франции.
Влияние школы Фонтенбло на стиль рококо
Школа Фонтенбло во Франции, основанная итальянским маньеристом Россо Фиорентино (1494-1540) была основой дизайна интерьера в стиле рококо. Флорентино получил заказ на работу во дворце Фонтенбло от короля Франциска I в 1530 году. В декоре представлены фрески с замысловатыми лепными рамами, на которых изображены нимфы, замазки, гирлянды и корзины с фруктами. Изысканная деревянная отделка украшена позолотой. Это сильно повлияло на декоративное искусство рококо и период рококо в целом.
Стиль рококо: дизайн интерьера
Интерьеры в стиле рококо наполнены мягкими пастельными тонами, расписными потолками и иллюзиями. Особое внимание в элементах интерьера уделялось молдингам, декорированным изогнутыми формами с использованием S- и C-образных форм. Преобладали естественные формы природы, особенно ракушки, цветы, птицы и виноградные лозы. Элементы, вдохновленные Фонтенбло, включали амуров, замазки и позолоту.
На основе фарфоровых изделий возникли китайские элементы. Зеркала использовались для привлечения света и ощущения простора. Расцветали все виды декоративно-прикладного искусства. На люстры из венецианского стекла и использование шелка и бархата повлияло итальянское рококо. Гобелены и небольшие картины помогли создать интимное пространство. Открытые частные сады и уединенные парки позволяли флиртовать.
Hôtel de Soubise, в Париже, Франция, построенный в стиле барокко в начале 1700-х годов, был городским особняком принца и принцессы Субиза, отремонтированным французским архитектором Жерменом Боффраном (1667-1754) в 1730-х годах. Салон принцессы выполнен в чистом французском стиле рококо. Комната украшена золоченой резьбой или буазери, херувимами, потолочной росписью и зеркалами в декоративном стиле рококо.
Внутреннее убранство спальни принца в Hôtel de Soubise является образцом архитектуры рококо.
Стиль рококо: Архитектура рококо
Немецкое рококо использовало смелые пастельные тона для экстерьеров и интерьеров. Франсуа Кувилье (1695–1768), бельгийский архитектор и дизайнер, построил Амалиенбург, окрашенный в розовый цвет, в 18 –90 253 годах между 1734–1739 годами. Это была небольшая пристройка как часть дворцового парка Нимфенбург в Мюнхене, Германия. Архитектура в стиле рококо была заказана курфюрстом Карлом Альбрехтом для его жены Марии Амалии в качестве домика для удовольствия и охоты.