Какие элементы появились в интерьерах стиля рококо: Стиль рококо в интерьере — правила оформления и фото идеи воплощения

Содержание

Стиль рококо в архитектуре, интерьере


Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами. Италия, ассоциируется с классическим искусством античности, Германию называют центром романского стиля, а Франция, подарила миру rococo.

Истоки стиля
Архитектура и живопись
Фарфоровые фантазии
Серебряная эстетика
Ювелирные изыски
Бронзовая магия

Истоки стиля


История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.


Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.

Смещение идеала


Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. На смену женской фигуре с несколько выступающим животиком, пришел новый силуэт – талия, которую утягивали корсетом. Женский образ стал загадочным и эротически привлекательным благодаря открытым плечикам, глубокому декольте, огромному количеству декорирующих элементов на костюме: бантиков, завязочек, рюшек. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. в высоту. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом.


Надо сказать, что мужской гардероб не отставал в наличии украшающих элементов. Мужской и женский образы были похожи и напоминали изнеженных фарфоровых куколок. Молодые и зрелые аристократы, пренебрегая возрастом, носили одинаковую одежду с вышивкой, украшенную тесьмой, отделанную бахромой и кружевными оборками. Они не скупились на косметику, предаваясь увеселительным развлечениям.

Архитектура и живопись


Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник. Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.


Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.

Фарфоровые фантазии

Германия


Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.


Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.



Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.


Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.


Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.




Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)

Франция


Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.


Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.


Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790


Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.

Серебряная эстетика


Во Франции рококо продержался до конца 80-х годов XVIII века, в отличие от Англии, Северной Америки, где он совершенно не прижился. Хотя нападки на стиль стали появляться с самого зарождения: трудно было удержать эстетическое равновесие. То, что в начале считалось легким, радостным и изящным, с годами стало вычурным, манерным и легкомысленным. Однако истинным художникам за несколько десятков лет удалось создать дорогостоящие коллекции посуды, в том числе, из серебра.


Европа переживала период некой театральности, появилась страсть к столовому этикету, соответственно и посуда приобрела не только утилитарную функцию. Столовые приборы стали не просто предметом для еды, а неким декоративным элементом, сопровождающим действо. Даже обычная ложка стала выпускаться разной формы и размера: для супа, чая, сахара, клубники. Ее форма была причудливо изогнута, а ручка украшалась воздушными раковинками и драгоценными камнями. Изменились и чайные/кофейные сервизы.


Германия, Ханау, мастерская — Storck & Sinsheimer, 1874-1893


Франция, Париж, мастерская — Leon Lapar, 1878-1897


Франция, Париж, мастерская — Etienne-Auguste Courtois, 1819-1838


Стиль рококо узнаваем по пузатеньким сосудам с гнутыми ножкам, изощренно выгнутым носикам, витиеватым узорам, косым граням, характерным ракушным элементам, создающих впечатление движения. Можно бесконечно любоваться филигранной резьбой чайника и дивиться мастерству ювелиров.


Серебряная посуда до последних десятков лет была привилегией знати. Лечебные свойства в совокупи с декоративной орнаментальностью отличали ее высокой стоимостью. Столовые предметы изготавливали на заказ. Аристократы могли пользоваться ею ежедневно, зажиточный класс довольствовался только по праздникам, либо ограничивался созерцанием на выставках и в магазинах.



Традиционные блюда отличались исключительным качествам, серебряная поверхность была настолько чиста и гладка, что в нее можно было смотреться. Облегченный орнамент, словно кружась, лишь слегка украшает край. На дорогих разносах запечатлевали традиционные сцены быта, доставшиеся по наследству от барокко, разбавляя массивность завитушками и ажурной резьбой с элементами рокайля.

Ювелирные изыски


Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.



Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.

Бронзовая магия


Bronze – древнейший сплав, выплавленный человеком, который использовали не только в практических целях, но и декоративно-прикладном искусстве. К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей. Ее можно встретить в тяжеловесных рамах для зеркал, отделке мебели, люстрах, бра, подсвечниках. Элементы нового стиля рококо широко представлены в отделке декоративных предметов: курильницы, вазоны, часы. Сплав материала пластичен, а богато разработанный рельеф позволял использовать его не только как основу предмета, но и для его украшения.



Boudoir table clock of Vernis Martin, French,1880


Потрясающие настольные часы в стиле рококо, отделанные золоченой бронзой. Это типичная форма для часов того времени, напоминающая женскую фигурку: покатые плечики, талия. Сочный цвет лака с золотыми чешуйками добавляет часам королевской феерии. Часы украшены цветочными фестонами, а на основании любовная сцена в загородном пейзаже. Два бронзовых херувимчика украшают циферблат. Сверху, полусферу венчает орел.



Clock with Dolphin by A. D. Mougin, French,1880


Оригинальные старинные часы из позолоченной бронзы с дельфином у основания. Красивый и изысканный стиль рококо выражен и форме, и в декоре. Часы украшены сложными завитками, листьями, цветочными гирляндами. В верхней части находится сосуд с характерными фигурными ручками и цветочным навершием. Дельфин расположен, словно в раковине, у основания и является самым необычным и привлекательным элементом. Часы превосходны, их высота 47 см.


XVIII век жаждал света и зрелищ, поэтому одним из популярнейших будуарных предметов были подсвечники.



До наших дней дошли искусно смоделированные из бронзы подставки с разветвлениями на 2, 5 или 7 свечей с резным основанием, украшенные всевозможными скрученными элементами, фигурками ангелочков. Мастера рококо любили украшать изделия растительным орнаментом, особенно часто используя для этого листья аканта, стилизованные или передающие красоту растения с природной точностью. Изогнутые линии канделябров в изобилии украшались виноградными лозами, купидонами, что придавало эпохе аромат утонченной роскоши, пресыщения и мечтательности.


Нельзя не упомянуть и бронзовые скульптуры XVIII века, которыми украшали не только парковые зоны, но и, в зависимости от размера, гостиные, столы, ниши. Бронзовая миниатюра и сегодня удерживает первенство по популярности среди раритетных подарков: мадмуазели в пышных юбках-панье с мудреными прическами, амурчики, играющие на музыкальных инструментах, влюбленные парочки, веселящиеся на балу – бесценный подарок для дома или офиса.


Несмотря на то, что к концу века стиль рококо был низвергнут из-за привязанности к излишней помпезности, он не канул навсегда. Притаившись на сотню лет, рококо во второй половине XIX века потерпел перерождение и вновь вернулся, радуя причудливыми изгибами и нескучными формами.

Стиль Рококо в интерьере

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Архитектурные особенности стиля рококо.
  2. Характерные черты и узоры в интерьере стиля рококо. Фото примеров интерьера.
  3. Мебель в стиле рококо. Фото.
  4. Примеры стиля рококо в исторических интерьерах.



Практически весь 18 век в Европе прошел в стиле рококо. Легкий, утонченный, шикарный … он пришел на смену тяжеловесному и помпезно-торжественному бароко, но полностью самостоятельным с индивидуальными чертами, присущими только ему, рококо, — так и не стал.


Вынырнув из строгого бароко, рококо оставил в себе все самое лучшее от своего предшественника: завершенность форм и линий. Новорожденный рококо добавил в себя воздушности и зефирности пастельных оттенков, легкомысленных завитков (в форме раковин – да, ушных раковин) и изящности натуральной самой природы в резьбе, шика в виде позолоты, романтического налета и немного мистики в виде встречающихся мифологических сюжетов на обоях, потолках и стенах, оформленных в стиле рококо.


 




 


Затейливая лепнина потолков и стен плавно, словно кружась в танце, вытекает из причудливых узоров на обоях в стиле рококо. Версаль. Мадам де Помпадур. Людовик Солнце. Легкомысленность и непринужденность. Легкий флер интриг и куртизанства. Вот какой ассоциативный ряд возникает при слове «рококо».


 


Философия дизайна в стиле рококо – вечный праздник, мир балов и карнавалов, будуарные секреты, шлейф любви и тайны.


Сегодня, в 21 веке, дворцовый стиль рококо снова актуален. Дизайнеры используют его для оформления интерьеров квартир, производства мебели и аксессуаров.




Архитектурные особенности стиля рококо


Как мы уже говорили, рококо плавно трансформировался из бароко и не обладает яркими индивидуальными чертами архитектуры и интерьера. Рококо можно назвать вариацией бароко, которая, как не послушный ребенок, где-то подражает яркому родителю, а в чем-то полностью противоречит.


 




 


В архитектуру рококо привел легкость и игровость, логичность архитектурных форм он заменил произвольностью и вариативностью, со щедрым обилием орнаментальных и легкомысленных деталей.


 


Рококо перестал придерживаться принципа парадной анфиладности, потянувшись за разнообразием в расположении комнат, ассиметричным , разорванным, лишенным определяющей оси композициям архитектурных элементов и деталей.


 




 


Внутренне пространство дома, если соблюдать каноны стиля рококо, имеет свободное и рациональное расположение в соответствии со всеми требованиями комфорта.


 


Солирующий элемент стиля рококо – рокайль (раковина)– орнамент, вовлекающий в объединяющую мелодию рисунок камней с раковинами и листьями растений. Плавные, скользящие линии. Постепенные переходы, практически исчезающие, растворяющиеся в лепнине и затейливой фигурной отделке.




Характерные черты и узоры в интерьере стиля рококо. Фото примеров интерьера.


Современные интерьеры жилых помещений, как правило, сейчас делают в не настолько ярком и эпатажно-золотом варианте, как было принято в столетии, давшем нам стиль рококо. Хотя, случаются и исключения.


 


Цветовое решение интерьеров рококо балансирует на оттенках белого и золотого – это идеальная гамма, например, для гостиной в стиле рококо.


 


Сегодня, многие дизайнеры редко используют стиль рококо в чистом виде при оформлении интерьера квартир. Скорее, они берут лучшее, что может дать рококо, а это линии, легкая лепнина, игра света и каскад текстиля. Если позволяет бюджет – роскошные шелковые обои. Невозможно? Тогда можно просто покрасить стены и нанести лепнину. Ну, и, конечно, мебель. Легкая, воздушная и изящная. Всякие пуфик, кушетки легкие диванчики, кресла – идеально для интерьера гостиной в стиле рококо. А, если добавить несколько уровней освещения от бра, торшеров, напольных ламп и заканчивая королевской люстрой в центре потолка – можно считать, что оформление в стиле рококо практически состоялось. Но для вишенки на торте, следует добавить милые и изящные вазочки, статуэтки, шкатулочки и красивый сервиз.


 




 


Современная спальня рококо – это уютное помещение в спокойной песочной, приглушенно-зеленой, кремовой или пепельно-розовой гамме. Чем-то отдаленно напоминает будуар королевской фаворитки. Все безумно воздушно и романтично. Обилие ангелочков и райских цветов с порхающими птицами. Затейливые мифологические узоры на стенах, манящие наш взор локоны лепнины на потолке, шикарная люстра, позвякивающая крупными подвесками, а королева спальни рококо – огромная кровать, щедро обложенная подушками и золочеными спинками. Иногда, кровать в стиле рококо может прятаться под балдахинами из тяжелого и плотного шелка. А текстиль вообще занимает особое и очень влиятельное положение в интерьерах, оформленных в стиле рококо. Идеально, когда обивка кресла, пуфика, штор с ламбрекенами и покрытия кровати выполнено из одного полотна с рисунком, который перекликается мотивом с темой изображенной на стенах, потолке и ковровом покрытии.


 




 


Если со спальней и гостиной в стиле рококо все более или менее понятно, то вот с кухней рококо дизайнерам придется поломать голову. Это помещение само по себе диссонирует своим функционалом со роскошным и легкомысленным рококо. Поэтому многие дизайнеры и теряются в попытках вывести идеальную дизайнерскую картинку. Однако, умелым мастерам своего дела это удается, несмотря на ограниченную площадь и необходимости встроить бытовую технику. Акцент кухни в стиле рококо делается на цветовой гамме, почти прозрачной, воздушной – это кофейные оттенки, слоновой кости, карамельные, голубые и розовые. И второй яркий момент кухни – мебель в стиле рококо, но об этом мы поговорим ниже, посвятив предметам обихода целый раздел.


 




 


О стенах в интерьере рококо стоит поговорить обязательно. Это отдельный элемент искусства, который щедро украшен лепниной, живописной росписью, ярким декором, шелковыми обоями с рисунками райских птиц и цветов. Стилю рококо присуще деление стен на сегменты, каждый из которых представляет собой отдельный и завершенный, но гармонично сочетающийся с остальными, предмет декоративной детали. Такая деталь может быть заключена в излюбленную элемент стиля рококо – картуш с обилием капризных завитков. Прием картуша часто используют в дизайне стульев рококо и кресла рококо.


 




 


Не меньше внимания дизайнеры уделяют потолкам в интерьерах рококо. Здесь характерны те же приемы и цветовая гамма, что и при оформлении стен в стиле рококо.


 




 


Пол в интерьерах стиля рококо – паркет. Хороший дубовый паркет, прикрытый декоративным ковриком, сочетающимся с цветом и мотивами стен, потолка и текстиля. Если по каким-то причинам уложить деревянный паркет не представляется возможным, то вполне можно воспользоваться бюджетным вариантом – плиткой под мрамор или натуральный камень.


 




 


Витиеватые розетки, затейливая лепнина, изображения пухленьких ангелочков, а центральное место, словно императрица, отдано под люстру максимально больших размеров, которые может позволить себе площадь комнаты. Люстра в стиле рококо должна быть обязательно на длинном подвесе, обильно увешана хрусталем, золотым декором и рассчитана большое количество лампочек.


 




 


Стиль рококо очень любит игру текстиля. Многослойного, воздушного, легкого и очень дорогого. Ни о каком ситчике или и льне речи и быть не может.


 


Каждый сантиметр квартиры или дома, оформленного в стиле рококо должен быть декорирован узором, мозаикой, вышивкой, резьбой или инкрустацией.


 




 


Предметы декора – все статуэтки, вазы, зеркала, гобелены, подсвечники и прочие замысловатые штучки в интерьере рококо равномерно распределяют по всем комнатам, чтобы не создавать подобие музея, а лишь подчеркнуть дизайн квартиры в стиле рококо.




Мебель в стиле рококо. Фото.


Мебель, изготовленная для интерьеров в стиле рококо не менее изящна и чувственна, чем лепнина и пасторальные картины на стенах и потолках комнат, оформленных в дизайне рококо.


 




 


Принцип, которому должна соответствовать мебель рококо – безоговорочный отказ от автономности отдельных деталей и элементов конструкции, симметричных и прямых линий. Вся деревянная мебель рококо, будь то кресло или диван, создают впечатление вылепленного из цельного и пластичного куска. В отличии от бароко, мебель в стиле рококо содержит на себе уже гораздо меньше резьбы по дереву. Ее частично заменили золотые и бронзовые накладки, тонированный лак.


 


Мебельная колористика рококо не отличается от интерьерной – те же пастельные оттенки и обязательное золото.


 


Стиль рококо дал миру новые формы: канапе, шезлонг, классика – кресло в стиле рококо – бертер, которое отличается от себе подобных глубиной сиденья. Стулья рококо тоже можно назвать индивидуальными – у них отсутствую проноги. А еще, благодаря стилю рококо, мир получил секретер и изящные туалетные столики.


 




 


Во Франции, родине всего изящного и рококо в том числе, мебель, изготовленная в стиле рококо носит царское название – мебель в стиле Людовика XV – Короля Солнца, любителя роскоши и развлечений.


 


Мебель стиля рококо – это само утонченное изящество, она компактна в плане размеров, удобна в своем функционале. Никаких острых углов, только изогнутые линии ножек, завитки спинок, гирлянды фруктов, раковин и растений с цветами в виде резьбы на дереве и золотого декора.


 




 


Вначале зарождения стиля рококо, мебель красили в пастельные тона, являющиеся визитной карточкой этого стиля – зеленый, белый, голубой, золотили, лакировали. Но со временем, а это совпало с началом товарообмена Франции с Китаем, мебель в стиле рококо начала украшаться китайским лаком, пейзажами в виде китайских пагод, китайских кружевных мостиков и прочими восточными мотивам. А в декоре появились новые элементы – ножки кресел в виде лап животных; птичьей лапы, зажавшей шар; резные спинки кресел; ажурные детали дверок в шкафах.


 


Так как мебель рококо позиционируется, как предметы роскоши и является своего рода лакмусовой бумажкой достатка, то на изготовление таких предметов интерьера идет исключительно древесный массив ценных пород деревьев – красное, лимонное, орех и липа, которые податливы в работе при резьбе, но надежны и тверды в процессе эксплуатации.




Примеры стиля рококо в исторических интерьерах.




Искусство рококо

Искусство рококо


Подобно тому, как строительство Версаля связано с Людовиком XIV, самое значительное художественное движение во Франции первой половины XVIII века связано с его сыном Людовиком XV. Термин рококо происходит от французского слова, означающего «раковина», потому что мотив раковины гребешка распространен во внутреннем убранстве рококо. В то время как внутреннее убранство в стиле рококо распространилось на другие страны, особенно в Германию, стиль живописи, называемый рококо, является преимущественно французским явлением. Вот некоторые выдающиеся характеристики:

  • Искусство рококо, иногда называемое «женской» версией стиля барокко, ассоциируется с аристократией. Как правило, на картинах изображены аристократы или аристократический досуг — например, ритуалы ухаживания, пикники в гармоничной природной среде, экскурсии в романтические места.
  • На картинах изображены красивые аристократки в роскошных одеждах. Фигуры высокие и стройные, изящные и грациозные.
  • Часто на картинах изображена мирная природная обстановка с перистыми деревьями и ветками листвы. Это весенние или летние декорации без намека на дождь или какое-либо природное явление, которое может нарушить счастье актеров в декорациях. Часто в этих природных «парках» изображают статуи; статуи иногда комментируют действие на картинах (например, Венера и ее сын Купидон могут одобрять происходящие флирты).
  • Цвета нежные, часто пастельные. Иногда розовые розы появляются в неестественном изобилии.
  • Обычно это счастливые картины, как будто людям на них наплевать на весь мир — за исключением, возможно, того, что их любовь не будет возмещена. Хотя этот стиль в искусстве современен сатире в литературе, эти художественные произведения очень различны по настроению и тематике.
Антуан Ватто (1684-1721)

Посадка на Cythera

1717
На этой картине, одном из самых известных образцов искусства рококо, изображена группа аристократов, возвращающихся с мифического острова Кифера, места, связанного с Венерой. Сколько из перечисленных выше характеристик вы видите в этой работе?

Мезетин

1718
Ватто также интересуется психологией любви. Предположительно мужчина на этой картине ухаживает за женщиной, но статуя на заднем плане может указывать на то, что его ухаживания отвергаются. Эта работа имеет меланхолическую тему, но ее отвергнутость в любовном костюме вряд ли имеет серьезность некоторых религиозных или политических тем, которые мы исследовали в искусстве периода барокко.
Франсуа Буше (1703-70)

Маркиза де Помпадур
1756
Это типичный портрет в стиле рококо. Аристократка, любовница Людовика XV, элегантна, красиво одета и причесана, у нее есть необходимая комнатная собачка. (У аристократов есть большие охотничьи собаки, у бедняков — дворняги, а у «дам» — маленькие комнатные собачки.) Обратите внимание на обилие роз.

Ванна Дианы

1742
Буше известен своим изображением обнаженной женщины. Как правило, у этих женщин красивые черты лица куколки, фарфоровая плоть и стройное, но зрелое тело. Этот предмет сделан «респектабельным», потому что Диана — мифическая фигура.

Лежащая девушка

1752
Однако это не мифическая женщина; она еще одна любовница Людовика XV. Абсолютистский монарх имеет определенные сексуальные привилегии! «Божественное право» королей, по-видимому, не означало, что царь подчинялся Заповедям Божества.
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)

Качели

ок. 1766-69
На этой знаменитой картине изображены играющие и флиртующие аристократы. Скрытый мужчина слева заглядывает под нижнюю юбку своей возлюбленной, когда ее туфля слетает. Какие еще элементы росписи в стиле рококо здесь очевидны?

Встреча

1771-3
Эта картина является первой в серии под названием «Прогресс любви». Здесь романтический парень перепрыгивает через стену, а его возлюбленная кажется удивленной. Она? Статуя может прокомментировать событие, сказав: «Еще нет». Обратите внимание на элегантный открытый парк, снова с розами и перистыми деревьями.

Украденный поцелуй

ок. 1766
Аристократы снова в игре. Но обратите внимание на дату. Немногим более чем через два десятилетия аристократы будут беспокоиться о своих головах, а не о украденных поцелуях.
Элизабет Виге Лебрен (1755-1842)

Автопортрет
1790
Прежде чем покинуть Францию, мы должны отметить, что работы известной художницы 18-го века, которая была очень известна, пользуются международным уважением. Виже Лебрен была одной из двух женщин-членов Французской академии художников — редкая привилегия и дань уважения как ее таланту, так и политическим связям.

Мария-Антионетта

1784


Хьюберт Роберт

1788

Она специализировалась на портретах, рисуя как коллег-художников, так и аристократов, обычно льстив последним в своих изображениях. Она сделала ряд портретов жены Людовика XVI, Марии-Антуанетты, которая позже была казнена, как и он, во время Французской революции.

Варвара Ивановна Ладомирская

1800
Во время Французской революции Виж Лебрен бежала в Россию, где затем писала картины русских аристократов.
См. также этот сайт для получения дополнительной информации об искусстве рококо.


История искусства для гуманитарных наук :
Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан.
Дизайн Джеральда В. Шлабаха.

Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.

Страница поддерживается Джеральдом В. Шлабахом, [email protected]. Последнее обновление: 5 мая 1998 г.


История, примеры, художники – Artlex

Что такое стиль рококо?

Рококо — архитектурный и художественный стиль, зародившийся в Париже в начале 18 го века, а затем распространившийся по Франции, Германии, Австрии и другим частям Европы. Это было видно в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль», что означает «ракушка», и относится к оболочке и сложной детализации, используемой в лепных украшениях и каменных работах. Рококо иногда называют «маленьким барокко» из-за высокой декоративности и развития стиля барокко.

Известные произведения в стиле рококо

Балочные удовольствия. 1717. Жан Антуан Ватто. Далвичская картинная галерея, Лондон. Туалет Венеры (1751 г.). Франсуа Буше. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

 

Качели. 1767. Жан Оноре Фрагонар. Коллекция Уоллеса. Лондон.

 

Мыльный пузырь (1733-34). Жан Симеон Шарден. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

 

Историческая справка и типичный стиль рококо

В 1715 году, после смерти Людовика XIV, французская знать покинула Версаль и вернулась в Париж. Это было время веселья и резвости, когда аристократы могли свободно жить без ограничений дворцовой жизни, которых требовал король. Именно здесь началось искусство стиля рококо и декоративно-прикладное искусство рококо.

Характеристики живописи в стиле рококо

Художники венецианской школы, такие как Джорджоне и Тициан, оказали влияние на художников рококо в использовании цвета и эротических сюжетов. Живопись в стиле рококо запечатлела игривую повседневную жизнь аристократов, живших в свое удовольствие. Цвета стали светлее до белого и серебристого, с пастельными тонами, особенно розовым, синим и зеленым. Художники рококо использовали легкие и изогнутые мазки с широкими диагоналями.

Сюжеты картин в стиле рококо включали романтику и любовь между смертными или мифическими существами, дополненные амурами, путтисами, ангелами и пышными садами. Пейзажи были особенно красивы в стиле рококо со сказочным качеством.

Отец стиля рококо: Жан Антуан Ватто

Галантные праздники новый жанр в живописи рококо, или живопись для ухаживания, как показано на картине французского художника Жана Антуана Ватто (1684–1721), запечатлевшей жизнь 18 человек. -й век, хорошо одетые аристократы, преследующие романтическую любовь.

На картине Ватто в стиле рококо «Удовольствия бала» (1717) роскошно одетые аристократы наслаждаются обществом друг друга, находясь на открытом дворе, в окружении величественной архитектуры и красоты природы.

Пристань для Синтеры (1717) показывает пары, собирающиеся сесть на судно, либо на греческий остров Кифера, либо с него, а амуры взволнованно кружатся. Говорят, что остров был местом рождения Афродиты, греческой богини любви. Соответственно, Ватто добавляет статую Венеры и Купидона справа.

Другие французские художники в стиле рококо

Франсуа Буше (1703-1770) был известен своими мифологическими картинами в стиле рококо. Туалет Венеры (1717) представляет собой романтизированное видение богини любви, окруженной тремя амурами. Картина в стиле рококо находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Пожалуй, самая известная работа французского рококо 18 веков — Качели Жана Оноре Фрагонара (1732-1806). Аристократы играют, как женщина позволяет мужчине заглянуть ей под юбку, пока на качелях, раскачиваемых епископом. Сцена происходит в частном пышном саду, типичном для стиля рококо.

Встреча. Из коллекции «Прогресс любви» (1771-1773) Жан-Оноре Фрагонар

 

В Мыльный пузырь (1733-34) работы французского художника 18 го века Жана Симеона Шардена (1699–177) 9) двое детей играют, в то время как старший пускает большой мыльный пузырь, олицетворяющий невинность детства.

Итальянские картины в стиле рококо

Вход в Гранд-канал (1730) работы итальянского художника в стиле рококо Каналетто (1697-1768) напоминает об идеальном дне 18 -й век Венеция, увиденная глазами британского туриста, который был его клиентом, сейчас находится в Музее изящных искусств в Хьюстоне. Благодаря этому художнику стиль рококо распространился по всей Италии.

Вход в Большой канал. 1730. Каналетто.

 

Вид на вход в Арсенал. 1732. Каналетто.

 

Английская живопись в стиле рококо

Томас Гейнсборо (1727–1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, который оказал наибольшее влияние, объединив их. Синий мальчик — популярное изображение художника 18 -го -го века. На этой картине в стиле рококо изображен мальчик, одетый в насыщенно-синий цвет, созданный тонкими мазками художника в нескольких оттенках. Эта работа не только портретная, но и исследование моды периода рококо.

Другие картины свидетельствуют о качестве его живописи. Портреты элегантно одетых аристократов иллюстрируют богатые и дорогие ткани, используемые в моде.

Мэри Литтл, позже леди Карр. 1763. Томас Гейнсборо

 

 

Достопочтенная миссис Грэм. 1775. Томас Гейнсборо

 

Стиль рококо: скульптура

Скульптура и архитектура в стиле рококо были взаимосвязаны в период рококо и следовали той же теме, что и живопись. Французский скульптор в стиле рококо Эдме Бушардон (1698–1762), который в течение своей карьеры работал на короля Людовика XV, создал памятные скульптуры в стиле рококо, такие как Фонтан времен года (1739–1745) в Париже. Возвышаясь на два этажа, скульптура в стиле рококо с ее монументальными статуями времен года, украшение путти — это чистое рококо. Купидон, разрезающий лук из дубины Геркулеса (1739–1750) также представляет этот период, как и скульптура в стиле рококо под простым названием Купидон (1774).

Купидон. 1774. Круглая скульптура в стиле рококо работы французского художника Эдме Бушардона, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.

Стиль рококо: декоративно-прикладное искусство

В период рококо фарфоровые статуэтки стали популярными для каминной полки или центральных предметов декоративно-прикладного искусства на обеденном столе.   В 1710 году в Мейсене была основана первая в Европе фабрика по производству твердого фарфора, где использовались те же элементы декоративно-прикладного искусства, что и в импортированном китайском фарфоре.

Сначала предметы мейсенского фарфора или декоративно-прикладного искусства в посуде включали наборы для чая и шоколада. Позже, в 1735 году, Мейсен начал производить свои первые фарфоровые статуэтки, сюжеты которых рисовали с картин. Эти произведения в стиле рококо 18 го века вскоре были скопированы Севрским фарфоровым заводом во Франции.

Влияние школы Фонтенбло на стиль рококо

Школа Фонтенбло во Франции, основанная итальянским маньеристом Россо Фиорентино (1494-1540) была основой дизайна интерьера в стиле рококо. Флорентино получил заказ на работу во дворце Фонтенбло от короля Франциска I в 1530 году. В декоре представлены фрески с замысловатыми лепными рамами, на которых изображены нимфы, замазки, гирлянды и корзины с фруктами. Изысканная деревянная отделка украшена позолотой. Это сильно повлияло на декоративное искусство рококо и период рококо в целом.

Стиль рококо: дизайн интерьера

Интерьеры в стиле рококо наполнены мягкими пастельными тонами, расписными потолками и иллюзиями. Особое внимание в элементах интерьера уделялось молдингам, декорированным изогнутыми формами с использованием S- и C-образных форм. Преобладали естественные формы природы, особенно ракушки, цветы, птицы и виноградные лозы. Элементы, вдохновленные Фонтенбло, включали амуров, замазки и позолоту.

На основе фарфоровых изделий возникли китайские элементы. Зеркала использовались для привлечения света и ощущения простора. Расцветали все виды декоративно-прикладного искусства. На люстры из венецианского стекла и использование шелка и бархата повлияло итальянское рококо. Гобелены и небольшие картины помогли создать интимное пространство. Открытые частные сады и уединенные парки позволяли флиртовать.

Hôtel de Soubise, в Париже, Франция, построенный в стиле барокко в начале 1700-х годов, был городским особняком принца и принцессы Субиза, отремонтированным французским архитектором Жерменом Боффраном (1667-1754) в 1730-х годах. Салон принцессы выполнен в чистом французском стиле рококо. Комната украшена золоченой резьбой или буазери, херувимами, потолочной росписью и зеркалами в декоративном стиле рококо.

Внутреннее убранство спальни принца в Hôtel de Soubise является образцом архитектуры рококо.

Стиль рококо: Архитектура рококо

Немецкое рококо использовало смелые пастельные тона для экстерьеров и интерьеров. Франсуа Кувилье (1695–1768), бельгийский архитектор и дизайнер, построил Амалиенбург, окрашенный в розовый цвет, в 18 –90 253 годах между 1734–1739 годами. Это была небольшая пристройка как часть дворцового парка Нимфенбург в Мюнхене, Германия. Архитектура в стиле рококо была заказана курфюрстом Карлом Альбрехтом для его жены Марии Амалии в качестве домика для удовольствия и охоты.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *