что такое русский стиль, его характерные особенности и история развития. Примеры дизайна интерьера в русском стиле
- Основные характеристики и особенности интерьера в русском стиле
- История русского стиля
Русский стиль — это направление в дизайне интерьера, где главенствует экологичность и натуральность. Русский стиль, благодаря сочетанию народных традиций в отделке мебели, стен и декорирования, обрел популярность среди дизайнеров за пределами России и стал излюбленным мотивом в убранстве многих домов и квартир в мире.
Русский стиль. Интерьер гостиной с ковром на полу в русском стиле
Русский стиль в интерьере легко узнать по намеренному акценту на естественном, природном происхождении материалов отделки и окружающей обстановки. Камень и дерево только в натуральном виде придают нужный характер атмосфере. Отсутствие обработки и грубые линии усиливают и подчеркивают подлинную и неразрывную связь с природой.
Русский стиль. Интерьер кухни, совмещенной с обеденной зоной в русском стиле
Основные характеристики и особенности интерьера в русском стиле
Русский стиль в интерьере невозможно перепутать ни с каким другим направлением в дизайне. Все благодаря его характерным особенностям, которые сочетают в себе древние славянские традиции, естественную простоту и скромную аккуратность. Основные отличительные признаки русского стиля:
- Печка или камин. Центральный элемент всего интерьера в прошлом был одним из самых важных предметов жизни на Руси. Сейчас его легко можно заменить декоративным или настоящим камином с росписью в народном стиле.
- Натуральная древесина. Используется в большом количестве, как в роли отделочного материала, так и служит основой для всей мебели в помещении. Важная особенность: красное дерево или палисандр не свойственны русскому стилю в отличие от традиционных пород (сосна, дуб, береза, ясень).
- Орнаменты на основе народных ремесел. Гжель или хохлома в своей основе содержат цветочные мотивы. Изделия с такой росписью украсят любой дом.
- Экологичная палитра. Все природные цвета станут естественным дополнением и украшением. Среди самых популярных оттенков — красный, коричневый, синий, белый, зеленый.
- Тяжелая мебель из массива дерева. Уже упомянутые дуб или сосна прекрасно подходят для изготовления любой мебели — от стульев и столов до кроватей и корпусной мебели. Один из основных и самых узнаваемых элементов — сундук, в котором можно хранить одежду или ценности.
- Натуральный текстиль. Самые подходящие ткани — те, что изготавливались руками: хлопок, лен и шерсть.
- Тонкая вышивка и кружево. Желающие сделать интерьер более изысканным останавливают выбор на вышивке и кружевах ручной работы. Основная тема декора — цветочные или православные мотивы.
- Глиняные изделия и фарфор. Сложно представить традиционное жилище без кувшинов, горшков и других продуктов ремесленной деятельности.
Русский стиль. Интерьер гостиной в русском стиле с лестницей на второй этаж
История русского стиля
Вопреки многочисленным бедствиям русскому народу удалось сохранить свой богатый культурный код и передать его потомкам. В наследие славян входят и традиции убранства, которые по достоинству оценили представители разных стран.
Русский стиль. Интерьер столовой с изразцовой печью в русском стиле
Русский стиль уходит своими корнями в древнюю славянскую культуру, главной особенностью которой была скромность. В домах не было ничего лишнего, а только то, что необходимо для комфортной жизни — печь, стол, скамьи, спальные места. Позже на стенах стали появляться изображения и орнаменты, а в самом жилище — куклы и поделки.
Русский стиль. Интерьер в классическом стиле «русской избы» с печкой и деревянной прялкой в русском стиле
На внутренний интерьер помещений большое влияние оказало язычество. Древние славяне верили в то, что предметы и природа имеют божественное происхождение. Это выражалось в создании тематической резьбы и декора в виде фигурок идолов.
Центральный элемент жилья — русская печь — всегда содержалась в чистоте и была обильно украшена рисунками и росписью: так предки задабривали мифического домового, который «жил за печью».
Русский стиль. Интерьер гостевого пространства с панорамными окнами и камином, отделанным изразцовой плиткой в русском стиле
До середины XV века дома строили в основном из бревен ближайшего леса. После того, как Софья Палеолог, супруга царя Ивана III Васильевича, пригласила зодчего из Италии, местные мастера научились возводить жилища из камней и кирпичей.
Русский стиль. Интерьер гостиной в стиле «а ля рус» с ковром на полу и изразцовой печью в русском стиле
Со временем, особенно в период царствования династии Романовых, интерьерные мотивы стали меняться в направлении модного барокко. Хитом тех сезонов стали дорогой бархат, массивная отделка из лепнины, золотые палитры.
Русский стиль. Интерьер спальни в стиле «русская изба» с телевизором и деревянной кроватью в русском стиле
На сегодняшний день русский стиль подвергся разделению, и несмотря на то, что все его ответвления имеют общие черты, в каждом из них есть характерные детали, по которым их различают. Традиционно выделяют три основных направления русского стиля в интерьере:
- «А ля рус». Направление, которое вышло из России, дошло до Европы и эхом вернулось обратно. Зарубежные любители русских традиций взяли за основу главные черты стиля, добавив собственную трактовку некоторым деталям. Например, одно из самых важных решений в понимании «а ля рус» — многослойные декоративные элементы. Разноплановые, пестрые сочетания украшений граничат с китчем.
- «Русская изба». Предельный контраст с «а ля рус». Выдержанная, спокойная и размеренная цветовая гамма — это знак уважения древним традициям. Аскетичность интерьера не способна поразить воображение яркими крикливыми декоративными элементами, зато это с лихвой компенсируется глубиной заложенных смыслов. Немногочисленные вещи находятся строго на своем месте и выполняют только одну конкретную функцию. Это делает жизнь в избе гармоничной, накладывая на нее некий философский оттенок.
- «Русский терем». Основа этого направления — традиции внешней и внутренней отделки домов князей в Древней Руси. Каждая комната наполнена богатым декором и сложными многоцветными орнаментами на деревянных изделиях. Стержень всей композиции — изразцовая печь, покрытая керамикой с хитросплетениями сложных узоров.
Русский стиль. Интерьер комнаты в стиле «русский терем» с изразцовой печью
На портале Very Important Lot ценители искусства могут стать участником онлайн-аукциона и приобрести уникальные предметы антиквариата. Кроме того, сайт дает возможность каждому желающему купить картины у современных художников, которые станут прекрасным дополнением интерьера в русском стиле.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова — сюжет, знакомый каждому школьнику
Готфрид Книллер — великий немецкий мастер портретной живописи, переживший на должности придворного художника Британской империи трех монархов
Анри Матисс — от юриспруденции к основанию фовизма
Картина «Кружевница» Василия Тропинина — нежный образ трудолюбивой крестьянки
Пастель — техника уникальных возможностей живописи и графики: виды, история, художники
Мужские украшения от Tiffany & Co: встречаем новый дизайнерский проект
Картина «Портрет И. К. Айвазовского» Ивана Николаевича Крамского — образ мятежного духа мариниста
Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — симфония солнечного цвета
История одной картины: куда пропал «Портрет доктора Гаше» Ван Гога?
Картина «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара — портрет Золушки из венской кофейни
Народные промыслы России: художественная роспись
04. 11.2021
Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольклор, музыку, танцы. Одним из масштабных направлений в народных промыслах является художественная роспись. Такой вид искусства различается по региональной принадлежности или стилю. Мы расскажем вам об основных популярных направлениях художественной росписи русских народных промыслов. Изделия, выполненные в этих техниках, вы можете найти и купить на нашем сайте. Добро пожаловать в мир русского искусства!
- Немного о художественной росписи
- Гжельская роспись
- Хохломская роспись
- Жостовская роспись
- Семикаракорская роспись
- Городецкая роспись
- Майолика
- Промыслы народов Севера:
- Старый Борок
- Борецкая роспись
- Мезенская роспись
- Пучужская роспись
- Ракульская роспись
Немного о художественной росписи
Изначально художественной росписью занимались специальные мастера. Такие изделия были редкостью и роскошью. Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов. Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера.
Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.
Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др.
Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники. Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей.
Гжельская роспись
Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду.
Изделия изготавливаются в несколько этапов:
- Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их.
- Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской (кобальтом), которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро.
- Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным.
Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый. Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас.
Роспись изделий в стиле гжель очень запоминающаяся, эти предметы народного творчества станут практичными подарками и украсят интерьер! Вы можете найти гжельскую посуду в специальном разделе.
Смотреть гжельскую роспись
Хохломская роспись
Хохлома — пожалуй, самый известный вид русской народной росписи по дереву. Изделия с хохломской росписью появились после освобождения от татаро-монгольского ига. Жители деревни Хохлома и близлежащих сёл кормились за счёт этого промысла. Позже деревянные изделия с красными завитушками прогремели на весь мир, были любимы в Париже, Индии и Средней Азии.
Деревянные изделия с хохломской росписью актуальны и по сей день.
Они изготавливаются из дерева и расписываются мастерами вручную. Основные цвета: красный, чёрный и золотой. Но хохломское золото — лишь видимость. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает дорогой золотой оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность.
Характерные элементы хохломской росписи — ягоды рябины, калины и земляники, а также птицы и звери.
Эти и другие изделия с хохломской росписью вы найдёте в специальном разделе.
Смотреть хохломскую роспись
Жостовская роспись
Жостовская роспись — художественная техника рисования на металлических подносах. Стиль росписи — цветочный. За основу берутся четыре вида композиций: собранный букет, букет враскидку, венок и гирлянда.
Ремесло зародилось в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области, как прообраз изменённой тагильской росписи. Изначально таким стилем украшали фигуры папье-маше, но с развитием металлургии мастера перешли на роспись железных подносов.
Сами подносы изготавливаются из листового металла круглой, прямоугольной, восьмиугольной и овальной формы. Первые этапы производства — грунтовка, шпатлёвка, шлифовка и лакировка будущего изделия. После этого заготовка поступает к живописцу.
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, их наносят мягкими беличьими кистями. Многослойное изображение создаётся в несколько этапов: подмалёвка, тенёжка, бликовка, а завершают оформление чертёжка и посадка семенцов.
У нас вы найдёте подносы разных форм и расцветок, их можно приобрести онлайн и под заказ.
Смотреть жостовскую роспись
Семикаракорская роспись
Семикаракорская роспись — мазковая подглазурная художественная техника, в которой используется позолота и металлизирование по керамике, а именно, по фаянсу. Это относительно новый вид русского народного искусства, который зародился в 1972 году. Однако за свою красоту и цветочную лаконичность семикаракорский фаянс успел полюбиться народу и коллекционерам.
Изделия из фаянса отличаются своей экологичностью, прочностью, устойчивостью к высокой температуре, воде и кислотам.
Этот промысел называют многоцветьем донского казачества, так как он впитал в себя бескомпромиссность и дух свободы этого народа, буйство красок и живописные традиции земли.
Основной мотив росписи — яркие букетно-растительные орнаменты с акцентом на крупном цветке. Также рисуют бытовые сюжеты в стиле лубочных картинок из казачьего фольклора.
Авторские изделия, выполненные в технике семикаракорской росписи, смотрите в специальном разделе.
Смотреть семикаракорскую роспись
Городецкая роспись
Городецкая роспись — художественная роспись и резьба по дереву, зародилась в середине XIX века в Нижегородской губернии. Изначально ремесло заключалось в изготовлении резных прялок. Изделие вырезалась из одного вида дерева с углублениями, а из другого вида выпиливали фигуры, которые вставляли в углубления прялки. Так делали разные орнаменты и рисунки.
Позже резные картины стали подкрашивать разными цветами, сочетая яркость с оттенком дерева. Полностью расписанные изделия сначала были праздничными. Но чуть позже они стали использоваться и на повседневной основе. Со временем мастера практически отказались от резьбы — так техника производства стала проще и быстрее. Рисунками начали украшать сундуки, мебель, сани, предметы интерьера и игрушки. У росписи появился определённый сюжет: мастера изображали животных, цветы, бытовые и праздничные сцены. Одними из самых популярных на сегодняшний день являются образы чёрного коня и птицы.
Такой вид промысла популярен и сегодня. Российские мастера продолжают удивлять оригинальными сувенирами.
Смотреть городецкую роспись
Майолика
Майолика — особая старинная техника по изготовлению и росписи керамики. Своё начало ремесло берёт из традиционных промыслов стран Древнего Востока. Позже техника производства проникла в Европу. Первыми выпустили керамические изделия в этом стиле испанцы — они изготавливали глиняную плитку для постройки домов. А в XIX веке мастера из Флоренции стали покрывать изделия из пористой глины глазурью.
Освоив и полюбив это ремесло, Испания начала сбывать товары за рубеж. Изделия получили название «майолика» — в честь острова Мальорка, через который товары отправлялись в другие страны.
В Россию майолика попала во времена правления Петра I и сразу полюбилась нашему народу.
В XVIII веке в России появилась первая фабрика по производству керамических изделий в технике майолики. Особым спросом пользовалась посуда. Такие изделия стали популярными по всей стране, их полюбили наши художники и коллекционеры.
Российские мастера искусно овладели этим промыслом, и сейчас майолика однозначно относится к числу русских народных промыслов.
Для производства таких изделий берут цельную красную глину, которая легко поддаётся плавлению. В настоящее время некоторые производители добавляют синтетические вещества, чтобы увеличить прочность изделия.
Керамика изготавливается в несколько этапов. Сначала делается форма и фиксируется с помощью обжига в печи. После изделие расписывают, покрывают глазурью и закрепляют рисунок повторным обжигом.
Смотреть майолику
Промыслы народов Севера
Промыслы народов Севера — виды художественной росписи по дереву, связанные территорией происхождения и используемыми мотивами. Эти виды росписи были частично заимствованы друг у друга и возникли приблизительно в одно и то же время. Однако у каждой техники есть отличительные черты и характерные особенности. Немножко о них и поговорим.
Старый борок
Старый Борок — один из самых древних видов росписи Русского Севера. О существовании села, где зародилось ремесло, было известно ещё в XV веке.
Отличие Старого Борока от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трёхъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоёв. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелёными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево, выполненное в тех же тонах.
Смотреть роспись Старого Борока
Борецкая роспись
Борецкая роспись — севернорусская роспись по дереву, которая зародилась в древнем Новгороде и названа в честь семьи бояр.
Основные цвета — красный, зелёный, жёлтый и оттенок непрокрашенного дерева. Обводку элементов выполняют чёрным цветом.
Раньше борецкая роспись исполнялась в иконописной манере. Сейчас характерные орнаменты — цветы и геометрические фигуры: ромбы, треугольники, небольшие круги и капли.
Смотреть борецкую роспись
Мезенская роспись
Мезенская, или палащельская, роспись — это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь.
Отличительной чертой росписи являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются 2 краски: красная, добытая из глины, и чёрная — из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы — штрихи, завитки и волнистые линии.
Смотреть мезенскую роспись
Пучужская роспись
Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области.
Основные цвета — красный, жёлтый, оранжевый с зелёными штрихами и чёрной обводкой.
Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами.
На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены: свадебные выезды, чаепития и др. Также популярен образ птицы.
Смотреть пучужскую роспись
Ракульская роспись
Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.
Расписная посуда встречается с преобладанием зелёного или красного оттенков.
Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной.
Основные особенности: изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и чёрный контур.
Смотреть ракульскую роспись
Изделия с художественной росписью по дереву, керамике, железу — это поистине достойные, красивые и ценные предметы искусства народных промыслов России. Традиции их изготовления сохранились до наших дней, и эти шедевры по-прежнему радуют глаз!
Полный ассортимент товаров ручной работы, сделанных в традициях русских промыслов, смотрите в специальном разделе.
Смотреть все сувениры
Русские народные узоры. Часть первая
Я не всегда точно знаю, что ищу, когда начинаю исследовать тот или иной стиль узора. Честно говоря, о русских народных узорах я имел смутное представление, да и то вперемешку с кучей других европейских народных традиций. Но это именно то, что я люблю в исследованиях, и было невероятным сюрпризом обнаружить, что существует несколько различных стилей русских узоров — хотя, возможно, это не так уж удивительно, учитывая размер страны.
Есть несколько тем, которые проходят через большинство этих стилей – природа занимает центральное место, и есть животные, птицы, особенно распустившиеся цветы и листья папоротника, расположенные либо по кругу, либо вдоль извилистых линий. Однако выбор цветов и техник варьируется в зависимости от стиля, и часто это различие также связано с выбором материала, например, для дерева и керамики используются разные стили.
Здесь, в Pattern Observer, мы, как правило, концентрируемся на повторах для больших плоских поверхностей, таких как ткань. Однако многие русские народные узоры выполняются для конкретных предметов быта, таких как сырные доски, тарелки, чайники, прялки, так что узоры диктуются формой украшаемой ими поверхности. Это означает, что украшение представляет собой не общий узор, а отчасти узор и отчасти мотив. Тем не менее, все стилистические элементы присутствуют, и элементы могут быть легко переведены в различные макеты. И мне нравится находить вдохновение в разных местах и раздвигать границы, а вам?
Следовательно, примеры изображений, которые я привел, в основном представляют собой декорированные объекты.
Я разделю эти стили русских узоров на несколько постов, чтобы мы могли рассмотреть их более подробно.
Русские узоры: мезенский
мезенский — самый древний из стилей, берет свое начало на крайнем севере вдоль реки Мезень. В нем представлены очень стилизованные графические формы в ограниченной палитре красного и черного цветов на бледном фоне. Он полон символики, часто включая упрощенные изображения лошадей, оленей и птиц, а также вечно важного солнца, дающего жизнь. Иногда в него включались и сцены из славянской мифологии. Секции часто разделены полосами или ярусами, что также может быть символом трех ярусов мира — подземного, земного и неба.
Мезенский стиль чаще всего встречается на бытовых изделиях из дерева, но он также лежит в основе многих рисунков вышивки.
{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. часть шкатулки, http://ochendaje.livejournal.com; 2. деталь блюда, http://ochendaje.livejournal.com; 3. различные геометрические бордюры, http://ochendaje.livejournal.com; 4. блюдо, http://ochendaje.livejournal.com}
См. также
Русские Узоры: Северная Двина
Юго-западнее Мезени протекает река Северная Двина. Стиль этой области имеет некоторые сильные сходства с Мезенью, такие как черные очертания, плоский цвет и заметное использование красного цвета, но стиль Северной Двины кажется гораздо более красочным и живым. Это достигается за счет расширенной палитры с добавлением зеленого и желтого, а его животные, растения и люди, хотя все еще символические и сильно стилизованные, гораздо более натуралистичны. Линии различаются по толщине, они лиричны и плавны, включая вращающиеся завитки и веерообразные структуры; а геометрические узоры, характерные для Мезени, сведены к простым треугольникам и дугам по краям каждого предмета.
{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. конец колыбели, неизвестный источник через Pinterest; 2. сырная доска декоративная, http://nitochka09. ru; 3. и 4. чашки, http://flickr.com.alisongor }
Серия Джули Гиббонс по истории русских узоров. Ознакомьтесь со второй частью этой серии здесь.
Русские народные узоры. Часть 3
Серия по истории дизайна поверхностей Джули Гиббонс. Часть 1 из серии «Русский народ» здесь, часть 2 здесь.
Когда я впервые начал исследовать различные стили русского фолка и решил разделить их на несколько постов, я объединил их просто по стилистическому сходству — но, что интересно, кажется, что они также объединены в пары по местонахождению. Гжель и Жостово оба из Подмосковья – с востока и севера Москвы соответственно.
Конечно, кажется очевидным, что когда эти стили появились (оба примерно в начале 19век), что торговля из близлежащих областей приведет их к контакту друг с другом и, следовательно, к обмену идеями и методами. Но это также заставляет меня любопытствовать о нашей нынешней глобальной культуре, которая подпитывается СМИ и Интернетом, и о том, как это означает, что во многих отношениях региональные ароматы уменьшаются. Пища для размышлений!
Во всяком случае, эти стили объединяет две вещи. В подавляющем большинстве случаев цветы образуют центральный декоративный мотив для обоих стилей, и для обоих также характерна сильная и последовательная тональная градация для создания ощущения трехмерности. Но есть и несколько отличий, наиболее очевидным из которых является цвет.
Гжель традиционно используется для керамики, используя сочетание синего кобальта на белом фоне (по аналогии с Делфтом, о котором я также расскажу в следующем посте). В то время как цветы составляют большинство используемых мотивов, иногда встречаются животные, архитектура и жанровые сцены. Формы цветков, используемые в гжельской посуде, несколько более стилизованы, чем в жостовской, а ветки столь же стилизованных листьев разбивают соцветия. Симметрия общего дизайна также более распространена. Абстрактные, а иногда и сложные узоры образуют границы объектов, но они также могут чередоваться с цветами, образуя чередующиеся панели по всему объекту.
{все изображения предоставлены http://fromrussia.com: 1. десертная ваза; 2. тарелка 3. супница; 4. ваза-тюльпан; 5. ваза}
Жостово Стиль целиком посвящен цветам и фруктам, полным и чувственным. Богато окрашенные и живые, они нарисованы на темном фоне с выделенной центральной частью, так что кажется, что композиция светится от центрального источника света. Узорчатые бордюры отходят на второй план; они часто бывают просто золотыми, довольно простыми и ограничиваются самыми краями подносов.
Жостово — это стиль, используемый почти исключительно для металлических сервировочных подносов. Подносы окрашены в черный цвет с использованием нескольких слоев специальной разновидности шпатлевки и масляного лака, а роспись рисунка завершается мягкой кистью и масляными красками, сильно смешанными с льняным маслом, твердыми последовательными мазками. Изделие покрыто несколькими слоями лака и отполировано до глубокого блеска.
См.