10 лет и 16 кг шерсти. Казанский художник создал гобелен в честь Фешина | КУЛЬТУРА:Персона | КУЛЬТУРА
Ольга Юхновская
Примерное время чтения: 7 минут
1458
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. АиФ-Татарстан 07/06/2017
Анатолий Егоров с гобеленом, над которым работал 10 лет. / Ольга Юхновская / АиФ
Казанский художник Анатолий Егоров создал гобелен в честь великого живописца и земляка Николая Фешина.
Творческий процесс занял ровно 10 лет – с весны 2007 по май 2017 года. Гобелен ещё ни разу не покидал мастерской, его «премьера» состоится в конце лета.
Скромный вклад
На полотне расположены семь фигур, чётко прочитываются реплики из самых известных картин Николая Фешина – «Портрет Вари Адоратской», «Капустница», «Обливание»… По центру у мольберта расположен сам Фешин. Этот образ Анатолий Егоров создавал по фотографии казанского периода, до отъезда гения в США в 1923 году.
Размер монументального текстиля — 8 кв.м. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская
Что же послужило толчком к созданию гобелена? «Это чистое движение души, — говорит мастер. — Я преклоняюсь перед гением нашего земляка, его картины в музее ИЗО помню со школьных лет. Очень сожалею, что на родине нет памятника Фешину. Так что гобелен – мой скромный вклад. Пока работу видели только вы да товарищи по мастерским».
Объём полотна – 8 кв. м, на его создание мастеру понадобилось 16 килограммов чистой шерсти (в среднем 1,5 кг на кв. м). Мотки разнообразных расцветок в мастерской художника повсюду. «Не счесть, сколько ниток забраковано, на отходах можно мануфактуру открывать, — улыбается Егоров. — А вот если использовать шёлковые нити, тогда краски светились бы, блестели! Но шёлка для гобелена не достать даже в Китае, я пытался…»
Гобелен широкая публика еще не видела. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская
Что касается сохранности гобеленов, тут всё просто — зимой его надо проветрить на свежем воздухе, летом — очищать от пыли, обрабатывать средством от моли. В фондах музея ИЗО, к примеру, подобные шедевры сворачивают в тубусы, прокладывая ароматическими травами – полынью, мятой, лавандой. Любопытно, что в запасниках казанского музея уже имеются два гобелена авторства Егорова. На одном изображён остров-град Свияжск, на втором — старинный фонтан 1874 года постройки в Ленинском (бывшем Николаевском) саду. Также гобелен Егорова «Водопад» украшает Дом иностранных специалистов в Казани.
Конечно, создание тканой картины язык не повернётся назвать простым ремеслом. Есть в этом процессе нечто сакральное, не поддающееся анатомическому разбору искусствоведов. И тут невольно вспоминаешь забытые тайны славянского родноверия: языческая богиня Земли и покровительница ткачих Макошь пряла нити человеческой судьбы. На древнерусских вышивках Макошь изображалась с протянутыми к небу руками, ведь Небо – это её супруг, бог-кузнец Сварог. В известном смысле Земля и Небо держат друг друга, сохраняя золотое равновесие – мир.
Голебен создан по мотивам наиболее известных произведений Николая Фешина. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская
По словам Егорова, творческий процесс создания гобелена не терпит никакой суеты и внешних звуков, особенно музыки, которая очень эмоциональна и отвлекает. Во время работы он слушает аудиокниги. «О, у меня были чудесные собеседники за эти десять лет, — улыбается мастер. – Сергей Довлатов, Михаил Булгаков, многие другие. Но особенно я «подружился» с Рэем Бредбери. Прослушал все его произведения, и можно смело говорить, что гобелен в честь Фешина я создавал под «Марсианские хроники» и «Вино из одуванчиков»!
Только на создание экскиза и масштабирования ушло полгода. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская
Новый арт-объект
Сейчас Егоров приступил к новому проекту – гобелену «День Ильи-пророка на остров-граде Свияжск».
Полгода ушло на создание эскиза и его масштабирование. Со стороны это похоже на игру в трансформер: на плотной бумаге художник рисует контуры будущего полотна и передвигает по нему детали, которые впоследствии собирается выткать на гобелене. Подобные работы теперь редко встретишь в художественных салонах и на вернисажах.
Фото: АиФ/ Ольга Юхновская
«Мы – последние из могикан», — вздыхает Егоров. Мастеров, исповедующих данный творческий метод, крайне мало — на пальцах одной руки едва сосчитаешь. На весь Татарстан — всего четыре специалиста в области монументального текстиля, к которым также относятся панно, занавесы, объёмно-пространственные композиции и другие арт-объекты. Анатолий Егоров, выпускник Строгановского училища, обучался ремеслу Дмитрия Тегина (того самого, что в 1950-м создал в соавторстве полотно Всесоюзного масштаба «Речь Ленина на III съезде комсомола») и Василий Комардёнков.
О педагогах Егоров вспоминает с восхищением: «Нас учили не просто прекрасные художники, глыбищи! Очень яркой личностью был Василий Комардёнков, учившийся у Серова и Коровина. Рассказывал о своей дружбе с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Александром Родченко… Комардёнков с Маяковским оформлял спектакль «Мистерия-б уфф», поэт даже упоминал о нём в своих стихах».
С бородой и в шлеме: казанский художник изобразил политиков ханами | Фотогалерея
Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев (Хан Алмуш)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Президент Татарстана Рустам Минниханов (Хан Тимерхан)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин (Хан Мухамад Амин)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин (Хан Узбек)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Депутат Государственного Совета РТ Разиль Валеев (Хан Тохтамыш)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Глава Татспиртпрома Ирек Миннахметов (Чингисхан)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов (Хан Аспарух)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Генеральный директор ООО УК «Просто молоко» Марат Муратов (Хан Бату)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Хан Улуг Мухаммед
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров (хан Аттила)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Бывший мэр Казани Камиль Исхаков (Хан Шах Али)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Мэр Казани Ильсур Метшин (Хан Сафа Гирей)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Заместитель премьер-министра РТ Шамиль Гафаров (Хан Али Акрам)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
С бородой и в шлеме: казанский художник изобразил политиков ханами | Фотогалерея
Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев (Хан Алмуш)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Президент Татарстана Рустам Минниханов (Хан Тимерхан)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин (Хан Мухамад Амин)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин (Хан Узбек)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Депутат Государственного Совета РТ Разиль Валеев (Хан Тохтамыш)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Глава Татспиртпрома Ирек Миннахметов (Чингисхан)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов (Хан Аспарух)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Генеральный директор ООО УК «Просто молоко» Марат Муратов (Хан Бату)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Хан Улуг Мухаммед
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров (хан Аттила)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Бывший мэр Казани Камиль Исхаков (Хан Шах Али)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Мэр Казани Ильсур Метшин (Хан Сафа Гирей)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
Заместитель премьер-министра РТ Шамиль Гафаров (Хан Али Акрам)
© Из архива / Анвар Сайфутдинов
казанский художникзнаменитые художникизнаменитые земляки
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна
За границей картины казанского художника продали за несколько тысяч $
Зов крови. Семейная история Альберта Галимова в интерьере страны
«Мазилка», «монах», «лесной царь». Любопытные факты из жизни Ивана Шишкина
Новости smi2.ru
Загрузка. ..
Шерсть, шелк и мастерство | The Art Newspaper Russia — новости искусства
ВыставкиКрупным планом
№78
Материал из газеты
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета
Анна Савицкая
14.11.2019
Вышитое панно «Аллегория мира Генриха II». Франция, начало 1560-х. Шерсть, шелк, вышивка гобеленовым швом по льняной ткани. Собрание Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio
На выставке представлено шесть тканых панно из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Инны Баженовой. Сотканные вручную безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными изображениями известны с древних времен. Яркий пример — знаменитые коптские ткани, созданные на территории Египта в эллинистическую эпоху и хорошо знакомые в нашей стране по коллекциям Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Широкое распространение шпалеры получили в Европе в Средние века. Они использовались для украшения и одновременно утепления больших залов в замках. Кроме того, шпалеры могли служить завесой, отделявшей спальные покои, украшать трибуны во время рыцарских турниров, а также балконы и окна домов в дни праздников. Одна из самых ранних средневековых шпалер, так называемый ковер из Байе конца XI века (размер 0,5 на 70 м) изображает сцены подготовки норманнского завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем и битвы при Гастингсе в 1066 году. Сюжеты композиций для средневековых шпалер могли быть разными: история, мифология, христианская иконография. Эти сюжеты оставались самыми популярными и в последующие столетия. Например, на выставке будет представлено французское вышитое панно «Аллегория мира Генриха II» начала 1560-х годов и брюссельская шпалера «Встреча Иакова и Иосифа» 1590–1610-х годов из серии на библейский сюжет «История Иосифа» — обе из коллекции Инны Баженовой.
Шпалера «Игра в гуся» из серии «История Гомбо и Масе» (Amours de Gombault et Macée). Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Фландрия, Ауденарде, 1590–1610.
Фото: In Artibus Foundatio
Справка
Шпалера и гобелен
Каждый гобелен — шпалера, но не всякая шпалера — гобелен. Слово «гобелен» возникло во Франции только в XVII веке, когда там открылась Королевская мануфактура братьев Гобелен (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства красильщик Жиль Гобелен основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать заведение и прибавили к нему ткацкое производство. Затем Людовик XIV выкупил предприятие у Гобеленов и преобразовал его в королевскую мануфактуру, дорогостоящая продукция которой шла почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки и лишь в редких случаях поступала в продажу.
Еще…
В готическую эпоху центром шпалерного искусства становится Франция. К XIII веку многочисленные французские ткачи изготовляли шпалеры уже не только для церкви, но и для частных заказчиков. В это время появились мастерские в Париже и Аррасе, которые достигли расцвета в XIV столетии. Главный памятник французского шпалерного искусства — «Анжерский Апокалипсис», созданный между 1373 и 1381 годами для Людовика I Анжуйского. До наших дней дошло 64 ковра из этого монументального цикла, представляющего сцены из Откровения Иоанна Богослова.
Когда в XV веке в связи со Столетней войной французское шпалерное производство пришло в упадок, на первое место выступила Фландрия. К концу века самым крупным центром производства шпалер стал Брюссель, но огромное значение также имели Антверпен, Ауденарде, Брюгге, Мехелен и Эдинген. Там работали великие мастера живописи: Дирк Баутс, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк, — так что вся художественная ситуация во Фландрии в тот период способствовала бурному развитию искусств и ремесел.
Шпалера «Встреча Иакова и Иосифа» из серии «История Иосифа»(?). Фландрия, Брюссель, 1590-1610-е. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio
Наивысший расцвет брюссельских шпалерных мастерских совпадает с последними годами XV — первой четвертью XVI столетия. Он связан с именами целого ряда крупных мастеров, владельцев мастерских, таких как семья Гебелей, Питер ван Альст, де Паннемакер, ван ден Хекке и другие. Переход от готики к Возрождению в шпалерном ткачестве происходит постепенно и, разумеется, под сильнейшим влиянием итальянских мастеров. В 1515 году Рафаэль и его ученики по заказу папы Льва X написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов». Эти шпалеры предназначались для украшения Сикстинской капеллы и были исполнены в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста под наблюдением художника Бернарда ван Орлея. Объемно трактованные фигуры на этих коврах уже не заполняли всю поверхность, а располагались на фоне пейзажей с хорошо переданным пространством. Только широкие бордюры придавали им сходство со стенным ковром.
Шпалеры середины — второй половины XVI века постепенно сближались с живописью, хотя средневековые традиции сохранялись до конца столетия. Значительную часть ассортимента франко-фламандских шпалерных мануфактур составляли панно со сценами охоты, пользовавшиеся у заказчиков неизменным спросом. Очень характерны «Охота на буйвола», происходящая из Брюсселя или Антверпена (Государственный Эрмитаж), и франко-фламандская шпалера «Возвращение с охоты» — продукция, скорее всего, провинциальной мастерской (коллекция Инны Баженовой). Обе шпалеры можно увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS.
Шпалера «Возвращение с охоты». Фландрия или Франция, вторая половина XVI в. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio
К концу XVI века в шпалеру проникают изображения из крестьянской жизни — до этого тема считалась слишком низменной для столь дорогостоящего и трудоемкого вида искусства. Сцена народной «игры в гуся» изображена на ковре из серии «История Гомбо и Масе» (Фландрия, Ауденарде, 1590–1610, из коллекции Инны Баженовой): влюбленные пастух и пастушка, которым посвящена серия, вместе с другими селянами развлекаются на природе.
Слава фламандских шпалер сохранялась и в XVII столетии, хотя в это время появились другие шпалерные центры, способные составить достойную конкуренцию. Огромное влияние на фламандское и вообще европейское шпалерное ткачество оказал Питер Пауль Рубенс, вместе со своей мастерской выполнявший картоны для шпалер. Картоны часто перепродавались на протяжении нескольких десятилетий, поэтому случалось, что с одного и того же в разное время ткали ковры разные мастерские. Рубенс создал собственный стиль в шпалерном ткачестве, для него характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто бы едва умещающиеся в тесных рамках бордюров, а также экспрессия и движение, живописность красок.
«Ковер из Байё». Фрагмент. Конец XI века.
Фото: The Granger Collection, New York / The Granger Collection/TASS
Справка
Техника шпалеры
Шпалерами правильно называть безворсовые орнаментированные стенные ковры, на которых изображения созданы в технике самого тканья, а не вышивки. Шпалеры ткутся вручную из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей. На станке натягиваются нити основы — обычно это нецветной лен, как, например, в случае «ковра из Байе». Затем нити основы плотно переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями. Шпалеры ткут частями, а потом сшивают их между собой (часто отдельные цветовые пятна). Работа идет медленно, на маленьком пространстве, причем мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещенным позади него оригиналом, или вставать, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. На исполнение одной шпалеры в среднем уходило не менее года, а часто и больше.
Еще…
Деталь шпалеры из серии «Дама с единорогом». Около 1500 г. Музей Клюни, Париж.
Фото: RMN-Grand Palais / Michel Urtado
Справка
Мильфлер
Во второй половине XV века появился особый вид шпалер, называемый «мильфлер» (фр. mille fleurs, что буквально можно перевести как «тысяча цветов»). На темном зеленом, синем или красном фоне, по декоративной кайме, обрамляющей шпалеру, рассыпано множество мелких цветочков, букетиков, ягод, часто изображенных с ботанической точностью. Нередко к растениям добавляются мелкие животные. Сюжеты для этих шпалер выбирались самые разнообразные: античные мифы, библейские истории, аллегории, сцены из жизни, литературные мотивы. Самый знаменитый мильфлер — цикл из шести шпалер конца XV века «Дама с единорогом» из парижского Музея Клюни.
Еще…
Мастерская Уильяма Морриса. «Поклонение волхвов».
Фото: Государственный Эрмитаж
Справка
Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа
Дальнейшую судьбу искусства шпалеры можно проследить на выставке в Эрмитаже, открытой до 12 января 2020 года. Музей впервые показывает коллекцию шпалер XIX–XX веков, представляющих европейское шпалерное ткачество таких направлений, как историзм, модерн и модернизм. Кризис в области шпалерного ткачества рубежа XVIII–XIX веков привел к значительному сокращению объемов производства стенных ковров в Европе. Производители были вынуждены выработать новую форму, которая могла бы успешно вписаться в интерьеры ампира, историзма и последующих стилей. Возрождение шпалеры в XIX веке связывают с именем Уильяма Морриса. В 1860-х годах он открыл в Англии фирму, провозгласившую возврат к ценностям и эстетике средневекового ремесла и отказ от бездушной механистичности эпохи промышленной революции. Фирма Морриса выпускала шпалеры по картонам прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, переработав традиции позднеготических ковров-мильфлеров, сохраняя плоскостность композиции и тонкую декоративность деталей. На выставке в Эрмитаже представлена единственная в России шпалера из мастерской Морриса «Поклонение волхвов», акварельный эскиз к которой создан Берн-Джонсом в 1887 году. Панно было приобретено коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилось в зале Гогена в его доме в Москве.
Еще…
Фонд IN ARTIBUS, Москва
Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков
22 ноября 2019 – 29 февраля 2020
Подписаться на новости
Инна Баженова
Государственный Эрмитаж
Фонд IN ARTIBUS
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12. 05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16. 05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Wool Wall Tapestry — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.