Армия в стиле ампир: Армии в стиле ампир — Сообщество Империал

Лавка старины » Стиль ампир в дизайне, архитектуре и искусстве

Этот стиль появился в самом начале девятнадцатого века, благодаря французскому императору Наполеону I Бонапарту. Именно в ту эпоху распространенный классицизм стал торжественнее и триумфальнее, что зародило новую моду. Стоит отменить, что имперский стиль полностью соответствовал своему времени, ведь это была эпоха больших войн, великих завоеваний и огромных армий.

Интересно то, что ампир широко распространился в России в те времена, когда армия Наполеона пыталась захватить страну. В период правления Александра I появились такие шедевры архитектуры, как Михайловский Дворец, Большой Театр в Москве, Усадьба Гагарина и другие. Еще сильнее «Российский ампир» развивался во времена правления Николая Первого.

Отличительные особенности ампира

Ампир много позаимствовал у культуры античного Рима и Древней Греции. Здесь обязательно встречаются элементы, подчеркивающие государственную мощь, военное превосходство, сильную армию. Не случайно ампир появился во времена больших империй. Сам стиль использовался во многих сферах. Даже в наше время художники, скульпторы и дизайнеры часто прибегают к элементам девятнадцатого века в своих работах, чтобы придать им особенную торжественность.

Ампир в архитектуре

Здания, построенные в этом стиле, выделяются большим количеством колонн, лепнины, обязательно должны присутствовать античные элементы. Все массивное, с соблюдением точной симметрии. Также должно присутствовать что-то из военной тематики. Самым известным сооружением в этом стиле можно назвать парижскую Триумфальную арку. Лично Наполеон в 1805-м году отдал приказ построить величественное сооружение, а возводилась арка тридцать лет. Над проектом работало несколько ведущих французских архитекторов под руководством Франсуа Шальгрена.

Еще одно знаменитое сооружение в стиле ампир — Вандомская колонна. Это не менее значимое творение эпохи Наполеона Бонапарта. Создатель грандиозного сооружения — архитектор Жан Лепер. Колонну строили специально в честь побед французской армии, в ней прекрасно прослеживаются античные темы и военная мощь Франции.

Есть известные сооружения в стиле ампир и в России. Самый знаменитый архитектор, который работал в этом стиле Карл Росси, именно он является создателем Михайловского Дворца и здания Главного Штаба. Большой популярностью в Российской империи также пользовались скульптуры и исторические памятники. Иван Петрович Мартос, самый знаменитый скульптор тех времен, работал над памятником Минину и Пожарскому на Красной Площади в Москве, Александру I в Таганроге, бронзовой статуей Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сегодня работы скульптора относятся к национальному достоянию. Уже в СССР в 1930-t годы стиль обновился, получив название «Сталинский ампир», который отличался наличием черт конструктивизма. Самые яркие примеры — сталинские высотки в Москве, среди которых здание Московского государственного университета.

Ампир в живописи

В этом плане самыми известными тоже были французские мастера. Жак Луи Давид считается лучшим мастером в стиле ампир. Лучшие работы живописца — «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и «Портрет мадам Рекамье». Картины в этом стиле, как и архитектура, выделяются величественностью, военной эстетикой, победами. Если это, например, женский портрет, то на полотне обязательно должна присутствовать дама из высшего сословия, полная гордости и величия.

Ампир в интерьере

В имперском стиле также обустраивалось внутреннее убранство. Большие залы с высокими потолками украшали самым дорогим декором, обязательно присутствовали колонны, лепнина, античные скульптуры. Также могли использоваться образы античной культуры, например, животные, воины на колесницах. Основные цвета — золото и бронза. Обязательно наличие картин в соответствующем стиле в массивных позолоченных рамах.

Особенность стиля в том, что он требует большого пространства. Комнаты должны быть просторными, с широкими окнами. Для создания внутреннего убранства использовалась массивная мебель с декоративными ножками и богатым сложным декором. Потолок обязательно украшала большая люстра. Кроме драгоценных металлов в оформлении использовалась древесина дорогих пород, мраморные плиты, хрусталь.

Ампир в моде

Женские платья в этом стиле выделялись роскошью, обязательно открытые плечи, глубокое декольте и завышенная талия. На таком платье присутствовало обилие золотых вставок. Были не только платья для светских выходов, но и варианты на каждый день, они отличались греческим силуэтом. Мужской костюм — это военные веяния с мундирами, на которых присутствуют различные награды.

Как можно заметить, этот стиль затрагивает многие сферы жизни, он прочно обосновался в искусстве и дизайне. У ампира есть много поклонников, но есть и те, кто считает обилие роскоши неуместным. И все же у данного стиля присутствуют черты, которые не помешало бы позаимствовать даже скептикам, ведь торжественность, возвышенность и исторические мотивы способны завоевать сердца многих людей.

Ампир на марках выпуска Отдельного Корпуса Северной Армии

Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА) был образован в 1919 году при поддержке войск союзников и Германии и действовал на территории северо-запада России и Эстонии.

Сразу же обращаясь к выпускам почтовых марок и марок-денег, следует сказать, что полностью достоверных сведений о них не так много: филателисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, по чьей инициативе, в какой именно типографии (по одной из версий в таллинской типографии Б. Мянса) и в каком количестве были напечатаны эти марки.

Но мы вполне можем судить об их художественном оформлении. В штабе армии официально состоял художник-оформитель денежных знаков — некто полковник Шевишев. К сожалению, нам не известно какое образование получил Шевишев, каковы были его художественные предпочтения, кто был его учителем.

Рисунки марок выполнены в стиле ампир. Расцвет ампира, или позднего классицизма, пришелся на 1830-1840 гг., и к началу XX века этот стиль полностью изжил себя, и воспринимался скорее как анахронизм, хотя некоторые его декоративные элементы переосмысливались и становились органической частью модерна. 1910-1920 гг. были началом нового времени не только в истории страны, но и в истории искусства: рождается великий русский авангард, появляются футуристы и конструктивисты, вырабатывается новый пластический язык, пространство плоскости организовывается по-новому, так же как и пространство жизни. Однако, в почтовых марках первых десятилетий советской власти, эти новшества не нашли отражения (если не считать нереализованных проектов марок и шрифтов некоторых новых марок). Первые марочные выпуски РСФСР и СССР как ни странно имеют больше общего с имперскими традициями, чем с передовыми художественными течениями. Композиции марок классические, а принадлежность к новому государству выражается лишь в революционных и пролетарских атрибутах (меч, цепи, молот, наковальня). Мы видим вполне традиционные картуши и рамки, фигуры рабочих и крестьян больше напоминают античные статуи из дворцов, чем работников заводов или пахарей. Совсем скоро на этом имперском художественном языке будет говорить «сталинский ампир».

      

Вернемся к выпуску ОКСА. На первый взгляд, художник использует известные классические элементы, но в отличие от Дубасова и Куприянова (художников первых советских марок), не переосмысливает их в соответствии с новыми жизненными реалиями, а словно бы перерисовывает из старых книжек.

Собственно рисунки марок состоят из различных комбинаций элементов орнамента стиля ампир: профилированные панели с текстом украшены лавровыми венками и гирляндами, трофеями, ликторскими пучками (фасциями) с лабрисами (двусторонними секирами) и мечами. Принадлежность к Северной армии обозначают надпись ОКСА и нарукавный знак Армии.

                    

   

Композиция марок тоже довольно стандартна (стандартна для стиля ампир и вообще классицизма), хотя и отличается некоторой нехарактерной перегруженностью деталями (для ампира характерна сдержанность и торжественная немногословность). Элементы организованы по вертикальной оси симметрии и в целом придают маркам скорее вид миниатюрных книжных или журнальных обложек середины XIX века. Очевидно, такое прямое обращение к прошлому было сознательным и подчеркивало противостояние идеологии большевизма. Кажется, что художник Шевишев все-таки совершил ошибку, не подвергнув прямые заимствования из старого стиля некоторому препарированию и трансформации. В итоге марки имеют сентиментальный и «милый» вид, что несколько не соответствует их прямому назначению и времени, в котором они существовали.

Аббревиатура ОКСА уместнее выглядела бы в дамском альбоме и к ней в полной мере относятся все предыдущие замечания. По своему замыслу и графическому исполнению она больше похожа на книжный знак, экслибрис или виньетку, и никак не отражает то, что скрывается за ней — название армии.

   

              

Скажем, что несмотря на очевидную художественную слабость, марки Отдельного Корпуса Северной Армии представляют собой несомненный исторический и научный интерес.

Содружество и Первая мировая война

Первая мировая война

В 1914 году немцы и их союзники вступили в войну не только с Британией, но и со всей Британской империей. Более 3 миллионов солдат и рабочих со всей Империи и Содружества служили вместе с британской армией в Первой мировой войне.

Индийская кавалерия ожидает приказа о наступлении на Сомму, 14 июля 1916 г.

Индийская кавалерия ожидает приказа о наступлении на Сомму, 14 июля 1916 г. предназначен для охраны своей заморской империи. Вся сила состояла из чуть более 250 000 регулярных войск. Вместе с 250 000 территорий и 200 000 резервистов это составило в общей сложности 700 000 обученных солдат. По сравнению с массовыми призывными армиями Германии, Франции и России это было крохотно.

Добровольцы и призывники

Военный министр, фельдмаршал лорд Китченер, понимал, что конфликт будет долгим и беспрецедентным по своим масштабам, поэтому Британии придется создать новую массовую армию.

Тысячи нетерпеливых добровольцев вскоре стекались к Цветам с началом войны, но эти люди были совершенно неподготовленными. Первые месяцы службы в армии они изучали азы военного дела.

Фельдмаршал лорд Китченер инспектирует подразделения Новой армии в Халтоне, 1914

Боевое крещение эти «Новые армии» приняли в боях 1915-1916 гг. До этого ведущую роль играли регулярные войска, поддерживаемые территориальными и резервистами.

Несмотря на приток добровольцев, британцам по-прежнему нужны были люди. В 1916 году была введена воинская повинность, и к концу войны в 1918 году армия увеличилась до более чем 4 миллионов человек. 

«Империя нуждается в людях!», 1915 было недостаточно для выполнения всех обязательств Великобритании. На протяжении всего конфликта его поддерживали силы со всей Британской империи, народы которой пообещали полную поддержку Великобритании после объявления ею войны Германии 19 августа.14.

Карибский бассейн

Зачислено около 15 000 выходцев из Вест-Индии, в том числе 10 000 с Ямайки. Другие прибыли из Тринидада и Тобаго, Барбадоса, Багамских островов, Британского Гондураса (Белиз), Гренады, Британской Гвианы (Гайаны), Подветренных островов, Сент-Люсии и Сент-Винсента.

Хотя некоторые из них служили в регулярных частях британской армии, большинство выходцев из Карибского бассейна служили в Вест-Индском полку и Британском Вест-Индском полку (созданный в октябре 1915 г.) во Франции, Италии, Африке и на Ближнем Востоке.

Двенадцать батальонов Британского Вест-Индского полка были сформированы, в основном, в качестве рабочих на складах боеприпасов и огневых точках, часто попадая под шквальный огонь. Ближе к концу войны два батальона участвовали в боях в Палестине и Иордании против турок Османской империи.

Члены Британского Вест-Индского полка наблюдают за самолетами над своим лагерем на дороге Альберт-Амьен, 1918 г.

Войска 29-й индийской пехотной бригады используют бомбомет в окопах, Галлиполи, 1915

Индия

Солдаты Индийского субконтинента (Индия, Пакистан и Бангладеш) сражались на всех основных театрах военных действий и внесли решающий вклад в борьбу против Центральных держав. К концу 1914 года на Западный фронт прибыли две пехотные и две кавалерийские дивизии, и в итоге там служило 140 000 человек.

В 1915 году индийские войска прибыли на Ближний Восток, где воевали против турок-османов в Палестине и Месопотамии (Ирак). В том же году солдаты индийской армии сражались на стороне британских, австралийских и новозеландских войск на полуострове Галлиполи.

Они также составляли большую часть сил союзников, оккупировавших бывшие вражеские территории в Восточной Африке, на Балканах, в Малой Азии и на Кавказе. Всего 1,27 миллиона индийцев добровольно служили комбатантами и рабочими.

Индийские бомбардировщики в Нев-Шапель, 1915 г.

Индийские войска в Месопотамии, 1917 г. Европейцам и индийцам приходилось бороться в суровом африканском климате, но местные жители обладали навыками выживания и процветания.

К ноябрю 1918 года «британская армия» в Восточной Африке в основном состояла из африканских солдат. Участвующими подразделениями были Западноафриканские пограничные силы, набранные из Нигерии, Золотого Берега (Гана) и Сьерра-Леоне, и Королевские африканские стрелки, набранные из Кении, Уганды и Ньясаленда (Малави).

Не менее 180 000 африканцев также служили в авианосном корпусе в Восточной Африке и оказывали тыловую поддержку войскам на фронте.

Нигерийский артиллерийский полк в Западной Африке, 1914

Солдаты Королевских африканских стрелков, 1916 г.

Южная Африка

Более 60 000 рабочих прибыли из Южной Африки. Чернокожие южноафриканцы были ограничены логистической ролью, потому что правительство Южной Африки боялось вооружать их. Около 25 000 чернокожих южноафриканцев также были завербованы в южноафриканский рабочий контингент коренных жителей, который служил на Западном фронте в 1916–1917 годах.

В 1915 году экспедиционный корпус численностью 67 000 белых южноафриканских солдат вторгся в Германскую Юго-Западную Африку (Намибию). Многие из этих солдат позже воевали и в Восточной Африке.

Белые южноафриканские подразделения также были отправлены на Западный фронт. 14 июля 1916 года 1-я южноафриканская бригада в составе 3153 солдат и офицеров вошла в Делвиль-Вуд на Сомме. После шести дней ожесточенных боев в адских условиях невредимыми остались всего около 750 солдат и офицеров.

Нападение на южноафриканцев в Делвиль-Вуде, июль 1916 г.

Генерал Ян Смэтс в гостях у африканских рабочих во Франции, 1917 г. Западный фронт. с 1915 , он участвовал в большинстве крупных сражений, завоевав известность во Второй битве при Ипре (1915 г.), на Сомме (1916 г.), при Вими-Ридж (1917 г.) и при Пашендале (1917 г.).

Канадские войска также сыграли ведущую роль в победоносных Стодневных наступлениях 1918 года, возглавив многие ключевые атаки союзников. CEF потерял более 60 600 человек убитыми во время войны, что составляет почти 10 процентов от 620 000 зачисленных канадцев.

Француженка продает апельсины канадским солдатам, 1918 год

Ньюфаундленд

Ньюфаундленд, не входивший в состав Канады до 1949 года, также отправлял войска. Полк Ньюфаундленда сражался в Галлиполи (1915 г.), но в следующем году был почти уничтожен в Бомон-Амеле на Сомме. Позже он сражался при Аррасе и Пашендале в 1917 году и помог отразить немецкое весеннее наступление 1918 года.

Австралия

Более 410 000 австралийцев служили в Австралийских имперских силах (AIF) во время войны, потеряв около 200 000 человек.

В апреле 1915 года австралийцы высадились в Галлиполи в Турции вместе с войсками Новой Зеландии, Великобритании и Франции. В следующем году австралийские войска участвовали в кампаниях на Западном фронте и на Ближнем Востоке, защищая Суэцкий канал и помогая взять Синай. Позже они продвинулись в Палестину и помогли захватить Газу и Иерусалим.

В 1918 августа австралийцы сыграли ведущую роль в решающем наступлении союзников на Западном фронте с августа до конца войны.

Австралийская легкая кавалерия в Палестине, 1918 г.

Австралийская легкая кавалерия в Палестине, 1918 г. Почти 100 000 новозеландцев также служили за границей в составе Новозеландского экспедиционного корпуса (NZEF), в том числе 2700 маори и жителей тихоокеанских островов.

Около 18 000 новозеландцев отдали свои жизни. В том числе 2700 человек убиты в Галлиполи и более 12000 солдат убиты на Западном фронте.

Как и в случае с их австралийскими и канадскими товарищами, опыт совместной борьбы вдали от дома помог солдатам NZEF выковать отчетливую национальную идентичность.

Войска Новой Зеландии выстраиваются в строй, 1916 год

Солдаты Оклендского полка в окопе возле Флерса, 1916 год

Почему солдаты Содружества служили в Первой мировой войне?

Первая мировая война
Империя
1900-е годы
Основы школы

Османская армия — Османская империя

Османская армейская пряжка для ремня

С точки зрения личного состава в Османской армии преобладали турецкие солдаты. Отчасти это было отражением демографии (более половины населения империи составляли турки), а отчасти — наследием традиционного турецкого господства над империей в целом. В то время как призывники, составлявшие рядовой состав армии, были взяты из всех этнических групп, офицерский класс был почти полностью турецким. В 19-м году в армии было несколько арабских и даже несколько немусульманских офицеров.14, но все высшие военные командования были у турок. Считалось, что турки были лучшими и более надежными солдатами, чем другие этнические группы, а ядром Османской армии были полностью турецкие пехотные подразделения, набранные из глубин Анатолии (современная Турция).

Османская артиллерия в Галлиполи

Следующей по величине этнической группой в армии были арабы-мусульмане. Арабов иногда переводили во второстепенные подразделения и выполняли задачи внутренней безопасности. Хотя арабские пехотные части хорошо проявили себя в Галлиполи и против русских на Кавказе, по мере продолжения конфликта они становились менее надежными. После начала арабского восстания в конце 19 в.16 все большее число арабских солдат дезертировало. Курдов также набирали в больших количествах, обычно в качестве вспомогательных племен, служивших в своих регионах, а не в качестве регулярных солдат. Курдские вспомогательные силы предоставили регулярным османским полевым армиям разведывательные и рейдовые отряды и выполняли обязанности по внутренней безопасности непосредственно за линией фронта. Подобные вспомогательные подразделения были набраны из арабских племен пустыни в Палестине и Месопотамии.

Курдские вспомогательные отряды

Курдские и арабские вспомогательные отряды быстро приобрели репутацию бандитов, изнасилований и убийств. Жертвами этих преступлений обычно были другие этнические и религиозные меньшинства в империи, но военнопленные союзников также сильно пострадали от их рук. Столкнувшись с серьезным военным сопротивлением, вспомогательные подразделения обычно дезертировали при первой же возможности. Османские командиры на горьком опыте узнали, что в кризисной ситуации на них нельзя положиться.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *