Ярославские изразцы. Архитектурная керамика Ярославля
Ярославль — город без определенной даты рождения, поскольку есть несколько версий его возникновения, в том числе, весьма экзотические. Официальной датой основания принят 1010 год, когда по преданию на мысе над Стрелкой (соединение рек Волги и Которосли) Ярославом Мудрым был заложен город и построен Ярославский Кремль.
К XIII веку новый город уже превосходил по числу каменных сооружений Ростов Великий, а к началу XVII века Ярославль стал вторым по численности и третьим по торговому обороту городом России.
Ярославль — купеческий город. К 1630 году в городе насчитывалось самое большое число купцов первой гильдии в России и было 29 торговых представительств различных зарубежных компаний. Поэтому основными меценатами Ярославля, конечно, были купцы.
В этот период в городе ведется бурное строительство, во время которого и были заложены основные принципы ярославской архитектуры.
Изменение традиционных пропорций в храмовом строительстве, разделение архитектурных объемов при помощи декора, а также полная подчиненность декоративного оформления иерархическому сопоставлению объемов — вот ключевые особенности ярославского зодчества, позволившие ярославским мастерам непринужденно и тактично играть архитектурными элементами и превращать крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.
Ярославль достаточно сильно пострадал во время событий 1917—1918 годов. Да и позднейшая «национализация» храмов с последующей передачей их под склады, не улучшила сохранность древних памятников русского зодчества. Однако, такая ситуация была во многих русских городах и нам остается только радоваться, что красивейшая часть ярославской архитектуры XVII века сохранилась достаточно хорошо. По крайней мере, глядя на эти изумительные строения мы можем насладиться их красотой и составить себе яркое преставление о ярославской архитектурной керамике.
Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) в XVII веке работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля, прославившие город на всю страну.
Ярославские изразцы на храмах это не только классическая цветочная розетка, но и разнообразные т.н. «московские» сюжеты с древом жизни и птицами, изразцы «суздальского» стиля с различными символическими животными, а также поливные изразцы Новгородской и Псковской школы.
К слову сказать, первые храмы Ярославля несли в себе стилистику новгородских храмов и венецианские архитектурные традиции XV века. По строению и декору это были довольно аскетичные побеленные здания, декорированные штучными «муравлеными» изразцами изумрудного цвета или вовсе без изразцового декора.
Например, церковь Николы Надеина, законченная в 1620 году — первый храм, построенный после смуты. Этим храмом была заложена новая традиция для купечества — строить каменные церкви. Поэтому в центре Ярославля было возведено множество церквей со специфическим «купеческим» строением — на крупной подклети, в которой купцы хранили свои товары «у Христа за пазухой», возвышается собственно сам храм, с главками и колокольней. Следует заметить, что посадские и слободские храмы Ярославля, построенные на соборные средства прихожан таких подклетей не имели.
Первым храмом в Ярославле с применением изразцов стала Церковь Рождества Христова — 1635 года постройки. На ней, как раз, те самые «муравленые» изразцы, горящие изумрудными искрами на белоснежной стене храма, пришедшие в Ярославль из Новгорода и Пскова.
Высшего расцвета Ярославль и его архитектура, достигли к концу XVII века. Тогда были построены жемчужины ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, церковь Богоявления, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках и другие. Богатство изразцового декора этих церквей впечатляет.
Новые приемы были впервые применены в церкви Иоанна Златоуста, когда при перестройке храма в 1680 году в его стенах были прорублены новые окна, получившие изразцовый декор наличников сложной конфигурации и угловые полуколонны с изразцовыми вставками на капителях.
Однако, изразцами ярославская архитектурная керамика не исчерпывается. Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него.
Большим рельефным разнообразием отличаются ярославские церкви конца XVII века. Именно это разнообразие, в сочетании с ордерным размещением декора, стало позднее основой для неорусского стиля, так любимого многими до сих пор.
Апофеозом ярославского зодчества стал храм Иоанна Предтечи — самый крупный из ярославских храмов XVII века. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1687 году на правом берегу реки Которосли. Она имеет пятнадцать глав и высоту 45 метров.
Изразцовый декор церкви необыкновенен, а в отделке активно применяется все разнообразие неглазурованной архитектурной керамики. Врата и оконные проемы, стены, арки полностью декорированы кирпичными рельефами и объемными керамическими формами. На храме, вероятно, нет ни одной гладкой стены, все его вертикальные поверхности отделаны рельефными витыми и резными элементами, а где нет декора, поверхности изогнуты, либо расписаны, что также придает стенам объем.
Внутренние помещения храма имеют изощренную темперную живопись — от пола до свода храм расписан фресками со сценами из Ветхого и Нового завета. В росписях стен церкви Иоанна Предтечи представлен единственный в своем роде полный церковный календарь. И хотя состояние храма оставляет желать лучшего, многие нижние изразцы подверглись вандальному разрушению в 90-е годы XX века, он производит ошеломляющее впечатление. Можно представить себе, как мощно он выглядел сразу после завершения строительства!
Ярославцы восстанавливают бесценные творения своих предков и строят новые храмы.
Успенский Собор Ярославля построен в 2010 году на месте кафедрального православного храма древней Ростово-Ярославской епархии, снесенного в 1937 году. Хотя по своей архитектуре этот собор скорее близок к московским храмам, но в его декоре активно использовалась глазурованная архитектурная керамика — керамические орнаментальные панно на крыльце, изразцовый фриз «Павлинье Око» на барабане главного купола и, конечно, потрясающая рельефная керамика над входами в храм, где размещены огромные керамические иконы Успения и Вознесения Богоматери работы талантливого ярославского художника-керамиста, реставратора Евгения Тарабина.
Благодарим за организацию экскурсии по изразцовому Ярославлю гида Светлану Волкову.
Секреты изразцов. Ярославский проект победил во всероссийском конкурсе «Мастера гостеприимства»- Яррег
Изразец – часть культурного кода Ярославля. В нем есть что‑то родное, близкое каждому, что откликается то ли в символике, то ли в цветовой гамме.
Изразцы родились в «золотой» период расцвета нашего областного центра. Но спустя столетия по‑прежнему актуальны и интересны. Именно они – изразцы – стали главным действующим лицом ярославского проекта – победителя всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» в номинации «Этнокультурный туризм».
Не хуже гжели и хохломы
Подавая заявку на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства», никто и не догадывался, что соревноваться придется в номинации «Этнокультурный туризм». Организаторы, отсмотрев заявки, сами распределили участников по номинациям, где им потом предстояло защищать свои проекты. Соперниками ярославцев в этот раз стали представители Татарстана, Башкирии, Бурятии, Дагестана.
– Они выходили в национальных костюмах, представляя весь колорит своей местности. Я переживала, как бы мы в этой компании не затерялись. Но все получилось. Нам удалось не просто показать самобытность ярославского изразца. Мы победили! И это большой вклад в возрождение интереса к одному из исконных ярославских народных промыслов, – с воодушевлением говорит автор проекта, руководитель «Союза мастеров АртЕль» Людмила Ворожцова.
Уже несколько лет она плотно занимается историей ярославских изразцов, изучая не только сам промысел, но и его богатую историю. Надеясь, что в будущем ярославские изразцы будут так же узнаваемы, как гжель или хохлома.
Бытует мнение, что в Россию изразцы привез Петр I. Они понравились ему во время путешествий по Голландии. Но история российских и, в частности, ярославских изразцов говорит о другом.
Возможно, их появлению способствовали путешествия купцов. Бывавшие в дальних странах, они неизменно привозили домой различные товары. В Испании и ряде восточных стран они могли видеть в зданиях большие панно, сделанные из обожженных глиняных плиток, которые впоследствии расписывались, а затем привезти идею домой.
Принципиальное отличие российских изразцов в том, что плитка с рисунком сначала расписывается, а уже потом отправляется в печь на обжиг. Глазурь в этот момент кардинально меняет свой цвет. Так что вся задумка у мастера должна появиться еще до того, как начинается роспись.
– Вокруг происхождения слова «изразец» до сих пор идут споры. По одной версии, слово родилось благодаря резным доскам, которые использовали для того, чтобы отпечатывать рисунок на глине. По другой – происходит от слова «образец», а тот – от «образ», – рассказывает Людмила Ворожцова.
Золотой век изразца
Ярославль сыграл большую роль в истории изразца. Глазурованные плитки с характерными, типично ярославскими красками и узорами можно увидеть во Владимире, Москве и многих старых городах Центральной России. А началось все со Смутного времени.
После того как на престол взошел Михаил Федорович Романов, Ярославль стал вторым по значимости городом после Москвы. В столице помнили о том, что отсюда вышло ополчение Минина и Пожарского, так что купцы и посадские люди получили преференции. Богатели купцы, богател город.
– А как купцу подчеркнуть свой статус? Построить храм. И чем он будет богаче, тем и статус выше. К тому времени многие были уже напуганы пожарами, так что стали строить каменные храмы, – делится Людмила Ворожцова. – Мы и сейчас знаем, какой храм кем построен. Храм Ильи Пророка возвели на деньги купцов Скрипиных, храмовый комплекс Иоанна Златоуста – братьев Неждановских, церковь Николы Надеина – Епифания Светешникова, а церковь Рождества Христова строила одна из богатейших династий России того времени – Назарьевы‑Гурьевы. И все эти храмы были украшены изразцами.
Терракотовые, муравленые и полихромные
В правильное время сошлось все: наличие мастеров, сырье под боком, наличие спроса и предложения. И в Ярославле стали появляться небольшие заводики по производству фигурного кирпича и изразцов. Работали на них мастера‑керамисты, или «записные кирпищики».
Цветочные мотивы были характерной особенностью ярославских изразцов. Это были шести- или восьмилепестковые розетки.
– В отличие от португальских плиток наши изразцы были не просто деталью мозаики, а самостоятельными элементами фасадного декора, – рассказывает Людмила Ворожцова. – Ставить такие плитки могли не только горизонтально, но и углом. Так на фасадах церквей появилась «ярославская строчка»: ряд изразцовых плиток, выстроенных углом по одной стороне здания.
Кроме цветочного орнамента ярославские мастера использовали изображения птиц и мифических животных: птица Сирин, Алконост, Гамаюн, единорог или Индрик‑зверь. Образы славянской мифологии вначале перешли в христианскую культуру, а потом появились и на фасадах церквей и светских зданий.
Согласно плану 1777 года, который сейчас хранится в Ярославском музее‑заповеднике, в городе было 19 изразцовых заводов. 18 таких цехов располагались в Коровницкой слободе. Место было удобно тем, что вдоль Которосли разрабатывали глиняные карьеры.
В мастерских производили изразцы, которые отличались рельефом и покрывались разными глазурями.
Отличить ярославские изразцы можно не только по изображению, но и по цвету. Первые изразцы XV века были неглазурованными. После обжига им оставляли естественный терракотовый цвет. Потом мастерам удалось сделать глазурь или поливу.
Первая полива была изумрудно-зеленого цвета, который давали свинец и цинк. За что и получила свое название «муравленая» от словосочетания «трава‑мурава». В Ярославле сохранилось несколько церквей с муравлеными изразцами.
Полихромные изразцы появились позже. По одной версии, они пришли из Европы, по другой – из арабских стран. Но если в голландских изразцах равноправно участвовали два цвета: синий и белый, то для ярославских была характерна другая палитра. Кроме «муравленого» цвета, который, как правило, использовали как фон, появился белый цвет, а затем разбеленые синий и охра.
Пошли на рекорд!
Ярославскому изразцу посвящена целая глава в книге «Русский изразец» искусствоведа и хранителя фонда изразцов Московского государственного объединенного музея‑заповедника Светланы Барановой.
Это неудивительно. Кроме своей уникальной техники ярославские мастера сумели поставить и несколько рекордов. Так, они сделали самый большой в России наличник из изразцов. Его размеры – пять на восемь метров. И хотя наличник выполнен из составных частей, все же представляет собой единую композицию, которая украшает церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. А вот рекордсменом по плотности изразцового убранства по праву считается церковь Тихвинской иконы Божией Матери.
Заказчики строительства церкви Рождества Христова купцы Назарьевы‑Гурьевы и вовсе отважились на дерзкий поступок! Они пожелали сделать на нем фризовую надпись. Сама просьба не была из ряда вон выходящей. Обычно на них упоминались имена светских и духовных правителей, во времена которых церковь построена и освящена. Но купцы пожелали написать на ней… свои имена. По легенде, построенный храм даже не хотели освящать. Но со временем ситуация сгладилась. Фризовая надпись осталась на месте. Теперь ей, как и муравлеными изразцами, которые украшают церковь, приходят любоваться туристы.
Фото из архива «АртЕль»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5krg/
ярославль, россия, церковь, собор, православный, ангел, мария, плитка, керамическая, декоративная
Ярославль, Россия, церковь, собор, православный, ангел, Мария, плитка, керамический, декоративный Public Domain
Бесплатно для коммерческого использования, DMCA
Выберите разрешение и загрузите это фото
ПК (720P, 1080P, 2K, 4K):
- 1366×768
- 1920×1080
- 1440×900
- 1600×900
- 1280×800
- 1024×768
- 1280×1024
- 1536×864
- 1680×1050
- 1280×720
- 1360×768
- 2560×1440
- 2560×1080
- 1920×1200
- 1280×768
- 800×600
- 3840×2160
- 4096×2304
- 5120×2880
- 2880×1800
- 2560×1600
Мобильный (iPhone, Android):
- 320×480
- 640×960
- 640×1136
- 750×1334
- 1242×2208
- 1125×2436
- 1242×2688
- 828×1792
- 720×1280
- 1080×1920
- 480×854
- 480×800
- 540×960
- 600×1024
- 800×1280
- 1440×2560
- 320×480
Планшет (iPad, Android):
- 1024×768
- 2048×1536
- 2224×1668
- 2388×1668
- 2732×2048
- 2736×1824
- 2048×1536
- 1024×600
- 1600×1200
- 2160×1440
Похожие лицензионные фото
черный фон текстура, текстуры, фон, фоны, полный кадр, узор, текстурированный, повторение, крупный план, серый
Всеобщее достояние
руки, темнота, свет, креатив, художественный, мрачный, загадочный, энергия, сверхъестественное, абстракция
Всеобщее достояние
мода, модель, блондинка, волосы, юбка, короткая, высокие каблуки, синий, белый, город
Всеобщее достояние
друзья, обниматься, гора, люди, мужчина, женщина, счастливый, близко, семья, закат
Всеобщее достояние
Монохромный, девушка, портрет, женщина, женский пол, лицо, студия, глаза, освещение, крупным планом
Всеобщее достояние
2200x3180px
фотошоп, манипуляция, коллаж, иллюстрация, фэнтези, небо, обработка, креатив, малыш, мальчик
Всеобщее достояние
джокер, цифровой, обои, джокер, боевик, бэтмен, кино, постер, текст, общение
Всеобщее достояние
Маска, Чистка, жутко, толстовка с капюшоном, глазеть, Обои на экране блокировки, один человек, портрет, В помещении, вид спереди
Всеобщее достояние
аннотация, арабески, арабский, искусство, фон, декоративный, дизайн, цветочный, цветок, исламское искусство
Всеобщее достояние
графика вопросительного знака, вопрос, вопросительный знак, справка, ответ, символ, значок, символы, проблема, знаки препинания
Всеобщее достояние
3105x3608px
силуэт, человек, Стоящий, комната, туман, Оттенки серого, черное и белое, тоннель, Легкий дым, люди
Всеобщее достояние
отпуск, начало., молодой, женщина, пассажир, аэропорт., один человек, длинные волосы, волосы, прическа
Всеобщее достояние
грустно, женщина, пляж, платье, океан, вода, волны, девушки, лица, портрет
Всеобщее достояние
женщина, носить, желтый, обрамленный, солнцезащитные очки, черный, произведение искусства одежды, поп, искусство, девушка
Всеобщее достояние
селективный, снежный, гора, стена, поверхность, абстракция, фон, старый, грязный, текстурированный
Всеобщее достояние
5090x3393px
группа, друзья, смех, мужчина, женщина, люди, счастливый, улыбка, приключения, солнцезащитные очки
Всеобщее достояние
люди, женщина, упражнение, Фитнесс, здоровье, виды спорта, Мышцы, Здоровый, поместиться, обувь
Всеобщее достояние
женщина, тюрьма, тюрьма, заключенный, правосудие, арест, наказание, закон, тюрьма, преступник
Всеобщее достояние
мода, модель, сидящий, чемодан, улица, булыжник, red haor, девушка, женский пол, привлекательный
Всеобщее достояние
онлайн, курс, обучение, учитель, компьютер, интернет, класс, вебинар, обучение, письмо
Всеобщее достояние
4000x6016px
женщина, портрет, поза, женщина, люди, друзья, макияж, помада, ожерелье, трава
Всеобщее достояние
индийская девушка, счастливая девушка, улыбка, женский пол, лицо, модель, образ жизни, один человек, молодой взрослый, молодая женщина
Всеобщее достояние
человек, бег, дорога, быстрый, скорость, черный, бетон, желтый, линия, здоровье
Всеобщее достояние
видео, игры, играть, playstation, телевизор, экран, руки, современные, технологии, человеческая рука
Всеобщее достояние
фотошоп в оттенках серого, человек, оттенки серого, фотошоп, люди, причудливый, ленивый, испуганный, крик, лицо
Всеобщее достояние
5400x3600px
Задняя часть, Посмотреть, Молодой, женщина, багаж, аэропорт, один человек, чемодан, путешествовать, повседневная одежда
Всеобщее достояние
белые спиральные обои, искусство, дизайн, узоры, архитектура, белый, фоны, полный кадр, узор, белый цвет
Всеобщее достояние
девушка, сидя, на открытом воздухе, поза, портрет, женский пол, человек, люди, в одиночестве, поезд
Всеобщее достояние
золото, узор, текстура, дизайны, формы, фоны, полный кадр, дизайн, творчество, черный цвет
Всеобщее достояние
женщина, носить, платье без рукавов, постоянный, зеленый, травяное поле, без рукавов, платье, зеленая трава, женщины
Всеобщее достояние
5760x3840px
малыш, мама, окно, дом, дом, семья, мама, мать, ребенок, ребенок
Всеобщее достояние
носить, шляпа, летнее платье, женщина, люди, пляж, мода, девушка, океан, песок
Всеобщее достояние
женщина, поза, ступеньки, дерево, бревно, кабина, женский пол, девушка, модель, фэшн
Всеобщее достояние
достижение, соглашение, оружие, удар, бизнес, взбодриться, крупным планом, сотрудничество, коллеги, общение
Всеобщее достояние
девушка, портрет, серьезный, грустный, выстрел в голову, волосы, человек, в одиночестве, женский пол, лицо
Всеобщее достояние
2005x2837px
ручная роспись, аниме, черно-белое, женщины, люди, женский пол, искусство и ремесло, творчество, рисунок — художественный продукт, карандашный рисунок
Всеобщее достояние
женщина, Серебряный костюм робота, дневное время, Серебряный, Робот, костюм, день, время, люди, Причудливый
Всеобщее достояние
кирпичи, стена, камень, текстура, узор, архитектура, фоны, полный кадр, текстурированный, кирпич
Всеобщее достояние
концерт, открытый, пространство, ночь, открытое пространство, толпа, аудитория, зритель, люди, музыкальный фестиваль
Всеобщее достояние
люди, поднятие, руки, группа, боке, огни, толпа, аплодисменты, вечеринка, концерт
Всеобщее достояние
2848x4272px
человек, Джокер макияж лица, делать, как, Клоун, составить, Краска для лица, Хэллоуин, глаза, улыбка
Всеобщее достояние
керамический, бесшовный, плитка, фон, бумага, текстурированный, узор, бежевый, полный кадр, пространство для копирования
Всеобщее достояние
счастливый, молодой, девушка, прыжки, парк, лето, в воздухе, растение, дерево, солнечный свет
Всеобщее достояние
семья, мать, дети, дети, ребенок, мама, мама, люди, женщина, мальчик
Всеобщее достояние
сомнения, -, рисование, человек, доска, иллюстрация, совет, ответ, спросить, помощь
Всеобщее достояние
4200x2800px
Школьник, плач, сон, стол, дом, мальчик, ребенок, образование, эмоции, разочарование
Всеобщее достояние
женщина, носить, белый, платье без рукавов, склонность, стена, постоянный, модель, лето, мода
Всеобщее достояние
портрет, девушка, студия, женщина, женщина, профиль, губы, глаза, красота, макияж
Всеобщее достояние
человек, черный, Формальный, пальто, человек в черном, люди, люди, бизнесмен, один человек, бизнес
Всеобщее достояние
женщина, стоя, склонность, лестница, фото в оттенках серого, оттенки серого, люди, городской, ленивый, минимальный
Всеобщее достояние
5472x3648px
фитнес-пара, работа, упражнения, тренажерный зал, Фитнес, пара, разработка, люди, упражнения, подходят
Всеобщее достояние
женщина, сидя, белый, скамейка, склонность, стена, люди, мода, модель, красота
Всеобщее достояние
человек, тренировка, веревка, сила, мощность, песок, пустыня, голубое небо, черный, наушники
Всеобщее достояние
женщина, окно, тепло, снег, в помещении, стул, футболка, молодой, женский пол, люди
Всеобщее достояние
Архитектурный, фотография, здание, Абстрактные, Изобразительное искусство, Черный, белый, черное и белое, шаблон, Фоны
Всеобщее достояние
5400x3604px
путешествие., аэропорт, главный, зал, лето, пассажиры., группа людей, толпа, большая группа людей, настоящие люди
Всеобщее достояние
люди, фут, сандалии, Сапоги, Обувь, Зеленая обувь, трава, Детская площадка, на открытом воздухе, Друзья
Всеобщее достояние
достижение, руки вокруг, бизнес, деловой район, деловые люди, бизнесмены, деловые женщины, Кавказский, Cbd, chongnonsi
Всеобщее достояние
женщина, обнимать, мальчик, мать, люди, ребенок, ребенок, ребенок, обнять, любовь
Всеобщее достояние
человек, стоя, внутри, туннель, оттенки серого, человек, парень, вспышка, свет, люди
Всеобщее достояние
5400x3600px
путешествия, образ жизни, успех, концепция, приключения, активный, отдых, на открытом воздухе, счастье, свобода
Всеобщее достояние
достижения, цитата, мотивация, достижение, успех, достижение, мотивационные, слова, мотивационные цитаты, цель
Всеобщее достояние
тайна, женщина, утес, море, океан, мода, девушка, женщина, красивая, красивая
Всеобщее достояние
мужчина, палец вверх, подмигивание, улыбка, счастливый, голубое небо, облака, белый, футболка, часы
Всеобщее достояние
девушка, оттенки серого, сидящий, женский пол, человек, размышление, созерцание, горе, скучающий, грустный
Всеобщее достояние
6946x4636px
женщина, йога, стена, человек, стойка на голове, возле, коричневый, краска, поза, стрейч
Всеобщее достояние
иллюстрация, нервная клетка, клетка., нейрон, мозг, нейроны, нервная система, синапс, нервные пути, рибосома
Всеобщее достояние
женщины держат веревки, женщина, черный, бак, топ, тренажерный зал, упражнения, девушка, веревки, фитнес
Всеобщее достояние
fortnite, рабочее место, видеоигра, пк, компьютерная игра, компьютерная игра, играть, геймер, хобби, нинтендо
Всеобщее достояние
люди, человек, художник, картина, краска, музей, искусство, экспонат, рамка, красота
Всеобщее достояние
достопримечательностей Ярославля | Россия
В районе Богоявленской площади
Богоявленская площадь
Богоявленская церковь – еще один известный образец ярославской архитектуры XVII века. Он был построен между 1684 и 1693 годами по приказу местного купца Алексея Зубчанинова. Это была первая церковь в городе, построенная без внутренних столпов. Построенный из красного кирпича, он увенчан пятью черными куполами, а снаружи украшен цветной керамической плиткой и двумя ярусами кокошников под куполами. На одном из его углов пристроена колокольня из красного кирпича. Его… Читать дальше »
Богоявленская площадь
В самом центре Богоявленской площади в окружении машин стоит статуя основателя города — князя Ярослава Мудрого XI века. Ярослав был князем Ростовским, когда основал Ярославль, но стал великим князем Киевским после того, как победил своего старшего брата-убийцу Святополка Окаянного. Памятник был открыт в 1993 году в присутствии президента Бориса Ельцина.
Подробнее »
Богоявленская площадь, 25
http://www.yarmp.yar.ru
Май-сентябрь: Территория — 08:00 — 20:00. Музеи — 10:00 -18:00. Октябрь-апрель: Территория — 08:30 — 18:00. Музеи: 10:00 — 17:30. Закрыт в первую среду каждого четного месяца, а музеи закрыты по понедельникам и в другие определенные дни.
Точно неизвестно, когда был основан Спасо-Преображенский монастырь, но считается, что он был основан в начале XIII века князем Константином Ярославским, незадолго до начала строительства Спасо-Преображенского собора. Он был построен на северном берегу реки Которосль и выполнял не только религиозную, но и оборонительную функцию. Князья Ярославские также имели резиденцию при монастыре и были погребены в… Читать дальше »
В районе Рубленого города
Волжская набережная, 33А
http://xn--80aejfgkmg8ay3g9b.xn--p1ai/
Музей «Музыка и время» — один из первых частных музеев в постсоветской России. Он был открыт в 1993 году местным коллекционером, актером и фокусником Джоном Мостославским. В музее представлены музыкальные инструменты, граммофоны, пластинки, иконы, самовары, часы, утюги и колокольчики.
Подробнее »
Улица Первомайская, 67
Нынешний вариант церкви Архангела Михаила был построен между 1657 и 1682 годами. Ранее деревянный вариант был построен великим князем Константином Владимирским и Ростовским в 1216 году, который, в свою очередь, был заменен по приказу княгини Анны Ярославской (татарской жены князя Федора Федоровича). Черная) в 1298 году. Нынешняя красная церковь стандартна по форме: единое здание, увенчанное пятью зелеными куполами. К одному углу пристроена высокая колокольня. В 1731 году интерьер церкви был… Читать дальше »
Волжская набережная, 51
На вершине Волжской набережной, сразу за Речным вокзалом, находится церковный ансамбль, состоящий из двух церквей: Благовещенской, используемой в летние месяцы, и Вознесенской, используемой в зимние месяцы. Старейшая из них — Благовещенская церковь, датируемая 1688–1702 годами. Она представляет собой упрощенную форму ярославского церковного зодчества, увенчанную пятью необычно вытянутыми куполами. Внутри он был украшен фресками между 1708… Читать дальше »
Волжская набережная, 1
http://artmuseum.yar.ru
10:00 — 18:00. Закрыт по понедельникам и в последний вторник месяца.
Митрополичьи палаты были построены рядом с Успенским собором в 1680-х годах по строительной программе митрополита Ярославского и Ростовского Ионы (Ионы) Сысоевича, ответственного за строительство многих культовых сооружений по всей Ярославской области. В 1767 году здесь останавливалась императрица Екатерина Великая во время своего путешествия по волжским городам. Сегодня в палатах находится Отдел древнерусской культуры Ярославского художественного музея и выставлено множество икон,… Читать дальше »
Площадь Челюскинцев, Которосльная набережная, 2А
Строительство самого первого каменного собора, посвященного Успению Богородицы, было начато в 1215 году князем Константином Всеволодовичем Ярославским на территории Ярославского Кремля на Стрелке. Он был освящен в 1219 году и являлся собором для епископа Ростовского и Ярославского. Позже собор был уничтожен пожаром в 1501 году и перестроен в 1516 году в меньшем масштабе. Именно здесь митрополит Кирилл благословил князя Пожарского в 1612 году, когда тот отправился с… Читать дальше »
Которосльная набережная и Волжская набережная
Набережные Котороросля и Волги известны как Которосльная набережная и Волжская набережная соответственно и встречаются в месте слияния рек в начале бульвара Мира. По ним приятно просто прогуляться, хотя здесь также находится несколько музеев и церквей.
Здесь также есть несколько беседок, которые служат любимым местом для фотосессий молодоженов.
Подробнее »
Волжская набережная, 17/1
http://mukmig.yaroslavl.ru/
10:00 — 18:00. Закрыто по вторникам.
Музей истории Ярославля был открыт в 1999 году в барочном особняке семьи Вахрамеевых. Большая часть интерьера купеческого особняка сохранилась. В экспозиции музея рассказывается об истории древнего города, представлены находки археологических раскопок, иконы ярославских князей, монеты, старинное оружие, множество картин и фотографий известных ярославцев.
Подробнее »
Бульвар Мира (между Которосльной набережной и Волжской набережной)
В 1995 году в парке, где когда-то стоял алтарь Успенского собора, была открыта скульптура, посвященная Святой Троице. По своему замыслу она явно вдохновлена знаменитой иконой Андрея Рублева «Троица» за сходство поз трех ангелов на иконе и скульптуре. После реконструкции Успенского собора памятник теперь находится сразу за новым собором.
Подробнее »
дальний конец Стелки
В преддверии празднования тысячелетия Ярославля в 2010 году в конце Стрелки, образовавшейся в месте впадения Которосля в Волгу, разбит парк. В парке установлены музыкальные фонтаны, которые особенно красивы в вечернее время, когда их подсвечивают. На самом конце Стрелки установлен монумент «Тысячелетие Ярославля». Памятник представляет собой статую Ярослава Мудрого, стоящего перед обелиском. По четырем углам основания обелиска расположены четыре… Читать дальше »
Улица Кедрова, 1
Церковь Рождества Христова была второй церковью, построенной вне кремля и Спасо-Преображенского монастыря, датируемой 1644 годом. Первоначально здесь стояла деревянная церковь, которая в 1609 году получила чтимый список иконы Казанской Божией Матери во времена неприятностей. Каменная церковь была построена на средства семьи Гуриевых-Назарьевых, которые были местными купцами. По форме церковь представляет собой четырехстолпное кубическое здание, которое с трех сторон окружено двухэтажным… Читать далее »
пересечение Первомайской улицы и Волжской набережной
Николай Некрасов (1821-1877) был русским поэтом, который родился в Немирове на Украине, но вырос в имении своего отца в Грешнево под Ярославлем, а затем учился в Ярославле и купил имение Караника под Ярославлем, где он провел много лет. Этот памятник ему включает в себя его статую и большой барельеф с изображением персонажей из его произведений.
Подробнее »
Которосльная набережная, напротив Святых врат Спасо-Преображенского монастыря
Часовня Казанской иконы Божией Матери — это одновременно и простая часовня, и довольно изящный памятник народным войскам Минина и Пожарского, освободившим Москву от поляков в 1612 году. Она расположена напротив Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря, откуда войско отправился на свою миссию. Он был открыт в 1997 году и представляет собой высокую пирамиду с витражным окном с изображением иконы Казанской Божией Матери. Он стал символом Ярославля, отчасти потому, что расположен на одной стороне… Читать дальше »
Волжская набережная, 5
Эта церковь была построена на месте древней церкви во имя святого пророка Илии, которая, в свою очередь, была построена на месте языческого капища до основания Ярославля князем Ярославом Мудрым. Нынешняя церковь датируется 1831 годом и посвящена Святым Илье Пророку и Святителю Тихону. Он построен в классическом стиле с одним куполом и фасадами, украшенными колоннами и фронтонами.
Подробнее »
Народный переулок, 2
http://www.yarmp.yar.ru
09:00 – 16:00. Закрыто по средам, четвергам, дождливым дням и с 1 октября по 1 мая.
Эта церковь была построена между 1620 и 1622 годами, что делает ее старейшей церковью за пределами старого кремля и Спасо-Преображенского монастыря. Он был построен на средства купца Надея Свешникова, отсюда и его название, отличающее его от других церквей города, посвященных Святителю Николаю. По форме церковь представляет собой четырехстолпное кубическое здание, окруженное с трех сторон двухъярусной замкнутой галереей, включающей в одном углу шатровую колокольню. Интерьер… Читать дальше »
Которосльная набережная, 8
Эта церковь известна как церковь Святого Николая в Рубленом городе, чтобы отличать ее от других церквей, посвященных Святому Николаю в городе. Он был завершен в 1695 году и первоначально располагался в пределах Ярославова кремля. По форме белая церковь представляет собой высокое здание, увенчанное пятью зелеными куполами и пристроенное притвором к колокольне. Он был закрыт в 1920 году и в нем размещалась художественная галерея, прежде чем в конце концов его вернули церкви.
Подробнее »
Которосльная набережная, 3
Спасо-Преображенский храм часто называют Спасом-на-Городе в отличие от Спасо-Преображенского собора, расположенного в Спасо-Преображенском монастыре. Он был построен в 1672 году, ориентируясь на церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. По форме он очень похож на четырехъярусное здание, увенчанное пятью зелеными куполами, с башнями и колокольнями по бокам. Однако, в отличие от храма Иоанна Златоуста, этот… Читать дальше »
Волжская набережная, 2А
Волжская башня — одна из двух башен, представляющих собой все, что осталось от крепостных стен Ярославля XVII века, когда-то окружавших весь исторический центр. Башня была построена между 1658 и 1669 годами недалеко от берега реки Волги, в честь которой она и названа. Однако она также известна как Арсенальная башня, так как с середины 19 века башня использовалась как арсенал.
Подробнее »
Бульвар Мира (между Почтовой улицей и Волжским спуском)
Мемориал ВОВ в Ярославле был открыт в 1968 году и состоит из двух больших каменных постаментов: с гравировкой солдата и женщины, изображающих героев фронта и героев труда соответственно. Между этими двумя постаментами находится вечный огонь, который теперь также прекрасно обрамляет восстановленный на прежнем месте Успенский собор.
Подробнее »
Волжская набережная, 23
http://artmuseum.yar.ru
10:00 — 18:00. Закрыт по понедельникам и в последний вторник месяца. Территория открыта с мая по октябрь.
Ярославский художественный музей был основан в 1919 году, и его основные экспозиции размещены в доме начала XIX века, который когда-то служил резиденцией губернатора. Музей обладает одной из крупнейших коллекций произведений искусства в России. Помимо проведения временных выставок, в Губернаторском доме постоянно экспонируются произведения русского искусства 18-20 веков. Красивая территория также открыта для посетителей и украшена несколькими скульптурами. Отдел музея… Читать дальше »
В районе Земляного города
Улица Андропова, 8
Эта красивая часовня была построена в 1892 году и в честь чудесного спасения царя и его семьи, когда императорский поезд потерпел крушение под Борками в 1888 году. Он состоит из небольшой колокольни «восьмерик на кубе» и шатрового купола, прикрывающего вход, построенных в древнерусском стиле и украшенных искусными карнизами, кокошниками и керамической плиткой. Сегодня часовня служит подворьем Толгского монастыря.
Подробнее »
Демидовский сквер, бульвар Мира
В небольшом сквере на Демидовской площади (Демидовский сквер) находится колонна, посвященная Павлу Демидову, основавшему в 1803 году Ярославскую Демидовскую академию высших наук, ныне Ярославский Демидовский государственный университет. Первоначально колонна была возведена в 1829 году, но в 1931 году ее разобрали на металлолом. Ее заменили только в 2005 году, и сейчас она является самым высоким памятником Ярославля. На вершине колонны изображен российский двуглавый орел.
Подробнее »
Улица Трефолева, 20
Казанский женский монастырь был основан в 1610 году на месте монастыря, разрушенного ранее в Смутное время. Свое название он получил по своей самой священной святыне – списку XVI века с иконы Казанской иконы Божией Матери. Главной достопримечательностью монастыря является собор Казанской иконы Божией Матери, построенный между 1835 и 1845 годами в стиле классицизма. Кроме этого есть еще две церкви: Покровская и Сретения Господня, обе из… Читать дальше »
Площадь Челюскинцев, 17 (от бульвара Мира)
Кирилло-Афансиевский монастырь был заложен в 1616 г. в память освобождения города от польских интервентов в годы Смуты, а вскоре после этого здесь были построены деревянные церкви с иконой, которой молились горожане и ополчение. Во второй половине XVII века эти деревянные церкви были перестроены в каменные, а две монастырские церкви — Кирилло-Афанасиевская и Спасо-Чудообразная — датируются… Читать дальше »
Демидовский сквер, бульвар Мира
В 1918 году Ярославль был ареной крупного восстания против советской власти, в ходе которого удалось захватить стратегически важные здания в городе и арестовать расквартированных там большевиков. Восстание было жестоко подавлено Красной Армией, которая окружила город, перерезала его снабжение и начала обстреливать его артиллерийским и воздушным огнем, сильно повредив многие достопримечательности города. Этот небольшой обелиск посвящен «красным» бойцам, погибшим при подавлении восстания.
Подробнее »
Депутатский переулок, 4
Церковь Введения Господня была построена между 1891 и 1895 годами в стиле русского Возрождения и украшена красивыми узорами из кирпича, характерными для древнерусских церквей, особенно в Ярославле. Церковь увенчана высоким шатровым куполом. В советское время церковь была закрыта и использовалась для производственных нужд, но с тех пор вновь открыта и снова используется для богослужений.
Подробнее »
Первомайский бульвар
Святые Петр и Феврония Муромские чаще всего идентифицируются как князь Давид Юрьевич Муромский и его жена, принявшие имена Петра (Петра) и Февронии, став монахом и монахиней соответственно. Вскоре после этого оба умерли в один и тот же день в 1228 году. С тех пор они стали русскими святыми покровителями брака и семьи. Этот памятник им был открыт в 2009 году в рамках общероссийского проекта по развитию святости брака и семьи в России.
Подробнее »
Советская площадь
http://www.yarmp.yar.ru
08:00 – 20:00. Закрыт в дождливые дни и с 1 октября по 1 мая.
По преданию, первая церковь в Ярославле была посвящена святому Илье, так как именно в день памяти этого святого Ярослав Мудрый убил медведя и завоевал местность. Эта версия церкви была построена между 1647 и 1650 годами и сейчас является одной из главных достопримечательностей города. Он построен в характерном для Ярославля XVII века архитектурном стиле и представляет собой белокаменный четырехстолпный главный корпус, увенчанный пятью зелеными куполами, соединенный замкнутой галереей с… Читать далее »
Улица Кирова (и Депутатский переулок)
Улица Кирова проходит от Советской площади, где стоит церковь Ильи Пророка, к Власьевской башне. Половина этой улицы вместе с Депутатским переулком является пешеходной зоной и главной туристической улицей Ярославля с магазинами, ресторанами и несколькими сувенирными лавками. С 1937 года она носила имя советского революционера Сергея Кирова, а до этого была известна как улица Угличская, так как здесь начиналась дорога, ведущая в… Читать дальше »
Красная площадь (Красная площадь)
На памятнике Ленину в Ярославле изображен вождь Октябрьской революции, смотрящий и указывающий вдаль. Слева от Ленина находится красно-желтая сторожевая вышка пожарной части, построенная в начале 19 века. Сторожевая башня использовалась вплоть до 1974 года, а здание до сих пор используется как пожарная часть.
Подробнее »
улица Первомайская, 2А
Власьевская башня — одна из двух башен, оставшихся от крепостной стены XVI века, когда-то окружавшей исторический центр. Он назван в честь Святого Власия (Власи по-русски) и был построен из камня между 1658 и 1659 годами. Он служил одним из пяти входов в крепость. При его постройке на стене была написана икона Знамения Божией Матери (Знаменская икона), а в конце 19 века была построена небольшая часовня, посвященная иконе… Читать дальше »
Вдали от исторического центра
ул. Свободы, 44
На улице Свободы находится церковный ансамбль, состоящий из двух церквей: Вознесенской, которая используется в летние месяцы, и церкви Сретения Господня, которая используется в зимние месяцы. Наиболее впечатляющей из двух церквей является Вознесенская церковь, которая была построена между 1677 и 1682 годами и представляет собой типичное четырехъярусное белое здание, увенчанное пятью зелеными куполами. Рядом с ней находится меньшая по размеру Введенская церковь, которая немного моложе и датируется 169 годом.1, но позже… Подробнее »
Улица Угличская, 44А
http://www.yarmp.yar.ru/
10:00 — 17:00. Закрыт по понедельникам и вторникам.
Ярославский музей воинской славы был открыт в 1981 году к 40-летию образования Ярославской 234-й стрелковой дивизии и является филиалом Ярославского музея-заповедника. В музее, посвященном Победе Советского Союза во Второй мировой войне, представлены вооружение и военная техника, а также информация, фотографии, медали, обмундирование и вещи советских воинов. Снаружи выставлена военная техника, а также несколько барельефов… Читать дальше »
ул. Рыбинская, 44
Церковь Владимирской иконы Божией Матери часто называют церковью на Божедомке от русского слова божедом, что буквально означает дом Божий, и была местом захоронения бездомных и утонувших. Церковь была построена между 1670 и 1678 годами и является одной из немногих церквей в России, имеющих три шатровых купола в ряд. В 1821 году рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери была построена Покровская церковь для зимнего использования. Однако большая часть этой церкви была разрушена в… Читать дальше »
Юг реки Которосыл
2-я Закоторосльная набережная, 69
http://www.yarmp.yar.ru/
10:00 – 17:00. Закрыт по понедельникам, вторникам, дождливым дням и с 1 октября по 1 мая.
Ярославль настолько богат церковной архитектурой, что трудно сопоставить разные церкви, но церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, безусловно, была бы рядом с вершиной списка. Только отчасти его привлекательность связана с тем, что он изображен на оборотной стороне купюры в 1000 рублей. Его главными достопримечательностями являются необычные купола и фрески. Церковь была построена между 1671 и 1687 годами из красного кирпича и увенчана эклектичной группой из 15 зеленых или черных куполов, которые… Читать далее »
Портовая набережная, 2
Церковный ансамбль, расположенный в части Ярославля, исторически известной как Коровницкая слобода, состоит из двух похожих по стилю краснокирпичных церквей с зелеными куполами. Считается одним из лучших образцов ярославской архитектуры. Более крупная из двух церквей — церковь Святого Иоанна Златоуста, построенная между 1649 и 1654 годами. К каждой стороне церкви пристроены два боковых алтаря, увенчанные шатровыми куполами. Его оконные рамы украшены небольшими… Читать дальше »
Улица Большая Федоровская, 72
Также на территории бывшей Толковской слободы расположен церковный ансамбль, состоящий из Феодоровского собора и Николо-Пенской церкви. Собор был построен между 1682 и 1687 годами и известен своими массивными зелеными куполами. С 1987 по 2010 год собор служил епархиальным собором Ярославской и Ростовской епархии. За собором находится церковь Святого Николая, которую часто называют церковью Святого Николая Пенского, чтобы отличить ее от других… Читать дальше »
Улица Зеленцовская, 25, Петропавловский парк
В Петропавловском парке находится церковь Святых Петра и Павла, которая уникальна среди церквей Ярославля, так как построена в архитектурном стиле, известном как петровское барокко. Он был построен между 1736 и 1742 годами и представляет собой огромное синее двухэтажное здание с высокой колокольней на одном конце. Особенно красиво он выглядит, если смотреть со стороны пруда, расположенного рядом с ним.
Подробнее »
Толга
Толга, Ярославль
http://www.wix.com/tolgskymon/ru
В 1314 году епископ Ростовский Пропхор (он же Трифон) основал Толгский монастырь на берегу реки Волги в селе Толга, которое с тех пор вошло в состав Ярославля.