Японская традиционная комната: Как устроен традиционный японский дом

Konnichiwa Club — Васицу: комната для гостей, семьи и себя одновременно

Раздвигая входную дверь в традиционном японском доме, вы увидите 土間 «дома» — своеобразную прихожую, которая не покрыта татами. Тонкие межкомнатные стены сделаны из бумаги и бамбука, а деревянные полы покрыты татами, изготовленными из рисовой соломы. Хотя каждая комната проста по своему, в одной из них нет ничего, кроме деревянного стола и ширм.

Эта особенность традиционного японского дома называется 和室 васицу, или японская комната. Васицу — это комната, у которой нет какой-то одной определённой функции. В ней тоже есть татами, а на выходе раздвижные двери, но назначение этой комнаты определяется потребностями жильцов. Другими словами, васицу становятся тем, что человеку нужно.

У васицу есть и другие названия: 日本間 нихонма, 座敷 дзасики, 茶室 тясицу.

Что есть в васицу?

В васицу есть обычно как минимум три традиционные вещи: пол из татами, лёгкие раздвижные двери сёдзи, встроенная в стену токонома.

Но как с течением времени менялись материалы для строительства в пользу более современных, так и традиционные элементы васицу также развивались и улучшались.

Татами

В настоящее время татами из синтетических материалов выпускаются серийно. Они выглядят как обычные традиционные татами, но в то же время устойчивы к истиранию, обесцвечиванию и не гниют.

Татами изготавливаются так, чтобы их размер был абсолютно одинаковым, хотя он варьируется в зависимости от региона. Однако везде татами изготавливаются в строгом соотношении сторон 2:1. Так как их размер стандартизирован, нередко площадь дома измеряют количеством татами.

Сёдзи

Сёдзи тоже были модернизированы. Они по-прежнему изготавливаются из бумаги и дерева, но теперь эти материалы прочнее — бумага более плотная, а древесина более гибкая. Иногда современные сёдзи складывают и убирают, если не используют. Некоторые сёдзи затемняются, чтобы обеспечить большую конфиденциальность, чем могли бы предложить традиционные двери из рисовой бумаги.

Токонома

Токонома по своей значимости в интерьере имеет сходство с камином в западной гостиной. Токонома возвышается примерно на 10-12 сантиметров над полом и представляет собой альков, встроенный в стену, для цветов или памятных вещей, например, для древнего меча, семейных трофеев или фотографий. Однако сотни лет назад токонома были более формальными, духовными пространствами для демонстрации различных свитков и возжигания благовоний.

Васицу: три комнаты в одной

В западных домах у каждой комнаты своё предназначение: столовая, гостиная, игровая комната, спальня, офис. Японские традиционные дома строятся с другим подходом. Комнаты проектируются без встроенной мебели и предметов интерьера, из-за чего кажется, будто у комнаты нет назначения. Мебель устанавливают и убирают в зависимости от сезона и времени суток. Однако в последнее время с появлением более крупной, тяжёлой мебели, такой как телевизоры и компьютеры, ситуация изменилась. Японские дома и комнаты стали больше походить на западные, где за пространством чётко закрепляется назначение. Но только не васицу.

Многие японские современные семьи по-прежнему используют васицу как многоцелевую комнату, которую можно быстро и легко переделать на любой вкус. Вообще, современные васицу выполняют три функции в доме: гостиная, семейная комната, комната для практических занятий. А иногда васицу используют для всех этих трёх целей одновременно.

Гостиная

Представьте себе позднее утро 1 января, когда снег покрывает землю снаружи, а в доме тихо и холодно. Вы идёте по коридору и слышите шум телевизора и весёлые голоса, оживлённые беседы. Сёдзи отодвигаются, и вы видите весёлую компанию, все сидят на тёплых подушках вокруг маленького стола. Повсюду расставлены чайники, закуски и разнообразные традиционные японские новогодние блюда. Вдоль стены лежат колоды карт и другие настольные игры в ожидании когда разговоры смолкнут, и компания примется за них.

Обычно в таких случаях в центре комнаты стоит 炬燵 котацу — низкий стол со встроенным нагревателем и одеялами. Под котацу может находится небольшое углубление, куда стол можно складывать в течение лета, освобождая место в комнате. Зимой углубление обеспечивает пространством тех, кто устал сидеть за столом со скрещенными ногами и хочет их распрямить. Такая планировка делает васицу идеальной гостиной.

Семейная комната

Две вещи, которые часто фигурируют в васицу в виде семейной комнаты — фотографии и алтари. В отличие от запада, в японских домах на стенах редко что висит. Отчасти это из-за эстетики дизайна японского дома, а отчасти из-за бумажных стен. Раньше картины висели под углом на длинных нитях, чтобы их было легче увидеть тем, кто сидит на полу. Однако даже тогда очень редко можно было увидеть более одной или двух картин на стене в комнате.

В наши дни, поскольку количество фотографий и снимков, рассказывающих о важных моментах в нашей жизни, так велико, а вешать на стены большое количество разных вещей не принято, в большинстве мебельных магазинов продаются специальные стеллажи, которые не повреждают татами. Обычно рядом с ними продается множество тематических рамок для фотографий.

В такой семейной комнате находятся синтоистские религиозные предметы, включая талисманы (на удачу, крепкое здоровье и защиту).

Вещи, связанные с историей семьи, и различная религиозная атрибутика выступают в роли интерьера семейной комнаты. В такой комнате, помимо просмотра телевизора, чтения книг, игр в настольные игры и т. п., люди также молятся у алтарей.

Комната для практических занятий

Пространство в японских домах часто ограничено. А пространство для творчества и вовсе может отсутствовать. Даже если площадь дома большая, найти место, свободное от телевизоров, диванов, назойливых братьев и сестёр сложно. И тут появляется васицу.

С убранным котацу это — пустая комната без мебели и украшений на стенах. Просто светлая комната, где можно делать что угодно.

Традиционные японские дома изначально были ничем иным, как комнатами с татами и мебелью, которую можно было легко доставать и убирать по потребностям. Благодаря этому, люди могут максимально эффективно использовать пространство одной комнаты в соответствии с их потребностями и интересами.

Комнату для практических занятий можно использовать по-разному, например, как детскую игровую комнату, музыкальную комнату, арт-студию, читальную комнату, столовую и т.д. У этого списка нет конца. Самая большая привлекательность васицу — их назначение не определено. Люди могут свободно использовать их как им нравится.

Сегодня строительные компании могут сделать васицу под ваши специфические желания, даже если это не принято и никто до этого так не делал. Например, комната, пол в которой находится на полметра выше уровня пола в остальном доме. Всё это пространство под татами можно использовать для хранения вещей.

Хоть васицу и прошли сотни лет эволюции, они всё ещё развиваются и улучшаются. Будь то гостиная, семейная комната или комната для практических занятий, васицу надолго останется частью японских домов. 

Источник

ToFuGu

Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища

MIUKI. INFO
Архитектура, Древняя Япония, Искусство / Культура, История / Общество, Современная Япония, Традиции / Обычаи
Древняя Япония, Интерьеры, История / Общество, Минка, Офуро, Сёдзи, Современная архитектура Японии, Современная Япония, Строительство, Татами, Токонома, Традиции / Обычаи, Традиционная архитектура Японии, Футон

Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами – квадратными соломенными матами. Площадь одного татами – около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви – только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке – гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах – футонах, которые утром убирают в шкаф – оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков – токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа – статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная “мобильность” японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же “мой дом – моя крепость”? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не “каменная” защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на “человека сидящего”. Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и “европейском” многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии – 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома – около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде – она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Основное средство передвижения в больших городах – общественный японский транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля – с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов – Синкансэн.

Домашний адрес

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно (“третий дом от развилки после супермаркета”) или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов. © kanzendo.ru

> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле

Похожие записи на сайте miuki.info:

Номера в традиционном японском стиле с татами

Номера в традиционном японском стиле (а, васицу) отличаются уникальным дизайном интерьера, в котором на полу лежат татами. Следовательно, они также известны как комнаты с татами. Их стиль восходит к периоду Муромати, когда они первоначально служили кабинетами для богатых, а затем постепенно стали более обычными в качестве приемных и жилых помещений.

Сегодня комнаты в традиционном японском стиле по-прежнему широко распространены в Японии. У туристов есть возможность переночевать в одном из них, остановившись в рёкане, миншуку или храмовом жилье. Кроме того, вы можете осмотреть множество прекрасно сохранившихся исторических комнат с татами в таких местах, как храмы, виллы и чайные.

Общие элементы

Коврики татами представляют собой толстые плетеные соломенные коврики размером примерно один на два метра. Первоначально роскошь, которую могли себе позволить только богатые, татами постепенно стали более распространенными, и теперь их можно найти практически во всех традиционных японских домах. Коврики татами были настолько неотъемлемой частью японских домов, что размер комнаты в Японии обычно измеряется количеством ковриков, которые в нее поместятся. 8-местная комната. Обратите внимание, что обувь, даже тапочки, следует снимать перед тем, как ступить на татами.

Фусума — это раздвижные двери, состоящие из деревянных рам, покрытых плотной непрозрачной бумагой. Двери обычно используются между смежными комнатами, подобно большим съемным стенам, что позволяет отделять зоны или открывать пространство по мере необходимости. Исторически сложилось так, что фусума были полотнами известных художников, и некоторые искусно нарисованные образцы можно увидеть в храмах и дворцах. Фусума в обычных домах и рёканах, как правило, более просто украшен.

Еще одним типом раздвижных дверей или перегородок являются сёдзи, состоящие из деревянных решеток, покрытых полупрозрачной бумагой. Сёдзи обычно располагаются по периметру здания, позволяя свету проникать внутрь. Некоторые двери сёдзи имеют раздвижные панели, которые перемещаются вверх и вниз, как маленькие окна, позволяя большему количеству света или воздуха проникать в комнату. Иногда сёдзи может иметь лист стекла, закрывающий одну сторону двери.

Ранма — это деревянные перекладины, которые обычно находятся над фусума в традиционных комнатах в японском стиле. Они могут быть замысловато спроектированы и вырезаны и служат для перемещения воздуха и света между комнатами.

Токонома представляет собой углубленные ниши, которые обычно украшают свитки в дополнение к вазе или цветочной композиции. Украшения обычно меняются в зависимости от сезона. Традиционно самый важный гость сидит перед токономой.

В комнатах в традиционном японском стиле есть множество типов потолков. В обычных комнатах потолок обычно плоский и простой. Но в важных комнатах, таких как большой приемный зал лорда или храмовый зал для поклонения, потолки могут быть подняты, кессонные и украшены картинами, как показано на изображении.

Чигайдана — это встроенные настенные стеллажи, расположенные в шахматном порядке, которые обычно располагаются рядом с нишей и используются для демонстрации украшений, таких как вазы и курильницы.

Цукэсоин — это письменные столы для занятий, которые обычно встраиваются в одну сторону комнаты под окном. Количество проникающего света обычно регулируется с помощью сёдзи.

Обычная мебель

Бёбу (показаны на изображении) — переносные складные перегородки, расположенные зигзагообразно, чтобы панели стояли без дополнительной поддержки. Другой тип отдельно стоящих перегородок, называемый цуитате, представляет собой отдельные панели, поддерживаемые ножками. Оба типа перегородок доступны в различных размерах, чтобы разделить комнату, повысить конфиденциальность или защитить от сквозняков. Перегородки бывают разных дизайнов, от простых до дорогих коллекционных предметов, которые украшают знаменитые картины.

Низкие столики используются в традиционных японских комнатах, так как там принято сидеть на полу. В холодные месяцы года популярны низкие столики с подогревом (котацу). Их накрывают одеялом и обогревают под ним.

Большие подушки используются для сидения на полу в комнатах с татами. В некоторых случаях подушки кладут на низкие стулья без ножек (зайсу, см. фото), которые обеспечивают некоторую поддержку спины. Обратите внимание, что считается невежливым наступать на чужие подушки.

Футоны — это традиционные японские матрасы, которые укладываются прямо на татами. Днем их держат сложенными в шкафу и раскладывают вечером после ужина. Посетители могут спать на футоне в таких отелях, как рёкан и миншуку.

История

Раньше татами пользовались только представители знати, которые сидели на отдельном коврике, лежавшем на полу. Татами получили более широкое распространение в период Муромати; однако по-прежнему было распространено использование отдельных ковриков, поскольку только богатые могли позволить себе покрыть татами целые комнаты. В последующие века татами становились все более распространенными, и их можно было найти практически во всех японских домах, пока в последние десятилетия их не начали заменять современные деревянные полы с ковровым покрытием.

Комната в стиле сёин со встроенным письменным столом на заднем плане слева

Традиционные японские комнаты, которые можно увидеть сегодня, в основном представлены в двух основных стилях: сёин и сукия. комнат в стиле сёин первоначально служили учебными комнатами в храмах и обычно включали встроенный стол, нишу и встроенные полки. Комнаты в стиле сёин стали популярны в резиденциях периода Муромати, где их функции были расширены до приема и развлечения гостей. Дополнительные характеристики, которые развивались в комнатах сёин того времени, включали полы, полностью покрытые татами, раздвижные двери фусума и двери сёдзи.

Модель в стиле сукия представляет собой разновидность стиля сёин с тонкими художественными отличиями. На стиль сукия сильно повлияла чайная церемония, и его обычно можно увидеть в чайных комнатах. Комнаты в стиле сукия имеют тенденцию быть более деревенскими и сдержанными по сравнению с формальными комнатами сёин, чтобы лучше отражать способ чаепития. Элементы характеристик включают неукрашенные глиняные стены, плетеные соломенные или бамбуковые потолки, фусума без декора и необработанное дерево.

Комната в стиле сукия

Вопросы? Спросите на нашем форуме.

Новости путешествий по Японии

Беглый взгляд на традиционную японскую комнату

Очевидно, что японцы проделывают невероятно большую работу по сохранению своей традиционной культуры. Следы прошлого можно увидеть буквально в каждом уголке этой прекрасной страны. Точно так же, как увлекательная кухня или красивые древние святыни, традиционная японская спальня существует уже много веков и является одной из самых уникальных культур здесь. В сегодняшнем путеводителе мы дадим вам все, что вам нужно знать о Традиционная японская комната .

1. История

Традиционная японская комната — это комната в японском стиле, которая по-японски называется васитсу (和室), а по-английски часто называется «комната татами». История номеров в японском стиле восходит к древней и средневековой Японии (1185-1606 гг. н.э.). Тогда они впервые использовались в качестве учебных комнат для элиты. Постепенно они становились все более популярными, распространяясь по всей Японии и использовались в качестве традиционных японских спален 9.0054 . В настоящее время вы можете увидеть такие комнаты в рёкане, который представляет собой традиционную японскую гостиницу. Если вы планируете посетить Японию и задаетесь вопросом, где остановиться, вы не должны упустить возможность остановиться в рёкане и погрузиться в совершенно традиционную атмосферу там.

2. Дизайн

Есть много вещей, которые можно включить в традиционную японскую комнату , но в сегодняшнем блоге мы рассмотрим только некоторые из самых основных функций.

2.1. Татами

Мат татами, появившийся с древних времен, представляет собой тип мата, сделанный из сухой толстой соломы. Название «татами» происходит от глагола «татами», что означает «складывать». Они мягкие, но достаточно толстые, чтобы на них было удобно ходить или лежать. В настоящее время люди используют химические волокна вместо соломы, чтобы увеличить прочность и изоляцию. Зимой коврики татами помогают защититься от холода, а летом помогают уменьшить жару. Тем не менее, есть еще некоторые существенные недостатки. Они создают среду обитания для жуков и тараканов! Кроме того, осоковый мат быстро повреждается внешними факторами. Поэтому обычно в возрасте от 3 до 5 лет внешний мат из осоки заменяют.

Комната с татами с поверхностью пола создается путем плотной укладки прямоугольных матов друг на друга. Каждый матрас (варатоко) имеет традиционный стандартный размер 910 мм × 1820 мм, толщину 55 мм.

Маты татами используются для измерения размеров комнат в японском стиле (например, комнаты с 4 матами)

2.2. Двери

В традиционной японской комнате есть два типа дверей. Это Фусума и Сёдзи.

2.2.1. Shoji

Дверь Shoji — тип традиционной японской раздвижной двери, происходящей из Китая. Он завезен в Японию с середины 7 по 8 век. Слово «сёдзи» означает «разделитель». В то время дверь сёдзи была просто фиксированной дверью, покрытой бумагой или тканью. Но к 12 веку японцы отреставрировали дверь в своем стиле. Раздвижная дверь сёдзи изготовлена ​​из деревянных решеток и обтянута полупрозрачной бумагой (бумагой васи).

Сёдзи любят не только в Японии, но и во многих странах. Причина этого во многом благодаря бумаге васи. Бумажная банка васи обеспечивает конфиденциальность помещений, но при этом обладает высокой эстетикой. Он может отражать свет из сада в сочетании с уникальным дизайном дверной рамы, чтобы сделать свет более красивым.

Некоторые двери сёдзи также имеют раздвижные панели, которые могут двигаться вверх и вниз, как маленькие окна, чтобы в комнату проникало больше света или воздуха. Существует особый вид дверей сёдзи, который называется «юкими сёдзи». Часть под дверью выполнена в виде складной двери. Это хорошая идея, чтобы помочь всем провести время, наслаждаясь снежными пейзажами, наблюдая, как белый снег тихо покрывает землю.

2.2.2. Fusuma

Японские комнаты часто делят большие помещения на маленькие комнаты в зависимости от потребностей владельца. А что люди используют, когда хотят разделить пространство в японском доме, так это «Фусума — раздвижная дверь». Подобно Сёдзи, Фусума также представляет собой раздвижную дверь с бумажным покрытием. Однако его покрытие толще и часто расписано цветами, пейзажами или птицами. Фусума появился в обычных японских домах с 20 века. В этот период количество домов с комнатами в японском и западноевропейском стиле увеличилось настолько, что использование фусума для разделения комнат стало настолько важным. Однако в наши дни в японских домах и рёканах фусума, как правило, просто украшена.

Подробнее:

  • Сколько стоит квартира в Японии? Дорого или нет?
  • Где остановиться в Осаке? – Полезные советы для иностранцев

3. Мебель

3.1. Zabuton

Zabuton (座 布 団) — напольная подушка, используемая в Японии для сидения. Как упоминалось выше, татами легко повредить, поэтому вместо стульев японцы используют легкие и прочные подушки. Забутон имеет широкий диапазон размеров, толщины и рисунков покрытия. В классическом рёкане обычно люди меняют Zabuton, когда приближается новый сезон. Цвета и узоры забутона должны сочетаться с мебелью и украшениями всей комнаты.

Поначалу может быть трудно удобно сидеть на Забутоне, так как не на что опереться. В этом случае могут пригодиться стулья без ножек.

3.2. Низкие столы

В древности японцы учились, ели и спали на полу. Постепенно это стало обычной практикой, поэтому низкие столы здесь очень популярны. На самом деле, вы все еще можете увидеть низкие столы в домах в западном стиле в Японии.

Низкий столик легкий и компактный, что не только помогает уменьшить повреждения татами, но и является отличным решением в холодную погоду. Когда наступит зима, японцы будут использовать котацу, низкий столик с подогревом. Он покрыт одеялом и системой отопления под ним. Просто, но все же очень удобно!

Стулья без ножек вместе с низким столиком

3.3. Tansu (箪笥)

Tansu – это традиционный японский мобильный шкаф для хранения вещей. Впервые он появился в эпоху Гэнроку периода Эдо (1688–1704). Этот продукт сделан полностью из древесины. Из-за дороговизны материалов Тансу мало распространен. Раньше он был популярен только среди дворян.

В настоящее время Tansu производят всего несколько мастерских.

3.4. Перегородки

Традиционные японские перегородки представляют собой переносные складные тонкие перегородки. Они имеют зигзагообразную форму, а их рамы сделаны из дерева, поэтому они могут стоять на месте без дополнительной поддержки. Они бывают двух видов: бёбу и цуитатэ. Японцы используют их для повышения конфиденциальности. Но в настоящее время, более или менее, они используются только для украшения. Оба типа имеют различные размеры, и их конструкции также очень разнообразны.

3.

5. Лампы

Традиционные лампы незаменимы в традиционной японской комнате . Подобно другой мебели, упомянутой выше, эти лампы также имеют деревянные рамы и покрыты бумагой васи. Имеют прямоугольные формы. В то время люди клали свечу или рапсовое масло внутрь лампы, но в настоящее время вместо этого используют светодиодный свет. На протяжении веков люди использовали их не только как источники света. Они также символизируют жизненную силу, социальный статус и удачу.

5. Этикет сна и сидения

Да, в прошлом японцы практически все делали на полу. Поэтому не забудьте снять обувь перед входом в комнату. Тапочки также строго запрещены.

Обычно в традиционной японской спальне нет кровати. Люди будут использовать толстый и мягкий футон для сна. Если днем ​​футон складывается и аккуратно ставится в угол или в шкаф, то ночью его кладут прямо на татами. Это очень интересный опыт. Вы наверняка не захотите пропустить это, проводя отпуск в Японии!

Футон кладут прямо на пол.

Щелкните ссылку ниже для получения дополнительной информации:

Часто задаваемые вопросы

На что похожа традиционная японская комната?

Короче говоря, традиционная японская комната имеет татами на полу и окружена раздвижными деревянными дверями. Мебель, которую обычно можно увидеть в комнате в японском стиле, — это низкий стол, дзабутон, традиционная лампа и перегородки.

Что такое японская комната с татами?

Комната с японскими татами — это васицу  (和室). Он имеет традиционный пол татами и оформлен в традиционном японском стиле.

Как называется традиционный японский дом?

В Японии традиционный японский дом называется Минки. Кроме того, традиционная японская гостиница называется рёкан.

Как сделать свою комнату японской?

Самое основное правило, которому вы должны следовать, — все должно быть просто. Не пытайтесь запихнуть в свою комнату слишком много ненужных вещей. Все должно быть красиво и элегантно.

Затем начните украшать свою комнату основной мебелью, которая указана выше. Если вы не можете позволить себе вычурные вещи, просто подберите простые вещи, такие как низкие столики, футон, циновки, забутон. Не забудьте сохранить теплые тона для вашей комнаты.

Если у вас ограниченный бюджет, такая простая комната, как эта, будет неплохим вариантом.

Заключение

Традиционная японская комната , безусловно, уникальная и красивая культура страны восходящего солнца. Теперь вы заинтересованы в оформлении своей спальни в японском стиле? Или вы хотите по-настоящему почувствовать себя японцем, проведя ночь в рёкане? Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, поделитесь с нами в разделе комментариев ниже.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *