тканый или тканный? – как правильно – Учительская газета
Суффиксы -Н- и -НН- зачастую вызывают сомнения в написании. Где одно «н», а где два? Например, тканый или тканный? Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» вместе со своими читателями разберется в сложностях русского языка.
Ошибка в написании слов «тканый» и «тканный» – одна из самых распространенных. В орфографических и орфоэпических словарях предлагаются и тканый (прилагательное), и тканный (прилагательное), и тканный (причастие). Когда же тканый, а когда тканный?
ТкаНый – прилагательное
Прилагательное «тканый» мы применяем, когда речь о чем-то, что создано с применением ткацкого станка.
Давайте вспомним правило: если прилагательное произошло от глагола, то необходимо определить его вид – совершенный или несовершенный. Прилагательные от несовершенных глаголов (они отвечают на вопрос «что делать?» без «с») без приставки пишутся с одним -Н.
В нашем случае прилагательное произошло от глагола несовершенного вида – ткать – что делать? И приставки тоже нет.
Вот и получается, что если мы соткали красивый ковер, он будет – тканый.
ТкаННый – прилагательное
Его мы применяем, если речь идет о ткани. Да-да, здесь все просто. Есть слово ткань, а прилагательное образовано от него с помощью суффикса -Н-.
Одно «н» остаётся от основы -ткан-, а второе – суффикс.
Здесь надо сказать, что портал Грамота.ру (со ссылкой на словарь) в качестве примера употребления слова приводит – тканная инженерия.
Однако словари дают единственное прилагательное от слова «ткань» – тканевый. Потому «тканный» в значении – от «ткань» можно, на наш взгляд, употреблять только в составе сложных слов – например, жесткотканная юбка, то есть юбка из жесткой ткани. А если юбка просто из ткани, то она тканевая.
ТкаННый – причастие
А здесь работает еще одно правило. Причастие пишется с двумя – НН -, если имеются зависимые от него слова. Например, наш красивый ковер мы соткали вручную. С причастием это будет выглядеть так: тканный (как?) вручную (зависимое слово) ковер был удивительно красив. А можно выткать ковер (чем?) шелком, и тогда тканный шелком (зависимое слово) будет еще красивее.
Кстати, если причастие имеет приставку (кроме НЕ-), то оно тоже пишется с двумя -НН-. Сотканный ковер, вытканная скатерть.
Как выяснилось, все просто. Если мы что-то соткали, оно – тканое (с одним -Н-). А если сшили что-то из жесткой или мягкой ткани – жесткотканное или мягкотканное (с двумя -НН-). Ну а если расшили что-то узорами, то оно станет тканным (чем?) узорами. Можно и не узорами. Главное, чтобы было зависимое от «тканного» слова. Если его нет – пишем «тканый».
Итак, ткаНый узор (его выткали) и ткаННый (зависимое слово – чем?) шелком узор.
И небольшой бонус. Рассмотрим еще одно слово с -Н.
Ветреный
Очень хочется написать его с двумя -Н-, но не получится.
Как же так? – спросит кто-то. – Вот ветер и вот суффикс -НН-. Получается «ветренный».
Дело в том, что «ветреный» – слово исключительное, общим правилам не подчиняется. Да и произошло оно не от «ветер», а от устаревшего глагола «ветрить».
Кстати, «ветреный» может применяться и в переносном смысле – ветреный человек. Несмотря на то, что говорим мы так о легкомысленной личности, писать будем правильно – с одним «Н».
Очень важно не перепутать слово без приставки с приставочным прилагательным – последнее пишется с двумя «Н». БЕЗветреННый, ПОДветреННый.
Наречие «ветрено» пишется с одним «Н», ведь оно от «ветреный». И наоборот – «безветренно» пишется с двумя «Н», так как произошло от «безветренный».
Еще одна сложность – есть слово «ветряной». С ветреным его путать не следует. А как отличить? Очень просто – «ветреный» ветром сопровождается. Например, ветреный день (в этот день дует сильный ветер), ветреное место (здесь всегда дует ветер). А «ветряной» приводится в действие посредством ветра. Самый распространенный пример – ветряная мельница. Именно сила ветра позволяет ей прийти в движение.
Осталось запомнить: если нет приставки, то пишем «-Н-». . Если она есть, то пишем «-НН-». А если какое-то действие зависит от силы ветра, то и вовсе – ветрЯной.
О суффиксах «-Н-» и «-НН-» в словах «мороженое» и «мороженное», об ударениях в словах, других сложностях произношения, значении и происхождении слов и выражений, а также о различиях паронимов и многом другом можно узнать в наших рубриках «Грамотатор» и «СЛОГиЯ».
А мы уже готовим для наших читателей новые материалы и ждем пожелания и вопросы, которые можно задать, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета».
Ткань гобелен: что это за материал, из чего делают, как выглядит
Название декоративного материала пришло к нам из Франции. Ткань гобелен, описание которой часто напоминает характеристику тканой картины или своеобразного ковра без ворса, украшается различными орнаментами. Иногда полотно содержит изображение античных, библейских сцен. Ранее декоративный гобеленовый материал мастера создавали только вручную, что объясняло их крайне высокую стоимость.
При создании рисунка и самого материала переплетались основные и поперечные нити. Ранее состав гобелена ткани непременно включал в себя шелковые, шерстяные нити, а для украшения применялось серебро и золото. Специалисты своими руками выпускали целые комплекты тканых картин, объединенные определенной сюжетной линией. Эта работа всегда относилась к декоративному, прикладному искусству и высоко ценилась в мире. Тканный мастером гобелен по сей день могут позволить себе только весьма обеспеченные люди. В современное время появилась альтернатива дорогому полотну – машинный материал. Чаще всего он используется в мебельном деле.
Что такое гобелен – определение
Гобелен – это прочная, добротная ткань, имеющая двухслойную или трехслойную структуру. Она довольно тяжелая. В основе – разноцветные нитки, переплетенные между собой по уникальной методике. Обилие оттенков и цветов позволяет создавать красивый дизайн, настоящие произведения искусства.
Впервые о том, что такое гобелен, появилась информация много столетий назад. Правили в те времена древние египетские фараоны. Каждое изделие создавалось мастером вручную. Спустя годы появились первые ткацкие станки. Они позволяли упростить процесс создания изделий и расширить возможности специалистов. Сейчас техника производства полностью автоматизирована, однако остались специалисты, готовые сделать гобелен самостоятельно. Но такая работа стоит очень дорого.
Гобелен – материал, который назван в честь двух братьев из Франции. Они первыми открыли производство декоративного материала с плотной структурой. Фамилия братьев аналогична названию ткани.
Гобелен ткань — что это такое, состав
Для изготовления разноцветных полотен с красивыми изображениями применяют жаккардовое плетение. Достигнуть уникальных цветовых композиций позволяет переплетение некоторого количества основных нитей разных цветов с поперечными стандартными нитями. Именно основа задает тон в создании картины. Сделать узор структурным помогает выбор пряжи разной толщины. В ткани гобелен, состав может различаться, как и способ изготовления самого полотна:
- Основные нити размещают на специальной раме, хорошо натягивая. Через них прокладываются поперечные нити. В ходе работы формируется картина и сам материал.
- Автоматизированное оборудование производит ткань, при этом методы и принципы ручной работы сохраняются.
- Для создания полотен используются ткацкие станки, выполняющие перекрестное плетение.
Из чего делают гобелен? Современный материал производится из синтетических или натуральных волокон. Он может быть изготовлен на основании вискозы, полиэстера, акрила, хлопка, шелка или шерсти. Наиболее качественный состав ткани:
- Хлопковые или льняные нитки. Натуральный состав позволяет сделать полотна более легкими.
- Гобелены из люрекса, серебряных и золотых ниток – это истинные шедевры, способные украсить любое помещение.
- Шелковые волокна используют для создания нарядных, шикарных изделий.
- Натуральные шерстяные нити прекрасно поддаются окраске, отличаются прочностью. Лучше всего подходит овечья шерсть.
Гобелен — что это такое, виды гобелена
Существует множество видов материала, которые отличаются своими свойствами и характеристиками. Структура современного полотна может состоять из одного, двух или трех слоев. Масса материала напрямую зависит от его плотности. Ткань может быть легкой, тяжелой или иметь среднюю тяжесть. По особенностям дизайна различают:
- Гладко окрашенные гобелены;
- Меланжевые;
- Ткани с узором имитацией вышивки;
- С мелкими или крупными рисунками.
В зависимости от методики переплетений выделяют односторонний и двухсторонний гобелен.
Гобелен — это что за ткань, каковы ее свойства
Основным преимуществом материала является его прочность. Ткань способна прослужить долгие годы, сохранив свой первозданный вид. Материя устойчива к мелким механическим повреждениям. При выборе плотности следует учитывать, где будет использоваться ткань. Например, в мебельной сфере и в дизайне интерьеров используется полотно плотностью 250-350 грамм на квадратный метр. В текстильной промышленности и в сфере изготовления одежды плотность не должна превышать 180 грамм на квадратный метр.
Из гобелена получаются прекрасные вещи с красивыми складками. Он не мнется, сохраняет форму, благодаря особым свойствам волокна и плотности материи. Немалую роль играет и методика плетения.
Важное свойство материи – устойчивость цвета. Синтетические разноцветные нити прекрасно сохраняют яркость и контрастность красок. Однако прямые солнечные лучи все же могут привести к выгоранию. Гобелен не склонен к деформациям, он прекрасно переносит стирку. Ткань не растягивается, не усаживается.
Гобелен — где применяется ткань
Все, что шьют из гобелена, выглядит дорого и изысканно. Современные дизайнеры и модельеры активно используют ткань для создания ярких образов. Чаще всего она применяется в следующих сферах деятельности:
- Создание модных образов в модной индустрии. Одежда из гобелена выглядит смело и стильно.
- Дизайн интерьеров. Ткань применяют для изготовления картин, панно, ковров, покрывал, штор и подушек.
- Мебельная сфера. Гобеленовые диваны, кресла и другая мягкая мебель смотрятся элегантно и дорого.
- Декоративные элементы. Деталями из полотна часто украшают костюмы, платья, верхнюю одежду. Из него получаются оригинальные пояса, сумки, косметички.
Что значит гобелен, как правильно ухаживать за тканью
Для повышения износоустойчивости тканей существуют специальные защитные пропитки. Чистить мебель и прочие гобеленовые изделия лучше сухим способом. Применение растворителей и воды негативно сказываются на ткани. Грязь, наоборот, распространяется по изделию при влажной чистке.
Если изделие из синтетических волокон, оно может полинять. Поэтому его обрабатывать следует ватным тампоном или кистью. Аналогичная обработка рекомендуется для шерстяных и шелковых материй.
Рекомендуется раз в год пользоваться услугами химчистки, чтобы тщательно очистить изделие. Ткань не следует оставлять под солнечными лучами. Также желательно избегать контактов с водой или влажностью.
Цвета для яркой зимы: как подобрать сочетания, рекомендации
Тюльпаны лентами вязанные: схема вышивки, выкройка и пошаговое описание
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гобелен — Нити жизни, сотканные Мастером
Книги
/
Религия
/
Христианская жизнь
/
Вдохновляющий
/
- Гобелен
Нити жизни, сотканные Мастером
К
Ашер Чанан-Хан
Посмотреть больше
Показать меньше
$15,29
(19,99 долларов США)
Описание продукта
Когда вы размышляете о своей жизни, кажется ли она вам чередой случайных событий или вы видите закономерность, указывающую на мастерство Главного Дизайнера? Когда ведущему исследователю рака и всемирно известному онкологу ставят неизлечимый диагноз рака, врач, который теперь является пациентом, ведет эмпирическую беседу с Господом.
Размышляя о некоторых важных событиях своей жизни, Ашер получает представление, которое дает ему спокойствие перед тем, что его ждет впереди. Когда он может увидеть преднамеренное, изысканное мастерство своего прошлого, он знает, что может доверить свое будущее тому же Мастеру-Мастеру.
Возьмите салфетку или две, чтобы увидеть отца, который вскоре может покинуть эту землю, и сына, которого он любит. Наслаждайтесь индивидуальными иллюстрациями, которые изображают событие каждой нити гобелена. Пусть история Ашера укрепит вашу веру в то, что Бог контролирует все и что Он вплетает Свою любовь и благодать в ткань самого нашего существа.
Читать далее
Читать меньше
Количество
Бесплатная доставка
Оформить предзаказ на это название
Закажите сейчас, товар будет доступен 01.10.2023.
Доставка от партнера Cokesbury Connect.
электронная почта twitter
- Дополнительные сведения
Дополнительные детали
Характеристики продукта
- Артикул:
9781610362900 - Производитель:
Логотипы мостов
- ISBN 13:
9781610362900
- Дата публикации:
01.10.2023
- Формат:
Твердая обложка
- Автор:
Ашер Чанан-Хан
Посмотреть больше
Показать меньшеДоставка и возврат
Этот товар доступен для возврата.
Cokesbury использует различные методы наземной доставки. По вашему желанию мы также можем ускорить доставку заказа за дополнительную плату. Cokesbury сотрудничает с UPS для этих ускоренных поставок.
- Артикул:
Manhattan: выставка гобеленов ручной работы двух мастеров-ткачей
Великобритания | 05.06.2015
Кэтрин Суэйлс и Кэрон Пенни представят выставку «Tirra Lirra», любезно предоставленную Джиллиан Эйрес, галереей Alan Cristea, параллельно с Манхэттенской выставкой в галерее Zimmer Stewart. Кампания за шерсть поручила Кэрон Пенни из Weftfaced изготовить картину Эйреса в 2014 году9.0017
Кэрон Пенни выбрала картину Эйреса (122 x 102 см) для создания переплетения, так как картина поддалась тонкости переплетения нитей, которые представляют собой каждый мазок кисти, который художник наносит на холст. Хотя картина абстрактна, она напоминает о двух поэтических источниках, как это часто бывает с Джиллиан Эйрес: песне Автолика в шекспировской «Зимней сказке» и «Леди Шалот» Альфреда, лорда Теннисона.
Гобелен впервые был показан Кампанией за шерсть (CfW) на их выставке «Коллекция шерстяных интерьеров» в Саутваркском соборе во время «Недели шерсти» в октябре 2014 года. Он также был показан на Летней выставке 2014 года в Королевской академии Arts, а совсем недавно на выставке Collect 2015 в лондонской галерее Saatchi.
Искусство ткачества гобеленов — это искусство, которым Кэрон Пенни занималась на протяжении долгой карьеры. Это включало создание произведений искусства для таких художников, как Трейси Эмин, Мартин Крид, Джон Хаббард и Джиллиан Эйрес. Пенни участвовал в написании книги «Гобелен — сотканное повествование», опубликованной в 2011 году, и книги «Подлинность и репликация: настоящая вещь» в искусстве и сохранении произведений искусства в 2014 году.
Пенни изучала искусственный текстиль в Миддлсекском университете, который окончила в 1993 году. Вскоре после этого она начала работать в студии West Dean Tapestry Studio в 2009 году.она стала директором студии. Пенни руководит собственной мастерской гобеленов, где она интерпретирует работы других художников и свои собственные проекты.
Кэтрин Суэйлз училась в Колледже искусств и дизайна Карлайла. Она закончила учебу в 1982 году, а затем пятнадцать лет проработала костюмером и декоратором в театре, кино и на телевидении. Именно конструктивный характер тканого гобелена вдохновил ее перейти к медиуму в 1998 году, когда она сначала училась в колледже Вест-Дин. После этого она создавала работы в своей собственной студии, а также в качестве мастера-ткача в West Dean Tapestry Studio, работая с художниками и дизайнерами, такими как Трейси Эмин Р.А. и Фэй Тугуд.
Суэйлс выставлялся в Музее Виктории и Альберта, галерее Саатчи и коллекции Флеминга. Ее работы хранятся в частных и национальных коллекциях, на национальном и международном уровнях
.
Выставка будет открыта в пятницу, 5 июня, в зале Private View с 18:00 до 20:00 с кратким вступительным словом Энн Саттон, MBE, всемирно известной своими работами в области тканых тканей в качестве художника и в промышленности.