Технология глиночурка: Глиночурка — технология строительства дома из дров и глины

Дом глиночурка: технология строительства

Для многих название «глиночурка» покажется смешным или странным, но возможно, вас больше устроит название «поленница», хотя в этом случае оно не будет так точно отражать смысл технологии. Сегодня речь пойдёт об одном из самых дешёвых видов строительства – из поленьев и глины. Если вы можете без труда раздобыть нужное количество дров и у вас на участке есть глина, то все ваши расходы сведутся к покупке стеклопакетов и входных дверей. Давайте рассмотрим методику строительства на примере видеоматериала автора YouTube-канала Керженское Поместье.

Содержание статьи

  • 1 Ответ скептикам из глубины веков
  • 2 Что нужно знать о материалах, прежде чем начать строительство
  • 3 Последовательность и нюансы строительства

Ответ скептикам из глубины веков

Как только заходит речь о таком строительстве, сразу начинаются многочисленные комментарии от диванных скептиков, что стоять такой дом не будет, что сгниёт он за пару лет и тому подобное. Но вот вам факт: археологи раскопали в Сибири несколько поселений, в которых такие дома сохранили свои стены в очень приличном состоянии, и возраст этих поселений насчитывает несколько тысяч лет. А если говорить о более «свежих» событиях, то нужно отметить, что эта технология была весьма популярна у американских поселенцев и постройки этого периода за 200 лет не вызывали ни у кого нареканий. Такие дома можно увидеть в Польше, Украине и Беларуси. И главное их преимущество – минимальные расходы на возведение.

Что нужно знать о материалах, прежде чем начать строительство

Какую древесину можно использовать для глиночурки? Предпочтительно – хвойных пород. Сосна – отличный выбор в этом случае, но можно использовать и лиственные породы с плотной древесиной: ольху, дуб, осину. Не годятся для такого строительства брёвна фруктовых деревьев и берёзовые поленья.

И ещё один важный момент: дерево нужно обязательно очистить от коры (иначе материал будет разрушаться уже в стенах) и желательно обжечь поленья паяльной лампой. Для надёжного результата лучше обработать их ещё и составами от насекомых и антипиренами.

Последовательность и нюансы строительства

Дома из глиночурки, как и любые другие, нуждаются в фундаменте. Его форма может быть любой: можно использовать армированный ленточный или столбчатый. Выбор зависит от особенностей грунта на вашем участке.

ФОТО: YouTube.comАвтор сделал выбор в пользу столбчатого фундамента, причём использовал для основания те же бревна, обработанные гидроизолирующим составом и вкопанные в землю

На этом этапе нужно добавить, что дом, построенный автором, имеет круглую форму. Если отдать предпочтение такой форме, то нет необходимости ставить каркас, как для строений с более привычными прямыми углами. В этом случае вам потребуются только коробки для оконных и дверных проёмов.

ФОТО: YouTube.comПоленья начинают укладываться на фундамент на слой гидроизоляции. Выложив первый ряд поленьев, пространство между ними следует заполнить раствором

Что нужно знать о растворе? Если у вас есть глина, то используйте её, но этот природный материал не всегда ведёт себя одинаково, так что пропорции смеси лучше подобрать опытным путём. Мастера рекомендуют оставить глину до использования перезимовать в выкопанном состоянии.

В качестве начальных пропорций можно предложить такие: 2 части глины, 1 часть песка и 1 часть опилок или измельчённой соломы. Замесите пробную партию и оставьте её на пару недель до полного высыхания. Так вы увидите, будет ли трескаться смесь, и сможете подкорректировать её содержимое. Если глины нет – используют состав из цемента, песка и извести.

Что касается размеров поленьев, то это напрямую зависит от климата вашего региона. Для тёплых мест достаточно 40–50 см, для северных районов – 60–70 см. У всех поленьев должен быть ровный спил, их нужно хорошо просушить перед кладкой, в идеале – в течение года.

ФОТО: YouTube.comВажный нюанс: для строительства нужно использовать чурки небольшого диаметра, до 20 см. Большие могут расколоться в стене и образовать сквозные трещины, а это можно будет исправить только полным оштукатуриваниемФОТО: YouTube.comПо ходу возведения стен устанавливаются коробки оконных и дверных проёмов и закрепляются растворомФОТО: YouTube. comТакие стены при условии ровных спилов отлично будут выглядеть и без оштукатуривания. Многие застройщики предпочитают оставлять их именно так, покрывая деревянные торцы морилкойФОТО: YouTube.comКогда стены выводятся на необходимую высоту, можно ставить крышу. Автор использовал для крыши натуральный необработанный материал – тонкие стволы деревьевФОТО: YouTube.comВерхние части стволов связываются между собой спиралью, в центре остаётся отверстие для вывода печного дымоходаФОТО: YouTube.comЭтот каркас автор заплёл тонкими ветками деревьев, которые будут держать кровельный материалФОТО: YouTube.comВерх кровли закрывается гидроизолирующим покрытием, а поверх него автор насыпал грунт, на котором потом вырос дёрн. Такая крыша отлично держит тепло в доме, а жарким летом в нём будет прохладноФОТО: YouTube.comТакую технологию использовали тысячелетиями, и по своим качествам подобные крыши не только не уступают, но даже во многом превосходят современные материалыФОТО: YouTube.comАвтор предусмотрел широкий выход кровли за пределы стен – это защитит фундамент от лишней влаги. Для прочности края кровли укреплены вертикальными стойками

 

ФОТО: YouTube.comЧто касается внутренней отделки, то это сугубо личное решение. В этом варианте автор сделал глинобитный пол, а в центре строения приготовил фундамент под печьФОТО: YouTube.comПо центру домика установлена небольшая, но очень эффективная самодельная печь. Если у вас нет навыков в изготовлении подобных конструкций, можно купить обычную буржуйкуФОТО: YouTube.comВот такой небольшой домик вполне может появиться на вашем дачном участке буквально за копейки

По такой технологии можно построить и полноценный дом, даже в два этажа, если укрепить его каркасом. Трёхэтажные строения из глиночурки не возводят. Из поленьев можно построить беседку, гараж, любую хозпостройку. Вот видеогалерея таких построек:

Watch this video on YouTube

А как бы вы оценили такую технологию? Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Обсудить0

Предыдущая

ИСТОРИИКопеечное приспособление для работы болгаркой: безопасно и удобно

Следующая

ИСТОРИИКак сделать прочный и удобный чехол для топора из подручных материалов

Технология глиночурка — cordwood


MOLDOVENII. MD

Технология строительства таких домов известна довольно давно. Дома спокойно выдерживают экстремальные зимы с температурами ниже -50°С , а летом и в межсезонье отлично сохраняют микроклимат даже при суточных колебания от 42°С днем до 0° – 2°С ночью. Эти дома не горят и они долгожители: некоторым из них более 200 лет! Самые главные преимущества строительства по этой технологии это:

— низкая себестоимость строительства самого дома

— прекрасные энергосберегающие показатели – дом чрезвычайно теплый

— необычный декоративный вид

— возможность возвести одноэтажный дом практически в одиночку

Для строительства используются поленья одинаковой длинны, хорошо высушенные в течении года, и глина, смешанная с опилками или соломой, для скрепления поленьев. Для пущей теплоизоляции рекомендуется не заполнять глиной середину поленьев, а засыпать ее смесью опилок с известью либо соломой.

Скорей всего придумана от бедности, но простая и красивая, для строительства такого дома необходим минимум: знаний, умений и людей. Дерево подойдет любое упавшее из близлежащего леса не нужен большой диаметр и ровные длинные бревна, не нужна умелая точная подгонка. В переводе с английского «cordwood» — поленница, топливная древесина. Стены cordwood-дома складываются из пеньков и поленьев как кирпичи и скрепляются раствором из «чегоподрукупопадется», глины или просто земли с добавлением песка или соломы.

Есть несколько типов кладки с воздушным промежутком, с заполнением промежутка утеплителем и без промежутка. С угловыми столбами и без них.

Иногда в кладку вставляют разноцветные бутылки. Можно выкладывать узоры.

Кроме домов, эту технологию можно использовать для строительства оригинальных межкомнатных стен и декоративных фасадов.

Александр Бродовский – построил дом из дров. Дом каркасный, на точечном фундаменте, а особенность его в том, что стеновые модули заполнены дровами с глиной. Как уверяет Александр, чурбачки по 50 см и штукатурка по 5 см с каждой стороны дают большой теплоизоляционный слой.

Глина и дерево – лучшие друзья. У них схожий захват влаги и ее отдача. Дерево передает структуру, а глина решает вопрос микроклимата: летом в таком доме прохладно, а зимой тепло. Нет лишней влажности, потому что стены моментально впитывают её и медленно отдают.

Для постройки таких стен понадобятся дрова (Александр советует их расколоть, потому что целые могут потрескаться в стене), сено для армировки, глина и песок. Александр использовал дубовые дрова, но, по его словам, это может быть и осина. Дрова должны быть очень хорошо просушены под навесом – в идеале не меньше года. Сено нужно разрубить топором или прогнать через измельчитель травы – оно не должно быть длинным. В корыте с водой смешивается глина с песком и туда добавляется сено – все это вымешивается до нужной консистенции. Эта смесь выкладывается на дрова и таким образом из нее и дров выкладываются стены.

Над поднятыми стенами важно сделать навес, чтобы защитить их от влаги. Затем следует выдержать стены 1,5-2 месяца. Снаружи и внутри стены оштукатуривают, внутри при штукатурке Александр советует добавить конский навоз – он дает идеально гладкую, нежную структуру и является прекрасным антисептиком. Выступы крыш в доме с такими стенами нужны как можно большие, чтобы максимально защитить стены от попадания влаги на глину. За стенами важно постоянно наблюдать – подмазывать трещинки и щели.

В США и Канаде можно найти много домов и амбаров, построенных по такой технологии 100-200 лет назад, есть такие дома возрастом более 100 лет в Швеции и Германии, все они в прекрасном состоянии. В открытых источниках приводятся сведения, что технологии этой уже не менее тысячи лет и дровяные дома строили в древности в Сибири и в Северной Греции.

В Северной Америке этот способ кладки стен получил название cordwood masonry – «кладка поленницей». Эта технология считается экологичной, экономичной и энергосберегающей. Для небольшого домика площадью 75 кв. м понадобится около 60 кубометров дров. Дрова подойдут из любой древесины, но специалисты советуют брать дрова из твердых сортов древесины, и они обязательно должны быть хорошо высушены. Именно из-за свойств древесины трескаться при сушке, рекомендуется брать колотые дрова, а не круглые чурки, которые при высыхании трескаются вдоль волокон. Бродовский советует выдержать стены 1,5-2 месяца перед штукатуркой, некоторые рекомендуют выдержать год – а потом уже ставить окна, двери и штукатурить.

Длину чурбаков в нашем климате рекомендуют брать от 40 до 60 см. Это в два раза больше, чем для обычных деревянных стен, потому что теплопроводность древесины вдоль волокон в два раза выше, чем поперек. Раствор можно использовать глиняный, цементный и известковый. Цементный раствор рекомендую класть только у концов, середину заполняя теплоизолятором, например, глиной с соломой или опилками с известью. Также по этой технологии можно сделать двойную стену, заполнив промежуток между внутренней и внешней стенами теплоизолятором.

Гончарные технологии | Encyclopedia.com

Источники

Вторичные глины и обжиги. Низкотемпературная (1112–2192 градуса по Фаренгейту) глиняная посуда, такая как терракота, найденная на стоянках культуры Нок (500 г. до н. э.) на территории современной Нигерии, была получена из вторичных глин (тех, которые содержат

причины авторского права]

примеси), дающие красноватый, коричневатый или даже серый цвет. Эти глины были гораздо более доступны западноафриканским гончарам, чем обожженные (2,192+ градусов по Фаренгейту) первичные глины, из которых производилась керамика белого, светло-серого или светло-розового цвета. Более того, вторичные глины легче формовались, чем первичные. Если глина не содержала достаточного количества примесей, чтобы предотвратить ее растрескивание или крошение во время обжига, добавляли песок, растительные волокна, каменный песок или грог (мелкие осколки неглазурованной керамики). Керамические находки в Западной Африке часто находятся там же, где и печи кузнецов. Неясно, действительно ли эти две технологии — керамика и выплавка железа — использовали один и тот же процесс обжига или гончары использовали печи при более низкой температуре. Однако керамические работы с низким обжигом можно было выполнять и в открытой печи, где куски глины, высушенные на воздухе, были 9. 0003

[Изображение недоступно из соображений авторского права]

[Изображение недоступно из соображений авторского права]

при первом обжиге до стадии бисквитирования под грудой топлива, такого как древесина, сухая трава или сухой навоз.

Сосуды и скульптуры. Методы лепки из глины для создания сосуда или скульптуры, такой как чаша или глубокий кувшин, включают скручивание и размещение витков, придание формы, моделирование или лепку. Рулоны глины можно свернуть, чтобы сформировать дно, бока, плечо (самая широкая часть), горлышко и край горшка. Затем их соединяют и превращают в сосуд, вытягивая глину, зажимая или гребя ее и очищая внутреннюю и внешнюю часть. Точно так же скульптуру можно сделать, придав форму одному куску глины. И сосуды, и скульптуры также могут быть изготовлены с помощью техники, известной как лепка, которая включает в себя формирование глины поверх желаемой формы или внутри формы. В Западной Африке эта форма обычно представляла собой резной кусок дерева, камня или другой уже сформированный керамический предмет. Моделирование также может включать в себя создание двух фигур, каждая из которых будет половиной конечной детали. Наконец, добавление кусочков валиков, мазков или кусочков глины было дополнительным способом придать желаемую форму.

Типы украшений. Между 500 и 1590 годами н. э. в Западной Африке использовались различные основные виды украшений. Самым простым было вдавливание или придание формы только пальцами гончара; другой использовал какой-либо предмет — обычно остроконечную палку или инструмент для создания канавок — для создания линий, перевернутых точек или знаков препинания. Гребенчатая техника (индивидуальное прорезание параллельных линий) поразительно использовалась на скульптурах натуралистичных голов в керамике Ифе. Иногда добавляли краску или глиняные ленты.

Ричард А. Краузе, «Гончарное производство», в Encyclopedia of Precolonial Africa: Archaeology, History, Languages, Cultures, and Environments, под редакцией Джозефа О. Фогеля и Джин Фогель (Walnut Creek, Cal. : Alta-Mira , 1997), стр. 115-124.

Д. Т. Ниан, «Мали и вторая экспансия мандинго», Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, том IV: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век, под редакцией Ниан (Беркли: University of California Press, 1984), стр. 117-171.

Терракота как технология: тогда и сейчас

Ашавари Чаудхури

Материальные объекты редко являются самоцелью. Они являются отражением того, как мы живем, и как мы представляем и работаем с окружающей средой. Когда дело доходит до управления теплом и его продуктивного использования с помощью материальных объектов, использование глины для изготовления посуды и строительства домов было одной из самых древних форм технологий, используемых в Южной Азии.

От грубых глиняных горшков серого цвета, использовавшихся для приготовления пищи, до глазурованной, причудливо раскрашенной глиняной посуды для хранения воды и зерна, археологические раскопки обнаружили широкий спектр глиняных предметов, датируемых 3 rd век до н. э. 1

Форма, размер и украшения на горшках рассказывают истории о том, как люди жили и работали тысячелетия назад. Например, на основании окрашенной серой посуды, найденной во время раскопок, проведенных в Пурана-Кила в Дели в 1950-х годах, историки пришли к выводу, что они были скотоводами-земледельцами, жившими в этом регионе еще в 1000 г. до н.э.

Если использовались горшки для хранения зерна их венчики были больше тех, которые обычно использовались для хранения воды. Кроме того, в каждом регионе/штате Индии были и есть определенные формы или картины и украшения, которые передавались из поколения в поколение. 2

Раскопки глиняной посуды раннего средневековья. Фотография Оиси Роя.

Глиняные горшки до сих пор широко используются для приготовления пищи и хранения воды, потому что их пористость регулирует тепло иначе, чем их металлические аналоги. Когда вода хранится в этих кастрюлях, их пористая поверхность поглощает тепло изнутри и отдает его наружу, сохраняя воду прохладной. Используя это охлаждающее свойство глины в повседневной жизни, из нее строят дома в нескольких частях сельской Индии. В разгар лета люди часто брызгают водой на наружные стены этих домов, чтобы облегчить себя от мучительной жары. Пористость помогает не только при охлаждении. Это же свойство глины используется и в посуде для приготовления пищи. Тепло и влага равномерно перемещаются внутри глиняных сосудов, сохраняя пищу нежной, питательной и ароматной.

Хотя глиняные дома в городах Индии встречаются редко, в магазинах все же можно увидеть терракотовые кружки, посуду и предметы декора. Глиняные чашки регулярно используются в чайных ларьках в городах.

В магазине в индийском городе. Фотография автора.

В последние годы, когда аномальная жара опустошает несколько частей Азии и мира, ученые, защитники окружающей среды, политики и архитекторы пытаются смягчить эту глобальную проблему, используя местные материалы и опыт. Одним из таких примеров является наружное охлаждающее устройство для улья, созданное Ant Studio под руководством ее основателя Мониша Сирипурапу. Ant Studio — это архитектурный стартап, который экспериментирует с местными экологически чистыми материалами для своих конструкций и установок. Используя местные материалы, они решают возникающие проблемы, такие как повышение температуры и разрушение зданий во время сезона дождей.

Одна из их первых установок была на заводе Deki Electronics в Ноиде, городе недалеко от Дели. Генераторная установка (дизель-генератор) на заводе была размещена на входе, который излучал горячий воздух, проходящий с большой скоростью. Это повысило температуру в этом районе до 50 градусов по Цельсию. Основываясь на принципе испарительного охлаждения, Ant Studio построила круглую конструкцию, напоминающую улей, с использованием терракотовых конусов. В методах испарительного охлаждения используется вода вместе с местными материалами, чтобы сделать окружающую среду более прохладной. «Мы помнили о трех «Е» — экологичности, экономичности и эстетике — при концептуализации и строительстве этой конструкции», — объяснил Сирипурапу во время интервью Zoom.

Воспроизведено с разрешения Ant.Studio.

Это решение для наружного охлаждения является экологически устойчивым, поскольку потребляет очень мало электроэнергии по сравнению с такими технологиями охлаждения, как кондиционеры. Минимум электроэнергии требуется для работы водяного насоса, использующего переработанную воду с завода. Это экономично, потому что в нем используются местные материалы, такие как глиняные конусы, которые недороги по сравнению с пластиком или сталью. Эти инсталляции не только используют глину, которая является необычным материалом для технологий наружного охлаждения, но также помогают возродить гончарное искусство и ремесло.

Воспроизведено с разрешения Ant.Studio.

Наконец, технология эстетична, поскольку генераторы, как правило, находятся в отдаленной зоне, но креативный дизайн этого наружного охлаждающего устройства делает его произведением искусства наряду с охлаждением ближайшего окружения.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *