Что такое гобеленовая вышивка
Содержание
- Что такое гобелен
- Виды гобеленового шва
- Что потребуется для вышивания гобелена
- Как выполнять гобеленовый стежок
Гобелен — это ковер, мебельная обивка или картина без ворса с реалистичным орнаментом, вышитые вручную особыми швами. Гобелен — самая плотная и прочная среди всех вышивок, поскольку стежки располагаются очень близко друг другу. Она выглядит по-настоящему роскошно, и в прошлом была доступна лишь высшему сословию.
Что такое гобелен
Гобеленовый шов — красивая и простая в исполнении техника вышивания. Искусство гобелена достаточно древнее — полотна в этой технике с изображениями скарабеев и лотосов встречались в египетских гробницах за полтора тысячелетия до нашей эры, также они упоминались в древнегреческом творчестве.
В Европу гобелены впервые были завезены с Востока во время крестовых походов, первое время их использовали для украшения кафедральных соборов. Так в 1515 году Римский папа Лев X заказал серию гобеленов «Деяния апостолов» по эскизам Рафаэля Санти, и в 2020 году их вновь выставляли в Сикстинской капелле. А один из первых шедевров, созданных в Европе — гобелен из Байе, выткан в 1070-х годах по заказу епископа Одо, на нем изображено завоевание Англии Норманнами — битва при Гастингсе.
Название техники появилось во Франции 17 века с созданием фамильной мануфактуры Гобеленов. При мануфактуре находилась собственная красильня и училище живописи, чтобы поддерживать высокий уровень работ. Чуть позже производство выкупил Людовик XIV — созданные на нем изысканные гобелены шли на украшение интерьера королевских дворцов и подарки монархам. Королевская гобеленовая мануфактура работает и сейчас и является гордостью Франции.
С конца 17 — начала 18 века на гобеленах стали массово вышивать копии известных картин: во Франции успехом пользовались пасторальные сценки, а фламандцы предпочитали сцены из жизни в портовых городах. Чтобы гобелен максимально полно соответствовал исходной картине появились тысячи оттенков ниток и была создана первая пронумерованная цветовая шкала. Сохранились прекрасные гобелены со сценами романтических пасторалей начала 18 века, их создатели — Жан-Батист Удри и Франсуа Буше.
В конце 18 — начале 19 веков на гобеленах появились богатые орнаменты, натюрморты, сцены из животного мира и архитектура. В это же время появился отдельный вид гобеленов — портьеры, в то время ими завешивали дверные проемы.
Сейчас гобелены используют для обивки мебели, чехлов на подушки и автомобильные сидения, штор, покрывал, одежды и аксессуаров.
Виды гобеленового шва
Гобеленовый шов очень плотный, он полностью закрывает ткань, не оставляя просветов — это его главное отличие от все остальных техник. Это счетная вышивка, как и работа крестом — на полотне при вышивании отсчитываются нити.
Еще одно отличие гобелена в том, что вышивка занимает всю канву, не оставляя пустот, тогда как в остальных техниках рисунок может занимать только часть канвы.
С лицевой стороны гобеленовый шов может показаться похожим на полукрест, новички иногда их путают. Но отличие хорошо видно с изнанки. При работе полукрестом с изнанки остаются прямые вертикальные или горизонтальные стежки, а при вышивке гобеленовым швом с обоих сторон канвы стежок выполнен по диагонали, отличается лишь угол наклона. За счет этого и достигается максимальная плотность вышивки. Стежок может быть наклонен как в левую сторону, так и в правую
Гобеленовые стежки бывают следующих видов:
Косой гобеленовый шов. Классическая техника — стежки выполнены по диагонали в одном направлении, вышивка получается гладкой.
Косой гобеленовый шов с прокладкой или колодка. Перед тем, как приступить к заполнению ряда стежками, на него укладывается нить, стежки выполняются аналогичным образом, поверх уложенной нити. За счет передавливания нижней нити вышивка становится похожей на бисерное шитье.
Захватывающий шов. Используется при создании плавного перехода одного цвета в другой. Первый ряд вышивается обычном образом, а стежки в следующих рядах начинаются не от нижнего края предыдущего ряда, а немного выше — таким образом ряды немного накладываются друг на друга.
Мозаичный шов. Техника хорошо смотрится при заполнении фона вышивки и для орнаментов. В ней чередуется один длинный стежок и два коротких.
Шахматный шов. Похож на мозаичный шов, но чередуется три длинных и три коротких стежка.
Что потребуется для вышивания гобелена
Для работы в технике гобеленовой вышивки вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
Нитки. Желательно использовать плотные нитки мулине в несколько слоев или шерсть.
Выбрать нитки мулине
Иголка. Подойдет игла средней длины для вышивки по канве — с затупленным кончиком и большим ушком.
Ножницы. Пригодятся для обрезания ниток — любые острые ножницы.
Канва или потная ткань с выраженным переплетением нитей. Обращайте внимание на размер дырочек на канве — самая красивая и плотная вышивка получится на канве с маленькими отверстиями.
Подобрать канву для вышивки
Лупа. Работа кропотливая, чтобы она проходила комфортно, лучше воспользоваться увеличительным стеклом.
Пяльцы для гобеленовой вышивки бывают следующих видов:
- Q-snap — современные пяльцы. Прямоугольная конструкция сделана из пластиковых трубочек с деликатными зажимами. По сравнению со старыми пяльцами Q-snap заметно функциональнее: можно регулировать размер рабочего пространства, они легкие, вышивка не портится, если попадает под крепление и всегда равномерно и сильно натянута.
- Гобеленовые рамки. Позволяют регулировать размер закрепленного полотна, прочно его фиксировать. Рамки сделаны из дерева — они очень прочные и не сломаются при падении или если на них кто-то сядет. Бывают рамки с дополнительными опорами, позволяющими поставить работу на стол и не держать на весу.
- Станок гобеленовый. Для серьезной работы самый продуманный вариант. Использование станка полностью освобождает руки вышивальщицы, а регулировка угла наклона закрепленного полотна позволяет подобрать самое удобное положение для работы.
Посмотреть пяльцы для вышивания
Схема, по которой вы будете вышивать рисунок.
Выбрать схему для вышивки гобеленом
Как выполнять гобеленовый стежок
Гобеленовый шов придает вышивке особенную прочность, поэтому изделие даже при долгом использовании не растягивается и не деформируется.
В работе с гобеленом не используют узелки, хвостик закончившейся нити скрывается под швом со стороны изнанки. В начале работы нить закрепляется следующим образом. Она делится вдоль пополам и вставляется в иглу, затем пропускается через канву в месте начала работы. Теперь обе половинки можно соединить вместе, вставить в иглу и продолжить работу.
Шов выполняется постоянно в одной последовательности. После закрепления нити она оказалась с лицевой стороны, будем считать это верхним правым углом ряда. Воткните иглу в нижний левый угол клетки — по диагонали. На следующем стежке выведите иглу в правом верхнем углу очередной клетки и продолжайте эту последовательность до конца ряда.
Есть два способа для работы:
1. В конце ряда нить обрезается, а каждый новый ряд начинается с той стороны, с которой вы приступали к вышивке, обычно работа выполняется справа налево.
2. Работа выполняется непрерывно — один ряд справа налево, второй начинается от места окончания предыдущего и идет в противоположную сторону слева направо.
Тем, кто только пробует свои силы в вышивке, рекомендуется начинать вышивание узора с центра — так меньше шансов ошибиться при подсчете.
При завершении работы изделие нужно постирать вручную при температуре до 30 градусов, расправить на горизонтальной поверхности и высушить. При просушке канва немного сядет и плотность изделия увеличится.
Расход нитки для вышивки гобелена высок, работа небыстрая и кропотливая, зато на выходе получается гладкая, плотная роскошная вышивка, которая будет радовать вас долгие годы.
Выбрать готовый набор для вышивки гобеленом
Гобеленовый шов: техника, выбор тканей, стежки
19.06.2018 17:10
Гобеленовый шов представляет собой несложную, но очень красивую технику вышивания. Внешне вышивка гобеленовым швом достаточно сильно похожа на тканье ковров, но отличается техникой выполнения, а также инструментами, которые используются мастером.
Для работы опытные вышивальщицы выбирают шерстяную пряжу, предназначенную для гобеленов. Она отличается тем, что состоит из нескольких (чаще всего из четырех) скрученных между собой нитей. Для работы также рукодельницы подготавливают специальную иглу с тупым концом и большим ушком.
Овладев техникой гобеленовой вышивки, мастера создают уникальные панно, ковровые изделия, а также украшают предметы гардероба оригинальными узорами. Опытные мастера утверждают, что вышивка гобеленом более проста в исполнении, нежели вышивка крестиком, поэтому овладеть секретами такого рукоделия гораздо проще. Кроме этого, вышивание гобеленовым швом способствует созданию объемных сюжетных картинок. Это его основное преимущество, поскольку невозможно получить такой объем при применении других техник вышивания.
Техника гобеленовой вышивки
Гобеленовый стежок придает полотну дополнительную прочность, поэтому готовое изделие успешно противостоит деформации, растяжению.
Приступить к вышивке можно, когда подготовлены все материалы, инструменты, рабочее место, а также имеется в наличии схема рисунка.
Вышивка на гобелене начинается с закрепления нити на канве. Не допускается использование узелков, поскольку такая разновидность вышивки характеризуется особым изяществом.
Закрепить рабочую нить несложно. Достаточно взять нить толщиной в два раза меньше, чем требуется. Нить продевается в ушко иглы, затем пропускается через одно из отверстий канвы, после этого оба конца нити соединяются и пропускаются через ушко иглы. Далее рисунок вышивается согласно выбранной схеме.
Техника вышивки гобелен очень похожа на выполнение полукреста. Отличается только тем, что игла входит в правый верхний угол, а выводится из левого нижнего угла.
Гобеленовый шов в вышивке крестом на лицевой стороне полностью повторяется с изнанки. При вышивке полукрестом на изнаночной стороне формируются вертикальные стежки. Вышивка гобелен характеризуется более экономным расходом материалов, поскольку требуется в два раза меньше нитей, нежели при вышивке крестом.
Опытные мастера владеют профессиональными секретами, вооружившись которыми удастся достичь высокого результата. В частности, процесс вышивания рекомендуется начинать с середины рисунка. Это позволяет предупредить перекашивание полотна.
Выбор ткани
Поскольку стежки при гобеленовой вышивке ложатся плотно друг к другу, исключая просветы, важно правильно выбрать ткань для вышивания. Рекомендуется приобретать канву, выполненную изо льна или хлопка. Такая канва характеризуется жесткостью и плотностью. Использование именно такой разновидности канвы обеспечивает продолжительный эксплуатационный срок изделию.
В специализированных магазинах можно приобрести канву для гобелена а также целые наборы для вышивки гобеленов. Одной из разновидностей такой канвы является «Страмин». Эта ткань характеризуется достаточной жесткостью, а также на ней четко отображаются открытые клетки, обеспечивающие комфортный процесс вышивания.
Также рукодельницы приобретают канву «Пенелопа». Ее отличительными особенностями являются наличие больших отверстий квадратной формы, окруженных мелкими дырочками. Такому виду ткани отдают предпочтение, когда необходимо вышивать очень мелкие элементы.
Можно вышивать и на такой разновидности канвы, как моноканва. К сожалению, не всегда удается найти в продаже эту ткань. Некоторые мастера предпочитают использовать пластиковую канву, используя которую удается создавать объемные изделия (елочные игрушки, домики).
Начинающим мастерам не рекомендуется приобретать ткань с мелкими клетками, поскольку в начале овладения техникой вышивки важно набить руку на крупных клеточках. Размер полотна должен быть на 10 см больше, чем готовое изделие.
В специализированных магазинах можно приобрести готовый набор для начинающих и опытных мастеров.
Схемы выполнения
Гобеленовая вышивка выполняется без использования пялец. Ткань удерживается мастером в руке или фиксируется на специальных приспособлениях.
Схема для выполнения гобеленовой вышивки находится в наборе. Если мастер не желает приобретать готовый набор или нет такой возможности, схему можно найти в интернете, скачать и использовать. При выборе важно обратить внимание на уровень сложности. Начинающим мастерам лучше остановить выбор на простых схемах, которые понятны и доступны каждому даже при отсутствии практического опыта.
Пошаговая инструкция
Овладеть навыками гобеленовой вышивки проще, если посещать мастер-классы или просматривать обучающие видео.
Каждый новый ряд мастера начинают одним из двух способов:
- после завершения ряда нитка обрезается, а работа возобновляется с правой стороны;
- переход на второй ряд не сопровождается обрывом нити, стежки выполняются слева направо.
Конец нити после завершения вышивания следует спрятать под стежками. Узелки и в этом случае не допускаются.
Вышивка гобеленовым швом предполагает выполнение нескольких разновидностей стежков:
- полукрест;
- континентальный;
- прямой;
- косой;
- захватывающий;
- удлиненный.
При выполнении стежка нужно следить за силой натяжения нити. Разная сила натяжения провоцирует перекос канвы. Если схема вышивки предполагает использование разных видов стежков, рекомендуется выполнять их в одном направлении, чтобы обеспечить высокий уровень эстетики готового изделия.
На завершающем этапе изделие стирают вручную в теплой воде. Автоматическая стирка, а также использование горячей воды могут спровоцировать усадку изделия и небольшую деформацию, поэтому от таких действий лучше отказаться. Изделие не выжимают, просушивают на полотенце. Как только вышивка станет сухой, ее помещают в подготовленную рамку. На этом творческий процесс завершается.
Что такое гобелен? · Виктория и Альберта
Гобелен – один из старейших видов тканого текстиля. В качестве техники гобелен использовался для создания всего, от туник и кошельков до скатертей и спинок стульев, а также некоторых из самых больших и красивых произведений текстильного искусства в мире.
В Европе великий период ткачества гобеленов длился со второй половины 14 века до конца 18 века. Этот период наиболее известен производством настенных ковров, сотканных в этой технике, которые мы обычно называем гобеленами. Гобелены принадлежали элите и использовались для украшения как частных, так и общественных помещений. Записано, что у Генриха VIII в различных дворцах висело 2000 гобеленов.
Большие гобелены добавили комнате ярких красок. Они защищали от сквозняков и давали как развлечение, так и пищу для размышлений благодаря драматическому изображению историй из Библии, мифологии и классики или откровенному изображению светской жизни. Их производство было чрезвычайно дорогостоящим, и поэтому они служили демонстрацией богатства их владельцев. В отличие от сегодняшнего дня, гобелены были не просто статичными объектами, их часто скатывали и перемещали между жилыми домами. В 1540-х годах король Франции Франциск I даже заказал набор гобеленов, которые в тканой форме воспроизводили настенный декор его недавно отреставрированной Большой галереи во дворце Фонтенбло. Этот набор можно было свернуть и перевезти в другие его резиденции.
Охота на кабана и медведя, из Девонширских охотничьих гобеленов, шерстяной гобелен, неизвестный, 1425–30, Нидерланды. Музей №. Т.204-1957. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Шерсть — это материал, который наиболее широко используется для ткачества гобеленов, традиционно используется как для основных, так и для уточных нитей. Помимо того, что он легко доступен и легко окрашивается, его природная прочность и гибкость хорошо подходят для ткачества гобеленов. Шелковые нити иногда используются в утке, помимо шерсти, чтобы помочь создать сложные детали и добавить глубины дизайну. Металлические нити также можно использовать для добавления деталей, хотя из-за их высокой стоимости они чаще встречаются в небольших образцах гобеленов, таких как обложки для Библии и кошельки, а не в больших драпировках.
Передняя (слева) и задняя (справа) обложка Библии, гобелен, сотканный из шелка, металла и позолоченной металлической нити, Шелдонские гобеленовые мастерские, около 1615 года, Англия. Музей №. Т.45-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Гобелен создается путем переплетения цветных уточных нитей через простые нити основы. Нити основы натягиваются на ткацкий станок и действуют как сетка для ткачей, чтобы создать узор из цветных нитей утка. Ключевой особенностью гобеленового ткачества является то, что большая часть уточных нитей не проходит по всей основе. Вместо этого уток проходит вперед и назад по определенному сегменту основы, создавая небольшой блок цвета. Это известно как прерывистый уток. Ткачи строят блоки цвета, чтобы создать узор или рисунок.
Во время ткачества нити утка прибиваются, скрывая основу, чтобы создать ткань с уточной лицевой стороной, чтобы рисунок был виден на лицевой и изнаночной сторонах. На старых гобеленах исходные цвета часто более интенсивны на оборотной стороне, которая была бы защищена от воздействия света.
(Слева) Лицевая и (справа) изнанка фрагмента гобелена, сотканного из шерсти с шелковыми бликами, неизвестно, 1550–1600 гг. 862-1894. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Гобелены ткут на станке. В простейшем случае ткацкий станок состоит из двух валков, между которыми натянуты нити основы. Ткацкий станок служит для поддержания натяжения основы, чтобы утки можно было легко пропускать вперед и назад для создания рисунка. В европейском гобеленовом ткачестве можно использовать два основных типа ткацких станков: ткацкий станок с низкой основой и ткацкий станок с высокой основой. На низкоосновных станках валки находятся на одном уровне, а основа натянута горизонтально между ними. На высокоосновных ткацких станках нити основы натянуты вертикально между верхним и нижним валками.
Миниатюрный гобеленовый ткацкий станок Уильяма Морриса, конец 19 века, Англия. Музей №. 156-1893. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Гобеленовое ткачество – чрезвычайно трудоемкий процесс. Соткать всего один квадратный метр грубого гобелена могло быть работой за месяц для одного человека. Высококачественные гобелены изготавливаются из более тонких нитей основы и утка, и на их изготовление уходит больше времени. На большом ткацком станке несколько ткачей могут работать, сидя рядом, чтобы ускорить производство. Тем не менее, на создание набора больших гобеленов, созданных несколькими ткачами, могло уйти больше года.
Венера, увещевающая Купидона, гобелен, сотканный из шерсти и шелка на шерстяной основе, созданный Джованни Баттиста Кастелло, 1555–65, вероятно, Брюссель. Музей №. T.770-1950 © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Ткачи традиционно работают по рисунку, известному как мультфильм. Его рисуют на ткани или бумаге в натуральную величину и либо прикрепляют к станку, либо подвешивают за ним. Исторически сложилось так, что на ткацком станке с низкой основой рисунок помещался под основы, и ткач должен был отодвигать их в сторону, чтобы детально проследить рисунок. Поскольку гобелены ткали с обратной стороны, если ткач точно копировал рисунок, готовый гобелен, если смотреть спереди, был обратной стороной рисунка. Высокоосновные ткацкие станки позволяли ткачам правильно создавать узоры. Мультфильм был повешен позади ткача, который использовал зеркало, чтобы увидеть отражение мультфильма. Работая с отражением, готовый гобелен выглядел правильно.
После того, как гобелен был готов, мультфильм можно было использовать повторно. Гобеленовая мастерская, у которой был популярный набор рисунков, который они могли ткать и продавать несколько раз, была обеспечена финансовым успехом. Многие из самых занятых компаний нанимали профессиональных художников для создания полноразмерных рисунков, которые воспроизводили ткачи.
Карикатуры на Рафаэля — это примеры рисунков гобеленов 16-го века. По заказу папы Льва X они были созданы художником Рафаэлем на тему Деяний апостолов. После того, как гобелены были сотканы, карикатуры были проданы другим мастерским. В 1623 году они были куплены будущим королем Карлом I для использования в гобеленовой мастерской в Мортлейке, а позже поступили в музей Виктории и Альберта, взятые взаймы у Его Величества короля Карла III.
Карикатура Рафаэля, Чудесный улов рыб: Лука Глава 5: Стихи 1–11, цвет тела на бумаге, наложенной на холст, Рафаэль, 1515–1516, Италия. Музей №. КОРОЛЕВСКИЕ КРЕДИТЫ.2. В аренде у Ее Величества королевы Елизаветы II. © Музей Виктории и Альберта
Современные ткачи гобеленов продолжают исследовать и заново определять процесс гобеленов, используя новые материалы и формы. В то время как технологические достижения означают, что гобелены теперь можно ткать механически, многие современные ткачи по-прежнему используют традиционные методы ручного ткачества. Работа Фионы Резерфорд «Go-Shoaki Shimasu» («Позвольте представить») является примером современного гобелена, в котором ткачиха играла с формой, чтобы создать уникальное изделие в форме кимоно.
Go-Shokai Shimasu (Позвольте представить вам), гобелен из хлопка и льна, Фиона Резерфорд, 2002, Англия. Музей №. Т.82-2003. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Заглавное изображение: Венера, увещевающая Купидона, гобелен, дизайн Джованни Баттиста Кастелло, 1555–65, вероятно, Брюссель. Музей №. T.770-1950 © Музей Виктории и Альберта, Лондон,
Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты
La Dame à la licorne
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
- Связанные темы:
- гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага
Посмотреть все сопутствующие материалы →
гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. С 18 и 19однако техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.
Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или комплектов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по теме, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Оформление декораций было особенно распространено в Европе от средневековья до 19 века. век. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, например, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканная из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19го века в Европе гобелены часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.
На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.
Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.
Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока.