Стул из гнутой фанеры: Купить стулья с гнутой фанерой на металлокаркасе — Цена в интернет-магазине ХорекаСПб

Краткая история гнутой фанеры

Этот текст был впервые опубликован на сайте галереи Алины Пинской в 2019 году. Публикуется с небольшими исправлениями.

«Гнутая фанера» — калька с английского «bent plywood». По-русски правильней говорить «гнутоклееная мебель» или «мебель из деталей, выклеенных из шпона». Это трудно выговорить (поэтому я предпочитаю кальку с английского), но суть технологии отражает точнее: делая мебель из «гнутой фанеры», на самом деле фанеру не гнут. Сгибают стопку листов шпона, смазанных клеем. Они становятся фанерой уже в согнутом виде. Форма первична по отношению к материалу.

Производство гнутой фанеры на фабрике Artek в Финляндии, 1930-е годы. ©Artek.

Все знают мебель из гнутой фанеры, которую проектировал в 30-е годы Алвар Аалто. Он показывал её на многих международных выставках, экспортировал в разные страны, и слава архитектора (а также, конечно, достоинства спроектированной им мебели) обеспечили этой технологии огромную популярность. 30-е годы в истории дизайна — десятилетие гнутой фанеры.

Алвар Аалто. Кресла модели 41 в санатории в Паймио. 1930-е. Фото Gustaf Welin, ©Alvar Aalto Museum.

Алвар Аалто. Кресло модели 41. 1931-32. Производитель Huonekalu-ja Rakennustyötehdas. MoMA.

Алвар Аалто. Кресло модели 42. 1932. Фото Maija Holma, ©Alvar Aalto Museum.

Алвар Аалто. Стулья модели 403. 1931-32. ©Phillips.

Алвар Аалто. Стулья модели 403. 1931-32. MoMA.

Алвар Аалто. Стул. 1930. Производитель Huonekalu-ja Rakennustyötehdas. MoMA.

Алвар Аалто. Стул модели 21. 1933. ©abelsloane1934

Алвар Аалто. Столик модели 75. 1935. ©Modernity.

Алвар Аалто. Шезлонг модели 39. 1936. ©Modernity.

Алвар Аалто. Кресло модели 400. 1936. ©Modernity.

Алвар Аалто. Сервировочный столик модели 99. 1935. Производитель Artek. ©Modernity.

Алвар Аалто. Сервировочный столик модели 900. 1936-37. ©Modernity.

Алвар Аалто. Табурет модели 60. 1932-33. ©Modernity.

Алвар Аалто. Табуретs модели 60. 1932-33. ©Modernity.

Алвар Аалто. Стол модели 70. 1933. @Bukowskis.

Алвар Аалто. Стол модели 907. 1940-е. ©Modernity.

Мебель Artek на Миланской Триеннале, 1936. ©Artek.

Мебель Artek на персональной выставке Алвара Аалто в MoMA, Нью-Йорк, 1938. ©MoMA.

Алвар Аалто. Рельеф. Дизайн до 1936 г. ©Modernity.

Алвар Аалто. Рельеф. Дизайн до 1936 г. Фрагмент. ©Modernity.

Алвар Аалто. Рельеф. Время изготовления 1960-е — 1970-е. @Bukowskis.

Алвар Аалто. Рельеф. ©Wright20.

Алвар Аалто. Рельеф. Ок. 1937. ©seier+seier.

Алвар Аалто на фоне одного из своих рельефов.

Некоторые считают, что Алвар Аалто сам и изобрёл эту технологию. Это не так. К тому времени она существовала уже сто лет. Её изобретатель — Михаэль Тонет. Он разработал её между 1836 и 1840 годом, когда ещё жил в Пруссии, в своём родном городе Боппарде, и неудачно пытался запатентовать в 1840 году. Технология отличалась от нынешней: детали мебели из пластин шпона, сложенных стопкой и согнутых, он вываривал в клее. В 1842 году Тонет получил австрийский патент на любые эксперименты с гнутой древесиной, переселился в Вену и после долгих лет исследований, в 1856 году, научился гнуть древесные прутья, что и принесло ему мировую славу. Но самые ранние, так называемые «боппардовские» стулья Тонета — фанерные. Подробней эта история описана здесь.

Мебель с каркасом из гнутой фанеры в одном из каталогов Thonet. ©Museum Boppard.

Михаэль Тонет. Стул. 1836 — 1840. Carnegie Museum of Art.

Михаэль Тонет. Стул. 1836 — 1840. Minneapolis Institute of Art.

Михаэль Тонет. Стул. Ок. 1840. ©Galerie Bel Etage.

Во второй половине XIX и начале XX века венские мебельные мастерские — сначала братьев Тонет, сыновей Михаэля, а затем и их конкурентов — делают мебель с каркасом, как правило, из гнутых прутьев. Но и более раннюю технологию они не забывали. Из гнутой фанеры, часто перфорированной для большей гибкости, у многих моделей венских стульев сделаны спинки и сиденья.

Стул Thonet. 1886. Собрание Михаила Ульянова. ©Van Ham.

Стул Thonet. 1900. ©Van Ham.

Стулья модели 511. Thonet. Ок. 1904.

Йозеф Хофман. Скамья модели 330. Ок. 1901. Jacob & Josef Kohn. ©woka.

Йозеф Хофман. Кресла. Ок. 1901. Jacob & Josef Kohn. ©Wright20.

Йозеф Хофман. Диван и кресла. Ок. 1905. Jacob & Josef Kohn. ©Sotheby’s.

Йозеф Хофман. «Ушастое» кресло. Ок. 1905. Jacob & Josef Kohn. ©incollect.

Йозеф Хофман. «Буэнос-айресские» диван и кресла. Ок. 1910. Jacob & Josef Kohn. ©Christie’s.

Эрнст Рокхаузен. Стул. Ок. 1928.

Как рассказывает историк мебели Павел Ульянов, революционная идея сделать сиденье и спинку стула из одного листа фанеры родилась у мастеров американской фирмы Gardner & Co., которая в 1872 году запатентовала технологию в Нью-Йорке. Gardner & Co. выпускали изогнутые фанерные пластины, тонкие, обильно перфорированные и благодаря этому достаточно гибкие, чтобы монтировать их на стулья разной формы. Предназначались они сначала для того, чтобы ремонтировать старые стулья, заменяя фанерной пластиной изношенные сиденья и спинки; но фирма вскоре разработала много собственных моделей.

Выставка Gardner & Co. в Нью-Йорке, кон. XIX в. ©Free Library of Philadelphia.

Кресло. Gardner & Co. После 1872. Метрополитен-музей.

Стул. Gardner & Co. После 1872.

Детский стул. Gardner & Co. После 1872. Бруклинский музей.

Некоторое время спустя у Gardner & Co купила технологию эстонская фирма Luterma. Она была основана в Ревеле в 1883 году и к началу XX века была крупным предприятием, участвующим в международных выставках, с торговыми представительствами в нескольких европейских странах. Luterma счастливо пережила распад империи и в период между мировыми войнами продолжала развивать сеть представительств в Западной Европе. Мебель Luterma — это, чаще всего, вариации «венского стула», но в её каталогах есть и так называемые «американские» стулья и скамьи с фанерным сиденьем, плавно переходящим в спинку. Между прочим, из гнутой фанеры фабрика делала не только мебель, но и шляпные коробки, пеналы. О них писала Анна Уайт в блоге музея Виктории и Альберта. Эти сведения были собраны при подготовке выставки Plywood: Material of the Modern World , которая шла в этому музее 2017 году и материалам которой тогда же была выпущена книга.

Скамья Lutherma. Кон. XIX — нач. XX в. Eesti Arhitektuurimuseum.

Стул Lutherma. Кон. XIX — нач. XX в.

Шляпная коробка Lutherma. Кон. XIX — нач. XX в.

Пенал Lutherma. Ок. 1930. V&A.

Связь между «Лютермой» и Алваром Аалто — не тайна за семью печатями. В каталоге его персональной выставки в MoMA 1984 года со ссылкой на книгу Пола Дэвида Пирсона Alvar Aalto and the International Style (1978) сообщается, что Аалто вскоре после получения диплома посещал таллинскую фабрику. Его стул модели 51, разработанного для санатория в Паймио, похож на некоторые модели Luterma.

Торговое представительство Luterma в Великобритании, основанное в 1908 году, называлось Venesta («эстонская фанера»). Сотрудник этой фирмы Джек Притчард а 1931 году, не покидая её, начал развивать собственную мебельную марку, Isokon. С ней во время своего недолгого пребывания в Англии сотрудничал Марсель Брёйер.

На многих предметах Isokon можно найти штамп: Made in Estonia. На некоторых стоит этикетка Venesta. Известно, что у у первых партий шезлонга Брёйера, самой известной модели, которую он разработал для Isokon, в Англии делали только ножки и подлокотники, а пластину, которая служит опорой для тела, — в Эстонии. Характер сотрудничества между английским и эстонским предприятиями мне до конца не понятен, но, похоже, фирма Isokon критически зависела от поставок из Эстонии: в 1939 году, когда в Эстонию вошли советские войска, она закрылась.

Isobar в доме, принадлежавшем Джеку и Молли Притчардам, с мебелью Алвара Аалто и Марселя Брёйера. ©Pritchard Papers, University of East Anglia.

Isobar в доме, принадлежавшем Джеку и Молли Притчардам, с мебелью Алвара Аалто и Марселя Брёйера. ©Pritchard Papers, University of East Anglia.

Марсель Брёйер. Стул. Isokon. 1936. Отсканировано из книги: David Joel, The Adventure of British Furniture, Ernest Benn Limited, 1953, p. 210

Марсель Брёйер. Столики. Isokon. 1936. ©Modernity.

Марсель Брёйер. Шезлонг. Isokon. 1936. ©Wright20.

Марсель Брёйер. Шезлонг. Isokon. 1936. Музей Cooper Hewitt.

Марсель Брёйер. Шезлонг. Isokon. 1936. Музей Cooper Hewitt. Фрагмент.

Эгон Рисс. Газетница. Isokon. 1939. V&A.

Марсель Брёйер. Стол для колледжа Брин-Мор в Пенсильвании. 1938. SFMoMA.

Марсель Брёйер. Стул для колледжа Брин-Мор в Пенсильвании. 1938. ©Wright20.

Впрочем, для англичан конец этой истории был счастливый. Притчард вновь открыл фирму Isokon в 1963 году, и она существует до сих пор (вот её история). Venesta тоже существует, но уже не имеет отношения ни к Эстонии, ни к фанере: сейчас это английская марка сантехники. А Марсель Брёйер уехал в Штаты, где продолжил проектировать фанерную мебель.

На рубеже 20-х и 30-х годов не один Аалто интересовался гнутой фанерой. В мастерских Баухауза Дессау с ней работал Йозеф Альберс, в Калифорнии — иммигрант из Австрии, ученик Адольфа Лооса Рихард Нойтра. Каркасы кресел и шезлонгов Бруно Матссона тоже из гнутой фанеры. В 1927-м, за несколько лет до первых моделей фанерной мебели Аалто, Геррит Ритвельд спроектировал для Metz & Co. несколько вариантов стула с каркасом из гнутых трубок и непрерывной фанерной лентой спинки и сиденья. Неизвестно, интересовался ли он технологиями Luterma.

Йoзеф Альберс. Кресло ti244. 1929. Мастерские Баухауза. MoMA.

Рихард Нойтра. Кресло для VDL Research House. Дизайн 1931, год производства 1941. Музей Cooper Hewitt.

Луиджди Виетти. Кресло для морского терминала «Андреа Дориа» в порту Генуи. 1933. Музей Вольфсониана, Нерви.

Геррит Ритвельд. Кресло (Beugel stoel). 1927. Powerhouse Museum.

Геррит Ритвельд. Cтул (Beugel stoel). 1927. MoMA. ©Sotheby’s.

Геррит Ритвельд. Детский стул (Beugel stoel). 1927. MoMA.

Геррит Ритвельд. Версия Beugel stoel с деревянным каркасом. 1930. Неизвестный производитель. ©abelsloane1934.

То, что разные дизайнеры независимо друг от друга именно в это время начали работать с гнутой фанерой, закономерно. Тогда стремительно развивалась новая технология изготовления мебели из металла, а гнутая фанера — лучшее дополнение к гнутым трубкам. Мебель с металлическим каркасом имеет одно неудобное свойство: у многих моделей (и в первую очередь у консольных стульев) каркас не жёсткий. Если сиденье у него мягкое, из натянутых ремней, под тяжестью тела стул сжимается. Чтобы этого избежать, в него надо вставлять распорки. А жёсткое фанерное сиденье — само по себе распорка.

Геррит Ритвельд, кстати, в том же 1927 году, когда Metz выпустил его стулья с фанерными сиденьями, попытался сделать стул из единого сложно раскроенного куска фанеры. Опыт был неудачный. Единственный экземпляр этой модели, известной как стул Birza, хранится в музее Стеделик. Тем не менее, Ритвельд, похоже, первый, кто попробовал сделать предмет мебели целиком из фанеры. Его метод «кройки и шитья» предвосхитил подход к фанере Джеральда Саммерса и Хана Пика.

Джеральд Саммерс. Кресло. Ок. 1934. Makers of Simple Furniture. ©BADA.

Джеральд Саммерс. Стул. Ок. 1934. Makers of Simple Furniture. ©Wright20.

Джеральд Саммерс. Кресла. Ок. 1938. Makers of Simple Furniture. ©Wright20.

Джеральд Саммерс. Кресло. Ок. 1934. Makers of Simple Furniture. ©abelsloane1934.

Джеральд Саммерс. Стул. Ок. 1936. Makers of Simple Furniture. ©peterpetrou.

Джеральд Саммерс.Письменный стол и стул.

Джеральд Саммерс. Сервировочный столик. 1937 — 1938. Isokon. ©Wright20.

Эрно Голдфингер. Кресло. 1937. Современное производство. ©abelsloane1934.

Хан Пик. Кресло. 1946. Morris & Co. ©Gallery Vanlandschoote.

Хан Пик. Стул Bambi. Ок. 1955. Morris & Co.

Герберт фон Таден. Стул. 1947. Thaden-Jordan Furniture Co.

Герберт фон Таден. Кресло. 1947. Thaden-Jordan Furniture Co. ©abelsloane1934.

Геррит Ритвельд. Кресло. 1950. ©Modernity.

Адриен Оду и Фрида Мине. Кресло. Vibo. Ок. 1940. ©Carvajal.

Фридрих Кислер. Кушетка для Маргериты Мерджентайм. 1933 — 1935. Музей Cooper Hewitt.

Гарт Честер. Кресла. 1947. Музей Te Papa Tangareva, Новая Зеландия.

Гарт Честер. Кресло Curvesse. 1944. @Webb’s.

Гарт Честер. Детский стул.

Фонограф. Дизайнер неизвестен. 1940-е. @1stdibs.

Технологии 30-х годов позволяли делать из фанеры изогнутые детали, но не выпуклые — то есть, говоря языком геометрии, придавать ей одинарную кривизну, но не двойную (одинарную кривизну имеет поверхность цилиндра, двойную — поверхность шара). В фанерной мебели 30-х годов очень заметно это ограничение: вся она состоит как бы из затвердевших вьющихся лент.

Фанеру (точнее, листы шпона, которым ещё предстоит стать склеенными) можно штамповать, растягивая в двух направлениях. Но это сложно. Надо иначе готовить материал, подбирать другой клей, тщательней разрабатывать геометрию деталей, так, чтобы шпон не подвергся непосильным нагрузкам. Научились этому только в 40-е годы (хотя первые эксперименты были и раньше). И тогда-то технология пережила второе рождение. Из фанеры стали делать, например, фюзеляжи самолётов. Появилось новое поколение фанерных стульев и кресел с более сложной геометрией поверхностей, чем в 30-е, лучше приспособленных для контакта с человеческим телом, «ортопедических», так сказать. Но это история с собственным сюжетом, и она заслуживает отдельного рассказа.

Стул из фанеры: выбираем качественный стул

Фанера не случайно является наиболее подходящим материалом для изготовления мебели, в том числе стульев. И на то есть несколько причин. Во-первых, это отличный материал для изготовления мебели с точки зрения прочности (что особенно важно, учитывая, например, крепкие ножки стула и его грузоподъёмность). Раньше было очень мало предметов, изготовленных исключительно из фанеры, потому что этот материал считался хрупким и некачественным, и такое мнение бытовало очень долгое время. Во-вторых, фанера с эстетической точки зрения имеет то, чего нет у других деревянных материалов: видимые слои клея. Именно благодаря им кромки отличаются по отношению к поверхностям. В-третьих, это натуральный продукт, который изготавливается из возобновляемых ресурсов. Поэтому неудивительно, что купить стулья из гнутой фанеры и обставить ими комнату мечтает практически каждый домовладелец.

Чем примечательны стулья из гнутоклееной фанеры

Многие представляет себе фанеру как исключительно плоский материал, который легко поддаётся обработке. Однако современные дизайнеры мебели уже много лет экспериментируют с новыми методами изготовления трёхмерных фанерных сидений, повторяющих контуры человеческого тела. Они добились этого, создав уникальные по конфигурации стулья из фанеры. Купить их можно для использования в составе обеденной группы дома или в загородном особняке. Такие стулья уже давно стали классикой и выглядят современно и сегодня.

При этом мебель не обязательно должна изготавливаться из цельной фанеры: современные дизайнеры комбинируют деревянные ножки стульев с различными основаниями. В частности, в гостиной можно использовать стул на металлическом каркасе, но с фанерными спинкой и сидением. Благодаря органичной форме фанерных каркасов и слегка гибким спинкам эти лёгкие и компактные стулья чрезвычайно удобны — в том числе и в вариантах без обивки.

Как правильно выбрать стулья из гнутой фанеры

Прежде чем купить мебель и использовать её для обеспечения комфорта в жилом помещении, следует обращать внимание не только на стиль исполнения, но и на материалы изготовления стульев. В большинстве случаев подбираются стулья из гнутоклееной фанеры с деревянным основанием или с основанием из хромированной трубчатой стали. Стулья для гостиной должны быть без обивки или в лёгкой обивке с кожаным чехлом.

Стул на металлическом каркасе для гостиной

Спинка/сиденье: фанера из формованного ясеня, натуральная или чёрная окраска.
Обивка: с тонкой поролоновой набивкой и чехлом из кожи или телячьей кожи.
Основание: хромированное, сиденье и спинка крепятся к основанию с помощью ударных креплений (соединённые резиновые и металлические элементами).

Деревянный стул для гостиной

Спинка/сиденье: фанера из формованного ясеня, натуральная, красная или чёрная окраска. Обивка: с тонкой поролоновой набивкой и чехлом из кожи или телячьей кожи.
Основание: формованная фанера с отделкой под цвет корпуса сиденья. Сиденье и спинка крепятся к основанию с помощью ударных креплений (скреплённых резиновых и металлических соединителей).

Каркасные стулья для кухни металлические

Спинка/сиденье: фанера из формованного ясеня, натуральная или чёрная окраска. Основание: хромированное, оснащено поворотными нейлоновыми направляющими. Сиденье и спинка крепятся к основанию с помощью ударных креплений (скреплённых резиновых и металлических соединителей).

Обеденный стул из дерева

Спинка/сиденье: фанера из формованного ясеня, натуральная или чёрная окраска.
Основание: формованная фанера с отделкой под цвет обивки сиденья. Сиденье и спинка крепятся к основанию из формованной фанеры с помощью ударных креплений (скреплённых резиновых и металлических соединителей).

Стул из формованной фанеры Eames

: история дизайна

История дизайна стула из формованной фанеры Eames действительно интересна. Это продукт долгого сотрудничества Чарльза и Рэя Имзов, отношений с Германом Миллером и ВМС США. Он стал предвестником новой эры в домашнем и промышленном дизайне. LCW, как он указан в каталогах, был одним из первых по-настоящему современных кресел, произведенных в Америке, и его дизайнеры, Чарльз и Рэй Имзы, поднялись в стратосферу американских промышленных дизайнеров. Но даже при всем этом вполне возможно, что средний покупатель понятия не имеет, как они называются, кто их сделал и что они означают.

Возможно, вы не знаете их имени, но есть вероятность, что вы уже видели или сидели в кресле Eames из формованной фанеры. Они занимают бизнес-офисы и детские сады, классы начальной школы и дома друзей. Кажется, что они повсюду, хотя люди редко могут назвать знакомую форму. Кресло Eames Plywood Lounge Chair — это легендарная конструкция, даже если его название не так известно, а огромное количество копий, обмена и интереса к ним обеспечили их повсеместное распространение. Об этом замечательном кресле сняты фильмы, книги и журнальные статьи написаны десятками и сотнями, а его критическая оценка существует уже более полувека. Фактически, журнал TIME назвал кресло Eames Molded Plywood Lounge Chair дизайном века. Это высокая награда, а может быть, и выше; это все заслуженно.

Впервые они были разработаны Чарльзом и Рэем Имсами, двумя титанами послевоенного американского промышленного дизайна. Они также были энтузиастами и опытными режиссерами (вы, возможно, видели их короткометражные фильмы «Вершины и степени десяти» в школе), учеными и математиками (их выставка «Математика» демонстрируется до сих пор) и художниками. Команда мужа и жены, они работали вместе в необычайной гармонии и творческой синхронизации на протяжении всей своей карьеры (они познакомились, когда Рэй был студентом, а Чарльз был новым учителем в Мичиганской художественной школе, Академии Крэнбрук). Работа, которую они сделали, просуществовала не только из-за своей популярности и неоспоримой красоты, но и из-за блестящих методов проектирования и промышленных процессов, которые они помогли родить в относительно новом столетии. В истории американского промышленного и интерьерного дизайна никогда не было команды с такой репутацией, успехом и производством, как Чарльз и Рэй Имз. И даже по отдельности каждый из них имел бы законное право претендовать на звание одного из великих дизайнеров 20-го (или любого другого) века. Список некоторых вещей, которые они сделали, — это смущение богатства; Hang-It-All, кресла с мягкой подкладкой, стулья The Aluminium Group, кресло Eames Lounge Chair, The Eames Home (архитектурная достопримечательность Калифорнии), а также множество фильмов и фотовыставок. То, что они согласовали свою работу с Herman Miller, а теперь и с Smart Furniture, — это настоящая честь.

Если великолепный дизайн — это столкновение творчества, тяжелой работы и некоторой интуиции, то шезлонги Eames Molded Plywood Lounge Chair могут с гордостью носить этот титул. Процесс, используемый для создания стульев, процесс гибки и формовки фанеры, был тем, над чем Чарльз и Рэй работали годами с разной степенью успеха. Хотя они могли выполнять задачу простого сгибания в течение многих лет (и Чарльз даже выиграл конкурс дизайнеров с этой техникой), все еще было очень сложно сделать структурно прочный стул. Прочные стулья, которые можно было изготовить и согнуть в 3D, оставаясь при этом прочными и долговечными. Они построили у себя дома машину, которую назвали Казам, и использовали ее, чтобы сделать стулья. Однако Казам был темпераментным и доставил много проблем в первые годы процесса проектирования.

Существует множество историй о том, как они часто отключали электричество в своем доме, как чуть не сожгли свои комнаты, пытаясь выработать тепло, или как Чарльз взобрался на соседний телефонный столб, чтобы отвести необходимое электричество. Неистовая энергия и трудовая этика Имзов проявились в полной мере уже в начале их карьеры. Но ближе к концу этой долгой фазы экспериментов они начали совершенствовать свою технику. Они поняли, как лучше всего использовать клей, как лучше сохранить структурную целостность; Короче говоря, лучший способ сделать шезлонг Eames Plywood Lounge Chair. Одно из самых важных открытий (вернее, суровая правда — лучшее слово), которое они сделали, касалось стула в целом. Сначала они всегда мечтали сделать стул из одного куска дерева; стул со спинкой и сиденьем, которые были единым целым, согнутым по их воле. В конце концов, они поняли, что это нереально. Мало того, что прочность стула была скомпрометирована, стоимость изготовления такого предмета была бы непомерно высокой, и цена стула превысила бы допустимую отметку. В конце концов, в центре внимания оказалась форма будущего стула: несколько частей, элегантно изогнутых и соединенных вместе с минимальной помпой, насколько это возможно, чтобы создать в основном единый вид.

В 2012 году компания Herman Miller представила новую версию фанерных стульев Eames с мягкой обивкой. Тем временем они работали над декорациями и фильмами для MGM. В конце концов, их работа над фанерным стулом Eames Molded Plywood Chair, возможно, никогда не имела бы большого значения, если бы не вмешательство большой и могущественной силы; ВМС США. Когда разразилась Вторая мировая война, возникла большая потребность в новом оборудовании; новое легкое оборудование. Чарльз и Рэй слышали ужасные истории о том, как солдаты и матросы со сломанными ногами часто ухудшали свои травмы, когда использовали металлические шины, распространенные в то время. Им нужен был новый вид легкой, упругой, но прочной шины. И кто был лучше подготовлен, чтобы справиться с этой потребностью, чем дуэт, который изобрел способ согнуть фанеру по своей воле?

Чарльз и Рэй сразу же были задействованы в процессе создания шин, корпусов планеров и других формованных фанерных изделий для ВМФ. Шины, которые они сделали, были фактически смоделированы с собственной ноги Чарльза. Первоначальный заказ составлял всего 5000 шин, но к концу их отношений с военно-морским флотом Чарльз и Рэй создали более 150 000 шин для использования в вооруженных силах. Это была искра, которая привела к невероятной популярности стула Eames Molded Plywood Lounge Chair, а также к долгим отношениям, которые у них были с мебельным гигантом Herman Miller.

Изготовив 150 000 шин, самостоятельно разработав производственный процесс и разработав наилучшие стратегии для создания прочности и целостности древесины, Чарльз и Рэй добились больших успехов в достижении полного понимания процесса. Они чувствовали, что готовы сделать первое кресло для отдыха Eames Plywood. У них были правильные методы гибки дерева в трех измерениях, но при этом сохранялась вся его прочность и долговечность. Правильные техники соединения деталей друг с другом уникальным, тонким и несколько незаметным способом. Правильные методы, чтобы, возможно, самое главное, не сбить электричество и не сжечь их квартиры.

Первые шезлонги Eames из формованной фанеры были изготовлены Evans, калифорнийской компанией с небольшим распространением, но имеющей репутацию умеющей работать с деревом. Поначалу они медленно соображали. Это неудивительно, если взглянуть на мебель, современную мебель, с которой имели дело шезлонги Eames Plywood Lounge Chairs. Это было величественно, никогда не авангардно и даже немного рискованно. Это было традиционно и солидно. LCW, как известно, не был ни тем, ни другим. Оно было соблазнительным, чувственным. Он вызывал любопытство и становился центром внимания, даже предметом разговора практически в любой комнате. Он ничем не обязан дизайну мебели прошлого. Но со временем все это исчезло, так как стул Eames Molded Plywood Chair привлек внимание коллекционеров и домовладельцев и сам стал золотым стандартом промышленного дизайна стульев.

Вертикальный обеденный стул из фанеры с ножками из хромированного металла.

В результате несколько медленного процесса продаж Эванс понял, что им нужно что-то сделать, чтобы ускорить продажи. Они натолкнулись на интересную идею; поставить стул в Нью-Йорке и устроить ему выставку в большом отеле. Весь цирк ненадолго переместился к Большому яблоку, и кресло, наконец, стало пользоваться большим успехом. Люди не могли нарадоваться, и он начал продаваться в больших объемах (или, по крайней мере, больших по прежним меркам!). Одним из тех, кто посетил выставку и действительно полюбил это кресло, был Джордж Нельсон, один из великих умов и великих дизайнеров, стоящих за Herman Miller. Увидев работу Чарльза и Рэя Имз, он понял, что хочет шезлонг Eames Molded Plywood Lounge Chair, и он знал, что хочет, чтобы они были с Германом Миллером. Вскоре это произошло, и одно из замечательных партнерских отношений между компанией и командой дизайнеров увенчалось оглушительным успехом.

Нельсон был одним из главных представителей Herman Miller, человеком, ответственным за большую часть того, во что превратилась его компания; Крупнейшая и наиболее уважаемая мебельная компания в Америке. Будь он сегодня на месте, почти наверняка он был бы готов (хотя в этом и нет необходимости) поставить на кон всю свою деловую репутацию ради этого единственного решения; привлечение Чарльза и Рэя Имзов. В течение следующих сорока лет Чарльз и Рэй будут творческими и продуктивными рабочими лошадками дизайнерской конюшни Herman Miller.

Не для них долгие периоды бездействия, перемежающиеся краткими всплесками активности или единичным произведенным проектом. Они всегда создавали новые вещи, строили новые мечты и формы и, конечно же, постоянно совершенствовали то, что уже сделали. Есть цитата Джона Уэсли, основателя методистской церкви, в которой говорится, что люди всегда должны «идти к совершенству». Работая не покладая рук, чтобы добраться туда, где, по их мнению, они должны быть. Для Чарльза и Рэя Имзов это описывало их отношения с мебелью. Это первое крупное производство шезлонга Eames Molded Plywood Lounge Chair ни в коем случае не было последней итерацией стула, который появится; сегодня для покупки доступны четыре версии стула, каждая из которых предлагает уникальный наклон и уникальный внешний вид, основанный на основной идее стула из формованной фанеры.

В конце концов Герман Миллер выкупит производственное крыло мебельной компании Evans. Это освободило кресло для отдыха Eames Plywood Lounge Chair для массового производства, массовой продажи и массовой покупки. В 1946 году, когда кресло дебютировало как продукт Herman Miller, оно начало взрываться. Каждый хотел кусок стула Имса; школы хотели его из-за игривого, яркого и приземленного эстетического вида. Дети любили его, поэтому он нашел место в игровых комнатах и ​​спальнях. Покупатели со вкусом и родители хотели, чтобы они были в их гостиных и кабинетах, а в офисе считали, что они идеально подходят для того современного вестибюля, который они пытались создать.

В 1946 году такое кресло было на переднем крае современности, одним из первых пехотинцев в усилиях Herman Miller по созданию современной мебели, креативной, смелой и красивой мебели, приоритетной для жилых комнат, офисов. и общественные пространства Америки. Конечно, стул Eames Molded Plywood Chair идеально подходит для этого. Решение Джорджа Нельсона нанять Чарльза и Рэя в семью дизайнеров Herman Miller окупилось во многих отношениях. В финансовом отношении стулья были огромным благом для отдела продаж Herman Miller. Но, возможно, что более важно, они (Чарльз и Рэй) закрепили за Германом Миллером место в книгах по истории и критические оценки дизайна в 20-м веке. Серьезно конкурировать с ними было некому, а выпуск всей их продукции из контор Herman Miller был настоящим переворотом.

Новые материалы, новые формы

С течением времени, когда появились новые моды и способы работы, стулья также претерпели незначительные изменения. Многие стулья перестали использовать только формованную фанеру для поддержки и дизайна. Например, некоторые из новых версий стула сконструированы с использованием металлических ножек, а не деревянных, а также были внесены небольшие изменения (или, точнее, вариации) в чашу сиденья. Разные углы, разные колебания и разный наклон. Изогнутые, плавные наклоны стула были сформированы в соответствии с новой модой. Конечно, старая версия осталась нетронутой и доступна для покупки в магазинах Smart Furniture и Herman Miller. Но в каждом новом десятилетии Имзы продолжали пытаться продвигать свой дизайн в новую эру, новое «сознание». Со временем они даже полностью отказались от формованной фанеры и попытались сделать стул из стекловолокна, нового материала, который они помогли разработать. Эти несколько яйцевидных оболочек также пользовались большим успехом, а их легкость и штабелируемость сделали их очень популярными в аудиториях и школах. Кроме того, и это было важно для Чарльза и Рэя, их можно было слепить из одного большого куска; кусок, который мог образовывать как спинку, так и сиденье стула. Мечта о единой, трехмерной, структурно прочной оболочке была реализована (хотя и в другом материале).

Чарльз и Рэй Имз с металлическими каркасами своих знаменитых фанерных стульев .

Высота кресла Eames Molded Plywood Lounge Chair также была предметом экспериментов. Классический вариант часто называют «низким стулом». На самом деле, часто люди путаются и думают, что традиционное обозначение LCW относится к «дереву для низких стульев», а не к «дереву для шезлонгов». В более новых версиях есть ножки, которые могут удлинить кресло до новой высоты и сделать людей более удобными и менее неуклюжими, а также столы и другие более высокие конструкции, которые иногда сопоставляются с креслом Eames Plywood Lounge Chair.

Независимо от того, какой новый материал или новый дизайн, оригинальное кресло Eames Plywood Lounge Chair всегда сохраняло свое уникальное чувство стиля, эстетику и целостность. И, конечно же, он по-прежнему доступен и пользуется огромной популярностью как у коллекционеров, так и у постоянных покупателей. Редко современный стул, новый стул, который считался красивым в 1946 году, до сих пор считается свежим и прекрасным сегодня, но это один из таких предметов; он проходит тест. По-прежнему яркий, по-прежнему впечатляющий и по-прежнему уникальный, этот стул на века. Или, по версии TIME, дизайн века.

Но удобно ли это?

Да, это так. То, что он сделан из дерева и многие школы используют его в своих классах, не означает, что он неудобен!

Ну, может быть, удобно — не то слово. Но это, конечно, не ваш традиционный деревянный столовый стул с прямой спинкой, напрягающий спину. Это элегантно изогнутый, гостеприимный и, в конечном счете, удобный стул. Изгиб сиденья соответствует изгибу человека в состоянии покоя, и вы точно впишетесь в него, когда садитесь. То же самое касается спинки стула, которая одновременно низкая и широкая; который поддерживает нижнюю часть спины (поясничную область), в то же время сохраняя свободу движений шеи и плеч. Это помогает вашему кровообращению.

Хотя никто не станет утверждать, что это рабочий стул, он удобен для многочасового сидения. Это элегантное и привлекательное домашнее кресло, которое найдет место в любой хорошо обставленной комнате, одинаково привлекательное для взрослых и детей (и достаточно прочное для обоих).

Есть ли в дизайне нечто большее, чем просто формованная фанера?

Кресло Eames Molded Plywood Lounge Chair получило звание «дизайн века» не только из-за того, что оно изгибает фанеру, которая к тому времени, когда «Тайм» написал эту статью, уже несколько устарела. Нет, он получил это гораздо больше, чем это (хотя этого было бы достаточно). Одним из основных нововведений и элементов дизайна, сохранившихся в кресле, являются амортизирующие соединители между сиденьем, спинкой и полосой, которая соединяет их друг с другом. Эти двойные амортизирующие конструкции имеют большое значение для того, чтобы сделать кресло Eames Plywood Lounge Chair таким же удобным, прочным и конструктивно прочным.

Еще один элемент дизайна, который иногда упускают из виду, это то, насколько тщательно он откалиброван под человеческую форму. Кресло удобное, а не просто красивое, а его естественные изгибы привлекают пользователя и заставляют его часами сидеть с комфортом. Спинка и сиденье стула тщательно прорисованы, чтобы вместить человеческую форму в нескольких различных формах и размерах. Кресло, конечно, низкое, но это мало влияет на комфорт и больше влияет на пространственную неловкость, если она существует; чтобы решить эту проблему, теперь есть версия, расположенная выше земли, из которой пользователи могут выбирать.

Но именно двойные амортизирующие разъемы действительно отличают эту конструкцию от чистой эстетики и комфорта до превосходной инженерной мысли. Дизайн, который занял второе место в этой статье TIME, был двигателем локомотива, так что это не был конкурс эстетической красоты. Амортизаторы не только сделали кресло более податливым и удобным, но и сделали кресло более прочным и устойчивым к поломкам или швам в его структурной целостности. Они также обеспечили реализацию целого поколения инновационных идей стульев; без них многие идеи были бы выброшены в мусорную корзину и забыты, а не использованы в проектах, оставивших положительный след в мире.

Herman Miler во многом обязан своей репутацией работе Чарльза и Рэя Имзов. Без них они всегда были бы известны как процветающая и превосходная мебельная компания; с ними они стали творческими и академическими гигантами в этой области. Smart Furniture очень гордится тем, что предлагает нашим клиентам кресло для отдыха из формованной фанеры Eames, оригинальное и по-прежнему лучшее, когда речь идет о великолепном дизайне, великолепных стульях и великолепной культовой форме. Купите стул сейчас в Smart Furniture.

Изогнутый фанерный стул — 3×3 Custom

11-й сезон The Builders Challenge немного отличался от других сезонов… На этот раз не было никаких планов, просто тема! Тема была — Что-то, на чем можно сидеть. Вот я и сделал стул! Гнутый фанерный стул!

Здесь много экспериментов с изогнутым ламинированием и двумя типами обработки шпона… Если вам интересно посмотреть, как все это сочетается, посмотрите полное видео сборки ниже!

Первое, что нужно сделать, это сделать форму для гнутого ламината.

Для этого я использовал потрясающий новый инструмент под названием Shaper Origin. Но это можно сделать и с помощью инструментов старой школы.

У вас должно получиться две детали одинаковой формы на обоих концах формы.

После получения правильной формы формы я соединил оба конца с помощью винтов 2×4.

Затем я накрыл эти 2×4 сгибаемой фанерой, чтобы они стали основой формы.

Эта гибкая фанера станет ключом ко всему этому… Мне удалось найти листы 4×4 в одном из крупных магазинов и заказать доставку на дом.

Но для этого стула потребуются листы размером более 4×4… Я смог найти их у местного продавца древесины лиственных пород.

Он имеет несколько разных названий в зависимости от того, откуда вы его взяли. Это можно назвать покачивающейся доской, гибкой доской, оберткой для колонн или оберткой для бочек….

У меня в заведении так получилось, что он называется Barrel Wrap, если это был Column Wrap, он изгибался бы в другую сторону.

Я обрезал все листы по ширине.

Затем обрезал их по длине на настольной пиле.

Время приклеить их к форме!

Я использовал клей с увеличенным открытым временем, так как знал, что эта операция займет у меня некоторое время.

Я нанесла клей на первые два листа, а затем положила сверху последний лист без клея.

Перед нанесением клея я отметил центральные линии на листах и ​​форме, это позволило мне выровнять все, чтобы я мог закрепить все на месте.

После того, как листы были на месте, я добавил несколько ремней с храповым механизмом, чтобы согнуть все листы вместе и удерживать их все внизу.

После высыхания я нанес на внутренний изгиб шпон на бумажной основе.

Причина использования шпона на бумажной основе была показана в видео…

Я нанес контактный цемент на заднюю часть шпона и на внутренний изгиб стула.

После того, как они оба высохли, я приклеил фанеру к внутреннему изгибу, убедившись, что использовал давление, чтобы убедиться, что он действительно хорошо приклеен и не было пузырьков воздуха.

Затем я приступил к изготовлению фактического сиденья для стула, приклеив панель орехового дерева.

После того, как все высохло, я сделал шаблон из МДФ для внутренней части стула и обрезал его так, чтобы он был на 1/2 дюйма шире со всех сторон, потому что он будет сидеть в канавке внутри стула.

Говоря о канавке…

Я поместил кусок сгибаемой фанеры с двусторонним скотчем внутрь стула, чтобы использовать его в качестве направляющей для моего фрезера.

Тогда протащите эту канавку!

Это была немного сумасшедшая задача… но она сработала. Ха!

Я вклеил сиденье в этот паз, но только в передней части стула, убедившись, что в задней части стула осталось немного места, чтобы сиденье могло расширяться и сжиматься.

Просверлил несколько отверстий снаружи кресла через сиденье, только спереди.

И вклеил в эти отверстия дюбеля.

Таким образом, сиденье останется на месте спереди, но останется место для перемещения в спинку кресла.

Я заполнил переднюю часть канавки обрезками, оставшимися от седла.

На облицовку снаружи!

На этот раз я использовал необработанный шпон.

Я обрезал все детали по размеру с помощью поверочной линейки и пилы для шпона.

Процесс нанесения необработанного шпона немного отличается от шпона на бумажной основе….

Я наклеил малярную ленту на ОБРАТНУЮ СТОРОНУ шпона в месте шва, чтобы зафиксировать их на месте.

Затем перевернул все это и приклеил шпоновую ленту на ИЗОБРАЖЕННУЮ СТОРОНУ листов.

Эта лента для шпона имеет клей, который активируется при намокании, а также немного дает усадку, чтобы сблизить швы.

После того, как лента для шпона наклеена, вы можете перевернуть ее и удалить малярную ленту с ЗАДНЕЙ СТОРОНЫ листов.

Нанесите клей для шпона на всю внешнюю поверхность стула.

Поместите шпон и закрепите все это с помощью гибкой фанеры, уплотнителей и храповых ремней.

Теперь… Это сработало. Это было не очень хорошо. Я обязательно воспользуюсь вакуумным прессом в следующий раз, когда буду использовать такие тонкие необработанные шпоны.

После того, как клей для шпона высохнет, снимите ремни и уплотнители, затем удалите ленту для шпона.

Вы можете легко удалить его, снова намочив.

Пора все убрать!

Я использовал гусеничную пилу, чтобы отрезать передние края.

И кусок гибкой фанеры, приклеенный с двух сторон скотчем к внешнему изгибу, чтобы использовать его в качестве направляющей для циркулярной пилы, чтобы отрезать его до конечной высоты.

Добавлена ​​изогнутая деталь в верхних углах стула с использованием шаблона.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *