Окна в готическом стиле: Окно в готическом стиле — формы, орнаменты, витражи

Окно в готическом стиле — формы, орнаменты, витражи

Готика – это стиль в котором оконные конструкции получили наибольшее развитие. В большинстве стилей окнам отводится совершенно периферийное значение. Однако, готические окна отличаются колоссальным разнообразием форм и декоративным оформлением. Существуют огромные каталоги с классификацией типов конструкций. Мы постараемся дать в нашей статье общее представление о стрельчатых остроконечных окнах, но осветить всю тему в одной статье не представляется возможным.

Почему появились сложные декоративные окна в готике, а раньше их не было? Романские постройки (предшествующая архитектурная эпоха) отличались мощными стенами и маленькими окнами. К XII веку инженеры освоили новую систему строительства – каркасную систему. В готических зданиях нагрузка потолочных сводов распределялась на систему колонн (на каркас), а промежутки между колоннами не несли несущую функцию, поэтому архитекторы начали вводить сложное декоративное оформление стен и расширять размеры проёмов для окон. Со временем оконные конструкции становились всё больше, а их украшения сложнее.

Готика стала первым распространённым стилем, который позволял строить здания из камня и стекла – это открыло неограниченные возможности для работы со светом, создавать просторные и светлые помещения и совершенствовать их декор. Появились составные оконные рамы с, так называемыми, переплётами – рамы из нескольких частей. Также, архитекторы начали экспериментировать с формой оконных проёмов, в итоге окно стало считаться уникальным элементом оформления здания.

Глостерский собор, почти все окна выглядят по разному

сохранить

Автор

Обратите внимание, что все окна на фасаде Глостерского собора совершенно разные по размеру и оформлению. Яркий пример того, как можно сделать окна важной и уникальной частью оформления здания.

Каждое средневековое окно в готическом стиле – это полноценное произведение искусства, для их изготовления необходимо было обладать мастерством и знаниями. Оконная рама составлялась из каменных элементов, их необходимо было стыковать так, чтобы вода не проникала внутрь (технология постоянно совершенствовалась), а застекление производилось витражными композициями из множества мелких стёклышек.

Готика развивалась несколько столетий, поэтому стиль имеет множество стилистических направлений. С точки зрения развития оконных конструкций можно упрощённо выделить три временных периода:

  1. Средневековая эпоха. В этот период готика была стилем католических соборов и в меньшей степени светских построек. Окна имели важнейшее символическое значение для архитекторов, считалось важным наполнить храм «божественным светом». В позднее средневековье оформление окон достигает высшей точки, используются сложнейшие орнаменты и витражи.
  2. Готическое возрождение XIX века. Традиции средневекового стиля снова входят в моду, но оконные конструкции гораздо проще, имеет место стилистическое подражание средневековью.
  3. Современная неоготика. Дизайнерские эксперименты и импровизации на основе старинных элементов стиля.

Если вас интересует тема разновидностей готического стиля, то обратитесь к отдельной статье по теме, по ссылке.

  • Содержание
  • 1. Виды готических окон (различия по форме)
  • 2. Оконные переплёты, оформление оконной рамы
  • 3. Застекление окон: витражи
  • 4. Готическое окно в современном интерьере
  • 5. Фасадные фальш-окна
  • 6. Другие примеры
  • Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах

1. Виды готических окон (различия по форме)

Форм готических окон множество, но среди них есть типичные, наиболее распространённое. Окно стрельчатой формы – это классическое готическое окно.

Классическое готическое окно. Церковь Сен-Дени

сохранить

Автор Церковь Сен-Дени, Франция

Стрельчатая остроконечная готическая форма подразумевает, что вершина окна завершается двумя, пересекающимися дугами окружностей. Такая форма важна для стиля в целом, она применяется повсеместно: в арках, потолочных сводах, дверных проёмах, орнаментах. Архитекторы средневековья пришли к тому, что острый конус конструкции позволяет уменьшить нагрузку на опоры, таким образом стрельчатая форма, необходимая с инженерной точки зрения стала применяться и в декоративном оформлении. Многочисленные стрельчатые формы в конструкциях зданий и интерьерах стали со временем устойчиво ассоциироваться с готикой.

По размеру стрельчатые окна могут быть разными. В начальный период применялись, так называемые, ланцетные окна – высокие узкие проёмы, напоминающие заострённый кинжал. Постепенно создавались всё более и более крупные конструкции.

Сплошное остекление. Интерьер Капеллы Сент-Шапель во Франции

сохранить

Автор Капелла Сент-Шапель, Франция

То, что в наши дни называется «панорамным застеклением» или панорамными окнами впервые было применено именно готическими мастерами. Огромные витражные окна в некоторых храмах занимали почти всю площадь стен, а здание держалось на тонких колонных между окнами. Все подобные окна также имели стрельчатую форму.

Круглое окно-роза в Бургосском соборе

сохранить

Автор

Ещё один распространённый тип готических окон – это круглые окна или, так-называемые, окна-розы, без которых не обходился ни один французский готический собор.

Подробнее о круглых окнах читайте в отдельной статье – Готические розетки, классификация и фото-примеры.

Большое окно королевского колледжа в Кембридже

сохранить

Автор

Однако, розетки распространены только во французском стиле. В Англии сложилась совершенн другая традиция, там принято размещать в центре фасада здания Большое окно или, как его ещё называют, «Великое окно». Хотя в некоторых строениях круглые окна присутствуют, но это, скорее, исключение.

Формы окон в английской готике, разных периодов. Страница из каталога архитектурных элементов XIX в.

сохранить

Автор

Вариантов размеров окон множество, на картинке вы видите страницу из книги XIX века с зарисовками окон, характерных для английской готики разных периодов. Здесь есть все популярные формы: узкие ланцетные окна, классические остроконечные, круглое окно-роза. Для поздней готики характерны, так называемые, тьюдоровские формы окон (тюдоровская четырёхцентровая арка) – это арочная форма с заниженным конусом.

Как ни странно, к концу развития средневекового периода формы окон резко упростились и для светских зданий применялись самые обыкновенные прямоугольные окна. Ниже, на фото, вы видите другие типы оконных форм.

  • Классическое окно, ранняя готика. Эскиз из старинного альбома

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»9100″>

    Примеры английских окон

    Автор

  • Большие готические окна в замке Леднице, 19 век

    Автор
    Замок Леднице

  • Окно в виде 4-х листника, Особняк Строуберри Хилл

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»7151″>

    Окна в особняке Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Англия

    Автор

  • Прямоугольные окна, замок Жака Кёра, 15 век, Франция

    Автор

  • Готическое окно в саксонском стиле, замок Альбрехтсбург

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»8836″>

    Окно без застекления. Мемориальное кладбище Кампо-Санто

    Автор

2. Оконные переплёты, оформление оконной рамы

Средневековые строители не обладали технологией производства больших плоских стёкол, поэтому оконный проём делился на секции. Окно разделялось каменными переплётами на несколько частей, а оставшиеся проёмы застеклялись витражами – маленькими стёклышками соединёнными металлическими профилями.

Каменные переплёты поначалу выполняли только практическую, но со временем стали неотъемлемым элементом декора оконной рамы.

Оконные орнаменты. Наиболее распространённый орнамент в готике носит название «масверк». Орнамент образуется за счёт многочисленного пересечения дуг окружностей разного радиуса. Если вы всмотритесь в любое готическое окно, то сможете разглядеть множество частей окружностей, соединённых друг с другом.

Типичные готические окна, Бургосский собор

сохранить

Автор

В ранний период переплёты были достаточно простыми, но со врменем всё больше и больше усложнялись. На фото вы ыидите оформление окон в Бургосском соборе, нельзя его назвать очень сложным, в вершине окна используются изображения четырёхлистников.

Пример сложного орнамента, зрелая готика

сохранить

Автор Кентерберийский собор

Постепенно, орнаменты усложнялись, в разных странах они приобретали свои национальные особенности.

Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже

сохранить

Автор

К XV веку орнаменты оконных переплётов достигли наивысшей сложности. Во французской национальной традиции это связано с периодом «пламенеющей готики». Если посмотреть на окна, то может показаться, что вы видите языки пламени.

Тьюдоровские окна с деревянной рамой, Замок в Леднице (19 в.), Чехия

сохранить

Автор Замок Леднице

Здание готической часовни в США, перестроено под апартаменты

сохранить

Автор

В период готического возрождения XIX века очень сложные орнаменты перестали использоваться. Архитекторы решили остановиться на «золотой середине», всё-таки изготовление сложных узоров из камня – это чрезвычайно затратный процесс. Поэтому в постройках XIX века мы видим не очень сложные узоры в окнах, но они всё также основаны на пересекающихся окружностях. На фото представлены окна в больничной церкви XIX века, которая была переоборудована в жилую квартиру (см. весь проект квартиры в готической часовне).

  • Оконные орнаменты, ранняя готика. Из альбома Пьюджина, XIX в.

    Автор

  • Оконные орнаменты, поздняяготика. Из альбома Пьюджина, XIX в.

    Автор

  • Пример декоративных переплётов

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»9598″>

    Английский декоративный стиль

    Автор

  • Английский перпендикулярный стиль

    Автор

  • Французский лучистый стиль

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»9606″>

    Ранний геометрический орнамент, 13 в.

    Автор

  • Пример сложного декоративного орнамента

    Автор

  • Шато Этилан, окно

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»8844″>

    Новая Ратуша, Германия, 19 век

    Автор

  • Оконные переплёты поздней готики, Миланский собор

    Автор

3. Застекление окон: витражи

Важнейшая составляющая готики – это витражное искусство, которое достигло наивысшей точки развития именно в средневековье. Из-за того, что отсутствовала технология производства больших стекол, мастера застекляли оконные проёмы с помощью витражных конструкций. Множество кусочков разноцветного стекла собирались в единое полотно с помощью свинцовых профилей. Также применялась техника росписи по стеклу с помощью гризайли – краски из окислов железа и меди. Таким образом, оконные проёмы заполнялись красивейшими изображениями. Темами рисунков служили сюжеты из священного писания, образы святых или политическая история.

В готике витражи имеют сложное теологическое обоснование. Считалось, что разноцветные лучи света, которые заливают днём помещение храма способны очищать души прихожан. Храм являлся божественным местом, в котором человек должен пережить истинное духовное освобождение.

Окно императоров, Страсбургский собор, кон. XII века

сохранить

Автор

К XIV веку появляется технология производства плоского стекла и витражи становятся более простыми, количество свинцовых соединений уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет. Как ни странно, простая технология заставила архитекторов почти полностью отказаться от целой отрасли декорирования.

Неоготика, Окно новой ратуши в Мюнхене

сохранить

Автор

Витражи периода готического возрождения (XIX век) гораздо проще. Иногда окна просто застекляли кусками прозрачного стекла, а рисунок занимал лишь небольшую часть полотна в центре. Всё-таки только средневековые мастера могли себе позволить роскошь в виде сложных витражных композиций.

Смотрите отдельную статью по теме: Готические витражи

4. Готическое окно в современном интерьере

К сожалению, в наши дни готические интерьеры создаются крайне редко из-за сложности стиля. Иногда, старые здания реконструируют, и их архитектурная основа становится неотъемлемой частью обновлённого интерьера. В западных странах можно найти множество проектов реконструкций старинных готических построек, в том числе церквей (на нашем сайте вы можете найти несколько таких проектов, ссылки ниже).

Старинное здание, готическое окно закрыто современным стекопакетом

сохранить

Автор Kruisherenhotel https://www. oostwegelcollection.nl/en/kruisherenhotel-maastricht/

Гостиница «Kruisherenhotel» — уникальный проект. Современный отель располагается в здании перестроенного средневекового монастыря Крозье. Реставраторы постарались максимально сохранить старинные интерьеры. Гостиничные номера встроены в старое здание в виде отдельных модулей. На фото видно, что за современным стеклопакетом находятся переплёты старинного готического окна.

Готическое витражное окно на кухне. Здание бывшей церкви

сохранить

Автор www.lincthelen.com/

Похожий проект был реализован в США, где старая готическая церковь была переоборудована в жилые апартаменты для большой семьи. В стрельчатый проём бывшего окна был вмонтирован новый стеклопакет с современным плёночным витражом.

5. Фасадные фальш-окна

Ещё одно изобретение готических мастеров, о котором невозможно не упомянуть в нашей статье — это имитационные окна, которые служили украшением фасада. За счёт таких окон архитекторы стремились добиться законченного внешнего образа здания.

Фасадное фальш-окно, Особняк Жака Кёра, Франция

сохранить

Автор

На фото вы видите фальш-окно на главном фасаде особняка Кёра в Бурже. Настенный барельеф повторяет формы окна, в котором располагается скульптура человека.

6. Другие примеры

Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах

Часть 1. Общие вводные статьи по теме

  1. Традиционные готические окна – классификация видов окон, декоративное оформление орнаментами;
  2. Круглые окна розы в готическом стиле
  3. Готические витражи – история, типы витражей, техника изготовления;

Часть 2. Национальные разновидности готических витражей

  1. Французские готические витражи – эволюция витражного искусства во Франции от средних веков до эпохи Возрождения
  2. Английские готические витражи – особенности технологии разных периодов, включая период готического возрождения XIX века.

Часть 3. Расшифровка средневековых сюжетных витражей

  1. Расшифровка витража «Добрый самаритянин» из Шартрского собора во Франции, XII в.
  2. Расшифровка витража «Роза Апокалипсис» в парижской капелле Сент-Шапель, XV в.

Часть 4. Рейтинги знаменитых витражных работ

  1. 10 знаменитых готических витражей церковных соборов периода средневековья
  2. 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
  3. 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
  4. 10 знаменитых витражных розеток для готических круглых окон в католических соборах

Дата последнего обновления:


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • Материалы

    Внутренние архитектурные конструкции

    (39)

    Галерея

    Готическая арка: типы арок, варианты оформления, фото

  • Материалы

    Внутренние архитектурные конструкции

    (38)

    Галерея

    Готические колонны в интерьере — типы колонн и способы оформления

  • Объекты

    Загородные дома

    (34)

    Галерея

    Жилой дом в перестроенном здании готической церкви, США

  • Дизайн

    Стили интерьеров

    (50)

    Галерея

    Национальная готика Бельгии, Италии, России и др. Разновидности готики, часть 5

Окно в Средневековую Европу: готический стиль в архитектуре

?

Previous Entry | Next Entry

В готическом архитектурном стиле прекрасно многое — изящные галереи, тонкие шпили, причудливые узоры. Отдельного внимания заслуживают и окна, о которых мы сегодня поговорим.

Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже.

Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.

Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и  Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.

На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.

Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.

Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.

Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.

Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.

Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.

Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре 🙂 Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!

Метки:
  • Европа,
  • архитектура,
  • готика,
  • готический стиль,
  • окна,
  • окно,
  • путешествие,
  • стиль
  • Цветные окна в интерьере

    Яркая деталь и эстетика – это то, что могут привнести в интерьер цветные окна. В зависимости от стиля помещения или личных предпочтений вы можете…

  • Больше золота, роскоши, зелени и стекла

    Какие еще тренды в дизайне помещений будут популярны в новом году? Арт Деко или ар-деко. Эклектичный, вбирающий в себя африканские мотивы,…

  • Окна будущего

    Технический прогресс не стоит на месте, 15 лет назад пластиковые окна были доступны только избранным, а сейчас трудно представить современное…

plastikaokon
Пластиковые окна от производителя
Пластиковые окна
Январь 2019
ВсПнВтСрЧтПтСб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  • Продукция компании «Пластика Окон»
  • Свежие и выгодные акции для наших клиентов! Покупайте окна со скидкой!
  • Фотогалерея наших работ
  • Отзывы о наших пластиковых окнах
  • bob_ling : (без темы) [+1]
  • leonid_zash : (без темы) [+2]
  • 0na_samaya : (без темы) [+1]
  • remch_ch : (без темы) [+1]
  • obgont : С Днем Рожденья! Настроенья! [+1]
  • nathoncharova : (без темы) [+1]
  • tani_y : Здоровья, счастья, благополучия, мира, добра ! [+1]
  • lenalvovnalela : (без темы) [+1]
  • dipkor : (без темы) [+1]
  • k_o_s_t_j_a : (без темы) [+1]

Разработано LiveJournal. com

Gothic Window — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • готических зданий: путеводитель для споттеров | Искусство и дизайн

    Сб, 10 сентября 2011 г. , 00:01 BST

    • Контрфорс

      Готическое архитектурное устремление было недвусмысленно устремлено к небесам. Примерно с 1150 года, чтобы выдержать вес все более головокружительных сводчатых потолков, уменьшить толщину стен и позволить застеклить фонарь (верхняя часть нефа с рядом окон для освещения), использовались контрфорсы. Они перекрыли боковой проход по ширине, чтобы обеспечить поддержку основной крыши.Иллюстрация: Эмма Келли

    • Ажурный декоративный узор

      Ажурный узор – это название каменной кладки, поддерживающей стекло в готическом окне. В 12-м и начале 13-го веков использовался пластинчатый узор, при котором из стены вырезались геометрические фигуры. Примерно в 1240 году он превратился в ажурную решетку, которая становилась все более декоративной, с тонкими формованными стойками, обеспечивающими вертикальную поддержку, и фигурной кладкой, создающей декоративные узоры в верхних частях. С течением века дизайн становился все более сложным.Иллюстрация: Эмма Келли

    • Окно-роза

      Круглые окна не были готическим изобретением, но окно-роза, названное так из-за своей лепесткообразной формы, образованной узором, стало ключевой особенностью готических церквей. По мере развития готической архитектуры форма окна-розетки становилась все более сложной и изощренной, часто заключая в себе сложные витражи. Хорошими примерами являются Епископский глаз Линкольнского собора и окно в северном трансепте Вестминстерского аббатства. Иллюстрация: Эмма Келли

    • Ребристый свод

      Подобно окнам, арки сводчатых крыш в готический период стали остроконечными. Еще одним структурным нововведением стало более широкое использование каменных ребер в своде, которые обеспечивали поддержку крыши, а также украшение. Иллюстрация: Эмма Келли

      .

    • Стрельчатая арка

      Арка, изгибающаяся с обеих сторон и достигающая точки наверху. Стрельчатая (или стрельчатая) арка используется везде, где требуется сводчатая форма, как в структурном, так и в декоративном отношении. Хотя ее корни уходят в исламскую архитектуру, остроконечная арка стала определяющим элементом готической архитектуры. Иллюстрация: Эмма Келли

    • Перпендикулярные окна

      По мере того как стойки становились все тоньше, перпендикулярные окна (c1380−1520) максимально увеличивали площади остекления – стойки продолжались вплоть до оконной арки непрерывными вертикальными линиями, создавая сетку из линий, похожую на сетку. содержат сложные витражи. Иллюстрация: Эмма Келли

    • Шпиль

      Раннеготический протяжной шпиль (на фото вверху слева) представляет собой сужающийся восьмиугольный шпиль с наклонными треугольными участками кладки (протяжки), с помощью которых его восемь сторон соединяются с квадратным основанием. Начиная с 14-го века, в декорированном стиле исчезают броши в пользу парапета (справа на приведенной выше иллюстрации), который образует основание игольчатого шпиля: круто наклоненный и чрезвычайно тонкий осколок, иногда покрытый свинцом, созданный для того, чтобы проткнуть оба облако и блеск.Иллюстрация: Эмма Келли

    • Крыша с балкой-молотом

      Балка-молот была еще одним ключевым игроком в поздней готике, направленной ввысь, позволяя высококлассным деревянным конструкциям крыши достигать максимальной непрерывной высоты между полом и вершиной. Короткие горизонтальные балки, поддерживаемые изогнутыми раскосами, ступенчато поднимались внутрь и вверх, оставляя внутреннее пространство (часто открытый зал) свободным от препятствий сверху. Иллюстрация: Эмма Келли

    • Арка Ogee

      Кривая, состоящая из двух арок, идущих вверх от вогнутой к выпуклой, как буква S.

  • admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *