Муравленые изразцы это: Муравленые изразцы как искусство на Руси

Муравленые изразцы как искусство на Руси

Довольно сложно определить, в каком историческом периоде на Руси стали входить в обиход изразцы. Большинство историков и специалистов предполагает, что они появились вместе с приходом христианства.

Первый русский каменный храм был построен в 10 столетии в Киеве и получил название Десятинная церковь. Он был полностью разрушен в 13 столетии. На его месте современные археологи в ходе раскопок обнаружили схожие с традиционными изразцами керамические изделия, а также мастерскую для их изготовления. Стоит отметить, что уже тогда мастера изготавливали не только терракотовую (неглазированную) плитку, но также и изделия с разноцветной эмалью.

Деревянная форма для изготовления изразцов

Образцы муравленых изразцов

Изразцовый пояс на церковном барабане церкви св.Георгия со Взвоза

Появление муравленых изразцов

В домонгольский период для отделки большинства храмов на Руси использовались цветные изразцы. Украшались они, как правило, изображениями растений, животных и птиц. Когда на русские земли пришли татаро-монголы, началось упадничество искусства изготовления изразцов, и только в 15 столетии оно стало понемногу возрождаться. Теперь такими керамическими плитками украшали не только храмы, но также фасады дворцов, домов знати и жилые интерьеры, а потому стала набирать обороты продажа изразцов.

В тот период по большей части мастера занимались изготовлением красных изразцов – плиток, выполненных из красной глины с рельефным узором на лицевой стороне. Однако вскоре эти отделочные материалы стали вытесняться более привлекательными по своему внешнему виду муравлеными изразцами.

Своего рассвета и пика популярности они достигли в 17 столетии. Такое название данные изделия получили из-за прозрачной глазури, которой их покрывали и которую называли муравою. Однако значительно чаще эпитет «муравленый» стали употреблять в более узком значении – так называли изделия, покрытые зеленой прозрачной глазурью, цвета травы-муравы.

Заметим, что свинцовую глазурь начали использовать гораздо раньше – ею еще мастера Древнего Киева оформляли различные глиняные изделия. А в 17 столетии муравленые изразцы стали использовать в качестве отделочного материала для украшения фасадов зданий, а также для облицовки каминов и печей. Лучшими образцами таких изделий было отделано множество русских храмов. С помощью муравленых изразцов также создавались надписи, которыми отделывали в виде фриза наружную поверхность стен.

Ярославль и Псков – оплоты искусства изготовления муравленых изразцов

Особое внимание искусству изготовления муравленых изразцов уделяли ярославские мастера. Именно в этом городе и сегодня можно увидеть облицованные ими здания. Храм Рождества Христова, построенный в 1644 году, – первое церковное строение, украшенное муравлеными изразцами, которыми здесь выложена часть фасада и крыльцо. Однако особого внимания заслуживает изразцовый фриз, на котором записаны имена людей, внесших основные пожертвования на строительство церкви. Муравленые изразцы со временем стали своеобразной визитной карточкой большинства ярославских храмов.

Вторым городом на Руси, имя которого тесно переплетается с развитием искусства изготовления муравленых изразцов, стал Псков. Здесь глазурь для покрытия изделий использовалась еще в 16 столетии. Образцы в виде плит-надгробий можно встретить в склепах Псково-Печерского монастыря, которые датируются второй половиной 16 века.

Еще более ранними работами украшена церковь св. Георгия со Взвоза, построенная в 1494 году. На церковном барабане выполнен изразцовый пояс, на котором можно рассмотреть различные изображения: мифологический зверь, барс, птица и два человека.

Ценинная полихромная керамика как усовершенствованная замена муравленым изразцам

Технологии изготовления изразцов постоянно совершенствовались, что привело к появлению многоцветных изделий. Их стали называть ценинными. Технология их производства заключалась в следующем: поверхность уже обожженных изделий покрывалась разноцветной эмалью, после чего плитку снова обжигали. Такой способ изготовления наделял отделочный материал хорошими прочностными характеристиками, а эмалевым покрытиям обеспечивал долговечность.

Вот такие полихромные изразцы заменили монохромные муравленые, так как позволили создавать яркие красочные композиции, которыми было украшено множество храмов и церквей на Руси в 17-18 столетиях.

Красные изразцы стали вытесняться более привлекательными муравлеными

Фасад церкви Рождества Христова в Ярославле, украшенный изразцами

На смену муравленым пришли ценинные полихромные изразцы

Московские изразцы: leonovvaleri — LiveJournal

Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, — получивших название по цвету обожженной глины «красные», — стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, — например, — двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», — появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, — Гончарная и Мещанская слободы.  Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, — изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, — сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет — изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины — конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка — архитектурной доминантой в городской среде.

Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».

Расписной печной изразец, — 30-е — 60-е годы XVIII века.

Расписной печной изразец, — вторая половина XVIII века.

Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.

Расписные изразцы, — завод Гусарева. Середина XIX века.

Глазурованные изразцы, — завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.

Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.

Как травить плитку | Главная Руководства

Автор: Кристи Робинсон

Гравирование добавляет рисунки или слова на плитки, реагируя с материалами плитки и удаляя их. Оставляет после себя скучное, плоское впечатление. Процесс травления включает в себя нанесение на плитку кислого вещества, обычно крема, и ожидание реакции. Травление работает на стекле, керамике, фарфоре, бетоне и мраморной плитке с использованием одного и того же процесса. Используйте протравленные плитки по отдельности для ремесленных целей или выгравируйте весь пол, готовясь к другим видам обработки пола.

  1. Очистите плитку, соскребая жир, плесень, грибок и любой другой мусор. Используйте абразивное моющее средство и стальную мочалку для любого прилипшего вещества. Тщательно промойте, чтобы удалить остатки мыла с плитки, и дайте ей высохнуть.

  2. Маскируйте области, которые вы не хотите травить. Это включает в себя линии затирки, окружающие стены и плинтусы или части плитки, которые вы хотите оставить нетронутыми. Для отдельных плиток ручной работы закрепите шаблон для травления поверх плитки малярным скотчем, полностью покрывая поверхность плитки.

  3. Откройте окна и двери на рабочем месте. Поместите вентилятор рядом с рабочей поверхностью таким образом, чтобы он вытягивал пары из комнаты, а не дул прямо на рабочее место.

  4. Наденьте защитные неопреновые перчатки и очки с боковыми щитками. Если вы носите контактные линзы, снимите их и наденьте очки, прежде чем надевать очки.

  5. Прочтите упаковку и обратите внимание на все предупреждения об использовании продукта для травления. Прочтите инструкцию и ознакомьтесь со временем травления, необходимым для типа плитки, с которой вы работаете.

  6. Перемешивайте протравочный крем, пока он не достигнет консистенции, пригодной для нанесения кистью. Поскребите со стенок, когда будете помешивать, чтобы смесь смешалась равномерно.

  7. Нанесите крем на плитку, создавая толстый слой на участках, которые вы протравливаете. При травлении большой площади работайте небольшими участками площадью не более 3 квадратных футов. Оставьте крем на пять минут, сохраняя его влажным все время. Если она начинает высыхать, нанесите больше крема, чтобы увлажнить.

  8. Соскребите крем металлическим скребком и поместите его обратно в исходный контейнер. Продолжайте соскабливать до тех пор, пока не перестанете удалять крем, стараясь не допустить высыхания остатков крема или травильной пены на поверхности плитки.

  9. Потрите плитку абразивной губкой, а не стальной мочалкой, и теплой водой, пока на плитке не останется крема или остатков. После того, как вы закончите чистку, снова промойте плитку, а затем высушите плитку чистой тряпкой. При травлении всего пола соберите воду пылесосом для влажной уборки и поместите вентилятор так, чтобы он обдувал плитки, чтобы они высохли.

  10. Переоденьтесь и постирайте одежду, прежде чем снова надеть ее. Стирайте их отдельно от другого белья и не оставляйте их слишком долго в корзине перед стиркой. Любой травильный крем, оставшийся на вашей одежде, повредит ткань.

Каталожные номера

  • Зал покраски и декорирования: Etch I M Крем для травления фарфора и плитки

Ресурсы

  • Марта Стюарт: Травленное стекло

Биография писателя

Кристи Робинсон из южной Вирджинии пишет для различных веб-сайтов с 2008 года. Ее работа сосредоточена на учебных пособиях и статьях по саморазвитию. Робинсон имеет степень бакалавра наук в области уголовного правосудия Американского межконтинентального университета.

7 способов, с помощью которых плитка с травленым камнем может преобразить ваш дом

Травление — это процесс, при котором химические или механические средства создают надрез на поверхности плитки или абразивный участок.

Обычно, когда домовладельцы думают о плитке с травлением, они могут подумать, что кто-то говорит о случайном травлении кислотой, которое происходит, когда кто-то оставляет вино или уксус на каменной столешнице слишком долго.

Очевидно, что это нежелательно, но правда в том, что гравированные плитки могут быть очень желательны, если они были специально гравированы. Плитка с травленым камнем может создавать интересные узоры и текстуры, которые в противном случае было бы трудно получить с помощью самого натурального камня.

Взгляните на новые способы преобразить свой дом с помощью травленой плитки.

#1 Простая плитка приветствия

Одно из самых фантастических применений плиток с гравировкой — это передача письменного сообщения. Вот почему вы часто видите изготовленную на заказ плитку перед дверным проемом или садом, приветствуя посетителей в чьем-то доме.

Сообщение может быть таким же простым, как имя семьи, подтверждающее право собственности на пространство. Иногда даже некоммерческие предприятия использовали выгравированные камни на своих дорожках, на которых были указаны имена покровителей их дела.

В прошлом это можно было сделать с помощью долота или кислоты, а не этого механического алмазного стилуса, который вы можете увидеть в этом видео на YouTube.

#2 Погрузитесь в атмосферу Старого Света

Гравированная плитка восходит к временам, когда торговцы гордились своей работой, а машины еще не были изобретены.

Этот тип плитки прекрасно смотрится на традиционных кухнях, потому что он подчеркивает качество изготовления, а не современную эстетику. Это может заставить людей задаться вопросом, потратил ли кто-то месяцы на точение этих мелких деталей, но сегодня большая часть гравированного камня производится с помощью лазерной резки.

Таким образом, хотя его старинный вид может ввести вас в заблуждение, он точно создан с использованием современных технологий.

#3 Сочетание старины и новинки

Это также идеальный способ сбалансировать современную эстетику, которая может быть несколько скудной и пресной. Смешивая старый и новый образы, вы можете придумать совершенно новую эстетику. Эклектичные современные вкусы не возражают против смешивания старого с новым, чтобы придумать новые возможности дизайна.

Взгляните, как чистый, почти антисептический вид этой ванной комнаты смягчается и становится более гламурным благодаря использованию травленой плитки.

#4 Гравюра в современных абстрактных деталях

Несмотря на то, что традиционная гравировка больше похожа на взрыв из прошлого, это не означает, что ремесленники не нашли способов сделать ее строго современной.

Гравированные восьмиугольные плитки с абстрактным узором могут быть просто билетом, чтобы заставить вас думать о произведении искусства Джексона Поллока. Травление в этом дизайне не только обеспечивает визуальную привлекательность, но и создает интересные различия в цветовых тонах. Создается впечатление, что с плитки капает краска.

#5 Выберите черный, белый или серый тон

Гравирование мраморного камня обычно дает вам рисунок белого на темном. Ниже представлены три экземпляра из коллекции Barroque.

Первый показывает вам, как травление может создавать мягкие, похожие на перышки творения. Второй выглядит как смелые мазки с картины импрессионистов, а последний показывает, как вы можете смешивать светлые и темные гравюры, чтобы создать почти визуальную глубину текстуры в одной и той же плитке.

Световой узор

Темный узор

#6 Добавление деталей к бордюрам

Представьте себе бордюр из выгравированной плитки для ограждения кресла или кухни или ванной. Он почти просит, чтобы его потрогали и осмотрели более внимательно.

Именно такие детали могут превратить банальный дизайн в нечто гораздо более гламурное и привлекательное. Хотите ли вы замысловатый дизайн или что-то более элегантное, простое, но привлекательное, это можно получить с помощью гравированной бордюрной плитки, как показано ниже.

#7 Квадратная плитка с травленым камнем в качестве акцентной плитки

Если вы хотите, чтобы плитка выглядела как плитка с травлением, но опасаетесь, что это может сделать ваш дизайн слишком громоздким, вы всегда можете смешать ее с другими простыми плитками.

Квадратная плитка с гравировкой под камень может красиво смотреться в сочетании с простой белой плиткой или плиткой из известняка в качестве акцента на стене или кухонном фартуке. Представьте себе эти два дизайна, встроенные в ваши стены, как драгоценности, которые только и ждут, чтобы их обнаружили.

Гравированный камень придает глубину вашему дизайну

Мелкие детали гравированных каменных плит говорят о высоком мастерстве. В прошлом их создавали с помощью кислот или долбления, но сегодня большинство травленых плиток создаются с помощью лазеров. Они идеально подходят для добавления фирменного знака или любого текстового сообщения, которое вы хотите «чирикать» для посетителей вашего дома.

Это традиционные электростанции с тонким вкусом, которые сочетаются со многими антикварными образами. Несмотря на это, мастера нашли способы обновить гравированные плитки до уровня современной эпохи с помощью абстрактных гравюр, которые накладывают цветовые и тональные вариации на каменные плитки. Эти новые современные конструкции стоят особняком как современные конструкции.

Однако, если вы хотите что-то действительно необычное, вы можете выбрать эклектичное сочетание старинного и современного стилей в одном и том же проекте плитки, что действительно может создать блеск и гламур в совершенно новом масштабе.

Травление может создавать светлые или темные узоры, а в некоторых рисунках они даже присутствуют на одной и той же плитке.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *