Самодельный мангал из газового баллона своими руками: чертеж, фото
В любое время года хочется приготовить мясо, овощи на костре, чтобы ощутить особый аромат и вкус продуктов. Поэтому рассмотрим, как сделать самодельный мангал из газового баллона. Потребуется немного времени, некоторые инструменты и материалы. В результате можно получить привлекательную и функциональную конструкцию с крышкой.
Содержание
- 1 Преимущества
- 2 Подготовка
- 3 Разметка
- 4 Распиливание
- 5 Приварка крышки и ручек
- 6 Опасности
Преимущества
Выделим основные преимущества создания мангала своими руками, используя обычный газовый баллон:
- экономия – даже самый обычный готовый мангал с аналогичной функциональностью обойдется немало, а имея под рукой газовый баллон, можно сделать устройство, потратив минимум средств и немного времени;
- простота – благодаря подробной инструкции собрать изделие сможет даже новичок, достаточно иметь обычные навыки обращения со инструментами и материалами;
- функциональность – своими руками можно задать необходимый уровень функциональности устройства, установив требуемые дополнения;
- мобильность – изготовленную своими руками конструкцию можно легко перемещать с места на место и транспортировать;
Вариант мобильного мангала
- высокая прочность и долговечность – конструкция, выполненная из газового баллона, отличается повышенной прочностью, обеспеченной используемой сталью с высокими эксплуатационными качествами, ведь она способна выдержать высокое давление и воздействие газовой среды;
- удобство эксплуатации – дно не прогорает, а после использования не нужно заливать водой – достаточно закрыть крышку.
Подготовка
Примечание: Прежде чем приступать к действиям по созданию мангала своими руками, необходимо позаботиться о выпуске газа, который всегда остается в использованном баллоне.
В нем может быть конденсат. Поэтому изделие нужно открыть (открутить вентиль), подождать, пока газ выйдет. Естественно, это необходимо делать на свежем воздухе, в безопасном отдалении от возможных источников огня, искр и других условий, способных вызвать возгорание газа. Чтобы определить, что газ выходит (это не всегда слышно), можно использовать мыльную воду. Достаточно промазать выход, чтобы получить пузыри, если идет поток.
Подготовка баллона для изготовления мангала
Затем баллон нужно перевернуть, чтобы обеспечить выход конденсата. Далее изделие необходимо залить водой и оставить на несколько дней. Для этого подключается шланг и под напором подается жидкость. Вода должна заполнить объем полностью. После этого дальнейшая работа с баллоном будет безопасной.
Пока изделие готовится, можно заняться важным делом – сделать чертеж. Ведь придется соорудить устройство, которое должно иметь определенные параметры. Вот с их учетом и следует создать чертеж. Все размеры, элементы и особенности должны быть в нем указаны.
А еще для создания самодельного мангала потребуются такие инструменты и материалы:
- дрель;
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- шуруповерт;
- труба;
- петли;
- заклепки.
И, конечно, потребуется сам баллон. Можно использовать вариант на 50 литров.
Разметка
Дальше можно позаботиться о разметке баллона. Модели на 50 литров достаточно, чтобы приготовить шесть порций шашлыка. Наружный диаметр стандартного баллона составляет 96 см. Следовательно, его удобно разделить на четыре части. Отступать можно от продольного шва, что обеспечит ровность разметки.
Подготовка баллона к приварке крышки
По обе стороны от шва нужно отступить по 24 см, после чего провести линии. Уложив изделие горизонтально, необходимо сделать отметки для возможности размещения шампуров. По периметру баллона есть поперечные швы. От них нужно отступить по 3 см. Дальше шаг между метками может составлять 8 см. В итоге их получится шесть. В отмеченных зонах нужно сделать отверстия диаметром.
От первой ориентировочной линии следует отступить еще 10 см. На этом расстоянии будет размещаться крышка.
Границы крышки – это текущая линия и противоположная, нанесенная первой (на расстоянии 24 см от продольного шва).
Распиливание
Когда с разметкой этап закончен, можно переходить к более ответственному – распиливанию. Для этого нужно воспользоваться болгаркой. Действовать необходимо строго по нанесенным линиям разметки. Обращаться с болгаркой нужно аккуратно, не пренебрегая правилами безопасности. Следует помнить, что осколки металла могут попасть в глаза, волосы, на кожу. Все эти части тела нужно защитить, для чего используются специальные средства. На голову нужно надеть головной убор, следует использовать очки, перчатки и закрытую одежду и обувь.
Распиленный баллон
Поскольку толщина используемого металла составляет не более 3 мм, совершить действие с помощью болгарки будет достаточно просто.
Рекомендации по правильному вскрытию газового баллона для изготовления мангала
Приварка крышки и ручек
Для крепления крышки и возможности ее открывания следует использовать прочные петли. Их может быть три-четыре. Размещаться они должны на одинаковом отдалении друг от друга.
Высота ножек выбирается такой, чтобы мангал из газового баллона было комфортно использовать. Кроме приготовления блюд, его должно быть удобно транспортировать, грузить в багажник автомобиля.
Приварка крышки мангала
Как показывает практика, оптимальная высота конструкции – 20–30 см. Для изготовления ножек можно использовать трубу. На концах ножек лучше предусмотреть площадки, которые будут противодействовать непроизвольному углублению в грунт конструкции при использовании на природе. Это особенно важно, если применяются не трубы, а уголки, поскольку под весом изделия они способны сильно погружаться в почву, что весьма неудобно при эксплуатации.
Вариант изготовления стильного мангала из газового баллона
Ручки можно изготовить своими руками или купить в магазине. Это могут быть самые простые элементы. Желательно не использовать дерево. И пусть оно выглядит более эстетично, из-за высоких температур такие изделия быстро придут в негодность. Поэтому металлические ручки – оптимальный выбор.
Готовый мангал, изготовленный своими руками
Опасности
Если мангал из газового баллона создается своими руками, есть определенные проблемы:
- без термостойкого покрытия изделие может выглядеть не эстетично;
Мангал без декорирования
- получается достаточно тяжелая конструкция, которую не всегда удобно транспортировать;
Удобный для перемещения мангал
- малый опыт в проведении сварочных операций может негативно сказаться на прочности и долговечности конструкции.
Примечание: Если есть сомнения в возможности изготовления мангала своими руками, лучше не рисковать, а приобрести готовое решение.
Удачные варианты мангалов, изготовленных своими руками
Такая конструкция будет рассчитана профессионалами, а значит, способна служить долго, а эксплуатация будет приносить удовольствие. Единственный недостаток, в сравнении с конструкцией, изготовленной своими руками, – высокая стоимость. Использовать же самодельное устройство – это всегда намного приятнее и во многих случаях удобнее, поскольку при изготовлении можно учесть личные требования.
Рекомендации по изготовлению мангала из газового баллона за 3 часа
Мангал из газового баллона своими руками – инструкция с фото, чертежами и видео
Владельцы частных домов или дачники очень часто задумываются над тем, как обустроить на своём участке зону отдыха. Первое, что приходит в голову, — конечно же, собственный мангал. Это простое и удобное устройство для приготовления пищи всегда собирает вокруг себя самых близких друзей и родственников, с которыми мы так любим проводить свободное от работы время. Приобрести готовый мангал не составит труда, а сделать его самостоятельно, сэкономив при этом деньги, можно из газового баллона.
Содержание
1 Особенности мангала из газового баллона
2 Преимущества и недостатки изделия
3 Чертежи и размеры
4 Выбор газового баллона, советы
5 Инструменты и материалы
6 Пошаговая инструкция по изготовлению мангала своими руками
6.1 Безопасность прежде всего
6.2 Нанесение размеров на баллон
6.3 Делаем крышку
6.4 Изготавливаем жаровню
6.5 Делаем ножки
6.6 Покраска
6.7 Видео: мангал — быстрое изготовление
7 Фотогалерея: виды самодельных мангалов
Особенности мангала из газового баллона
Мангал из газового баллона можно всё время изменять и совершенствовать. Например, обложить кирпичами или раскрасить жаропрочной краской, изготовить дополнительную решётку и добавить функцию барбекю. Если приварить к основанию топку, то в итоге получим ещё и коптильню.
Мангал-паровоз из баллона
Для того, кто желает иметь ещё и необычное изделие, можно изготовить мангал — паровоз. Для этого нужно превратить основную часть на мотор и приделать к нему из уголка, арматуры и листового железа крышу. Такой мангал может объединить в себе гриль, барбекю и коптильню.
Преимущества и недостатки изделия
Преимущества:
- Мангал из газового баллона достаточно вместительный, что позволяет приготовить еду на большое количество гостей.
- Простая конструкция при монтаже. Справиться с изготовлением сможет любой человек, который хоть как-то интересуется работой с металлом.
- Достаточно низкая себестоимость.
- Прочное и долговечное изделие отлично выдерживает высокие температуры, поэтому сможет долгие годы прослужить верой и правдой на вашем дачном участке.
- Конструкция мангала, которая предусматривает откидную крышку, позволяет использовать его вместо коптильни или духовки.
Недостатки:
- Достаточно большие габариты и вес не позволят вам без особых усилий переносить мангал с места на место, поэтому без помощника не обойтись.
- Поскольку мангал мелковат, то использовать дрова не совсем удобно, поэтому в качестве топлива лучше всего применять угли.
Чертежи и размеры
Рассмотрим изготовление мангала на примере газового баллона на 50 л, он имеет следующие размеры:
- Высота баллона — 980 мм.
- Диаметр — 300 мм.
- Толщина стенки — 3 мм.
- Вес — 22 кг.
Чертёж мангала будет иметь такой вид:
Чертёж мангала из стандартного газового баллона на 50 литров
Выбор газового баллона, советы
Прежде чем приступить к изготовлению мангала, нужно приобрести сам баллон. Очень часто владельцы автомобилей, переделывая топливную систему на своём транспортном средстве, выбрасывают или сдают в пункт приёма металлолома газовые баллоны, поэтому его можно заполучить почти бесплатно или приобрести в интернете.
Подбирать следует стандартную ёмкость на 50 л — это актуальный размер, поскольку меньшие баллоны несколько неудобные при использовании. Их размер не позволит перекладывать угли из одной стороны на другую, а также на маленьком мангале невозможно расположить необходимое количество шампуров.
Инструменты и материалы
- Газовый баллон на 50 л
- Болгарка, отрезные и шлифовальные круги.
- Сварочный аппарат.
- Дверные петли для крышки (2 шт.).
- 2 уголка 40 мм.
- Арматура или уголок для ножек (7 м.
- Мел для нанесения разметки.
- Рулетка, линейка.
- Дрель и сверло по металлу 10–12 мм.
- Два разводных ключа.
- Труба около метра длиной (используется как вспомогательный рычаг).
- Металлический квадрат 20/20 (для изготовления ножек).
Пошаговая инструкция по изготовлению мангала своими руками
Безопасность прежде всего
Изготавливая мангал из газового баллона, всегда помните о технике безопасности. Даже абсолютно пустая ёмкость может взорваться от малейшей искры, поскольку в ней всё ещё остаётся газовый конденсат.
Перед разрезанием баллона нужно:
- Открутить вентиль до упора и перевернуть баллон кверху дном. Поскольку газ тяжелее воздуха, то в таком положении он будет улетучиваться быстрее. Выходное отверстие также можно намазать мыльной пеной, которая будет показывать процесс выхода остатков газа. Для полной уверенности ёмкость можно оставить в таком положении на сутки.
- Теперь нужно выкрутить вентиль. Резьба, на которую он прикручен, смазана специальной краской, поэтому открутить кран будет не так просто, но возможно. Для этого одним из разводных ключей обхватываем место, на котором навинчен защитный колпак, а другим захватываем сам вентиль.
Откручивание вентиля
- Положив баллон, упираем первый ключ в бетонный пол. На второй надеваем вспомогательную трубу около метра длиной и начинаем тянуть против часовой стрелки, придерживая при этом сам баллон, наступив на него ногой.
- После того как вентиль поддался и полностью выкрутился, нужно поставить баллон вертикально и через отверстие, где был кран, наполнить ёмкость водой.
Наполнение баллона водой
Нанесение размеров на баллон
Продольная линия среза
- В окружности стандартный газовый баллон на 50 л имеет 96 см. Взяв за точку отсчёта продольный соединительный шов, делим всю окружность на четыре равные части по 24 см каждая. Таким образом, отмерив 24 см от шва в правую сторону, проводим вдоль баллона прямую линию, по ней будем разрезать ёмкость.
- От шва в левую сторону также отмеряем 24 см и рисуем параллельно первому продольную линию. От верхнего и нижнего круговых швов отсчитываем по 3 см и ставим засечки с помощью мела.
Нанесение засечек от верхнего шва
- Относительно верхней засечки отмеряем по 8 см и отмечаем места, где будут вставляться шампура. Должно получиться 6 одинаковых отрезков. От верхней насечки влево отмеряем 10 см и чертим параллельную прямую, которая будет обозначать границу крышки.
Линия среза для крышки
Делаем крышку
- Ручку можно прикрутить готовую, купленную в магазине или сделать самостоятельно из отрезка арматуры, предварительно выгнув её так, чтобы она напоминала букву «П».
- Открываем её полностью и спускаем оставшуюся воду.
Сливание остатков воды
- Сразу привариваем петли, с помощью которых будет открываться будущая крышка мангала
- С помощью болгарки разрезаем наполненный водой баллон по отметке, которая находится в 10 см от линии с насечками.
Приваривание ручки для крышки
- Вырезаем крышку полностью по периметру, согласно ранее нанесённой разметке.
Вырезание крышки
- Для удобства, чтобы крышка не открывалась больше, чем нужно, привариваем со стороны петель два ограничителя. Для этого из уголка 40 мм отрезаем две полоски шириной 3 см и привариваем к корпусу мангала. Угол откидывания крышки регулируем путём сгибания уголка в ту или иную сторону.
- Для плотного прилегания крышки нужно сделать ограничение на краях проёма. Для этого используем лист металла 1 мм толщиной. Вырезаем из него полоски шириной 3 см и привариваем по периметру жаровни мангала.
Установка ограничителя из полосок листового металла
Изготавливаем жаровню
Прорези для поступления кислорода
- Относительно её отмеряем 10 см и рисуем ещё одну линию параллельно первой. Обе линии соединяем отрезками на расстоянии 5 см друг от друга.
Чертеж прорезей
- Далее, с помощью болгарки делаем разрезы по этим линиям. Образовавшиеся прорези и будут выполнять роль некого поддувала, что обеспечит отличную подачу кислорода в жаровню.
Готовая жаровня
- Эту же процедуру нужно выполнить и с противоположной стороны относительно шва баллона.
Делаем ножки
Изготавливая ножки для мангала, прежде всего, ориентируйтесь на собственный рост и уже исходя из этого подбирайте удобную для себя высоту стоек. Для самих опор можно использовать трубы или металлический квадрат 20/20 мм.
- Из листового металла 1 мм вырезаем две полоски шириной 20 мм и длиною 400 мм. Полученную шину изгибаем по диаметру баллона и привариваем к её концам ранее подготовленные по высоте ножки. С другого конца тем же квадратом свариваем их между собой для жёсткости конструкции. Таким же способом делаем ещё одну стойку.
Готовые стойки
- С помощью уголка или квадрата свариваем обе стойки между собой, ориентируясь на длину баллона.
Готовые ножки для мангала
Покраска
Покрывать краской мангал не всегда целесообразно. Во-первых, после первого же использования он всё равно закоптится и покроется чёрным цветом, а во-вторых, испарения от краски могут негативно повлиять на еду, которую вы готовите.
Если вы все же решили покрасить свой мангал, то его нужно подготовить. Для этого зачистите с помощью болгарки и шлифовальных кругов сварочные швы и места ржавчины (если такие имеются). Для окрашивания нужно использовать жаропрочную кремнийорганическую эмаль, которая выдерживает высокие температуры.
Видео: мангал — быстрое изготовление
Фотогалерея: виды самодельных мангалов
Мангал из газового баллона с датчиком температуры Мангал в форме паровоза Мангал-коптильня с двумя полочками Мангал с вытяжной трубой на два отделения Обычный мангал с одной полочкой Мангал на колесиках
Нюансы использования
- Какими бы антикоррозийными средствами ни был покрыт мангал из газового баллона, не стоит подвергать его дополнительным испытаниям. Поэтому летом его можно укрыть от дождя под навесом, а зимой лучшее место для хранения — гараж или сарай.
- Если после изготовления мангала от него слышно специфический запах, то для его удаления нужно развести огонь в жаровне и обжечь её внутреннюю часть, после этого запах улетучится.
- Для предотвращения пожара используйте изделие подальше от предметов, которые быстро воспламеняются. После окончания работы не выбрасывайте золу, она может тлеть ещё около суток.
- Мангал можно использовать и в качестве барбекю, установив на жаровню металлическую решётку от старого советского холодильника.
- Используйте крышку от мангала не только как защиту от дождя, но и для того, чтобы, закрывая её, давать возможность мясу протомиться.
Мангал из газового баллона — это барбекю, коптильня и приспособление для приготовления шашлыка в одном изделии. Если на обычном мангале мясо просто жарится, то благодаря нехитрой конструкции в этом случае оно ещё и печётся.
Использовав совсем небольшое количество углей, стенки баллона всё равно хорошо прогреются, что позволит довести пищу до готовности.
Таким образом, мангал из газового баллона — это универсальная и уникальная вещь, которая ничем не уступает магазинным аналогам, а в некоторых случаях даже превосходит.
- Автор: Николай Сергеев
- Распечатать
Оцените статью:
(4 голоса, среднее: 4. 3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Искусственные облака и горючий воздух: наука и зрелище первых полетов на воздушном шаре, 1783 г.
Жозеф и Этьен Монгольфье были двумя из шестнадцати братьев и сестер из зажиточной семьи, производившей бумагу на юге Франции. Жак-Александр-Сезар Шарль был учтивым парижским ученым, известным своими публичными лекциями по физике. В 1780-х годах братья Монгольфье и Чарльз участвовали в захватывающей гонке, чтобы подняться в небо с помощью воздушных шаров, работающих на газе. Их «искусственные облака», как один писатель описал летающие глобусы, привели бы в восторг французскую столицу и вызвали бы повальное увлечение воздушными шарами.
История первых воздушных шаров начинается с классического «Эврика!» момент. Как позже рассказывал Джозеф Монгольфье (1740–1810), однажды в 1782 году он сидел у камина и думал о похожем на крепость острове Гибралтар, который тогда принадлежал Испании. Глядя, как искры и дым поднимаются вверх по дымоходу, он задумался о том, как использовать горячий воздух в военных целях. Энергия пара использовалась с начала века, и даже на этом раннем этапе промышленной революции улучшенные паровые двигатели работали на все большем количестве шахт, заводов и фабрик. Что, если нагретый, расширяющийся воздух мог бы поднимать какое-то транспортное средство для перевозки солдат для воздушного вторжения, подобно тому как пар приводит в движение насосы и поршни?
Чтобы проверить свою идею, Джозеф сконструировал легкий угловатый деревянный каркас, покрыл его тафтой и поджег бумагу в нижнем отверстии. Он быстро поднялся к потолку, приводя в трепет мечтательного изобретателя. Вскоре он и его практичный брат Этьен (который отвечал за расчет размера, формы и подъемной силы) создавали и испытывали воздушные шары все большего размера, сделанные из кусков ткани на бумажной основе, скрепленных вместе шнурами, пропущенными через сотни петель. После успешной публичной демонстрации возле их дома на юге Франции, свидетелями которой стало местное собрание, опубликованные отчеты об этом чуде вскоре достигли Парижа.
Эта новость взбудоражила многих в столице, в том числе Жака-Александра-Сезара Шарля (1746–1843). Хорошо образованный и опытный музыкант, Чарльз был знаком с действием газов и владел одной из лучших частных коллекций научных инструментов в Европе. Используя эти инструменты на научно-популярных курсах, которые он вел для платных клиентов, Чарльз постоянно работал над улучшением своих экспериментов, полагая, что наглядные, конкретные демонстрации могут объяснить физические законы. Таким образом, он идеально подходил для того, чтобы конкурировать с Монгольфьерами в разработке этих новых летательных аппаратов, хотя первоначально он стремился только воспроизвести их усилия в качестве вклада в научные знания.
Сначала Чарльз подумал, что Монгольфьеры использовали газообразный водород для подъема своего воздушного шара, поскольку в то время не было известно другого газа легче воздуха, и он еще не знал, что обычный атмосферный воздух может достаточно расшириться при нагревании, чтобы поднять такую конструкцию. Поэтому он нанял двух производителей инструментов, братьев Анн-Жан и Мари-Ноэль Робер, чтобы они помогли ему произвести беспрецедентный объем газообразного водорода. Чтобы помочь оплатить это дорогостоящее мероприятие, натуралист и геолог Бартелеми Фожа де Сен-Фон открыл открытую подписку, продавая билеты на демонстрацию, время и место которой будут объявлены позже. Несмотря на такую неясность, парижская элита быстро записалась, стремясь в числе первых увидеть этот дерзкий эксперимент.
Запуск газов в полет
Чтобы воздушные шары действительно взлетали, ученым нужно было понять, как работают газы. Хотя наука о газах все еще находилась в зачаточном состоянии, она быстро развивалась. Вдохновленные верой Просвещения в разум и прогресс, естествоиспытатели 18-го века стремились раскрыть тайны природы, в том числе свойства воздуха — невидимого и неприкосновенного, но вездесущего и необходимого для жизни. Понимая, что атмосферный воздух не является единым веществом, ученые работали над разделением воздуха на составляющие его газы, анализируя и наблюдая свойства каждого из них. Англичанин Генри Кавендиш в 1766 году выделил водород, назвав его «горючим воздухом» за его готовность гореть. В 1770-х годах Джозеф Пристли в Англии, Карл Вильгельм Шееле в Германии и Антуан-Лоран Лавуазье во Франции внесли свой вклад в открытие кислорода. Пристли назвал свой газ «дефлогистированным воздухом», потому что в нем, по-видимому, отсутствовал «флогистон» — универсальный компонент огня, который, как тогда считалось, присутствует во всех горючих веществах. В июне 1783 года Лавуазье доказал, что вода — это не элемент, а соединение водорода и кислорода. Вскоре ему удалось опровергнуть доминирующую теорию флогистона, заложив основу для современной химической терминологии и методов. Позже Чарльз внес важный вклад в эти усилия в 1787 году, когда сформулировал закон газов, который теперь носит его имя. Со временем разработанный Жозефом-Луи Гей-Люссаком закон Шарля гласит, что при постоянном давлении объем фиксированного веса газа прямо пропорционален его абсолютной температуре — принцип, который оказался важным для воздухоплавания.
Чтобы воплотить свой летающий корабль в реальность, Чарльз сосредоточился на производстве достаточного количества «горючего воздуха», чтобы заполнить тканевый шар среднего размера, который был покрыт каучуком, чтобы сделать его герметичным и водонепроницаемым. Большое количество соляной кислоты заливали в бочку из железных опилок с трубками и клапанами для контроля образующегося оттока газа. Братья Роберт изобрели гениальное устройство для ускорения производства водорода: нечто вроде бюро с обитыми железом ящиками, предназначенными для того, чтобы дать кислоте большую площадь поверхности металла для работы. Однако аппарат не работал должным образом, поэтому команда вернулась к использованию ствола. Наконец, после бесчисленных технических трудностей и задержек, они были готовы. 27 августа 1783 года, всего через три месяца после демонстрации горячего воздуха Монгольфье на юге Франции, с Марсова поля, крупного столичного военного плаца, взлетел первый в мире беспилотный водородный шар. Когда начался сильный шторм, воздушный шар взлетел прямо в небо и через несколько минут скрылся из виду в облаках.
Фожа де Сен-Фон позже описал реакцию толпы: «В идее тела, отделившегося от земли и путешествующего в космосе, было что-то такое восхитительное и такое возвышенное, настолько далекое от обычных законов», что все зрители были полны энтузиазма. Даже дамы, не обращая внимания на дождь, портивший их элегантные платья и прически, обращали лица к небу. Менее чем через час частично сдутый воздушный шар приземлился в деревне примерно в 15 милях к северу от Парижа, где крестьяне, напуганные этим сверхъестественным явлением с небес, атаковали его вилами и другими инструментами.
Несмотря на то, что на данный момент Карл вырвался вперед, братья Монгольфье, прибывшие в Париж в поисках покровительства для своего проекта, завоевали благосклонность правительственных чиновников и короля Людовика XVI. В августе, когда Чарльз делал последние приготовления к запуску своего водородного шара, Монгольфьеры были заняты строительством большого шара для демонстрации перед королевской семьей и двором в Версальском дворце. Поскольку никто не знал, есть ли высоко над землей пригодный для дыхания воздух, братья и их сотрудники решили отправить наверх трех животных. Если бы овца, утка и петух пережили путешествие, то путь для полета людей был бы расчищен. 19Сентябрь, после королевского осмотра воздушного шара и его нагревательного устройства — жаровни с горящей соломой и шерстью — судно взлетело. У огромной толпы зрителей был тревожный момент, когда воздушный шар внезапно накренился и потерял немного воздуха, но вскоре выпрямился и уплыл, мягко приземлившись в ближайшем лесу после восьмиминутного полета. Все три животных-аэронавта были живы и здоровы.
Теперь началась гонка за честь стать первым человеком, совершившим полет. 15 октября Жан-Франсуа Пилатр де Розье поднялся наверх в привязной девятке.0024 mongolfiere — так теперь называются воздушные шары братьев. В следующем месяце состоялся первый в истории пилотируемый полет в свободном полете, снова на монгольфьере . Эта великолепная конструкция, украшенная королевскими золотыми эмблемами на голубом фоне, пилотируемая Пилатром де Розье и Франсуа Лораном, маркизом д’Арландом, летела 25 минут. Хотя воздушный шар часто поворачивался на ветру, дезориентируя пассажиров, приземление прошло безопасно. В тот вечер маркиз даже посетил Бенджамина Франклина, чтобы рассказать о его приключениях. Знаменитый ученый и государственный деятель тогда занимал должность полномочного министра во Франции из молодых Соединенных Штатов. Живя в Пасси, в то время недалеко от Парижа, Франклин участвовал в разнообразных научных мероприятиях и развлечениях города. Он жадно следил за новостями о первых воздушных шарах, был свидетелем этого и других подъемов, рассылая подробные описания своим зарубежным корреспондентам. Сообщается, что отвечая скептику, сомневавшемуся в полезности нового изобретения, Франклин задал риторический вопрос: «Какая польза от новорожденного ребенка?» Франклин, возможно, никогда не говорил этих точных слов, но он писал, что воздушные шары «могут проложить путь к некоторым открытиям в натуральной философии, о которых мы в настоящее время не имеем представления».
Всего через две недели после того, как Пилатр де Розье и Лоран поднялись в небо на своем воздушном монгольфьере , 1 декабря 1783 года состоялся первый полет пилотируемого водородного шара. Жак Шарль и производитель инструментов Мари-Ноэль Робер пролетели беспрецедентные 2 часа, проехав почти 30 миль, прежде чем их charlière благополучно приземлились на равнине Несле, к северу от Парижа. Воздухоплавателей встретила счастливая группа, в том числе два всадника, которые галопом помчались за воздушным шаром.
После этого успеха Чарльз решил снова подняться в воздух самостоятельно. Воздушный шар, теперь несущий меньший вес, вскоре поднялся на высоту 9000 футов. Позже он сообщил, что на этой высоте «холод был резким и сухим», а вид был захватывающим. Ни один человек никогда не испытывал того, что он видел: заходящее солнце «взошло для меня одного и снова явилось, чтобы позолотить своими лучами воздушный шар и гондолу. . . . Я видел, как вся остальная природа погрузилась в тень». К сожалению, острая боль во внутреннем ухе отвлекла его от «этого невыразимого восторга, этого экстаза созерцания», и он выпустил газ из баллона, чтобы вернуться на землю.
Изображение воздушных шаров
Слухи о чудесных изобретениях быстро распространились в Париже и за границей, распространяясь через журналы, брошюры, книги, писатели (включая самого Франклина) и из уст в уста. Гравюры также задокументировали и предали гласности события раннего полета на воздушном шаре. В эпоху, когда еще не было фотографии, художники могли рисовать только восхождения. Эти художники могли быть очевидцами, как они иногда утверждали в надписях на своих гравюрах, но многие копировали изображения других или реконструировали сцены из опубликованных отчетов. Граверы вытравливали или гравировали рисунки на медных пластинах, а затем выпускали десятки или даже сотни копий для продажи в Париже и за его пределами. Для дополнительной визуальной привлекательности колористы вручную раскрасили отпечатки акварелью. Новая гравюра могла быть закончена всего через несколько дней после события, о котором она рассказывала, и была готова для демонстрации в витринах магазинов вместе с десятками других изображений, изображающих постоянно меняющиеся развлечения мегаполиса.
Поскольку изображения должны были понравиться широкой аудитории, художники подчеркивали цвет, драматизм и зрелищность сцен. На снимках часто появляются толпы людей, все сосредоточены на главном событии, а некоторые явно вне себя от волнения. Художники стремились показать ключевые моменты восхождений, например, напряженные секунды сразу после взлета или опасные происшествия. Однако они также содержали много информации о конструкции воздушных шаров и связанных с ними устройств, как в самих изображениях, так и в длинных подписях, которые иногда к ним прилагались. Отпечатки водорода 9Взлет 0024 charlières , например, почти всегда изображал бочки, используемые для производства «горючего воздуха». Даже заброшенный обитый железом комод появляется на репродукции первого беспилотного полета Чарльза на воздушном шаре. Художники по гравюрам на воздушных шарах могли копировать такие детали с технических диаграмм в научных книгах и брошюрах (см. врезку), возможно, для того, чтобы добавить ощущение научной точности своим захватывающим картинам.
Узнали ли толпы во время подъемов на воздушном шаре или люди, которые смотрели или покупали репродукции событий впоследствии, что-нибудь о науке о газах из своего опыта? Некоторые мужчины и женщины, несомненно, читали, особенно если они читали научные книги или журналы или посещали лекции и демонстрации, проводимые Чарльзом и другими. Сравнительные размеры двух типов воздушных шаров, возможно, преподнесли любознательным один наглядный урок: водород, используемый в относительно небольших charlières , очевидно, был намного легче, чем воздух, поднимающий возвышающийся, широкий mongolfieres . Но вполне вероятно, что многие из присутствующих не интересовались вопросами натурфилософии. Скорее, они пришли просто ради острых ощущений от наблюдения за полетом воздушных шаров и людей, а также за интенсивным общим опытом восхождений.
Воздушная мания
К концу 1783 года полеты на воздушном шаре стали настоящим явлением. Ballomanie, или «воздушная мания» охватила всю страну, и сосуды не только выставлялись в книгах и гравюрах, но также использовались в качестве украшений для одежды, ювелирных изделий, фарфора, штор, обоев и других предметов декоративно-прикладного искусства. В течение следующих нескольких лет произошло множество восхождений и вех: первая женщина-воздухоплаватель, исполнившая арии над Лионом; первые бесплатные полеты в Италию, США и Англию; полет, который длился 4 часа и преодолел более 160 миль; и первый переход через Ла-Манш из Англии во Францию.
В 1785 году Пилатр де Розье, бесстрашный второй пилот первого полета на воздушном шаре, планировал пересечь Ла-Манш в противоположном направлении. Для этого подвига, финансируемого французским правительством за огромные деньги, он разработал сложный Aéro-Mongolfière , тандемный воздушный шар, в котором объединены системы горячего воздуха и водорода. Отвечая тем, кто предупреждал его о крайней опасности такого сочетания, он утверждал, что пылающая жаровня была установлена достаточно далеко от горючего газа, чтобы избежать опасности взрыва. Однако вскоре после взлета, когда воздушный шар все еще боролся с встречным ветром у берега, он загорелся и разбился, убив его и его пассажира.
В своей воздушной гонке братья Монгольфье и Жак Шарль доказали, что воздух и газ могут поднимать людей высоко над землей. Однако первые смертельные случаи новой эры человеческих полетов показали, насколько опасно полагаться на такие неуловимые, невидимые вещества. Тем не менее воздушные шары продолжали подниматься вверх, со временем превратившись в самолеты и даже космические корабли. Однажды достигнув, древняя мечта о полете уже не будет отвергнута.
ПОСЛЕ 200 ЛЕТ ВОЗДУХОПЛАТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
Реклама
ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ
Кредит… The New York Times Archives
См. статью в исходном контексте от
5 июня 1983 г. , Раздел 4, Стр. 9Купить репринты
Посмотреть на timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала онлайн-публикации в 1996. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Два столетия назад, почти в тот же день, рабочие в городке Анноне к югу от Лиона, Франция, подняли на деревянные леса большой мешок из мешковины. Братья Монгольфье, Жозеф и Жак Этьенны, подсунули жаровню из горящей шерсти и соломы под открытое горлышко мешка. Горячий воздух от костра надул шар до полной округлой формы.
Когда рабочие отпустили якорные канаты, тканевый шар подпрыгнул на высоту 3000 футов. Он пролетел полторы мили над сельской местностью и приземлился на винограднике, где загорелся.
Через несколько месяцев, 21 ноября 1783 года, из Булонского леса в Париже поднялся воздушный шар Монгольфье из синей хлопчатобумажной ткани, сверкающей золотым шитьем. Под ним находилась корзина, а в корзине — Жан Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, которые писали: «Я чувствовал себя как бы поднявшимся в небеса».0003
Это было началом воздухоплавания, средства полета, популярного задолго до рождения братьев Райт. Это также был рассвет эры пилотируемых полетов, история и будущее которых на мгновение сошлись в апреле этого года, когда гигантский воздушный шар, разработанный для Комитета двухсотлетия США по воздуху и космосу, пролетел над мысом Канаверал во время подготовки обратного отсчета к запуску космического корабля «Челленджер».
В наши дни воздухоплавание переживает бурное возрождение. Самолеты и космические корабли могут летать дальше и быстрее, но у них есть свои ограничения — в частности, невозможность зависнуть на одном месте на определенных уровнях земной атмосферы. Это оставляет воздушные шары с отличительным использованием и неоспоримой привлекательностью. Выше всего
Искатели приключений поднимаются на воздушных шарах, чтобы покорить континенты, океаны и установить рекорды дальности и высоты. Спортсмены и романтики все чаще проводят выходные в воздухе. Метеорологи регулярно отправляют воздушные шары для наблюдения за высотным ветром. Ученые используют их для исследования явлений в верхних слоях стратосферы за пределами досягаемости самолетов.
Как и в случае с первыми самолетами, полеты на воздушном шаре изначально были дерзким видом спорта. Во-первых, в 1785 году нужно было пересечь Ла-Манш; затем Альпы в 1846 году. Жан Пилатр де Розье стал первым погибшим на воздушном шаре, когда он попытался перелететь через Ла-Манш на гибридном корабле, в котором мешок, наполненный водородом, сочетался с мешком с горячим воздухом.
Гонки стали популярными в начале 1900-х годов. В 1930-х годах страны участвовали в своего рода «космической гонке», борясь за престиж, устанавливая рекорды высоты полета на воздушном шаре. Огюст Пикар, швейцарский ученый, разработал герметичную гондолу под давлением для подвешивания под гелиевым шаром. В 1932 году он достиг высоты 53 153 фута. Два американца, Альберт В. Стивенс и Орвил А. Андерсон, достигли высоты 72 395 футов в 1935 году, что стало рекордом на многие годы. На этих высотах аэронавты, как они себя называли, получили одни из первых фотографий, показывающих кривизну Земли.
Традиция живет, особенно в Макси Л. Андерсон. Состоятельный горняк из Альбукерке, штат Нью-Мексико, г-н Андерсон присоединился к Бену Абруццо и Ларри Ньюману, также из Альбукерке, на самолете Double Eagle II, который летел из штата Мэн к побережью Франции в 1978 году. Это был первый успешный трансатлантический полет на воздушном шаре, 10 попыток, предпринятых в период с 1958 по 1977 год, закончились катастрофой: большинство воздушных шаров утонули, два исчезли и один взорвался в воздухе.
Через два года после пересечения Атлантики г-н Андерсон и его сын Крис совершили первый перелет через Северную Америку, при этом г-н Андерсон объяснил: «Это проверяет вашу стойкость». Он попытался и потерпел неудачу в 1981, чтобы совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, но говорит, что желание все еще есть.
Такие приключения требуют не только мужества, но и передовых технологий. Например, один из воздушных шаров мистера Андерсона для дальних перелетов сделан из очень тонкого полупрозрачного пластика. Оболочка имеет высоту 110 футов и 80 футов на экваторе. Под ним, прикрепленная парашютной оснасткой, находится гондола из металла и стекловолокна, изолированная и герметизированная для защиты пилотов от низких температур и разреженной атмосферы на высоте 30 000 футов и более.
Современный воздушный шар набирает высоту, когда солнечный свет нагревает гелий и газ расширяется. Балласт, обычно несколько сотен фунтов песка или воды, хранящийся в гондоле, выпускается, чтобы компенсировать выброс газа и остановить спуск воздушного шара ночью, когда гелий остывает и сжимается.
Одним из ведущих производителей этих воздушных шаров является компания Raven Industries из Су-Фолс, Южная Дакота, основанная в конце 1940-х годов Эдом Йостом, который разработал пропановую горелку, которая сделала полеты на воздушном шаре более безопасными и эффективными. Сегодня почти во всех спортивных воздухоплаваниях используются оболочки с горячим воздухом; водород и гелий, газы, которые выбирают для установления рекордов расстояния или высоты, слишком дороги. Компания продает от 200 до 300 спортивных аэростатов в год по цене от 8000 до 13 500 долларов за каждую сборку, включая оболочку, гондолу, горелку и топливный бак.
Том Д. Крауч, куратор аэронавтики в Национальном музее авиации и космонавтики, сказал, что в начале 1950-х годов министерство обороны поощряло производителей аэростатов, таких как Raven, работать над беспилотными «устройствами бесшумного входа» для пересечения границ с оружием или разведывательными приборами. В какой-то момент ВВС фактически запустили флотилию воздушных шаров над Азией под видом метеорологических исследований. На воздушных шарах были камеры с высоким разрешением и таблички с надписью на русском языке: «Если найдут, вернуть в Бюро погоды США в Вашингтоне». Большая часть флотилии была сбита русскими.
Долгосрочные исследования
Сегодня практически все типы приборов дистанционного зондирования, которые летают на американских разведывательных спутниках, были впервые испытаны на борту высотных аэростатов. Практически с самого начала ученые ухватились за полеты на воздушном шаре для изучения верхних слоев атмосферы Земли, поднимаясь на такие большие высоты, что часто теряли сознание, а иногда умирали от недостатка кислорода.
В настоящее время исследователи редко поднимаются в воздух, но их воздушные шары, сделанные из полиэтиленовой пленки толщиной с обертку от хлеба, являются регулярными и сравнительно недорогими исследователями стратосферы, где она слишком высока для самолетов и слишком низка для космических кораблей. Некоторые воздушные шары дрейфуют по миру месяцами или годами, собирая данные о таких явлениях, как космические лучи. Позже в этом месяце Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства планирует запустить четыре огромных воздушных шара из Палестины, штат Техас. Воздушные шары с научными приборами из нескольких стран будут изучать влияние фторуглеродов на озоновый слой на высоте 135 000 футов. Подобные исследования были проведены два года назад доктором Джеймсом Андерсоном из Гарвардского университета, который разработал одну из самых новых полезных нагрузок, которые когда-либо подвешивались на воздушном шаре — набор инструментов, которые можно было опускать и поднимать, как йо-йо, обеспечивая повторные измерения на нескольких четко определенных высотах.
Однако в людях есть что-то такое, что хочет достичь высот. Среди всех воздушных шаров, несущих только камеры и научные датчики, всегда найдутся те, которые несут таких, как Макси Андерсон или Ларри Уолтерс, который прошлым летом прикрепил маленькие гелиевые шары к своему шезлонгу и, к ужасу полиции и авиадиспетчеров, лениво парил над Лос-Анджелесом.