Хай-тек. Расцвет стиля в 70-е и 80-е
Хай-тек появился в 1970-е годы и стал настолько популярным, что здания в подобном стиле строят и в наше время. Разберемся, чем хай-тек так привлекателен.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
1. Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия, 1973 (экспрессионизм)
2. Королевский национальный театр, Лондон, Великобритания, 1976 (брутализм)
3. Центр Помпиду, Париж, Франция, 1977 (хай-тек)
Расцвет эстетики хай-тека начинается с 1970-х годов.
🏢 Модернизм пробует разные направления. Появляются экспрессионистские эксперименты в духе Нимейера. Некоторые увлекаются брутализмом — но постепенно эта эстетика исчезает.
🔩 Появляется легкая эстетика хай-тека. Такую архитектуру будут строить и в 1970-е, и в 2010-е годы. Эта эстетика окажется очень популярной и привлекательной. Дорогу хай-теку пробьют экспериментальные дерзкие здания — как Центр Помпиду в Париже.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Центр Помпиду, Париж, Франция, 1977
Центр Помпиду в Париже — здание-эксперимент, манифест стилистики хай-тека. Эта выставочная галерея современного искусства показывает, как можно радикально разделить здание на слои.
⛓ То, что обычно спрятано, выведено наружу. Лифты, эскалаторы, входные галереи висят вдоль стен — как и трубы, инженерные сети и коммуникации. Причем Центр Помпиду гордится этим и красит все объекты в разные цвета.
👁 Хай-тек лучше воспринимать вживую. В этой архитектуре нагрузка и масса распределяются по-другому, чем в обычных коробках из четырех стен — это вызывает особые ощущения. В этом хай-тек похож, например, на готику. Архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пьяно после создания Центра Помпиду стали общепризнанными гуру хай-тека.
Здание банка HSBC, Гонконг, Китай, 1985
Теперь перед нами пример хай-тека из 80-х — здание банка HSBC в Гонконге. Его архитектор — Норман Фостер.
Что мы видим 👇
🔩 Интересный каркас. Это большой небоскреб. Обычно в небоскребах вертикальные опоры довольно тонкие и распределены равномерно по всему зданию. Здесь опор немного, они очень мощные — и к тому же вынесены наружу, а внутри ничего нет (об этой особенности хай-тека мы еще поговорим). Такой каркас очень эффектно выглядит.
💠 Гигантский атриум. Без внутренних перекрытий освобождается пространство. Внутри много стекла и света — воплощение эстетики хай-тека.
💡 Технологичность. Небоскреб нафарширован технологиями: система охлаждения использует морскую воду, на фасаде установлены управляемые жалюзи, а в атриуме действует система зеркал, которая распределяет свет равномерно.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Хай-тек дизайн будущего или прошлого? — Дизайн на vc.ru
746
просмотров
Хай-тек (от английского hight – высокие, tech – технологии) — архитектурный и дизайнерский стиль, который зародился во время позднего — модернизма в 70-х годах и начал широко применяться в 80-х годах. По большей части практикующие стиль хай-тек архитекторы англичане, такие как: Норман Форстер, Ричард Роджерс, Николя Гримшоу.
У истоков хай-тека
На формирование концепции стиля хай-тек большое влияние оказала группа «Арчигрэм», которая перенесла идеи научной фантастики и поп-арта из медиа в архитектуру ещё в начале 1960-х годов. Также нельзя не отметить работу Фулера (геодезические купола; с 60-х до 83г. он работал с Форстером), а также работы знаменитого Фрая, который разрабатывал кинетические структуры.
Стиль Хай- тек, по Чарльзу Дженкису — это поздний постмодернизм, следовательно в элементах много прагматизма, представления о том, что архитектор – это элитный профессионал, усложнённая простота, скульптурная форма, гиперболичность, вплетение технологий, орнаментная структура, антипод историчности и в то же время упор на монументальное строительство. Большинство архитектурных критиков последовали за мнением Дженкинса и называли хай-тек новой стадией развития модернистского движения в архитектуре и дизайне. Произведения этих модернистов достаточно функциональные, удобные, и в них чувствуется красота и плавное изящество. И так, как хай-тек в тот момент стал пиком модернизма (ведь уход в современные технологии и даже взгляд на будущее свойственны модернизму), этот стиль можно назвать завершающим этапом эпохи модерна.
Зарождение хай-тека
Первая и одна из важнейших построек в стиле хай-тек считается — Центр Помпиду в городе Париж, который был открыт в 77 году, он был построен Р. Роджерсом и Р. Пиано. Изначально Центр не был одобрен сообществом, но уже в 90-ых годах спор о том, что это важная и интересная архитектурное сооружение утихли, и тогда Центр Помпиду стал признанной достопримечательностью Парижа (по узнаваемости и популярности не уступающая Эйфелевой Башне).
В Лондоне же первые постройки в стиле хай-тек появились лишь через 10 лет. Одно из первых построек стало здание компании Лойдз, которое было построено в 86 году. Большую роль в позднем покорении Лондона сыграл принц Чарльз, который запустил проект по реконструкции площадей в Лондоне. В ходе этого проекта он поддерживал современных классицистов и негативно отзывался о хай-тек дизайнерах и архитекторах, повторяя, что Хай-тек изуродует лицо Лондона и несовместим с ним. Многие архитекторы того времени. Например, Чарльз Дженкс отзывался об этом негативно и обвинил принца в его монархических взглядах и диктатуре в области архитектуры.
Развитие направление Хай-тек
Добавьте описание С 1980-х хай-тек ассоциировался у всех с престижем. Цена объектов в стиле Хай-тек очень высокая. Сегодня стиль Хай-тек ассоциируется у всех с престижем, так-как мировые бренды были построены на этом стиле. Даже в Лондоне, где в прошлом веке не утихали споры вокруг этого стиля, уже было присуждено звание рыцаря одному из культовых архитектурных гениев в стиле хай-тек — Норману Фостеру.
И в противовес устойчивому мнению о том, что хай-тек уже не будет развиваться в конце 90-х годов были придуманы стили био-тек и эко-тек. Эти стили шли в конфликт с привычным пониманием хай-тека и пытаются сочетать в своём дизайне технологичность и природные элементы, тем самым не входить в конфликт с природой, а гармонично вливаться в неё.
Особенности стиля:
· Использование технологий во время проектирования, строительстве и инженерии объектов.
· Прямые линии и формы
· Применяется много стекла, бетона, металла.
· Подобно лофту вынесенные из стен элементы вентиляции, лифты, трубы, но блестящие, идеалистичные объекты.
· Децентрализованное освещение, благодаря которому создаётся ощущение больших свободных хорошо освещённых пространств.
· Основные цветовые решения – серебро и металл
· Прагматизм в пространственных решениях
· Постоянное обращение к конструктивизму и кубизму
· Редкое жертвование функциональностью в пользу дизайна.
Спасибо за лайк и подписку!
Индустриальный образ 1970-х: что стало с высокими технологиями?
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Сюзанна Слезин: автор этой статьи является помощником редактора раздела «Домашний интерьер» и соавтором книги «Высокие технологии: индустриальный стиль и справочник для дома». (Кларксон Н. Поттер, 1978).
Кредит… The New York Times Archives
См. статью в исходном контексте от
19 ноября, 1987, Раздел C, Стр. 1Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Высокие технологии, революционное направление в дизайне, которое привнесло индустриальный стиль в тысячи американских домов и квартир, похоже, бесследно исчезли, просуществовав менее 15 лет. Внешний вид, прославляющий новаторство и находчивость, выражался в красоте открытых труб, простоте ресторанной посуды и практичности больничного оборудования. Рождение высоких технологий было встречено с воодушевлением молодежью и авангардом, однако сегодня это не более чем смутное воспоминание. Услуги будут минимальными. Пожалуйста, исключите цветы. Оборудование ANONYMOUS, позаимствованное из его скромных интерьеров и получившее вторую жизнь от изобретательных дизайнеров интерьеров, стало основой для полноценного стиля, который процветал во всем мире в городских лофтах и шикарных квартирах.
Высокие технологии вытеснили суетливые модные помещения в стиле поп-арт 60-х, не говоря уже об обитых парчой диванах, кроватях с балдахином и шелковых драпировках, украшавших заведения. Он обещал образ жизни, который будет свободным, чистым, функциональным и доступным.
Высокие технологии сыграли важную роль в становлении американского дизайна. Но наблюдение за тем, как быстро его современная философия спонтанности, находчивости и повторного использования повседневности была отвергнута в пользу традиционного украшения, дает некоторое представление об меняющихся ценностях нашего общества.
Для молодых дизайнеров это был смелый и экспериментальный способ проявить свои творческие способности. Роберт Брей, который в начале 70-х годов вместе с Майклом Шайблом был одним из первых сторонников этого стиля, сказал: «Высокие технологии были для новичков в этом квартале. Это было как раз в то время, когда мы заканчивали школу и хотели внести свой вклад».
«Раньше у нас было лучшее время, — сказал мистер Шайбл. «У нас была Studio 54 и отличные вечеринки. Мы не заботились о пальто и галстуках и носили красные ковбойские сапоги, рубашки Levis и Lacoste. У нас не было большого опыта, а у наших клиентов было мало денег».
Г-н Шайбл часто тратил большую часть выделенного бюджета на перестройку того, что он называл уродливыми комнатами. «Мы надеялись, — сказал он, — что однажды клиенты будут покупать предметы искусства и мебель». и его первые черно-белые интерьеры представляли собой поразительное сочетание драмы и сдержанности.
Темно-серое промышленное ковровое покрытие, часто покрывающее платформы, и гладкие белые стены без украшений были яркими лейтмотивами минималистичной сцены. Безделушки и беспорядок были изгнаны. Классические предметы двадцатого века, такие как кресло для отдыха Ле Корбюзье, рассматривались как скульптуры.
«Это было своего рода духовное заявление о нематериализме», — вспоминал г-н Д’Урсо. «Сведение к основным основам, оценочное суждение».
Очевидно, вдохновленные Баухаузом и точкой зрения этой влиятельной школы «форма следует за функцией», сторонники высоких технологий обыскивали больницы, гаражи, склады, офисы и фабрики для хорошо сделанных, пригодных для использования объектов, которым можно было дать вторую жизнь в жилых условиях — одежду развешивали на конвейерных лентах чистильщиков, а фуршетные обеды расставлялись на операционных столах.
Наряду с такими дизайнерами и архитекторами, как Уорд Беннетт, покойный Алан Буксбаум, Янн Веймут и Питер Коан из Redroof Design, одним из самых влиятельных пионеров была Джулия Макфарлейн, которая вместе со своим партнером Джудит Окинклосс открыла Manhattan Ad Hoc Housewares в 1976. Магазин на Лексингтон-авеню с потолком из открытых труб и аксессуарами из черной стали и нержавеющей стали всколыхнул розничную торговлю предметами интерьера. Заполненный промышленными объектами, часто в основных цветах, магазин быстро стал воплощением шикарной изобретательности.
Это было подходящее время для высоких технологий — время, когда промышленные лофты осваивались под жилые помещения, когда ресторанный фарфор украшал многие обеденные столы на Пятой авеню, когда модернисты спали под одеялами грузчиков, освещая свои дома фабричными лампами из эмалированного металла. и расположили идеальные одиночные цветы в лабораторных стаканах.
В то время, когда отличие было высоко ценимым товаром, высокие технологии были простым способом быть замеченным. «Шоковая привлекательность была большой частью этого», — признал Гарри Шуле, который со своим партнером Недом Маршаллом охлаждал шампанское в металлических ведрах для огня и подавал обед на чертежном столе архитектора.
Публикация в 1978 году книги «Высокие технологии: индустриальный стиль и справочник для дома» окрестила зарождающийся стиль термином, примененным Джоан Крон, соавтором книги, а ныне главным редактором журнала Avenue. .
По мере того, как стиль набирал обороты, универмаги запрыгивали на подножку высоких технологий. Фабричные стеллажи, кашпо из оцинкованного металла, больничные краны и ресторанные печи украшали модные современные интерьеры, а дизайнеры жаловались, что их секретные источники теперь стали достоянием общественности. Как только продукты стали привычными, многие дизайнеры обнаружили, что их интерес ослабевает.
«Именно тогда я больше не хотел этим заниматься», — сказал Джерри Ван Дилен, дизайнер интерьеров с Манхэттена. «С индастриалом можно зайти так далеко», — сказал он, добавив, что «минимализм было трудно продать». интерьерами в стиле хай-тек, но вскоре переехал в гладкие стеклянные и лакированные комнаты, наполненные произведениями искусства и антиквариатом. «У меня всегда было ощущение, что простоты стен недостаточно. Это было не по мне».
Одной из причин упадка движения стала скука с минималистской строгостью как со стороны дизайнеров, так и их клиентов. «Сегодня людям нужно гораздо больше, чем просто промышленные товары», — сказала Нэнси Кент, которая вместе со своим мужем Клодом открыла магазин «Промышленная революция» на Мелроуз-авеню в Лос-Анджелесе в 1979 году.
Романтика и обаяние, которое было скрупулезно вырезано, было тем, к чему стремились даже приверженцы высоких технологий. «Это было, когда мы отправились в Европу и влюбились в кружевные занавески», — сказала г-жа МакФарлейн, которая попутно превратила Manhattan Ad Hoc Housewares в Ad Hoc Softwares в Сохо.
Но, вероятно, рост благосостояния в начале 80-х стал похоронным звоном для высоких технологий. «С богатством пришел традиционализм, — говорит г-жа Крон, — потому что богатые всегда осторожны в своих стилях, и для многих дизайнеров это стало вопросом выживания. Новые деньги хотят выглядеть старыми, и дизайнеры должны были быть готовы использовать традиционные предметы, иначе они потеряли бы работу».
Другие изменения произошли в 80-х годах. «Мир стал очень страшным, — сказал г-н Шайбл. «Мы боимся СПИДа и экономики. Мы слишком стары, чтобы ползать по полу, как и наши клиенты. Теперь нам нужен комфорт и красивые вещи».
Даже постмодернизм — с его отсылками к прошлому и любовью к орнаменту — не мог удовлетворить порыв к традиционализму.
Вместо этого те, кто мог себе это позволить, создавали элегантные формальные столовые и превращали свои квартиры в прекрасно обставленные английские гостиные и салоны — чем более исторически точны, чем больше загромождены породистыми сувенирами, тем лучше.
В то время как многие тенденции в декорировании развиваются медленно в течение длительного периода времени, высокие технологии, казалось, исчезли почти так же быстро, как и возникли. Хотя хай-тек фактически исчез из домашних интерьеров, многие его элементы впитались в повседневную жизнь, а рестораны, выставочные залы и масштабные здания все чаще выполняются в стиле хай-тек.
Майкл Соркин, архитектурный критик The Village Voice, сказал: «Некоторые из самых интересных и красивых недавних зданий жизненно связаны с техническим выражением». в Париже был одним из самых влиятельных пространств 70-х годов, дал красноречивую хвалебную речь, которая, возможно, стала самым ясным объяснением упадка движения. «Как несносный ребенок, высокие технологии умерли молодыми из-за самосаботажа», — сказала она. «Высокие технологии умерли от своей сухости, холодности, успеха. Состоятельные люди не хотят выглядеть бедными, и если большая гостиная выглядит как фабрика рубежа веков, это слишком экстремальная шутка. Мы снова видим, как великие идеи отправляются в чистилище, а не в ад. Мы знаем, что они вернутся, но мы больше не увидим их на небесах» 9.0003
Версия этой статьи напечатана в разделе C на странице 1 национального издания под заголовком: Промышленный взгляд 1970-х: что стало с высокими технологиями? Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписка
Хай-тек (1970-е годы — сегодня) — iDesignWiki
Хай-тек, также называемый структурным экспрессионизмом, представляет собой стиль, связанный с отображением конструкции и услуг здания.
Здание Ллойда в Лондоне, Ричард Роджерс.
Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/86f92fd5-5d8a-4315-8d47-bd97142beb68 от Loco Steve
Характеристики высоких технологий
Высокотехнологичные здания имеют характерные открытые конструкции из стали и других металлов, которые обнажают трубы и воздуховоды. Часто присутствует гладкая непроницаемая оболочка из стекла и гибкость в создании внутренних служебных зон, а не комнат или последовательности комнат.
Центр визуальных искусств Sainsbury
Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/6a7e7e11-4af7-4a8e-939b-ad6b07324206 by Oxyman
Норман Фостер
Норман Фостер , после окончания Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета выиграл стипендию Генри в Йельском университете, где получил степень магистра архитектуры .
Здание HSBC (Гонконг).
Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/3dcf07e1-dfae-465b-9a7a-954d0d1fbdda от TravelingOtter в Ипсвиче, который был невысоким офисным зданием, известным своими эскалаторами, контурными фасадами и идиллическими, ориентированными на природу внутренними пространствами. Позже Фостер и его команда работали над штаб-квартирой Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации, которая представляла собой современное здание с тремя башнями. В начале 2000-х Фостер также внес свой вклад в культовый горизонт Нью-Йорка, создав дизайн 9.0086 Башня Херста.
После воссоединения Германии две близкие ротации в парламенте подтвердили перенос столицы в Берлин и Рейхстаг, принимающий немецкий парламент или Бундестаг. В 1992 году Foster была одной из четырнадцати ненемецких фирм, приглашенных для участия в конкурсе проектов реконструкции здания Рейхстага. Мэрия
(здание GLA), Лондон
0003
Additional High-Tech Architects
Ричард Джордж Роджерс, — британский архитектор, известный своими модернистскими и функционалистскими концепциями в высокотехнологичной архитектуре.
Ричард Роджерс. mpidou», — одна из работ Роджера. его имя по инициативе президента Франции Жоржа Помпиду. Однако его часто называют Бобуром из-за района, в котором он находится сегодня. Это большое особое здание, в котором находится мультикультурный центр и музей современного искусства. В проекте участвовали три разных архитектора: Ренцо Пиано, Джанфранко Франчини и Ричард Роджерс.