Гобелен что это такое: описание, состав, свойства, достоинства и недостатки

что это за материал? История создания, характеристики и свойства

26 Мая 2021, Ср

Описание ткани гобелен

Гобелен представляет собой материал, волокна которого переплетены перекрестным способом. В результате ткань состоит из двух или трех слоев, благодаря чему она имеет плотную текстуру. Узор у гобелена выходит одномоментным. Буквально это слово в переводе с французского означает «безворсовый ковер с сюжетной композицией или орнаментом». Как выглядит гобелен, смотрите на фото.

Историческая справка о гобелене

Чтобы понять, что за ткань представляет собой гобелен, и из чего она состоит, нам потребуется прикоснуться к ее истории. Гобеленная техника переплетения нитей возникла еще в Древнем Египте. На тканных картинах с древних пор изображались сюжеты из Библии, истории античных героев и витиеватые орнаменты. В старинные времена гобелены ткались вручную, поэтому они очень дорого стоили. С развитием технического прогресса их начали делать на ткацких станках.

Назвали ткань только в XVII веке. Это случилось, когда братья красильщики с французской фамилией Гобелен открыли мануфактуру по производству плотных декоративных тканей. Но с XVIII-го века гобеленом принято было называть только сотканный вручную, двухсторонний, тяжелый материал.

Теперь так называют почти любую тяжелую ткань, сплетенную на руках или посредством современных станков. Особенно, если она используется для изготовления красивой одежды, покрытия для полов, стен или предметов интерьера или меблировки.

Состав и характеристики гобелена

Гобелен – это материал на основе хлопка или синтетики. Технология его производства определяется предполагаемой сферой использования. Состав гобелена также будет зависеть от предполагаемого способа эксплуатации, а также от способа изготовления. В него могут входить различные ткани: полиэстер, вискоза, шерсть, хлопок, акрил и шелк.

Дорогие изысканные модели выполняются на основе хлопчатобумажных волокон, в то время как изделия, поставленные на поток, производятся из синтетики. Такая основа обладает высокой износостойкостью.

У гобелена есть важные характеристики. Ткань:

  • Обладает устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. То есть она не выгорает на солнечном свете.

  • Имеет специальную пропитку, которая защищает от загрязнений.

  • Вызывает приятные ощущения на ощупь.

  • Обладает отличным антистатическим эффектом.

  • Почти не рвется.

Обычно для изготовления гобеленовой ткани используется крупноузорчатое плетение, а способ нанесения рисунка на поверхность зависит от производителя.

Ткань гобелен: плюсы и минусы

В любом описании гобеленового текстиля обязательно будет сказано о его красоте, и внешней привлекательности, но к достоинствам также относятся:

  • Прочность и долговечность.

  • Стойкость к воздействию агрессивных химических веществ.

  • Практичность и легкость в уходе.

  • Универсальность в использовании.

Некоторые недостатки у этого материала тоже имеются. Главные из них:

  • Высокая стоимость.

  • Относительно тяжелый вес.

    Применение гобелена: как используют?

    Чаще всего гобелен применяется для обивки мебели. Но используются он значительно шире.

    Изделия из гобелена:

    • Для оформление интерьера. Материал используют для обивки стен в помещении. Это позволяет создать интересный и необычный декор.

    • В качестве обивочной ткани для мягкой мебели.

    • Для изготовления плотных портьер и гардин.

    • В качестве чехлов для подушек и покрывал на кровати.

    • И даже для одежды.

    Гобелены часто используются в качестве картин, дизайнерских элементов и аксессуаров.

    Стирка

    Гобеленовая ткань считается деликатной, поэтому она нуждается в соответствующем уходе. Покупая продукцию из гобелена, многие задаются вопросом, можно ли стирать гобелен? Конечно, можно. С ткани можно убрать практически любые загрязнения, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

    Итак, как стирать гобелен? Условия, которые требуется соблюдать:

    Изделие из гобелена можно стирать в машинке только в режиме деликатной стирки (или ручной режим). Если ткань стирается вручную, предварительно ее необходимо замочить в воде с порошком. Моющее средство обязательно используйте мягкое. В его составе не должно быть хлора.

    Одним из оптимальных вариантов для стирки может стать шампунь. Но это только в том случае, если пятна не въелись глубоко.

    Если вашу стиральную машинку можно настроить вручную, установите режим с минимальным количеством оборотов. Температура воды должна быть 30 °. Изделия из гобеленовой ткани выжимать не нужно.

    Если пятна неглубокие, почистите ткань сухим способом. С этой целью можно воспользоваться обыкновенной щеткой или специально предназначенным для этого пылесосом.

    Глубокие загрязнения с гобелена удаляют специальными пятновыводителями. Ели пятна застарелые, лучше прибегнуть к услугам клининговой компании.

    Глажка

    Если вы приобрели изделие из гобеленовой ткани, теперь вас волнует вопрос, как гладить гобелен.

    Хотя такой текстиль и относится к деликатным тканям, в уходе он достаточно неприхотлив. Что касается глажки, она может потребоваться вам далеко не всегда. Ведь вещи, которые делаются из гобелена, часто представляют собой обычные предметы интерьера. Такого рода изделия гладятся обычно легко и просто.

    Если вы хотите выгладить гобеленовое изделие, выверните его на изнаночную сторону, а только потом возьмите в руки утюг. Температурный режим не должен превышать 150°.

    Чтобы не повредить материал, лучше всего гладить его через марлю. Если есть отпариватель, стоит воспользоваться им в процессе глажки.

    Не нужно гладить гобелен с лицевой стороны, если температура поднялась выше 150°. При такой глажке толстые волокна материала сломаются и погнутся. В результате вид изделия будет утрачен, и гобеленовая ткань потеряет свое качественные характеристики.

    Перед тем, как гладить изделие из гобелена, обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя. В них обычно подробно расписывается, как нужно гладить материал.

    Как и все другие ткани, гобелен можно гладить только чистым. Иначе от старых пятен избавиться потом будет практически невозможно.

Гобелен – что это за ткань

Главная » Ткани » Гобелен ткань: что это такое










Содержание

  1. Секреты производства
  2. Чем хорош или плох гобелен
  3. Сфера применения

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

Плюсы:

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.

Минусы:

  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли гобеленовые шторы.

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.


Гобелен













Гобелен | Определение, история, типы, материалы, методы и факты

La Dame à la licorne

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Питер Пауль Рубенс
Рафаэль
Франсиско Гойя
Жоан Миро
Шарль Ле Брун
Похожие темы:
гобелен из зелени
Гобелен Бове
кеси
цузуре
туалетная бумага

Посмотреть все сопутствующие материалы →

гобелен , тканая декоративная ткань, рисунок которой выстраивается в процессе ткачества. В широком смысле это название использовалось практически для любого тяжелого материала, сотканного вручную, машинного ткачества или даже вышитого, используемого для покрытия мебели, стен или пола или для украшения одежды. Однако с 18-го и 19-го веков техническое определение гобелена было сужено и теперь включает только тяжелые, двусторонние, узорчатые или фигурные ткани ручной работы, обычно в виде драпировок или обивочной ткани. Гобелен традиционно был роскошным искусством, доступным только богатым, и даже в 21 веке крупномасштабные гобелены ручной работы слишком дороги для людей со средним доходом.

Гобелены обычно изготавливаются в виде отдельных панелей или наборов. Набор гобеленов представляет собой группу отдельных панелей, связанных по теме, стилю и мастерству и предназначенных для подвешивания вместе. Количество предметов в наборе варьируется в зависимости от размеров стен, которые необходимо покрыть. Дизайн декораций был особенно распространен в Европе от средневековья до 19 века. Набор 17-го века, Жизнь Людовика XIV , разработанный королевским художником Шарлем Лебреном, включал 14 гобеленов и две дополнительные панели. Количество предметов в наборах ХХ века значительно меньше. 9Например, 0025 Полинезия , созданная современным французским художником Анри Матиссом, состоит всего из двух частей, а Мон-Сен-Мишель , сотканный из карикатуры современным гравером и скульптором Анри-Жоржем Адамом, представляет собой триптих (три панели). До 19 века гобелены в Европе часто заказывали по «комнате», а не по одной панели. В «комнатный» заказ входили не только настенные ковры, но и гобеленовые плетения для обивки мебели, чехлов для подушек, изготовления балдахинов и других изделий. Однако большинство западных гобеленов использовались в качестве подвижного монументального украшения для больших архитектурных поверхностей, хотя в 18 веке гобелены часто заключали в деревянные изделия.

На Западе гобелен традиционно был коллективным искусством, объединяющим таланты художника или дизайнера с талантами ткача. Самые ранние европейские гобелены, сотканные в Средние века, были сделаны ткачами, которые проявили большую изобретательность, следуя рисунку или эскизу художника.

Хотя он довольно точно следовал указаниям художника и рисунку, ткач, не колеблясь, отступал от них и утверждал свои собственные навыки и художественную индивидуальность. В эпоху Возрождения гобелены все чаще становились ткаными репродукциями картин, а ткач больше не считался сотрудником художника, а становился его подражателем. В средневековой Франции и Бельгии, как и сейчас, работа художника всегда выполнялась в гобелене через посредство ткача. Гобелен, сотканный непосредственно создавшим его художником, остается исключением, почти исключительным женским рукоделием.

Шерсть была материалом, наиболее широко используемым для изготовления основы или параллельного ряда нитей, проходящих вдоль ткани гобелена. Широкие, уточные или уточные нити, которые проходят под прямым углом над и под нитями основы, полностью покрывая их, также чаще всего из шерсти. Преимуществами шерсти при ткачестве гобеленов были ее доступность, обрабатываемость, долговечность и тот факт, что ее можно легко красить для получения широкого спектра цветов. Шерсть часто использовалась в сочетании с льняными, шелковыми или хлопковыми нитями для утка. Эти материалы обеспечивают большее разнообразие и контрастность цвета и текстуры и лучше, чем шерсть, подходят для ткачества деталей или создания деликатных эффектов. В европейских гобеленах светлый шелк использовался для создания живописных эффектов тональной градации и пространственного углубления. Блеск шелковой нити часто использовался для выделения или придания светящегося эффекта по сравнению с тусклыми и темными более тяжелыми шерстяными нитями. В европейских гобеленах 18-го века шелк все чаще использовался, особенно на фабрике Бове во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шелковые нити основы и утка. Гобелены из чистого шелка также производились в средние века византийцами и в некоторых частях Ближнего Востока. Полностью льняные гобелены изготавливались в Древнем Египте, в то время как копты, или египетские христиане, и средневековые европейцы иногда использовали лен для основы. Хлопок и шерсть использовались для доколумбовых перуанских гобеленов, а также для некоторых гобеленов, сделанных в исламском мире в средние века. С 14 века европейские ткачи использовали золотые и серебряные уточные нити вместе с шерстью и шелком для получения роскошного эффекта. Эти нити изготавливались из простых или золоченых серебряных нитей, намотанных по спирали на шелковую нить.

Что такое ткачество гобеленов?
– The Oxford Weaving Studio

На прошлой неделе я хотел написать о разнице между ручным ткачеством и гобеленовым ткачеством, но обнаружил, что мне так много нужно сказать по каждому предмету, что я решил разделить эту тему на две статьи в блоге (ОК , на самом деле 3 сообщения в блоге, так что настройтесь на следующей неделе!). Так или иначе, на этой неделе я расскажу о процессе ткачества гобелена. Итак, давайте погрузимся!

Процесс гобеленового ткачества

Гобеленовое ткачество — ручная техника создания ткани, заключающаяся в работе с одной (или несколькими) прерывистыми нитями утка (горизонтальными нитями), проходящими через основу (вертикальные нити) в нерегулярной последовательности для создания рядов тканого полотна. Работая с короткими, прерывистыми отрезками пряжи, вы можете контролировать, повторяется ли ваш узор или нет, и если да, то повторение может происходить через неравномерное количество нитей основы. По сути, вы больше контролируете размещение пряжи, что позволяет вам более гибко «рисовать пряжей».

Для этого основу обычно располагают на большем расстоянии друг от друга и используют толстую основную нить нейтрального цвета, причем цветные уточные нити полностью покрывают основную нить. За счет полного покрытия основных нитей получается так называемая уточная ткань, которая плотно упакована и требует надежного вплетения прерывистых уточных нитей, тем самым создавая стабильную ткань. (Фото слева направо: 1, 2, 3, Кассандра Смит)

 

Природа этого процесса позволяет ткачу создавать тканые полотна, обладающие живописными качествами. Изменяя цвета уточных нитей в небольших определенных местах на ткани в целом, ткач может создавать очень подробные рисунки из пряжи. Для современной аналогии вы можете приравнять этот процесс к высокому соотношению пикселей на фотографии. Чем больше пикселей, тем больше четкости и детализации может иметь ткань.

Исторически простота этого типа плетения сделала его уникальным. Работая только с одним рисунком (полотняное переплетение) и ограничивая пряжу только одним типом (или качеством) уточной пряжи, в результате получается однородная плоская ткань, которая полностью покрывает нити основы и создает необычные, детализированные произведения искусства. Конечно, есть исключения из того, что сегодня представляет собой гобелен, поскольку современные ткачи гобеленов не всегда используют простую пряжу для создания плоской ткани с похожей текстурой. На самом деле часто бывает наоборот, но об этом позже.

Одна из проблем ткачества гобеленов заключается в том, что по своей природе процесс ткачества гобеленов предполагает, что их можно соткать только вручную. Поскольку каждая секция утка начинается и заканчивается в разных местах по ширине основы, стандартизированный характер промышленных ткацких станков диктует, что это не может быть достигнуто эффективно или рентабельно. (Когда я пишу это, я должен признаться, что это уже не совсем так, поскольку теперь есть жаккардовые ткацкие станки, которые могут легко, быстро и эффективно создавать сложные гобелены в промышленных масштабах. Но для целей ткача-любителя это все еще остается верным. ).

Характер плетения с частыми остановками также означает, что с технической точки зрения этот тип плетения очень медленный. Это также указывает на то, что после того, как гобелен будет готов, предстоит еще много работы, поскольку на обратной стороне гобелена будет много концов, которые необходимо будет закрепить, чтобы окончательный гобелен оставался стабильным. (Фотографии слева направо: 1 и 2 Кассандра Смит, 3 года, Кристабель Бальфур)

 

С учетом этих ограничений типичным типом ткацкого станка, на котором будет работать гобеленовый ткач, является либо вертикальный гобеленовый ткацкий станок с механизмом для переключения кирок (или рядов) полотняного переплетения или рамочного ткацкого станка (доступны разные размеры). Первый помогает полуавтоматизировать процесс ткачества, второй полностью выполняется вручную. Оба ткацких станка обычно располагаются в вертикальном или полулежачем положении, чтобы облегчить сидение в течение длительного периода времени более комфортно.

Важность обоих этих типов ткацких станков заключается в том, что они позволяют ткачу видеть свою работу в целом. Отступая назад или держа свою работу на расстоянии вытянутой руки, ткач может лучше видеть общий ход своей работы. Поскольку они часто работают с небольшими подробными разделами, невероятно полезно увидеть, как этот небольшой раздел соотносится с общим рисунком или иллюстрацией. Это напоминает работу художника или иллюстратора.

Я должен упомянуть, что по-прежнему можно создавать гобелены на напольном или ручном станке, однако, поскольку оба этих типа станков полагаются на наматывание основы на навивку по ходу работы, это закрывает ткачам обзор всей работы. . Поэтому остается, что сложные и замысловатые узоры лучше всего плести на вертикальных или крупногабаритных рамных станках.

Гобеленовое ткачество сегодня

Сегодня в современном ткачестве используются различные типы гобеленов, но обычно они делятся на 2 категории: ковры или гобелены. Безворсовые ковры и напольные покрытия — это то, что у многих ассоциируется с гобеленом. Их легко узнать по их плоской, плотной конструкции из толстой жесткой шерсти, и сегодня вы можете найти примеры во многих современных домах. (Фото слева направо: 1, Жаклин Джеймс Коврики, 2: Angie Parker Textiles, 3: Кассандра Смит)

 

Настенные ковры носят более декоративный характер, поскольку они предназначены для подвешивания, и вы найдете множество невероятных традиционных примеров, висящих в церквях или музеях по всему миру.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *