Баня в искусстве
Запечатлеть банные процедуры и обряды старались многие люди в искусстве, в том числе и художники. Ну вроде бы, что тут зарисовывать: людей, обстановку в парной… Разве это может быть интересно? Конечно, может. Рассмотрим, как именно изображали бани некоторые художники.
Например, картина художника Б.М.Кустодиева “Русская Венера” показывает женскую фигуру XX века. На полотне изображена русская красавица со светлыми пышными волосами в настоящей парной русской бани. Несмотря на то, что девушка далека до идеала, картина зачаровывает своей самобытностью. По выражению лица румяной красавицы видно, что банное времяпровождение — это приятно.
Художник А. Пластов на картине “Весна. В бане” изображает необычное действо — момент одевания после пропарки в баньке. Идея такой картины появилась, когда автор нечаянно заметил свою соседку, которая одевала свою дочь после бани. Понятно, что соседкой просьба о позировании была воспринята неодобрительно, поэтому А. Пластов воспользовался услугами натурщицы. Несмотря на это картина все равно передает дух русской бани.
Прекрасный обряд девичника изобразил художник А.И.Корзухин на одноименной картине “Девичник”. Как правило, перед вступлением в брак девушка должна была очиститься. Поэтому девушка расплетала косу и получала пропарку веником от подружек. Кстати, веник присылал сам жених. Действия перед очищением, изображенные на картине производятся на улице.
Ну и напоследок продолжим тему девичника и расскажем о картине “Девичник в бане” художника Ф. Журавлева. Картина тоже изображает девушек на девичьем празднике. Но самое интересное, как изображены девушки. В бане женщины обнимаются и целуются друг с другом. Ну что ж, Ф. Журавлев — художник. Он так увидел. А кто как проводит время в бане — личное дело каждого.
Похожие статьи
Баня офуро — история традиций и культуры японского народа
Японские национальные бани (офуро) наряду с русскими и финскими появились еще в древние времена. Раскопки свидетельствуют о том, что уже в первые века нашей эры у жителей Японии существовали определенные традиции мытья – в первую очередь омывались смесью золы и шелухи риса, а после «варились» в деревянных бочках.
Офуро как способ мытья появилась неспроста: для приготовления мыла нужно было убивать зверьков, а это противоречило культуре и религии японцев – буддизму, поэтому они решили использовать для мытья воду погорячее.
Появление офуро также положительно влияло на здоровье в зимне-осенний период. Поскольку в Японии очень высокая влажность, при низкой температуре усугубляется чувство холода. Дома в то время почти не отапливались, потому что это было очень дорого. В силу традиций буддизма японцы одевались достаточно легко, ведь животные материалы – шерсть – использовать нельзя. Таким образом, возникла необходимость греться ежедневно.
Процедура парения в офуро включает несколько этапов. Первым делом человек ополаскивается и погружается деревянную бочку Фурако. Она рассчитана на 6 человек, а температура в ней поддерживается на уровне 50 градусов. При этом погружение происходит лишь до грудей.
Следующей экзотической процедурой являлось погружение в ванну с кедровыми опилками. Также туда примешивали травы и листву, а опилки предварительно пропитывали арома маслами. Человек погружался по грудь и опилки впитывали из организма токсины.
Еще одна процедура, без которой не обходился банный обряд знати в Японии это массаж прогретой галькой. Эту традицию сейчас активно применяют в СПА салонах. Теплая галька не только прогревала, но заряжала и расслабляла организм.
Заключающим аккордом парения в Японии было и есть чаепитие. Заваренный по всем традициям травяной чай укрепляет тело и дух. Чай также компенсирует потерю влаги организмом. Завершается традиционно отдыхом в специально отведенной для этого комнате.
Бани других народов мира так или иначе похожи друг на друга, офуро же возможно в силу того, что страна происхождения оторвана от других географически, не имеет аналогов.
Чем полезна баня и вредна?
Когда в средние века Европа потерпала от эпидемии холеры и потеряла около 25 миллионов жителей, Русь эта болезнь обошла стороной. После на Западную Европу опять обрушилась страшная болезнь — чума, и опять умерло 25 миллионов людей. Но в Европе все же придерживались теории о том, что мыться не полезно, а для того, чтобы перебить запах тела, начали использовать парфюмы.
Прошли столетия, прежде чем европейцы связали эпидемии с чистотой тела. Это был хоть и запоздалый, но очень правдивый и правильный вывод, потому что кожа один из главных органов человека. Она участвует в дыхании, обмене веществ и т.д. Через поры организм выводит продукты распада и негативные микробы. Воздействуя на кожу теплом, можно лечить многие болезни, в том числе и рак!
Банный пар очень полезен и эффективен для создания быстрого кровотока, который в свою очередь чистит сосуды, снимая с них вредные наросты. В медицине существует мнение, что любое больное «место» организма можно вылечить, если усилить кровоприток к нему. В бане же прогревается все тело, а если это правильная баня и человека парят еще вениками, делают ему массаж, кровь разгоняется, снимается мышечное напряжение, нормализируется давление. Также, после банных процедур, происходит дезинфекция, умирает большое количество микробов.
Баня очищает и сужает все поры на теле человека. В процессе парки удаляется грязь и отшелушиваются омертвевшие клетки. После регулярних посещений бани улучшаются физиологические свойства кожи, нормализуется жировой обмен, улучшается кровоснабжение. Благодаря обильному потоотделению активируются окислительные процессы — лучше усваиваются белки, жиры, углеводы, микроэлементы, что в большой степени способствует потере веса.
Чтобы визит в баню приносил только приятные чувства, следует прислушаться к противопоказаниям к банным процедурам. Из главных можно отметить вирусные инфекции, болезни сердечно-сосудистой системы, кожные заболевания (туберкулёз кожи, екзема), заболевания ЖКТ (гепатит, желчекаменная болезнь), психические и неврологические болезни и заболевания почек.
Веник бане голова!
Много можно говорить об отличиях сауны и бани, их истории, но все-таки даже по одному взгляду на парную можно определить, баня это или сауна. Просто незаменимым атрибутом бани является веник. Испокон веков в баню ходили с веником, каким угодно веником: из черёмухи, крапивы, дуба и т.д., но веник должен быть всегда!
Самыми полезными считаются берёзовые веники, особенно они нравятся женщинам. Берёзовые листья содержат много эфирных масел, витаминов А и С. При переходе всех этих веществ на кожу, она очищается, увлажняется и питая. Именно поэтому, на Руси, красны девицы мыли голову водой, в которой вымачивали берёзовый веник.
Мужчинам же больше по душе дубовые веники. У дуба большой лист, которым удобно зачерпывать воду из ведра и массаж ими эффективней. Также, дубовые веники, в отличии от березовых, можно использовать больше чем один раз.
Самыми полезными признаны эвкалиптовые веники. Они помогают справиться с мышечной болью. Также, эвкалипт обладает антисептическими лечебными свойствами и помогает преодолеть болезни дыхательных путей.
Для хороших банных процедур одних трав на вениках мало. Профессиональные банщики знают, что в воду, в которой вымачивают веники и которой поливают камни нужно добавлять травы. Привычно добавлять туда листья липы, зверобоя, смородины. Но сегодня чаще всего банщики запаривают лимонник, элеутерококк, женьшень.
В общем, выбирайте веники, которые Вам по вкусу! Легкого пара!
Здоровые особенности банных процедур
Поскольку баня на Руси является одним из неизменных атрибутов отдыха, у нас существует много обычаев и ритуалов банной жизни, которые сложились благодаря опыту наших прадедов и нашему.
Во-первых, при посещении бани очень важно время – банный обряд в среднем должен занимать 2-3 часа, а само парение не должно превышать 40 минут. Перед каждым повторным заходом в парную нужно отдыхать минимум 20 минут. Во время отдыха для поддержания уровня тепла в организме можно выпить стакан горячего чая либо другого витаминизированного напитка.
Для того, чтобы в парной облегчить нагрузку на организм необходимо ноги разместить чуть-чуть выше туловища. Такой кровоток облегчит работу сердца, а для того, чтобы голова не перегревалась желательно одеть колпак – шапку. Для полноценного прогрева тела нужно переворачиваться несколько раз. Врачи рекомендуют лежать на животе, на спине и на боках. Соответственно, самое выгодное положение тела – лежа.
Если Вы пришли в баню, в которой нет банщика, то все тонкости парения вениками Вам предстоит осилить самим. Обратите внимание, что если веник «молодой», то Вы можете использовать его сразу. Если же веник старый и посушенный, его нужно смачивать в воде примерно 15-20 минут.
Всегда следите за тем, чтобы веник касался кожи, если воздух в парной очень горячий, то возле стоп и рук не поднимайте его очень высоко, чтобы не перегреть тело. Для эффективного банного массажа можно воспользоваться еще одним приемом – подстегиванием. Оно делается во всех направлениях по всему телу легкими штрихами. После этого все тело поглаживают и переворачиваются на другую сторону.
Для лучшего прогрева больных мест веники можно иногда оставлять и прижимать. Так часто делают с коленями и другими больными суставами.
Очень полезно после каждого посещения парной принимать теплый душ и через минут 5-7 делать массаж или самомассаж. На него отводится 20- 30 минут. Все заходы в парилку нужно повторять 2-4 раза.
Очень важно соблюдать следующие правила гигиены: не посещать баню после употребления алкогольных напитков (и ни в коем случае нельзя употреблять их во время банных процедур), в голодном состоянии или сразу после приема большого количества еды, в состоянии сильного утомления или непосредственно перед сном.
9 средневековых картин, на которых изображены НЛО
Истории
Это сейчас, когда у каждого в кармане смартфон с видеокамерой, летающие тарелки стали пугливыми, а раньше они часами позировали художникам!
35
Ученые уже даже не удивляются, увидев очередной круг или треугольник, изображенный на стене первобытного храма или пещеры. «Ну вот, снова НЛО, ничего интересного», — наверняка думают они.
Но если все это еще и можно списать на несовершенство изобразительных техник наших далеких предков, которые, возможно, хотели донести до потомков что-то вроде «А вот это облако похоже на безголового мамонта. Правда, здорово?», то появление летающих объектов на средневековых картинах религиозного содержания уже как-то совсем неприлично!
«Благовещение со святым Эмидием», 1486 г.
Картина была написана художником Карло Кривелли и изображает Деву Марию незадолго до того, как она поняла, что принесет в мир Иисуса Христа. Согласно канонической версии, луч света с небес как раз и сообщает Марии эти новости.
По версии же любителей летающих тарелочек, на картине изображено НЛО, а ребенок, который родился у Марии, был не божественного происхождения, а инопланетного и вживлен ей в организм при помощи генной инженерии внеземных цивилизаций.
«Распятие Христа», 1350 г.
Картина находится в главном сербском монастыре Высокие Дечаны в Косове. В верхних левом и правом углах видны два летательных аппарата, пилот первого оглядывается на второго — возможно, его преследуют. По официальной версии, на картине изображены луна и солнце. Однако, как известно, они не обожествляются в христианской религии. Поэтому почему они персонифицированы, непонятно. По правде говоря, за такое богохульство в 1350 году недолго было и на костер угодить.
«Вознесение Христа», 1710 г.
Картина написана голландским художником Арентом де Гелдером и находится в Кембридже. Дискообразный объект светит лучами на Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Де Гелдер был учеником Рембранта и имел доступ к документам и архивам Ватикана. Именно поэтому некоторые исследователи считают, что своей картиной он хотел передать некое тайное знание.
«Мадонна со святым Джованнино», XV в.
Над левым плечом мадонны находится некий летающий объект. Чтобы привлечь к нему внимание, художник Доменико Гирландайо изобразил человека с собакой, смотрящих на объект. Человек прикрывает глаза рукой — возможно? потому, что объект металлический и блестит на солнце.
Гобелен «Триумф лета», 1538 г.
В верхней части гобелена «Триумф лета», который был создан в Брюгге в середине XVI века, изображены три дисковидных объекта. Так как божественные символы, которые изображались бы таким образом, науке неизвестны, доверчивые уфологи склонны считать, что художник изобразил именно НЛО. В настоящее время гобелен хранится в Баварском музее в Германии.
«Чудо снега», 1428–1432 гг.
На картине «Чудо снега» художника Мазолино да Паникале изображено событие, происшедшее в Риме в IV веке, когда в жаркий августовский день неожиданно пошел снег. Иисус и Мария, сидящие на облаке, наблюдают за горожанами. Все небо усеяно дисковидными предметами. Исследователи сходятся во мнении, что художник не стал бы изображать облака столь примитивным образом, так как остальные детали на картине прописаны очень тщательно.
«Израиль, уповай на Господа», XVII в.
На картине изображен гигантский дискообразный объект над горящей церковью. Полотно находится в доминиканском монастыре в городе Сигишоара, что в Трансильвании (Румыния). Автор картины неизвестен, но надпись на ней сделана на немецком и гласит «Israel, hoffe auf den Herrn» (псалом 113 «Израиль, уповай на Господа»). Библия была переведена на немецкий язык в 1523 году. Точное время создания также неизвестно, но монастырь, который находился на месте современного, был уничтожен пожаром в XVII веке.
«Прославление таинства евхаристии», 1600 г.
Картина кисти художника Бонавентуры Салимбени хранится в монастыре Сан-Лоренцо в Сан-Пьетро (Италия). Иисус Христос и Бог Отец держат в руках земной шар. Но некоторые исследователи, пребывая в бреду, полагают, что картина изображает не больше не меньше как путешествия во времени! А шар — это пульт, мол, управления. Видимо, художник побывал в будущем и увидел первые советские спутники, один из которых он изобразил.
«Распятие Христа», XVII в.
Картина хранится в храме Светицховели в Мцхете (Грузия). По бокам от креста находятся летающие объекты, внутри которых можно рассмотреть человеческие лица. Уфологи ликуют: еще одно подтверждение внеземной сущности Иисуса Христа. Сюда же укладывается версия о благой вести: архангел Гавриил на самом деле был специалистом, проводившим Марии медицинские процедуры по вживлению плода-инопланетянина. А про сына Бога он ей наврал, чтоб правдоподобнее было.
Погрузитесь в давнюю традицию купальщиков в искусстве
Мэри Кассат, «Купание женщины (туалетная)», 1890–1891 (Фото: Wikimedia Commons [CC0 1.0])
На протяжении веков художники черпали бесконечное вдохновение в скромной купальщице . Мыли ли мы в ванне, в тазу или в раковине, купающаяся фигура появлялась в искусстве с древних времен, кульминацией которой была муза, которая, кажется, парит над остальными.
Чтобы понять, почему такой, казалось бы, простой предмет имеет столь долгую историю, важно проследить его художественную эволюцию. Здесь мы размышляем о роли купальщика в искусстве, пробираясь сквозь вековые скульптуры, современные картины и другие произведения, произведшие фурор.
Посмотрите, как купальщицы фигурировали в некоторых из самых значимых художественных течений в истории искусства.
Классическая древность
После Праксителя, римская копия Афродиты Книдской, III век до н. э. (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
В Древней Греции ни один персонаж не пленял так, как Афродита. Символизируя любовь и красоту, богиня была идеальной музой для художников, что привело к созданию таких работ, как Афродита Книдосская . Первоначально созданное Праксителем, скульптором 4-го века, это произведение было одним из первых в Древней Греции изображений обнаженной женской фигуры в натуральную величину. Кроме того, поскольку на нем изображена Афродита, сжимающая полотенце, это также ранний пример купальщицы в искусстве.
Как и многие другие древнегреческие скульптуры, оригинальной Афродиты Книдосской больше не существует. Вместо этого его наследие поддерживается римскими копиями.
Средневековье
Джованни Баронцио, «Крещение Христа», 1330-е годы (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
В Средние века художники Европы в основном черпали вдохновение в религиозных мотивах. Имея это в виду, неудивительно, что средневековые купальщики чаще всего встречаются в произведениях, изображающих крещение (символическое очищение, которое в конечном итоге станет центральным в христианской традиции таинств) Иисуса Христа.
Согласно Библии, Иисус был крещен своим двоюродным братом Иоанном в реке Иордан. После своего очищения он вышел из воды, и «внезапно небеса отверзлись ему, и он увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, и восходящего на него». Эта сцена вдохновила мириады панно и позолоченных алтарей, созданных в средние века и даже в последующие века.
Возрождение
Пьеро делла Франческа, «Крещение Христа», 1450-е годы (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
В эпоху Возрождения — периода, отмеченного возрождением культурного интереса к классической античности — художники по-прежнему отдавали предпочтение религиозной иконографии. Художники эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи (ключевая фигура итальянского Возрождения) и Ян ван Эйк (пионер Северного Возрождения), особенно любили рисовать Святое семейство с отношениями между Иисусом и Иоанн Креститель снова в авангарде.
В то время как многие картины с изображением Иисуса и Иоанна Крестителя изображают пару как игривых маленьких детей, некоторые работы эпохи Возрождения исследуют важные события их взрослой жизни, включая крещение Христа. Подобно средневековым изображениям того же предмета, эти произведения часто запечатлевают момент, когда Иоанн «омывает» Иисуса освященной водой.
Голландский золотой век
Рембрандт, «Вирсавия в купальне», 1654 г. (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
В 17 веке просвещенные художники продолжали черпать вдохновение в ренессансном подходе к живописи. На Севере это привело к Золотому веку Голландии, эпохе процветания, начатой «Старым мастером» Рембрандтом.
Как и предыдущие художники, большая часть работ Рембрандта находилась под влиянием христианской традиции — даже его купальщицы. Рембрандт выполнил несколько картин Вирсавия , фигура из Ветхого Завета, когда она моется. Хотя эти картины напрямую вдохновлены библейским повествованием о Вирсавии (согласно Книге Самуила, царь Давид соблазняет купающуюся Вирсавию на прелюбодейную судьбу), эти картины, как правило, лишены неземных деталей, прокладывая путь нерелигиозным «купальщикам».
Неоклассика
Жан Огюст Доминик Энгр, «Купальщица из Вальпинсона», 1808 г. (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
Во Франции XVIII века художники-неоклассики вновь обратились к идеализированному искусству Древней Греции и Рима и оживили его. Несмотря на то, что неоклассические картины выполнены в стиле, вдохновленном древностью, они часто демонстрируют современные сцены и предметы — подход, типичный для Купальщица Вальпинсона Жана Огюста Доминика Энгра.
Купальщица Valpinçon заметно изображает обнаженную женщину, готовящуюся к мытью. В дополнение к своим тонким линиям и изысканным тонам (французские писатели Эдмон и Жюль де Гонкур отметили, что «сам Рембрандт позавидовал бы янтарному цвету этого бледного торса»), Купальщица Вальпинсона известна своим влиянием — как на Энгра, ‘ (он послужил «этюдом» для Турецкая баня , его последнего шедевра) и одного из самых важных пионеров современного искусства.
Модернизм
Эдгар Дега, «Ванна», 1886 г. (Фото: Wikimedia Commons [Public Domain])
В 1855 году к Энгру обратился Эдгар Дега, молодой художник, работавший переписчиком в Лувре. Как страстный поклонник признанного художника (в конце концов он добавил около 20 работ Энгра в свою личную коллекцию), Дега был особенно восприимчив к его советам, которые находили отклик у него на протяжении всей его карьеры. «Рисуйте линии, юноша, — сказал он, — и еще линии, как с натуры, так и по памяти, и вы станете хорошим художником».
В дополнение к адаптации внимания Энгра к линии, Дега перенял один из своих любимых сюжетов: купальщицу. В последние десятилетия своей жизни Дега переключил свое внимание со своих фирменных танцующих девушек на женщин по адресу la Toilette . Эти рисунки, выполненные пастелью и углем, должны были предложить вуайеристские взгляды на его предметы, «как если бы вы смотрели в замочную скважину», иллюстрируя интерес импрессионистов к повседневным предметам.
Современное искусство
Сегодня художники продолжают исследовать тему купания в своем творчестве. Одним из современных деятелей, который нашел свободное вдохновение в этом мотиве, является Дэвид Хокни, пионер поп-арта, известный своими картинами бассейнов .
Будь то отражение Портрет художника, откровенный снимок Загорающего или даже этюд Большой всплеск , картины Хокни у бассейна придают современный вид традиционной купальщице. Но в отличие от предшествующих художников, которые были очарованы самими фигурами, Хокни привлекает их водное окружение — подход, который прекрасно передает изменчивую природу знаменитого предмета.
«Вода в плавательных бассейнах меняет свой вид больше, чем в любой другой форме, — пояснил он, — ее цвет может быть создан человеком, а ее танцевальные ритмы отражают не только небо, но и, благодаря ее прозрачности, глубину воды как хорошо. Если водная гладь почти неподвижна и стоит сильное солнце, то повсюду появляются танцующие линии с цветами спектра».
Статьи по теме:
8 всемирно известных художников, которых привлекала работа пастелью
Фра Анджелико и Благовещение: как эфирное событие вдохновило художника раннего Возрождения
Крупная выставка впервые исследует влияние Ван Гога на Дэвида Хокни
Узнайте увлекательную историю «Офелии», культовой картины прерафаэлитов
Почему история искусства полна людей, принимающих ванны
Искусство
Дигби Вард-Алдам
24 июля 2018 г. 17:14
Поль Сезанн, Большие купальщицы , 1900–06. Предоставлено Художественным музеем Филадельфии.
Фигура купальщицы — один из самых распространенных визуальных образов в истории западного искусства. От древних Афин до 19 в.В Париже 20-х годов и позже художники и скульпторы представляли купание различными способами с множеством различных целей, будь то обучающие, возбуждающие или аллегорические.
Даже сегодня эта традиция продолжает оказывать влияние на художников, работающих за пределами традиционных фигуративных представлений. Одним из таких является уроженец Гонконга, проживающий в Бруклине художник Пол Чан, чья новая выставка «Одиссей и купальщицы», заказанная Неоном, недавно открылась в Афинском музее кикладского искусства. Хотя его тема может быть древней, его заботы не что иное, как современные.
Войдя, вы сталкиваетесь с прозрачной сидящей фигурой, изгибающей туловище вверх и вниз, а ее ноги стучатся вместе в ритме подъема и опускания груди. Хотя его обезглавленное «тело» представляет собой не что иное, как искусно сшитый нейлоновый мешок, а его искусственный «дыхательный» аппарат — вентиляторная система, соединенная толстыми кабелями, разбросанными по полу, как спагетти, — демонстративно не скрыта, что-то в этой скульптуре есть сверхъестественное. человек. Его движения неудобны; даже невротик: это все равно, что увидеть незнакомца на грани эмоционального срыва.
Вид инсталляции Пола Чана, La Baigneur 9 (Polypelope) , для «Одиссея и купальщиков» в Музее кикладского искусства, Афины, Греция, 2018 г. Фото © Panos Kokkinias. Предоставлено художником и Грином Нафтали, Нью-Йорк.
Реклама
Эта крутящаяся фигура изображает Пенелопу (жену Одиссея). Продолжая гомеровские ассоциации, другие «купальщики» свободно заменяют Телемаха, сына Пенелопы, и троих женихов, которые безуспешно пытались ухаживать за ней во время 20-летнего отсутствия ее мужа в своем королевстве. Фигура, основанная на самом Одиссее, появляется в виде желтой фаллической колонны из вздымающейся ткани, заключенной в шкаф, в то время как Телемах изображается как угольно-черная фигура, согнутая в талии («как будто [он] страдал астмой»). атаку», — сказал Чан). Женихи, сшитые из нейлона основного цвета, образуют треугольник вокруг участка зеленого ковра — композиция, сознательно напоминающая «9» Анри Матисса.0020 Танец (1909).
Тем не менее, тон шоу явно менее восторженный, чем можно было бы предположить из этой ссылки. Чан подошел к своему предмету с современной и не совсем праздничной точки зрения, признавая, что ассоциация, которую мы имеем с фигурой купальщика сегодня, сильно отличается от того, что могло бы быть исторически.
«Одни из самых впечатляющих изображений купающихся, которые я видел в последнее время, — это фотографии отдыхающих на пляже, когда беженцы выбрасываются на берег», — сказал он. «Я хотел обновить художественную историческую традицию для 21 века». Это, конечно, немалая амбиция, потому что, как мы увидим, эта тема является одной из самых богатых, самых разнообразных — и, по сути, проблематичных — в истории культуры.
Вид инсталляции Пола Чана, Les Baigneurs (женихи как беглецы как женихи) , для «Одиссея и купальщиц» в Музее кикладского искусства, Афины, Греция, 2018. Фото © Panos Kokkinias. Предоставлено художником и Грином Нафтали, Нью-Йорк.
Даже для богатых личная гигиена не всегда была приоритетом. Один из первых фактов, который британские школьники узнают на уроках истории, заключается в том, что королева Елизавета I купалась только раз в месяц, предпочитая маскировать запах своего тела духами. Однако в древнем мире купание считалось важным ритуалом. Археологические находки на острове Крит датируются 2-м тысячелетием до н.э. обнаружили специальные камеры, предназначенные для омовения, и купание было обычным предметом для яркого стиля росписи ваз, который до сих пор дает нам самое красноречивое свидетельство повседневной жизни в Древней Греции. Как свидетельствуют общественные бани, которые были особенностью городов Римской империи, культура купания стала еще более институционализированной по мере того, как значение греческих городов-государств уменьшалось.
Акцент на чистоте в мифологии и литературе Греции и Рима отражает ее значение. Гомер, например, неоднократно купал Одиссея, а Агамемнон был убит в ванне по возвращении из Трои. Позже поэт 1-го века нашей эры Овидий пересказал историю об Актеоне и Диане в своих « Метаморфозах », в процессе создания одной из самых ужасающих жестоких историй в литературном каноне. Охотник Актеон выслеживает свою добычу, когда натыкается на богиню Диану, купающуюся в лесу в компании своей свиты нимф. В ужасе она превращает его в оленя; лишенный способности говорить, Актеон не может помешать своим обезумевшим от крови гончим разорвать его тело в клочья.
Тициан
Диана и Актеон , 1556-1559
«Джордж Шоу: Мое возвращение к природе» в Национальной галерее, Лондон
Эта история была предметом обсуждения многих художники эпохи Возрождения, возможно прежде всего Тициан. В лондонской Национальной галерее его интерпретация истории (1556–1559 гг.) изображает Актеона в момент его злополучного открытия, когда он отдергивает занавеску, чтобы обнажить скромность обнаженной богини. Такие же обнаженные нимфы в ужасе отшатываются, когда маленькая собачка тявкает, а Диана яростно отводит взгляд. Актеон тем временем стоит в оцепенении: очевидно, он имеет некоторое представление о том, в какой беде он оказался.0003
Сцены купания были обычным явлением в искусстве эпохи Возрождения и барокко. В почти полностью утерянном мультфильме Микеланджело «Битва при Кашине » (1504 г.) обнаженные флорентийские солдаты поднимались после купания в реке при приближении врага, в то время как « женщина, ловящая блоху» Жоржа де Латура (ок. 1638 г.) интимный вид своего субъекта, очищающего себя. А на одной из своих величайших картин, написанной в 1654 году, Рембрандт изобразил Вирсавию, смирившуюся с моральной дилеммой, поставленной перед ней алчным царем Давидом, который шпионил за ней, пока она купалась; вы не можете не задаться вопросом, смотрим ли мы с его вуайеристской точки зрения.
Во Франции 18-го и 19-го веков такие художники, как Франсуа Буше, Ж.А. Д. Энгр и Эжен Делакруа отбросили классические и библейские ассоциации со сценой купания и начали использовать ее как средство более натуралистического изображения обнаженной натуры. Однако с течением века водопровод становился все более и более повсеместным в буржуазных домах, признаком современности, который перекликался с родовыми муками современного искусства. Купальщица в живописи — так часто изображали на пленэре раньше, купаясь в прудах или ручьях, уединялся в помещении, приобретая совершенно новый характер. Сцены Эдгара Дега, в которых женщины моются, ясно показывают, что купание, которое с древних времен представлялось как коллективное занятие, теперь стало почти исключительно частным ритуалом. То, что он присутствовал, чтобы наблюдать за своими моделями, когда они купались, усложняет его изученный реализм.
Рембрандт ван Рейн
Вирсавия , 1654
Лувр, Париж
Постоянная коллекция
Эдгар Дега, Женщина в ванне , c. 1883 г. Фото с Викисклада.
Дега был не единственным современным художником, интересующимся сценой купания. Художники, в том числе Жорж Сёра, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн и Поль Гоген, присвоили классический образ и использовали его, чтобы продемонстрировать как новый способ видения, так и другую форму естественной и физической красоты. Например, в картине Сёра « Купальщиц в Аньере » (1884) представлена сцена, которая издалека казалась вневременной: группа купальщиков в разной степени раздетости бездельничает на живописном берегу реки. Однако, подойдя ближе, сцена оказывается в целом более современной: на горизонте фабрики в промышленном парижском пригороде Клиши изрыгают дым в воздух, а сама техника рисования представляет собой электрическую путаницу широких мазков и быстрой штриховки. .
К 1920-м годам купальщица стала одним из самых распространенных мотивов в современном искусстве. Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Пьер Боннар и Жан Метцингер взяли на вооружение старый образ и погрузили его в ХХ век. Кубизм взял знакомую фигуру купающейся женщины и деконструировал, переставил и преломил ее спину, как если бы сцена разворачивалась в отражении в зеркальном диско-шаре. Сюрреализм пошел еще дальше: Сальвадор Дали и Жоан Миро соответственно превратили своих героев в куски мяса и паукообразных колоссов.
Карл Холти
Купальщица у моря , 1935
Caldwell Gallery Hudson
Во всем этом, конечно, есть не очень прогрессивный аспект. Хотя взгляд современных художников на купальщицу частично был связан с созданием самого образа, их усилия приобретают новый вес, если смотреть с феминистской точки зрения. Хотя есть несколько примечательных сцен мужского купания (на ум приходит « Les Baigneurs » Пикассо, 1921–1922), сюжеты этих картин преимущественно женские. Понятые в этом свете, даже самые вневременные из этих образов могут быть прочитаны как упражнения в объективации их субъектов, сведении их к персонажам, играющим роль сексуализированного реквизита. Можно возразить, что многие из этих работ заставляют созерцать как художника, так и, что еще более тревожно, зрителя.
Что богиня Диана сделала бы с Пикассо, Гогеном или Матиссом, вторгшимся в ее частную жизнь, мы можем только представить. Со своей стороны, Чан смотрит на якобы вуайеристские качества купающейся фигуры с точки зрения нюансов. С его точки зрения, в этом тропе есть что-то приятное и праздничное — и в то, что можно описать только как тревожный момент мировой истории, простое удовольствие и празднование — это вещи, которые нельзя сбрасывать со счетов как легкомысленные. «Я хотел войти в традицию купальщика», — просто сказал он. «Это тема, которая охватывает сексуальность, человеческое тело, то, что нас привлекает, и изменение отношения к этому». Визуальная традиция, как ее видит Чан, также вызывает некоторые действительно экзистенциальные проблемы. «Здесь возникают настоящие вопросы: что значит быть человеком; каково наше отношение к природе, если, конечно, можно сказать, что природа уже существует», — сказал он.