Детская современная: Современная детская мебель для девочек в интернет магазине Rumpa.ru

Содержание

о чем она и для кого

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Какие задачи решает детская литература сегодня? Чем современные книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет? Ушла ли в небытие их «воспитательная функция»? Об этом мы поговорили с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, руководителем авторского научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» Екатериной Асоновой.

— Какие темы сегодня поднимают авторы детской литературы?

— Российский книжный рынок настолько огромен, что составить полный список очень трудно. Если дать общую характеристику, то тематика детской литературы не отличается от предыдущих периодов ее развития — это поддержка родителей в вопросах воспитания ребенка. Книги, благодаря которым малыш учится называть предметы окружающего его мира, эмоции и чувства, человеческие отношения. 

Так как мир меняется, про него можно бесконечно писать новые и новые книги для детей. Меняются не только техника или предметы быта, а правила человеческих отношений, наше представление о них, то есть то, что в школе принято называть «основной мыслью» и «тем, что хотел сказать автор».

Попробую выделить некоторые тренды развития новейшей детской литературы. 

Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему «предлагают» читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в «Цветике-семицветике», не исключительные способности и победа, как в «Гадком утенке», а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио «Чудо» (возможно, кто-то знает фильм по этому произведению). Тема инклюзии, на мой взгляд, касается не только инвалидности, но и социальных проблем неравенства, обделенности, помощи нуждающимся.

Во-вторых, это тема познания, причем новая научно-популярная литература старается отвечать на самые трудные детские вопросы: почему люди пукают? Как устроена власть? Что такое грудное вскармливание? Как сказать «нет»? И в этом нет «падения нравов» — это всего лишь стремление талантливых взрослых протянуть руку помощи другим взрослым: родителям, которым предстоит отвечать на вопросы детей.

Мы же понимаем, что вопросы о том, как устроено наше тело, у ребенка обязательно есть. И от ответов на эти вопросы — со смешками от друзей или спокойно и нейтрально от родителей — зависит отношение ребенка к своему здоровью. Научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, называть правильно части тела — вот что нужно человеку, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью, не стыдиться своего тела, уметь с ним договариваться.

Это не значит, что перестали писать книги о технике, истории. Напротив, о них пишут: есть прекрасная книжка об истории телефона Натальи и Василия Волковых, совершенно удивительные графические исторические исследования Александры Литвиной и Анны Десницкой «История старой квартиры», «История метро» и «Транссиб».

Ольга Громова, Ольга Колпакова, Юлия Яковлева, Эдуард Веркин, Марина Аромштам и многие-многие другие российские авторы обращаются к теме истории нашей страны (и не только нашей), чтобы найти слова для рассказа о самых сложных событиях прошлого. А переводная литература дарит нам новые способы рассказывать об истории: через предметы повседневности, историю моды, очень конкретных общественных явлений. 

— Выполняют ли современные книги воспитательную функцию?

— Очевидно, что представления о том, как воспитывать детей, меняются. Но в чем-то они остаются неизменными, потому что в воспитании есть две составляющие. Первая — поддерживать ребенка и открывать ему мир вокруг, стараться создать для него безопасное пространство. Вторая — несколько циничная, но такова жизнь: чтобы выжить с ребенком, его нужно сделать «удобным», то есть научить правилам и дисциплине. 

Современные книги продолжают помогать взрослым воспитывать своих детей. Причем поддерживают любой баланс названных выше составляющих: кто-то считает, что безопасность — в ограждении от вредной информации, кто-то, напротив, предпочитает обо всем предупреждать и говорить открыто, но на специальном детском материале. Книги есть и для первых, и для вторых.  

Иными словами для детской литературы воспитательная функция — основная. Даже странное и кажущееся исключительно развлекательным при внимательном рассмотрении оказывается воспитательным, так как дает возможность ребенку узнать новое о себе и/или о мире, а взрослому — обсудить это с ребенком. 

Например, вы видите на прилавке книгу с «пугающим» названием «Капитан Подштанник». Почему туалетный юмор — это смешно? Что скрывается за смехом? Что такое «чувство неловкости»? И почему у книги столько положительных отзывов родителей, которые пишут о том, что после нее ребенок начал читать?

— Как вы относитесь к «повзрослению» детской литературы: «фекальному» юмору, разговорах о «многополости»?

— Смеяться над словом «какашка» — это как раз не про повзросление, а про признание чего-то детского. Я уже сказала выше, повторю и тут: снять запреты с физиологических тем в диалоге взрослого и ребенка важно для выстраивания доверительных отношений.  

Если взрослому не нужна для этого книга, то пусть расскажет о газах, анусе, половых органах сам. Но отказываться об этом говорить — это выводить тему «в подворотню». Смешные книги о неприятном или страшном — повод говорить с ребенком о смеховой культуре на очень простом и понятном материале из его личного опыта. 

— Где-нибудь за границей в детских книгах присутствуют темы патриотизма, национальной идеи, веры в ту или иную идеологию?

— Во всем мире издается много книг и иной печатной продукции о родном крае. Нет образования без такого рода материалов. Просто для кого-то патриотизм — это про танки и военные победы, а для других — про современных художников или экологию. Идеология — это про ценности. Что важнее, личность или коллектив? Общественное выше личного? Отношения в семье — это иерархия или доверительные отношения? 

Книги на гражданские темы, социальные — это идеология? А книги о трудных вопросах истории воспитывают патриотизм? Давайте договоримся о том, что любовь к родине может быть и в случае, когда признаются ошибки, приведшие к необратимым последствиям, когда видны несовершенства, которые хотелось бы исправить, когда ценно буквально все. Но может быть и другая точка зрения на эту тему. Думаю, она вам известна: когда патриотизм связан с опорой только на позитивный и неприступный образ родины. В Европе такого мало, если не сказать, что нет совсем, потому что людям не страшно признавать ошибки прошлого.

— Какой должна быть современная русская детская литература с учетом советского и иностранного опыта?

— В первую очередь, детская литература должна быть поддерживающей взрослых, дающей им опору для выстраивания доверительных отношений с ребенком и подростком. Например, такими являются небольшие истории с картинками Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен про девочку Весту Линнею, сказки Астрид Линдгрен, рассказы Виктора Драгунского или стихи Михаила Яснова.

Детская литература должна помогать находить слова для описания всего на свете, особенно нового, непонятного, сложного. Для детей это книги Аллы Беловой, Петра Сохи, Оскара Бренифье.

Подростковая литература должна поддерживать молодых людей в их самоопределении, в трудных ситуациях. Не предлагать им стерильный мир, а честно рассказывать о его трудностях, помогая понимать мотивы поступков и делать собственный выбор. Об этом повести Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Ларисы Романовской, Ульфа Старка, Дэвида Алмонда, Гарри Шмидта.

Детская и подростковая литература должна быть проводником в мир чувств, творчества, игры и искусства: это первые поэтические опыты, внутренняя работа с образом, вербальным и визуальным. Поэзия Артура Гиваргизова, Михаила Яснова, Григория Кружкова, Марины Бородицкой, Алексея Олейникова раскрывает для детей возможности современного языка, приглашает к эксперименту, вовлекает в наблюдения. Современные сказки, лирические зарисовки — должны отвечать потребности молодого человека наблюдать и любоваться миром вокруг.

— Произведения кого из современных российских детских писателей и поэтов вы могли бы рекомендовать самой широкой детской аудитории? А какие призвали бы игнорировать, а то и вовсе запретить?

— Смотрите каталог «Гайдаровки» (Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара — прим. ред.) «100 лучших детских книг». Это ежегодный перечень новых изданий, которые рекомендуют лучшие взрослые читатели детской литературы. А запретить… запретить надо запрещать. Читаем мы, чтобы думать. И принимать свои решения.


Материалы по теме:

  • Как заинтересовать «цифровых» детей чтением? 9 советов от американских экспертов;
  • Что такое осмысленное чтение и как его развивать?
  • Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

20 современных детских книг, которые стоит прочесть

Публикации раздела Литература

Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара представила каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Многие издания, которые в него вошли, выпущены на русском языке впервые. Мы отобрали 20 самых увлекательных книг из этого списка. Выбирайте чтение по душе: книгу-панораму о тираннозаврах, историю освоения Антарктиды или «Зверские сказки» о лесных обитателях.

Валентин Серов. Саша Серов (фрагмент). 1897. Частное собрание

Нон-фикшн

Софи Блэколл. «Если ты прилетишь на Землю»

Изображение: ozon.ru

Книгу «Если ты прилетишь на Землю» создала американская художница и иллюстратор Софи Блэколл. Источником ее вдохновения стали дети, которых она встретила, когда путешествовала по Республике Конго, Индии, Руанде и Бутану в рамках поддержки ЮНИСЕФ и организации «Спасем детей». Издание с картинками представляет собой путеводитель по Земле для пришельца из космоса. Софи Блэколл рассказывает о воде, погоде, птицах, одежде, чувствах и многом другом. Она призывает помнить, что люди на нашей планете — это одна семья с общим домом.


Дугал Диксон. «Тираннозавр Рекс. Интерактивная книга-панорама»

Изображение: mann-ivanov-ferber. ru

Дугал Диксон — британский писатель и всемирно известный специалист по динозаврам. Он консультировал авторов программ и фильмов о доисторических существах в Америке, Великобритании и Японии. Его интерактивная книга-панорама «Тираннозавр Рекс» помогает изучить строение и образ жизни одного из самых крупных наземных хищников за всю историю Земли. Иллюстрации к изданию нарисовала американская художница Рэйчел Колдуэлл, а на русский язык его перевел Константин Рыбаков.


Михаил Савинов. «Как открыли Антарктиду»

Изображение: labirint.ru

В книге «Как открыли Антарктиду» историк и писатель Михаил Савинов рассказал о Первой русской антарктической экспедиции. В 1819 году 190 человек отправились в путешествие по водам Южного океана на двух шлюпах — «Восток» и «Мирный». Их главной целью было выяснить, существует ли на самом деле таинственный шестой материк Земли возле Южного полюса. Возглавляли экспедицию два знаменитых российских адмирала — Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.


Андрей Дубровский. «Мы живем в Древней Греции. Энциклопедия для детей»

Изображение: labirint.ru

Историк и писатель Андрей Дубровский составил энциклопедию о «колыбели западной цивилизации» — Древней Греции. Книга разделена на главы, которые знакомят читателей с географией городов-государств, греческими богами, мифическими героями и бытом местных жителей. А еще в энциклопедию вошли истории о древнегреческом алфавите, Олимпийских играх и великих завоевателях.


Евгения Гюнтер. «Я принцесса!»

Изображение: ozon.ru

В книге «Я принцесса!» писательница Евгения Гюнтер рассказала о 12 вымышленных принцессах из разных стран и эпох. При этом она с исторической точностью описала быт юных титулованных особ из Древней Индии, Франции, Великобритании, Российской империи, Северной Африки и других государств. Читатели узнают, какому распорядку дня подчинялись принцессы, какие наряды носили, как к ним обращались подданные и что за будущее их ожидало.


Любовь Новицкас.

«Декабристы»

Изображение: labirint.ru

Любовь Новицкас собрала в книге «Декабристы» исторические документы, воспоминания, очерки и отрывки из писем, связанные с российским движением декабристов начала ХIХ века. Иллюстрации для интерактивного издания выполнили художницы Анна Новоселова-Чанга и Анастасия Безгубова. Каждый разворот посвящен отдельному событию или личности, которые связаны с восстанием декабристов. В книге есть выдвижные элементы и объемные рисунки, а еще к ней прилагается настольная игра.


Ксения Ремезова. «Мчится поезд «Авангард»

Изображение: labirint.ru

Историк искусства и педагог Ксения Ремезова написала книгу «Мчится поезд «Авангард» совместно с художницей-иллюстратором Олесей Гонсеровской. Основой стали воспоминания, манифесты, дневниковые записи современников и отзывы критиков о русском искусстве начала XX века. Главные герои книги — художники Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталия Гончарова, Владимир Татлин. По словам Ремизовой, стимулом для работы над изданием был «эксперимент, поиск языка, новаторство — все, что ускоряло художественную мысль и действия художников русского авангарда».


Петр Воротынцев. «На сцене. История театра»

Изображение: labirint.ru

Книга «На сцене. История театра» начинается с рассказа о том, что такое игра в жизни людей вообще и как зародился театр в древности. Автор последовательно знакомит читателей с основными этапами развития театрального искусства и главными мировыми драматургами — Уильямом Шекспиром, Жан-Батистом Мольером и Пьером Корнелем. Отдельные главы издания посвящены опере, балету и детским театрам. Текст преподавателя истории театра и кино Петра Воротынцева дополняют иллюстрации художницы Алисы Юфы.


Анастасия Строкина. «Чайковский. Торжество света»

Изображение: livelib.ru

Детская писательница и переводчица Анастасия Строкина для своей книги «Чайковский. Торжество света» обработала и изложила биографию композитора. Автор подробно рассказала о детстве Чайковского и о ключевых моментах его жизни. Отдельно она описала, как композитор создавал свои произведения. Например, в своей последней, Шестой симфонии он «поделился памятью о собственной жизни, о начале, о сомнениях и надеждах, об успехе и разочаровании, о любви и одиночестве, о силе и страхе, о свете и бесконечной темноте. Нужно только внимательно прислушаться, никуда не торопиться, довериться музыке — и она все расскажет так честно, так правдиво, как никто другой больше не умеет».


Дина Артёмкина. «Станиславский. Первый русский режиссер»

Изображение: labirint.ru

Автором биографии известного театрального режиссера Константина Станиславского стала писательница Дина Артёмкина. Она объяснила читателям, что такое театр и спектакль, рассказала, как в юном Константине Алексееве, который позже взял псевдоним Станиславский, зарождалась любовь к этому виду искусства. Из этой книги дети узнают о первых работах Станиславского и о том, как благодаря ему в конце XIX века в России появился режиссерский театр.


Художественная литература

Бьёрн Рёрвик. «Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросенке»

Изображение: labirint.ru

Норвежский автор Бьёрн Рёрвик пишет истории о дружбе и приключениях Лиса и Поросенка с 1996 года. Эта серия получила премию Министерства культуры Норвегии, ее перевели на несколько языков. Героев Рёрвика часто сравнивают с персонажами сказки о Винни Пухе Алана Милна.

Книга «Акулиска враг редиски и другие истории о Лисе и Поросенке» состоит из пяти веселых рассказов о поисках кукушки, скачках на королевской плюгавой, спасении урожая редиски, поисках лисумрудов и поросяхонтов, добыче дынного йогурта. В России она вышла в переводе Ольги Дробот при поддержке фонда NORLA (Норвежская литература за рубежом).


Константин Арбенин. «Как я подружился с летом. Из дневника сказочника»

Изображение: livelib.ru

Книга поэта, прозаика и музыканта Константина Арбенина «Как я подружился с летом. Из дневника сказочника» состоит из 30 историй о чудесах, которые произошли с главным героем, когда он приехал в старый деревенский дом. Автор наделяет неодушевленные вещи характерами, дает растениям и погодным явлениям собственные голоса. А красочные иллюстрации Ольги Колядиной помогают оживить волшебный мир писателя.


Анна Старобинец. «Зверские сказки»

Изображение: ozon. ru

В «Зверских сказках» Анна Старобинец рассказывает предысторию героев ее цикла «Зверский детектив». Книга состоит из легенд, сказок, стихов и песен, которые звери в разных лесах мира рассказывают и поют своим детенышам перед сном. Здесь читатели встретятся с маленьким Барсукотиком, щенком Мухтарчиком, братишками-сычиками Угом и Чаком и другими героями. Истории предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста.


Мириам Даман, Николя Дигард. «Тайна Волка»

Изображение: labirint.ru

«Далеко-далеко на севере стоял лес, дремучий и всеми забытый» — так начинается книга «Тайна Волка» французских писателей Мириам Даман и Николя Дигард. Они по-новому обыграли сюжет известной сказки про Красную Шапочку. Рассказ идет параллельно: авторы книги излагают историю Волка, а художница Джулия Сарда показывает жизнь героини — молодой женщины, которая ухаживает за больным отцом. При создании иллюстраций Сарда вдохновлялась творчеством российского художника Ивана Билибина.


Анна Красильщик. «Давай поедем в Уналашку»

Изображение: labirint.ru

Главным героем книги Анны Красильщик «Давай поедем в Уналашку» стал мальчик Марк по прозвищу Морковкин. Он затевает собственное детективное расследование, чтобы узнать все о дедушке. Писательница Людмила Улицкая так рекомендовала это произведение: «Наконец-то в России появилась первая современная детская книжка XXI века. Не сказка, не детектив, а прекрасная история сегодняшнего мальчика. Оторваться от нее невозможно!»


Якоб Вегелиус. «Эсперанса»

Изображение: chitai-gorod.ru

Читатели знакомы с творчеством шведского автора Якоба Вегелиуса по книге о приключениях говорящей обезьяны «Правда о Салли Джонс». За нее писателя наградили премией имени Августа Стриндберга. Книгу «Эсперанса» Вегелиус написал и проиллюстрировал в 1999 году, но в России она вышла только в 2020-м.

Главный герой — уличный жонглер Халидон — ищет своего пропавшего друга Капитана. На протяжении всей истории он не теряет надежды (именно так переводится название книги с испанского).


Алексей Олейников. «Бежать нельзя остаться»

Изображение: labirint.ru

«Бежать нельзя остаться» — это сборник историй о подростках-беженцах и их семьях, все они основаны на реальных событиях. Текст подготовил писатель Алексей Олейников, а иллюстрации выполнили студенты Высшей школы экономики. Книга рассказывает о сложностях, с которыми пришлось столкнуться вынужденным мигрантам, и содержит памятку о том, как помочь оказавшимся в подобной ситуации.


Евгения Двоскина. «А Саша выйдет?» Советское детство в историях и картинках»

Изображение: ozon.ru

Евгения Двоскина — член Союза художников России и Международной федерации художников. С 1980-х годов она иллюстрирует издания Астрид Линдгрен, Николая Носова, Юрия Коваля, Ксении Драгунской и многих других. Для книги «А Саша выйдет?» Советское детство в историях и картинках» Двоскина нарисовала 110 картинок с историями-комментариями. В жизни ее героев есть рейтузы и кусачий свитер, диафильмы и страшилки, сачки и пионерские галстуки, вареная сгущенка и конфеты «Взлётные». Книга познакомит современных детей с тем, что окружало их родителей и старших родственников в прошлом.


Уилсон Роулз. «Там, где папоротник красный»

Изображение: labirint.ru

Мировой тираж книги американского писателя Уилсона Роулза «Там, где папоротник красный» составил более 14 миллионов экземпляров. Это классический роман взросления, действие которого происходит в 1930-е годы, во времена Великой депрессии. Он рассказывает о приключениях мальчика Билла Колмана и двух его охотничьих собак — Малышки Энн и Старины Дэна. Книгу дважды экранизировали — в 1974 и в 2003 году. А ее героям в США поставили два памятника.


Дарья Полукарова. «Зовите меня Джин Миллер»

Изображение: labirint.ru

Дарья Полукарова написала книгу «Зовите меня Джин Миллер» в жанре школьной повести. Ее главная героиня, девятиклассница Женя Высоцкая, считает себя человеком без интересов, спасается от проблем музыкой и сериалами, а еще она уверена, что «настоящая жизнь случается только с другими». Но однажды Высоцкая становится свидетельницей загадочных событий, а потом и участницей школьного расследования.


Автор: Инна Докучаева

Теги:

Детские книгиПодборка литературыКнигиДля детейЛитератураПубликации раздела Литература

Ещё

товаров для творчества и рукоделия, проекты «сделай сам», видео и многое другое!

Товары для творчества и рукоделия, проекты «сделай сам», видео и многое другое!

Набор для рисования яиц

14,99 $

19,99 $

Мелки для яиц Confetti (набор из 6 шт.)

9,74 $

12,99 $

ПРОДАНО

Kid Made Modern Cosmic Craft Kit V2

8,99 $

14,99 $

Набор для рукоделия Kid Made Modern Enchanting

8,99 $

11,99 $

ПРОДАНО

Детский современный дневник отпуска

8,99 $

12,99 $

Набор украшений Kid Made Modern для путешествий

7,99 долл. США

12,99 долл. США

Kid Made Modern Rainbow Block Crayon

2,10 $

6,99 $

Kid Made Modern Giant Crazy Crayon

4,99 долл. США

9,99 долл. США

Kid Made Modern Giant Crazy Crayon — яркий

6,99 $

9,99 $

Kid Made Modern Giant Crazy Crayon — неоновый

6,99 $

9,99 $

Набор моющихся красок Kid Made Modern

12,99 $

22,99 $

Бумажный блокнот для акварели Kid Made Modern

4,99 $

7,99 $

ПРОДАНО

Kid Made Modern Ожерелье с единорогом V1

1,99 $

3,99 $

ПРОДАНО

Детское ожерелье с современной акулой

1,99 долл. США

3,99 долл. США

Комплект ожерелья Kid Made Modern Cosmic

1,99 $

3,99 $

ПРОДАЖА

Kid Made Modern Набор для рисования и раскрашивания на ходу

20,80 $

26,00 $

Набор браслетов дружбы Kid Made Modern On-The-Go

8,99 $

12,99 $

Набор для рисования Kid Made Modern

7,99 долл. США

12,99 долл. США

Набор для раскраски Kid Made Modern

8,99 $

12,99 $

Детские современные мелки с изображением единорога (набор из 3 шт.)

2,99 долл. США

5,99 долл. США

О нас

В Made Modern мы стремимся вдохновлять творческих людей каждого поколения.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Избранные коллекции

Бестселлеры

Начинка для пасхальных корзинок

Пасхальные наборы для творчества

Наборы для самостоятельной сборки ограниченной серии

Пасхальные поделки

Приготовьтесь к Пасхе с этими веселыми и праздничными поделками для каждого кролика

Купить сейчас