железные печи для бани своими руками, размеры конструкции, схема металлической самодельной печки, изготовление
Содержание:
Использование банных печей из металла
Конструкционные особенности современных металлических печей
Устройство печей из металла
Виды топлива и типы печей
Преимущества и недостатки печек из металла
Значение формы банной печи
Разновидности металлических печей
Самостоятельное конструирование металлической печи
Особенности процесса установки банного агрегата
Сейчас баня стала не только местом, где можно помыться, здесь посетители получают оздоровительные процедуры, исцеляющие тело и душу. Часто любители попариться в собственной банной постройке предпочитают своими руками собрать отопительный агрегат для нее. Для этого им могут понадобиться чертежи печки для бани.
Использование банных печей из металла
Уже на протяжении многих лет металлические печи составляют конкуренцию традиционным отопительным конструкциям, выложенным из кирпичей. Их устанавливают как в частных домовладениях, так и в банных постройках.
Востребованность агрегатов из металла объясняется наличием у них важных достоинств:
- нагрев в течение короткого времени;
- доступная стоимость;
- высокая теплопроводность;
- нет необходимости возводить высокопрочный фундамент;
- несложный процесс установки.
Последнее преимущество является особенно важным для тех, кто планирует такой прибор изготовить самостоятельно. Но для этого нужно уметь читать чертежи банной печи из металла. Также следует знать, что в случае нерационального применения такого агрегата или несоблюдения технологии его изготовления велика вероятность возникновения пожара.
Конструкционные особенности современных металлических печей
Самым простым примером конструкции банных печей из металла своими руками считается буржуйка. Она состоит из оборудованного трубой и дверцей ящика. Ее главный недостаток – это незначительная теплоотдача при большом расходе топлива. Поэтому сейчас буржуйку используют крайне редко.
Современные агрегаты из металла имеют более высокий класс пожаробезопасности. Их производят из листового материала, толщина которого не превышает 4-5 миллиметров. У них имеется тепловая камера для засыпки камней (прочитайте: «Как уложить камни в банную печь правильно, какие камни лучше использовать»). Часто их конструкционное решение предусматривает возможность обустройства дополнительного водяного бака объемом до 70 литров.
С целью обеспечения равномерного прогревания воздуха в агрегате и снижения его пожароопасности делают облицовку огнеупорным кирпичом. При отсутствии необходимости создавать особо прочный фундамент под печь достаточно будет наличия крупногабаритного основания, которым может стать цементная плита с покрытием из кафельной плитки, либо металлический лист, либо огнеупорный кирпич.
Устройство печей из металла
Если внимательно рассмотреть чертежи банных печей из металла с размерами, то их по конструкционному решению можно разделить на несколько разновидностей:
- Агрегаты закрытого типа. Компактные размеры этих печей позволяют устанавливать их в небольших по площади банных постройках, которыми пользуются члены семьи. Чтобы повысить теплоемкость, конструкции с наружной стороны и изнутри выкладывают огнеупорным кирпичом, применяя металлических скреп. В их средней части помещают решетку для камней.
- Агрегаты открытого типа. Они отличаются наличием бака для воды, имеющего небольшой объем. У них есть открытая каменка. При установке их в бане обеспечивается быстрый прогрев парилки. Для увеличения теплоемкости такого отопительного прибора, камни в печи нужно накрыть крышкой из оцинкованного металла.
- Комбинированные агрегаты. Если посмотреть на чертеж печки для бани из металла такой конструкции, то можно увидеть, что она имеет топливник и две задвижки, поддувало, решетку, два патрубка диаметром 10 и 14 сантиметров и 4 отверстия, предназначенных для трубы и обводного колена. Чтобы их изготовить, используют стальные листы толщиной 3-5 миллиметров.
Виды топлива и типы печей
Приборы для бань отличаются по виду топлива, применяемого для их функционирования:
- Дровяные агрегаты. Появились раньше других типов металлических печей. Им для выделения тепловой энергии требуется немалое количество дров, а также они нуждаются в уходе постоянно. Обычно ими предпочитают пользоваться те посетители бань, которые могут подождать, пока помещение прогреется и потом не спеша наслаждаются ароматным паром и теплом, идущим от натуральной древесины.
- Электрические приборы. В данном случае схема банной печи из металла состоит из нескольких основных узлов: корпуса, оснащенного ТЭНом, и особых теплоизоляционных элементов.
- Газовые агрегаты из металла. По праву считаются наиболее современными и надежными в эксплуатации конструкциями, их оснащают термостатом для регулировки мощности. Безопасность газовых приборов обеспечивает предохранительное устройство, моментально срабатывающее при отключении или снижении подачи газа.
Преимущества и недостатки печек из металла
Чтобы разобраться с характеристиками металлических агрегатов, нужно проанализировать их преимущества перед стационарно устанавливаемыми кирпичными конструкциями.
В отличие от печей, выложенных из кирпичей, металлические отопительные агрегаты отличаются своей мобильностью и компактностью и поэтому являются оптимальным решением для небольших по площади банных построек. Изготовление печи для бани из металла осуществлять можно в любом месте и потом переместить ее для монтажа в нужное помещение.
Существует два основных конструкционных решения агрегатов из металла:
- Печи горячего типа. Эти приборы идеально подходят для применения в банях, которые посещаются не регулярно, например, на дачном участке. Несмотря на быстрый нагрев, их не рекомендуется обустраивать в постоянно используемых банных помещениях. Дело в том, что при применении такого отопительного агрегата можно перегреть воздух в помещении по причине невозможности контролировать температуру его нагрева.
- Печи холодного типа. Они считаются лучшим выбором для монтажа в отапливаемых помещениях. Данные агрегаты прогреваются быстро, но их в отличие от предыдущего варианта оснащают системой, контролирующей температуру. Обжечься при прикосновении к ним сложно, поскольку стенки у них редко нагреваются более чем до 50 градусной отметки.
Если подвести итог, то к достоинствам агрегатов из металла для бань относятся:
- Небольшие размеры, что наглядно подтверждает чертеж металлической печи для бани. Они незаменимы для маленьких банных строений.
- Отсутствие необходимости в предварительном строительстве массивного основания. Будет достаточно обустройства облегченного варианта фундамента, что позволяет ускорить возведение бани и запуск ее в эксплуатацию.
- Доступная цена. Отличается металлический агрегат простотой самостоятельного изготовления, он не требует дополнительных затрат. Отыскать чертежи банной печи из металла своими руками нетрудно. Большое их количество можно найти в специализированной литературе и в Интернете.
Нельзя не отметить недостатки металлических отопительных конструкций:
- Неспособность аккумулировать тепловую энергию и как следствие, быстрое остывание. В данных приборах следует поддерживать процесс горения постоянно.
- Невозможность отапливать большие по площади помещения.
- Необходимость монтажа двойных стенок с воздушной прослойкой между ними. Это требуется для предотвращения получения теплового удара во время нахождения в бане.
- Пожаробезопасность у металлических агрегатов ниже, чем у кирпичных печей, и поэтому следует усиливать защиту их обшивки изнутри.
Значение формы банной печи
Именно от данного параметра зависит производительность агрегата и то, насколько он удобен в эксплуатации. Как показывает практика, повышенным спросом пользуются печи, имеющие цилиндрическую форму и фигурную или горизонтальную конструкцию.
Но самыми удобными в эксплуатации являются прямоугольные агрегаты. Причиной этого является наличие у них угловых зон, которые редко накаляются максимально. В результате бытует мнение, что такой каркас способствует сохранению формы печи. Кроме этого от данного параметра зависит равномерность прогрева агрегата.
Правильный разогрев также влияет на устойчивость отопительной конструкции из металла. Подтверждением этому является то, что стенки печей круглой и цилиндрической формы делают усиленными. И хотя высокая степень устойчивости прямоугольной конструкции объясняется наличием у нее холодных углов, она все равно со временем теряет свою первоначальную форму.
Разновидности металлических печей
Одним из простых способов создания агрегата считается изготовление печи-каменки, когда используют железную бочку. Для этого у нее убирают днище и снимают крышку, в результате чего получается заготовка цилиндрической формы. Половину имеющегося цилиндра наполняют кирпичами, которые помещают на ребро. На них потом устанавливают колосниковую решетку. Читайте также: «Какую сделать печь для бани своими руками – виды и способы изготовления».
Образовавшееся пустое пространство засыпают на две трети камнями, затем монтируют дымоход. В завершение работы самодельная печь для бани из металла должна накрываться крышкой. Но даже с учетом простоты изготовления подобный вариант агрегата является в использовании одним из самых неудобных.
Если банная постройка имеет небольшую площадь, можно установить в ней печь-каменку компактного размера, применив для ее изготовления листовую сталь. Внутреннюю поверхность прибора выкладывают кирпичами. Размеры такого банного агрегата из металла будут небольшими, и при этом соответствовать отапливаемой площади.
Нужно только выложить стенки топочного отделения в полкирпича, а дымохода — в четверть кирпича. Такой отопительный агрегат отличается простотой и удобной эксплуатацией. Для его функционирования не требуется много топлива, а прогревается он достаточно быстро.
Имеется еще один способ, как можно устроить печь-каменку, но без использования кирпичей. Этот вариант не только прост в реализации, но и является недорогим. При этом печка обладает эстетичным внешним видом. Такая отопительная конструкция без проблем обогреет предбанник, моечную и парилку.
Самостоятельное конструирование металлической печи
Этап 1. Изготавливаемая конструкция из металла будет иметь закрытую каменку и чтобы использовать воду и получить пар необходимо приоткрывать дверцу. Чтобы сделать печь для бани из трубы, сначала подготавливают материалы и инструменты. Чтобы упростить процесс изготовления, потребуется схема печки для бани из металла.
Нужно иметь в своем распоряжении:
- лист стали толщиной не менее 8 миллиметров;
- колосник;
- металлическую трубу диаметром 50-60 сантиметров с толщиной стенок около 10 миллиметров. Читайте также: «Какой диаметр металлических труб бывает – нормы и стандарты»;
- 10-миллиметровый пруток;
- дверцы и щеколды для обустройства поддувала, каменки и топки;
- водный кран;
- примерно 2 метра трубы, из которых 90 сантиметров потребуются для топки, 60 – для бака, а 50 сантиметров — для изготовления нужных деталей.
Из инструментов надо подготовить сварочный аппарат и болгарку.
Этап 2. Для дальнейшей работы потребуется длинный отрезок трубы. Прежде всего, в нем вырезают поддувало, имеющее параметры 50х200 миллиметров. Над отверстием, расположенным с внутренней стороны трубы, нужно приварить крепление, предназначенное для колосника. Для этого требуется взять металлическую пластину, которая снабжена проушинами. Колосники всегда есть в наличии в специализированных магазинах.
Этап 3. Теперь приступают к созданию топки. Сначала делают отверстие с параметрами 250х200 миллиметров. Сверху следует приварить крепления, которые требуются для установки прутов печки-каменки, диаметром не менее 10 миллиметров. Их можно поменять на колосниковые решетки для агрегатов круглой формы. Купить такие изделия можно в том же месте.
Этап 4. С противоположной стороны конструкции создают отверстие. В него наливают воду. Далее в каменку укладывают камни. Используют, к примеру, диабаз, талькохлорит. Нельзя задействовать кремень, гранит и слюдосодержащие камни.
Этап 5. В предназначенной для отопительного агрегата крышке создают отверстие под монтаж дымоходной трубы, которую затем помещают на место. Далее рекомендуется дополнительно установить емкость для воды. Для этого следует на каменку приварить последний кусок трубы и в его нижней части закрепить кран. При эксплуатации агрегата дым начнет продвигаться по трубе и нагревать воду, не доводя ее до точки кипения.
Этап 6. В завершение для нагревательного бака изготавливают крышку. Ее делают в соответствии с сечением трубы и разрезают пополам. В первой части для дымоходной трубы делают отверстие и потом приваривают ее к баку. Вторую половину оснащают петлями и ручкой и поэтому свободную часть крышки можно при необходимости снимать. Читайте также: «Как сделать печь для бани своими руками – подробности от мастера».
Особенности процесса установки банного агрегата
Об установке печи в бане следует позаботиться во время возведения здания. В месте ее будущего обустройства нужно заложить фундамент, вид которого зависит от выбора отопительной конструкции. Потом на основание укладывают два ряда кирпичей и только потом устанавливают печь.
С целью повышения пожаробезопасности при обустройстве самодельного металлического агрегата нужно неукоснительно соблюдать правила его монтажа, которые заключаются в следующем:
- Расстояние между стеной и печью должно составлять не менее 100 сантиметров.
- Необходимо обустроить дополнительную защиту и с этой целью поместить на ближайшую к отопительной конструкции стену фольгу, имеющую слой утеплителя. Эти меры позволяют своевременно не допустить перегрев деревянных элементов и их последующее возгорание.
- Чтобы изолировать дымоход, его лучше изготавливать из сэндвич-трубы. Она состоит из двух труб разного диаметра, между которыми имеется теплоизоляционный слой. Читайте также: «Как изолировать трубу в бане – проверенные способы изоляции».
- Когда продукты сгорания планируется выводиться по трубе из металла, в месте соприкосновения потолка с дымоходом устраивают специальный проходной узел.
Когда процесс монтажа агрегата завершен, можно сделать отделку кирпичом, что предотвратит возможность получения ожогов и придаст внешнему виду эстетичность. В данном случае печь разрешается расположить ближе к стене.
Вышеописанная конструкция считается одной из несложных для монтажа и удобных в эксплуатации.
Следует отметить, что изготовление отопительного агрегата из металла нельзя назвать слишком сложным процессом. Чтобы правильно выполнить сборку и последующую установку, до начала работы желательно найти и просмотреть примерные чертежи железных печей для бани своими руками и выбрать наиболее подходящий вариант. Читайте также: «Как сварить печь в баню – делаем сами своими руками».
Воспользовавшись одним из них, можно будет избежать проблем при изготовлении агрегата. Читайте также: «Как сделать металлическую печь своими руками – пошаговое руководство».
7+ вариантов чертежей печи для бани из металла [+9 ФОТО]
Печь в бане является обязательным атрибутом, поскольку именно она отвечает за нагрев и последующее поддержание температуры. При этом существует целый ряд заводских изделий или конструкций из кирпича, которые максимально отвечают необходимым требованиям. Однако особой популярностью пользуются чертежи самодельных печей для бани из металла, которые дают возможность изготовить небольшое устройство, идеально подходящее для конкретных условий.
Любительское фото простейшей самодельной печи из металла
Процесс изготовления
Для начала необходимо сказать о том, что существует целый ряд подобных изделий, которые отличаются своей конструкцией и принципом работы. Поэтому чертежи печей для бань из металла бывают разными. Однако все они обладают приблизительно одинаковым принципом действия (см. также статью «Печь для бани из трубы: советы по изготовлению»).
Простейший чертеж банной печи
Топка
- Прежде всего, необходимо изготовить топку. Ее размеры каждый определяет сам, но профессионалы советуют при ширине 0.5 метра делать такую же высоту.
- Многие чертежи самодельной печи для бани из металла предполагают использование некоторых готовых элементов. К ним относятся решетки и дверцы. При этом мастера советуют выбирать эти детали, изготовленные именно из металла, поскольку чугунные изделия придется фиксировать особенным образом.
Проект изготовления металлической конструкции с детальным указанием необходимых элементов и их размеров
- Типовой чертеж печи для бани из металла предполагает, что топка будет состоять из двух секций. В первой из них происходит сжигание топлива, а вторая нужна для сбора золы. Учитывая это, их разделяют решеткой и делают отдельные дверцы.
- Стоит отметить, что окно секций для сбора золы часто используют для создания тяги, которая необходима для горения.
- Если чертеж банной печи из металла предполагает размещение каменки, то верхнюю часть топки также изготавливают из решетки
Совет! Для изготовления печи стоит использовать толстый металл. Так конструкцию не поведет при нагреве, и она сможет выделять больше тепла.
Подробный чертеж в правильном оформлении
Каменка и бак с водой
- Над топкой необходимо сделать отдельную камеру с дверцей, которая будет отделяться решеткой.
- В нее помешают специальные камни для длительного поддержания температуры.
- При этом чертежи банной печи из металла рекомендуют делать закрывающее окно, которое можно использовать для подачи воды и создания пара.
- Необходимо отметить, что обычные камни для таких печей не подходят. Особенно это относится к материалу, содержащему кремний или другие включения.
- Верх данного отсека делают с отверстием для трубы. Она будет отводить дым, и при этом подогревать воду.
Принцип действия подобных печей
- Емкость для жидкости устанавливают сверху. При этом чертежи печей для бани из металла советуют, чтобы печная труба проходила через ее середину. Так вода будет нагреваться и от дымохода и от верхней поверхности банной каменки.
- Профессиональные мастера рекомендуют установить на низ такого бака кран. При этом нужно приобрести специальные устройства, цена которых может быть велика, но именно они смогут работать длительный срок в условиях постоянного перепада температуры.
Два варианта создания горизонтальных устройств
Отдельное внимание уделяют крышке емкости. Ее можно изготовить из древесины, но тогда нужно защитить область соприкосновения с дымоходом. При этом инструкция по монтажу советует делать в ней небольшие прорези для свободного выхода пара.
Совет! Подобную конструкцию обычно изготавливают из толстостенной трубы. Это помогает решить вопрос о дешевых материалах, поскольку такие изделия можно найти на пунктах приема вторсырья по сходной стоимости.
Проект металлической печи для бани с правильной установкой и организацией дымохода
Дымоход
Когда создают чертеж печки для бани из металла, то отдельное внимание уделяют дымоходу, а именно местам, где он будет проходить через крышу. Дело в том, что трубы при топке имеют довольно большую температуру и во избежание возгорания их нужно дополнительно изолировать. Также они должны располагаться на определенной высоте, чтобы создавать постоянную тягу.
Правильная организация дымохода
Создавая печи своими руками, многие мастера советуют для организации подобных проходов приобретать готовые изделия, которые делаются специально для данных целей. При этом их довольно часто выпускают в виде цельного комплекса с наружной трубой и грибком.
Также нужно подумать и о защитном экране, в задачу которого входить предотвращать воздействие высокой температуры на стены из древесины. Их лучше всего создавать со светоотражающей поверхностью, чтобы осуществлять отвод инфракрасного излучения. Данные изделия довольно часто продаются в готовом виде и имеют относительно небольшую стоимость.
Заводские изделия для организации отвода дыма имеют хороший внешний вид и отлично справляются со своими задачами
Вывод
В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме. Также на основании текста, который представлен выше, можно сделать вывод о том, что принцип изготовление печей из металла довольно пост. При этом существует масса различных конструкций, которые имеют свои определенные особенности и характеристики (см.также статью «Чертежи металлической печи для бани своими руками: как соорудить каменку в парной с высоким КПД»).
Отдельное внимание при этом стоит уделить некоторым заводским изделиям, которые представлены в виде дверей, дымоходов и решеток. Они позволят значительно облегчить процесс изготовления, а значит, именно на их базе стоит разрабатывать чертежи.
Добавить в избранное
Версия для печати
Поделитесь:
Рейтинг статьи:
Статьи по теме
Все материалы по теме
Делаем печь для бани из металла своими руками
Выбрать печь для бани непросто. И кирпичные, и металлические печи имеют свои преимущества. И все же, если для маленькой бани на даче нужна печь, которая используется не часто, а времени на прогрев мало, вполне можно обойтись металлической печкой. К тому же его можно приварить в другом месте, а потом установить в ванну.
К достоинствам металлической печи можно отнести быстрый прогрев помещения — менее часа. Остывает он, впрочем, так же быстро, так что держите в нем пламя все время, пока парите. Стоимость постройки такой печки невелика, к тому же ее можно изготовить своими руками, если есть навыки работы со сварочным аппаратом.
Конструкция печи
Существует множество вариантов изготовления металлических печей. Возможны варианты изготовления из труб, металлических бочек или листовой стали, с вертикальной или горизонтальной компоновкой, с расположением топки в отдельном помещении, с разным расположением нагревателя. Проще всего сделать печь с трубой — так сварочных работ будет меньше. Его высота будет примерно 160 см, а диаметр – 70 см. Над печью будет закрытая печь, доступ к которой будет через дверцу. Сверху находится бак с водой, температуру нагрева которой можно регулировать, добавляя в печь холодную воду.
Инструменты и материалы
Для сооружения печи потребуются материалы:
- металлическая труба диаметром 50-60 см, длиной 160-170 см, толщиной стенки не менее 10 мм,
- лист толщина стали 8-10 мм,
- металлический прут диаметром 10 мм,
- решетка для топки, особенно удобно, если она круглая и совпадает по диаметру с трубой,
- металлические защелки и петли для дверей — 3 шт. ,
- дымоход,
- кран слива горячей воды
- мыльный камень или диабаз для заполнения каменки( они должны быть без примеси слюды).
Все эти аксессуары можно приобрести в крупном строительном супермаркете или в специализированном магазине по продаже банных принадлежностей.
Инструменты не обойтись без сварочного аппарата(выбор которого читайте здесь) и болгарки с диском по металлу.
Предварительная подготовка
Для печи необходимо подготовить основание, помня, что металлическая печь должна располагаться не менее чем в метре от стен. Для этого еще при закладке фундамента баню заливают бетонным фундаментом под будущую печь, он не должен касаться фундамента стен. Требования к фундаменту для металлических печей ниже, чем для кирпичных, так как они легче и не требуют идеально выровненного основания. На полностью высохший фундамент (с момента его заливки должно пройти не менее месяца) уложить 2 ряда жаропрочного кирпича, подождать 2-4 недели, и основание для печи можно считать готовым.
Этап 1: топка и каменка
Металлическая труба делится на две части: нижняя — 90 см пойдет к каменке и топке, верхняя — 70-80 см — к баку подогрева воды . В самой нижней части большего куска трубы вырезаем отверстие 20*5 см – это будет зольник. Внутри трубы, чуть выше отстойника, приварите крепеж под решетку.
Над колосником вырезается отверстие под топку размером 20*25 см. К одной ее стороне привариваются петли, из куска листовой стали изготавливается дверца с петлями и навешивается на петли.
Над печью находится обогреватель. Его дно можно сварить из прутьев, но проще использовать для этих целей решетку. Если дно делается из прута, необходимо учитывать размер камней, которыми будет заполняться каменка. В каменке делается отверстие таких размеров, чтобы через него было удобно поливать камни холодной водой. Удобнее, если он расположен на противоположной от топочной дверцы стороне трубы. Отверстие закрывается дверцей, похожей на топочную.
Поверх колосника или колосника устанавливается труба дымохода, и ровно укладываются камни. К верху отрезка трубы, в котором расположены топка и нагреватель, приваривают заранее вырезанный круг из листовой стали и отверстие под трубу посередине. Сварочный шов должен быть герметизирован, ведь сверху будет бак с водой.
Этап 2: Бак для нагрева воды
Кран (с помощью сварки) врезается в нижнюю часть меньшего куска трубы. Затем этот цилиндр приваривается к нагревателю. Следует тщательно следить за качеством шва, так как он не должен пропускать воду.
Верх резервуара должен быть закрыт крышкой. Для этого круглую заготовку из листовой стали по диаметру бака делят в соотношении 2:1 и разрезают. По большей части сделайте отверстие под диаметр дымохода, наденьте его на бак и приварите по контуру. На прямой крепятся петли и на них навешивается меньшая часть круга – она будет играть роль двери. Ручка с деревянным покрытием защищает руки от ожогов, так как даже бак сильно нагревается.
Этап 3: Дымоход
Лучше всего, если часть дымохода, расположенная вне топки, будет защищена кожухом из многослойной трубы со слоем теплоизоляции между металлом. Также его можно изолировать кирпичной кладкой. Если такого утепления нет, то в местах прохода дымохода через стену или перекрытия устанавливают потолочно-проходной узел.
Металлическая печь очень горячая, что может привести к оплавлению или даже возгоранию стен и мебели. Необходимо позаботиться о пожарной безопасности и обшить прилегающие деревянные стены тонкими металлическими листами или фольгой с теплоизоляционным слоем. Еще лучше обложить печь облицовочным кирпичом или камнем, что убережет от прожогов и придаст печи красивый вид.
«Питание сталелитейной печи», Graham Sutherland OM, 1941–2
Запись в каталоге
Graham Sutherland 1903-80
Загрузка сталеплавильной печи 1941-2
N05738
Холст, масло 902 х 864 (35 1/2 х 34)
Представлен Консультативным комитетом военных художников, 1946 г.
Выставлено:
? National War Pictures , Национальная галерея, Лондон, 1942 г. (сменная экспозиция, без кат.)
? Национальные военные фотографии , провинциальный тур 1943-44, либо 3-й выбор , Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, январь 1943, Муниципальный музей и художественная галерея Уоррингтона, февраль-март, Художественная галерея Леди Левер, Порт-Санлайт, март-апрель, Williamson Art Галерея, Биркенхед, апрель, Музей и художественная галерея Дерби, май, Художественная галерея и музей Солфорда, июнь, Художественная галерея и музей Рочдейла, июль, Мемориальный зал Картрайта, Брэдфорд, август-сентябрь, Художественная галерея и городской музей Ашера, Линкольн , сентябрь-октябрь, Муниципальная художественная галерея Олдхэма, октябрь-ноябрь. 1943, Художественная галерея и музей Донкастера, январь-февраль. 1944 г., или 4-й выбор , Музей и художественная галерея Харриса, Престон, январь 1943 г., Муниципальная художественная галерея Олдхэма, февраль, Музей Бэнкфилда, Галифакс, март-апрель, Художественная галерея Грейвса, Шеффилд, май, Музей и художественная галерея Мэнсфилда. , июнь, Публичный музей и художественная галерея Сток-он-Трент, июль, Муниципальный музей и художественная галерея Вулверхэмптона, август-сентябрь, Публичная библиотека Херефорда, музей и художественная галерея, сентябрь-октябрь, Художественная галерея Виктории, Бат, Октябрь-ноябрь, Бристольский музей и художественная галерея, 19 декабря.43-янв. 1944 г.
? National War Pictures , Национальная галерея, Лондон, 1944–1945 (сменная экспозиция, без кат.)
Национальные военные фотографии , Королевская академия, Лондон, октябрь-ноябрь. 1945 (322)
Современные британские картины из галереи Тейт , тур Британского совета, 1946–1947, Дворец изящных искусств, Брюссель, январь-февраль. 1946 (110), Stedelijk Museum, Амстердам, март (110), Raadhushallen, Копенгаген, апрель-май (110), Musée de Jeu de Paume, Париж, июнь-июль (110), Musée des Beaux Arts, Берн, авг. (112), Akademie der Bildenden Kunste, Вена, сент. (113), Narodni Galerie, Прага, окт.-ноябрь. (113), Muzeum Narodne, Варшава, нояб.-дек. (113), Галерея современного искусства, Рим, январь-февраль. 1947 (113)
Континентальная выставка: Современные британские картины из галереи Тейт, выставленные под эгидой Британского совета , Галерея Тейт, Лондон, май-сентябрь 1947 г.
Современные британские картины из галереи Тейт , тур Художественного совета, Лестерский музей и художественная галерея, сентябрь-октябрь 1947 г., Художественная галерея Грейвса, Шеффилд, октябрь-ноябрь, Бирмингемский городской музей и художественная галерея, ноябрь- декабрь, Биркенхед, Художественная галерея Уильямсона, январь 1948 г., Бристольская городская художественная галерея, январь-февраль. 1948, Художественная галерея Рассела-Котеса, Борнмут, февраль-март, Художественная галерея и музей Брайтона, март-апрель, Городская художественная галерея Плимута, апрель-май, Замок-музей, Ноттингем, май-июнь, Музей и художественная галерея Хаддерсфилда, июнь -Июль, Художественная галерея Абердина, июль-август, Художественная галерея и музей Салфорда, август-сентябрь. (69, повтор. табл. 12)
Грэм Сазерленд , Галерея Тейт, Лондон, май-июль 1982 г. (96, репр.)
Грэм Сазерленд , Матильденхоэ, Дармштадт, авг.-сен. 1982 г. (122, репр. стр. 115)
Литература:
Сесил Битон, Военные картины британских художников, вторая серия, № 2: Производство , Лондон, 1943, стр. 6, табл. 36
Мэри Шамот, Деннис Фарр и Мартин Батлин, Галерея Тейт: Современная британская живопись, графика и скульптура , II, Лондон, 1965, стр.705
Воспроизведено:
Sutherland: Disegni di guerra , exh. кат., Британский Совет, Палаццо Реале, Милан, 1979, стр. 113, стр. 117, переиздано как Роберто Тасси, Сазерленд: Рисунки военного времени , пер. Джулиан Эндрюс, Лондон, 1980, стр. 121, пл. 113
Третий шестимесячный контракт Сазерленда с Консультативным комитетом военных художников начался 1 августа 1941 года, когда он заканчивал последнюю из своих картин о повреждениях от бомб в Лондоне. Его по-прежнему привлекали к предметам снабжения и домашней безопасности, но после окончания блиц-атаки он был направлен на промышленное производство своих следующих работ; было отмечено, что он «уже имел в виду конкретные фабрики»[1]. Вернувшись в Кент после нескольких дней отпуска в Пембрукшире 15 сентября, ему было высказано предположение, что он может поехать в Кардифф, чтобы покрасить сталелитейные заводы для производства оружия. Позже в том же месяце и 29 марта он отправился на сталелитейный завод Гест, Кин и Болдуин недалеко от Кардиффа.Октябрь WAAC отметил, что он «теперь вернулся [из Уэльса]… получил много многообещающего материала».[3] 15 декабря жена художника Кэтлин сообщила секретарю WAAC Э. М. О’Рурку Дики, что Сазерленд был готов доставить четыре большие картины и несколько картин меньшего размера, но сэр Кеннет Кларк, председатель WAAC, посоветовал ей придержать их до тех пор, пока Новый год, поскольку «в два из них нужно было внести одно или два изменения». В конце концов, семь картин были приняты WAAC 21 января 19 года.42: Загрузка сталелитейной печи был присвоен номер LD1767 наряду с LD1768, Литейный завод: Горячий металл был залит в форму, и горючий газ поднимается
(Галерея Тейт N05739), LD1769, Вскрытие доменной печи (Галерея Тейт N05740), LD1770, Разливочная яма: Вскрытие стальной печи
(Имперский военный музей), [5] LD1771, Доменная печь — внешний вид (Музеи и художественная галерея Бирмингема), [6] LD1772, Горловина горячего металлического контейнера (Художественная галерея Манчестер-Сити) [7] и LD 1773, Шлаковые ковши (Имперский военный музей) [8]. Поскольку невозможно точно идентифицировать две работы, над которыми работали в январе 1942 года, все семь могут быть датированы 1941–1942 годами.
Все работы, принятые галереей, были включены в постоянную, расширяющуюся экспозицию военных картин в Национальной галерее. Многих также отправили на экскурсии по провинциальным галереям, организованные либо Ассоциацией музеев, либо Британским институтом образования взрослых. Эти выставки, предположительно предназначенные для того, чтобы убедить как можно больше людей в непрекращающейся культурной жизни Британии, оказались чрезвычайно популярными. Известно, что это произведение было включено в один из таких туров в 1943, но из-за отсутствия каталога нельзя быть уверенным, была ли это так называемая 3-я или 4-я подборка. Эта работа вернулась в провинцию, когда она была передана Совету по делам искусств для демонстрации в галереях Макмануса в Данди с мая 1955 по октябрь 1957 года и снова, когда она была показана вместе с «Выход из доменной печи» в Музее и художественных галереях Пейсли. с 1962-4 гг.
Во время войны производство стали было особенно актуально, так как Британия, отрезанная от иностранного импорта, стремилась исправить нехватку вооружений, которая, несмотря на начавшийся в 19 г. процесс перевооружения36, сделали нацию уязвимой в конце 1930-х годов. Кризис вооружений усугубился тем, что почти все оборудование британской армии было брошено на Дюнкерк-Бич в июне 1940 года. Таково было требование, чтобы были спровоцированы общенациональные сборы железного и стального лома; наиболее известно, что чугунные перила во многих городах были сняты, чтобы превратить их в оружие. Включение металлолома вместе с чугуном в процесс производства стали было обычной практикой, и в этой работе изображено введение в печь «коробки для металлолома» на конце длинного подающего рукава. Открытие дверцы печи позволило воздуху проникнуть в центр пламени, создав язык желтого пламени.
Хотя его названия указывают на желание Сазерленда точно зафиксировать изображаемый процесс, он, похоже, не использовал документальный подход. Нет никаких указаний на попытку представить последовательность событий, скорее, изображения состоят из набора тем, которые были особенно визуально сильны. Группа работ, представленная в январе 1942 г., охватывает три различных, хотя и взаимосвязанных процесса: производство железа из железной руды; создание стали из железа; и литье стали в вооружение. Можно подумать, что превращение природного материала в оружие имело символическую роль в пропаганде военного времени. Среди трех работ, принадлежащих галерее Тейт, представлен этап каждого процесса. В Питание сталеплавильной печи , хотя некоторые детали кажутся точными, большая часть состава очень обобщена и плохо определена. Сравнение картины с аналогичными сайтами, с которых она была воспроизведена в официальной серии «Военные картины британских художников» , показывает, насколько более стилизованной была манера Сазерленда. Подборка показывает, какой привлекательной стала такая сцена, с сопоставимыми работами Р. В. Питчфорта, Майкла Айртона и Генри Рашбери Р. А. Несмотря на детали Рашбери, в своем вступлении Сесил Битон объяснил степень детализации изображений «Производства» с точки зрения технической неспособности автора записывать такие предметы. «В этих вулканических кузнях, — писал он, —
наши глаза настраиваются, в отличие от объектива камеры, на нюансы тьмы среди странного мира, судорожно заливаемого вспышками зеленого, пурпурного, багрового и золотого света. В этом мире расплавленных металлов, пылающих печей, копоти и искр фейерверков… Сазерленд благоговейно ухватился за возможность запечатлеть это мимолетное явление сверкающего блестками, тайны, сияющей магии.[9]
Можно подумать, что попытка Сазерленда уловить мимолетное ощущение ярче всего демонстрируется горячим колоритом, который, хотя, несомненно, заимствован из оригинальной сцены, выполняет эмоциональную и аллюзивную функцию.
Розовый цвет в целом вызывает ощущение жара на сталелитейном заводе. На чертеже подобной печи Сазерленд отметил: «Пламя вырывается из печи, когда открывается дверца». Кругом очень темно. Жар потрясающий. Внушение почвы на земле». [10] Возможно, именно желание передать «внушение земли» вызвало почти зернистую текстуру краски, которая особенно впечатана в нижней части картины. Это качество в равной степени могло быть связано с инкрустированными поверхностями печи, которые интересовали Сазерленда, возможно, напоминая ему органические поверхности, которые он рисовал в своих довоенных работах. О том, что композиция была тщательно сформулирована до того, как художник начал рисовать, свидетельствует тот факт, что большая часть белого цвета находится под более тонкими верхними слоями. Сетка, типичная для работы Сазерленда, была нарисована до начала рисования. Это было аннотировано цифрами вдоль правой стороны и буквами сверху. В верхнем правом углу некоторые из них, очевидно, были восстановлены поверх розовой и черной краски, что позволяет предположить, что художник сознательно стремился сохранить их присутствие как часть окончательного изображения. Такая сигнализация рабочего процесса стала устоявшимся аспектом, что, пожалуй, наиболее ярко иллюстрируется многими «незавершенными» работами Сезанна. Можно подумать, что в случае Сазерленда предположение о том, что образ был тщательно обработан на основе исследований, проведенных до того, как мотив наделяет его документальным статусом, противоречит его стилизованной манере.
Большинство картин, созданных Сазерлендом для WAAC, находятся на , но эта работа, как и «Выпуск доменной печи» , выполнена на холсте. Использование другой подложки может быть результатом его желания иметь сильно текстурированную поверхность в ответ на предмет или может отражать тот факт, что он закрепил какой-то холст. Материал был в дефиците во время войны, и через несколько месяцев после того, как эти работы были завершены, Сазерленд оправдал счет от своего колориста, объяснив, что он запасся пятью ярдами бельгийского холста. Работа имеет коммерчески подготовленный белый фон, поверх которого был нанесен белый импасто, а затем черный, розовый, оранжевый, желтый и зеленый цвета окончательного изображения. Краска, как правило, была неплотно обработана и местами была изменена за счет царапин. Часть краски утрачена по бокам и, в частности, имеется скол, соответствующий внутренним краям подрамника.[12] Особенно заметная потеря в пламени с левой стороны обнажила участок земли длиной в один дюйм. Следуя его обычной практике, которая оказалась особенно эффективной при повреждении бомбами, на поздней стадии были добавлены черные линейные элементы, служащие для объединения композиции и утверждения плоскостности . Таким образом, были утверждены очертания аморфного пламени, кривизна стержня была тонко определена, а рисунок поверхности был установлен такими деталями, как заклепки розового цвета на черном.
Как следует из названия, Сазерленд видел печи в антропоморфных или звериных терминах. Такой дуализм был типичен для его подхода, и ранее в том же году он создал серию работ, в которых обломки Блица были изображены в звероподобных формах. Оглядываясь назад, он связал бы это использование того, что он назвал визуальным «парафразом», с выставкой Пикассо « Герника » и связанных с ней рисунков в Лондоне в 1938 году:
Представление о стрессе, как физическом, так и психическом, и о том, как формы могут быть изменены эмоциями, еще до войны занимало у меня много мыслей. Оно кристаллизовалось и укрепилось благодаря моему пониманию 9 Пикассо.0088 Герника . Лица искажаются слезами, рты открываются от страха… Я видел некоторые аспекты этого в некоторых видах разрушения. Я тоже работал на сталелитейном заводе. Как рука питает рот, так и длинные ковши, которые вонзались в отверстия печи, кормили их, а металлические контейнеры, заливающие расплавленное железо в ковши, имели покрытые коркой устья.
Благодаря такой антропоморфной обработке обломки Блица служили символом человеческих страданий, придавая значимости за пределами документального фильма. Предположительно, это было намерением Сазерленда и с картинами сталелитейных заводов, хотя тема менее острая. Он прошел год ученичества (1920-1) в тяжелой инженерной среде и нашел возвращение в такое место стимулирующим, поскольку машины заставили его переоценить то, как он смотрел на органические формы. «Я верю, — писал он позже, —
, что возвращение к этим огромным машинам, с неистовством в воздухе, позже заставило меня увидеть соответствие в формах природы. Я начал замечать любопытное сходство между формами машин и формами природы. Мне всегда нравилась и завораживала примитивность цехов тяжелого машиностроения с их огромными этажами. В некотором смысле они соборы … И все же обряд — слово, которое я использую осторожно, — совершаемый, когда люди делают сталь, необычен; и насколько все это примитивно на самом деле.[14]
Эмоциональное описание художника, возможно, намекающее на алхимию, подчеркивает важность военных постановок, а также помещает их в атавистическую традицию.
Язык Сазерленда отражает романтизм его обращения с предметом. Освещение тьмы горячими красками — типичный мотив . Такое богатое сияние может напомнить эпические картины Джона Мартина, чья «апокалиптическая чувствительность» — пример Великий день Его гнева , 1851–1853 (Галерея Тейт N05613) — такие произведения, как Sutherland’s Black
(Галерея Тейт T03085).[15]
Содержание Загрузка сталеплавильной печи
безусловно, вызывает сравнение с изображениями пожаров и, особенно, извержений вулканов, которыми восхищались романтики. Огненные печи сталелитейных заводов могут быть даже более уместно приравнены к представлениям Ада. Конечно, это очевидное сравнение побудило Дугласа Купера обсудить серию стальных и оловянных рудников в связи с иллюстрациями Уильяма Блейка к Данте.0088 Божественная комедия (1824-7), конкретно со ссылкой на Папа-симониак
(Галерея Тейт N03357), Цербер (Галерея Тейт N03354) и Дьяволы у бассейна (Галерея Тейт N03358). Цвет и цвет пламени в Папа-симониак похож на пламя Сазерленда, но в остальном лирическая элегантность Блейка кажется очень отличной от тяжелой обработки Feeding a Steel Furnace . Возможно, более уместно, что богатый колорит и сильные контрасты, которых, по-видимому, добивался художник, могут также ассоциироваться с изображениями индустриальных сцен, воплощенными в таких работах, как «9» Райта из Дерби.0088 Кузнечная мастерская , 1771 (Йельский центр британского искусства, собрание Пола Меллона). Картины Сазерленда можно рассматривать как современные потомки этих работ, и можно предположить, что такая мысль могла быть в уме художника или его покровителя — либо WAAC в целом, либо его председателя Кеннета Кларка в частности — когда комиссия сталелитейного завода была сформулировано.
Крис Стивенс
ноябрь 1998 г.
[1]
Протокол 54-го заседания Консультативного комитета военных художников, 24 августа 19 г.41, Имперский военный музей GP/72/D
[2]
Грэм Сазерленд, письмо Э. М. О’Р Дики, секретарю WAAC, 19 сентября 1941 г., Имперский военный музей GP/55/57/61
[3]
Протокол 59-го заседания Консультативного комитета военных художников, 29 октября 1941 г., Имперский военный музей GP / 72 / D.
[4]
Кэтлин Сазерленд, письмо Э. М. О’Р Дики, 15 декабря 1941 г., Имперский военный музей GP/55/57/70.
[5]
Репр. Роберто Тасси, Грэм Сазерленд: Рисунки военного времени , Милан, 1979, пер. Джулиан Эндрюс, Лондон 1980, стр.129, табл.124
[6]
Репр. там же, с.113, табл.102
[7]
Репр. там же, с.126, табл.121
[8]
Репр. Ronald Alley, Graham Sutherland , exh. кат., Галерея Тейт, Лондон, 1982, стр. 98, № 99
[9]
Сесил Битон, «Военные картины британских художников», вторая серия, № 2: Производство , Лондон, 1943, стр.