F L A S H D E C O R — LiveJournal
?
ТУДА | СЮДА
Минимализм в интерьере чаще выбирают люди философского и творческого склада, настроенные на свой внутренний мир, стремящиеся к гармонии, не подверженные суете окружающего мира, свободные от условностей. Этот стиль подойдет тем, кто устал от обилия информационного шума и хаоса, хочет отдохнуть, расслабиться и поразмышлять, помедитировать, кто умеет видеть прекрасное в простом и не терпит излишеств, всего напускного, фальшивого, вычурного. Чаще предпочтение ему отдают холостые самодостаточные молодые люди. Так ли это? А как вы считаете?
Минималистичному интерьеру присущи простота, сдержанность, аскетичность, ясность, практичность, целесообразность, упорядоченность, графичность, геометричность форм, невесомость.
В таких интерьерах много пространства и мягкого приглушенного света. Зонирование происходит с помощью трансформируемых перегородок и переносных ширм, пропускающих свет; благодаря разнице высот пола, устройству подиумов. Для хранения могут использоваться ниши и встроенные шкафы. Как правило, предметы обихода спрятаны от глаз. Любая вещь присутствует здесь только по назначению и выполняет определенную функцию, иногда и не одну. Не должно быть ничего лишнего, только самое необходимое.
2
3
5
6
7
8
9
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
March 2020 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
- futurella : (no subject) [+4]
- maffya : (no subject) [+1]
- bulut : (no subject) [+2]
- (Anonymous) : (no subject) [+7]
- sa_lyud2010 : (no subject) [+1]
- graffitika : (no subject) [+1]
- zosenjka : (no subject) [+0]
- (Anonymous) : (no subject) [+1]
- (Anonymous) : (no subject) [+1]
- frometta : (no subject) [+2]
- wienta : (no subject) [+1]
- tihonova_sveta : (no subject) [+2]
- Екатерина Просяная : . [+0]
- tora1 : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal.com
Идеальный аскетизм
квартира (360 м2) в Санкт-Петербурге
Андрей Кабанов
Перейти
в галерею
Дата публикации:
21.06.2004
Фото:
Петр Лебедев
Интервью подготовила:
Надежда Налимова
Стилист:
Анна Плотникова
Архитектор:
Андрей Кабанов
Дизайнер:
Светозар Андреев, Олег Шурмин
Строитель:
Сергей Авдеенко
Журнал:
N4 (82) 2004
Представьте себе пространство, расчлененное на прямоугольные комнаты-залы, в которых только темные кубы и параллелепипеды мебели спорят с бескомпромиссной белизной пола, потолка и стен. Как родился подобный образец архитектурного пуризма, рассказывает его создатель Андрей КабановАндрей Кабанов: «Изначально проект был совсем другим. По сути, от него сохранилось лишь планировочное решение. Что касается стиля, то он эволюционировал. В ходе строительства постепенно шло его своеобразное очищение, и большую роль здесь сыграл хозяин квартиры, человек молодой, энергичный, образованный, с весьма прогрессивными эстетическими взглядами. Не всегда активное вмешательство заказчика бывает столь позитивным — тут нам действительно повезло.
Результатом эволюции и «очищения», последовательного отказа от заманчивого многообразия форм, цветов и фактур явилось стилистически однородное (хочется сказать — идеальное) пространство, удивительный сплав аскетизма и элегантности. Наливные полимерные полы, потолки из гипрока, оштукатуренные, покрытые виниловыми обоями и окрашенные стены — такова отделка почти всех помещений. Цвет один и тот же — белый, но представленный в своих тончайших градациях.
Заказчик настаивал, чтобы мы не использовали традиционные материалы (например, керамическую плитку). Он хотел, чтобы все было строго, лаконично, без лишнего украшательства. Само пространство, организованное предельно рационально, подчинено четкому ритму прямых линий (мы сознательно избавлялись от ненужных закоулков).
Основные помещения, имеющие преимущественно правильную, регулярную форму, «нанизаны» на две оси. Одна ось проходит через игровую гостиную (здесь планируется поставить бильярдный стол) и приватную зону, включающую спальню, спортзал и блок ванной комнаты. Вторая пересекает гостиную с камином, коридор и кухню. Поскольку большинство проемов в этой квартире оставлены открытыми (не считая санузлов, уединиться за дверьми можно только в спальне и детской), такая анфиладная композиция образует сквозные связи, создает эффектную «перекличку» помещений. Мебель в доме, прекрасно соответствующая геометрически четкой пространственной структуре, — результат творческих усилий дизайнеров Святозара Андреева и Олега Шурмина, которые прекрасно вжились в заданный образ».
Андрей Кабанов:
«Многое в идеологии этой квартиры шло от заказчика. И я полагаю, что нам удалось создать интерьер, действительно отражающий его мироощущение, соответствующий цельности его характера…»
Реклама на SALON.ru
Эти статьи могут вам понравиться:
Что важно предусмотреть в строительстве дома
Возведение частного дома — процесс основательный. Он требует вдумчивого подхода и внимания к каждой детали, чтобы впоследствии не разочароваться в результате и не заниматься ремонтом или перестройкой. Мы узнали у архитекторов, какие основные моменты стоит учесть при строительстве.
#Спецпроекты
Как создать сказочный интерьер: 5 приёмов и 13 вещей
Перед Новым годом так хочется сказки! Рассказываем, как создать её в интерьере.
#Где купить
Комод Chequered — новинка коллекционного дизайна
Фабрика Laurameroni показывает штучную мебель на выставке коллекционного дизайна Collectible в Брюсселе.
#Новости
Инвестиционная квартира: как выглядит интерьер, который понравится любому покупателю
Этот роскошный интерьер — современное прочтение классики и ар-деко, в котором идеальные гармоничные пропорции соединились с современными технологиями комфорта.
#Интерьер #Квартиры #Ар-деко #Москва
Вид из коридора на малую гостиную. Перспективу просторного коридора завершает малая гостиная- игровая. Сюда же своими открытыми проемами выходят кухня и главная гостиная (с камином и зоной домашнего кинотеатра), что создает эффект некоего «перекрестка» помещений, свободно перетекающих одно в другое
Главная гостиная. Цветовое решение, единое для всей квартиры, обусловлено господством белого цвета. Но есть и нюансы. Например, стены отличаются от полов и потолка более теплым оттенком. Вдизайне мебели и камина (его размеры значительно превосходят стандартные каминные топки, предлагаемые фабриками) авторы проекта стремились избегать прихотливых изогнутых линий и декоративных излишеств, опираясь на простейшие геометрические формы
Фрагмент главной гостиной. Одна из важных особенностей этой квартиры- удивительная рациональность в организации пространства. Эстетика минимализма нигде не входит в противоречие с удобством, а наоборот, подсказывает логичные функциональные решения. Например, в гостиной плоскость гладкой белой стены напротив камина естественным образом превращается в экран домашнего кинотеатра
Вид на спальню
со стороны малой гостиной. Помещение спальни, которое является частью единого пространства приватной зоны, в плане симметрично спортзалу и отделяется от него прямоугольным блоком ванной комнаты. Стилистический прием здесь сохраняет свою чистоту: темные акценты немногочисленных предметов убранства (корпусная мебель- дерево с черным лаковым покрытием) на фоне белых стен и гардин
Спальня. Мебель, как и во всех остальных помещениях, создавалась дизайнерами специально для этой квартиры, в которой, за исключением сантехники и оборудования, нет ничего покупного
Кухня. Здесь нет привычных кухонных полочек и ниш, а шкафы визуально сливаются с белой плоскостью стены. Нет даже вытяжки, которую заменяет специальное устройство в потолке. Все, что есть,- это два одинаковых П-образных стола: один- стационарный (в него вмонтированы мойка и плита), второй- подвижной (его можно ставить перпендикулярно кухонному и далее по желанию)
Приватная зона решена
как единое пространство: в центре большого, хорошо освещенного зала расположена ванная комната, поднятая на высокий подиум, а помещения, образовавшиеся справа и слева от нее, превращены в спальню и спортзал. Прямоугольный блок ванной огорожен лишь тремя стенами (по сути, даже двумя), благодаря этому сюда проникает солнечный свет. Со стороны второго входного проема, ведущего в гардеробную и дополнительный изолированный санузел, ванна закрыта зеркальной перегородкой. За перегородкой находятся два умывальника. Столешница (как и отделка пола в ванной)- тонированный дуб. Душ. Dornbracht. Гидромассажная ванна Hoesch)
Получайте самые популярные статьи на почту.
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.
Email:
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.
Аскетизм | Britannica
- Ключевые люди:
- Миларепа
Святой Симеон Столпник
Шарль Эжен, виконт де Фуко
Святой Алоизий Гонзага
Шарипутра
- Похожие темы:
- безбрачие
бичевание
стилет
духовная философия
воздержание
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
аскетизм (от греческого askeō: «тренироваться» или «тренироваться»), практика отказа от физических или психологических желаний для достижения духовного идеала или цели. Вряд ли какая-либо религия не обходилась без хотя бы следов или некоторых черт аскетизма.
Истоки аскетизма.
Истоки аскетизма лежат в попытках человека достичь различных конечных целей или идеалов: развития «целостной» личности, человеческого творчества, идей, «я» или навыков, требующих технического мастерства. Атлетик askēsis («тренировка») , , включающая в себя идеал физической подготовки и совершенства, была разработана для обеспечения максимально возможной степени физической подготовки спортсмена. У древних греков спортсмены, готовившиеся к физическим состязаниям (например, , к Олимпийским играм), дисциплинировали свое тело, воздерживаясь от различных обычных удовольствий и вынося тяжелые физические испытания. Чтобы достичь высокого мастерства в боевых искусствах, воины также применяли различные аскетические практики. Древние израильтяне, например, воздерживались от полового акта перед битвой.
Еще из Британники
Христианство: склонность к аскетизму
По мере развития ценностей, отличных от связанных с физическими способностями, концепция, выраженная аскезисом и родственными ей, была применена к другим идеалам — например, умственным способностям, моральной жизнеспособности и духовным способностям. Идеал тренировки для достижения физической цели был преобразован в достижение мудрости или умственного мастерства путем развития и тренировки интеллектуальных способностей. У греков такая тренировка интеллекта привела к педагогической системе софистов — странствующих учителей, писателей и лекторов 5—4 вв. до н. э., которые обучали за вознаграждение. Еще одно изменение концепции askēsis возник в Древней Греции, когда понятие такого обучения было применено к сфере этики в идеале мудреца, способного действовать свободно, чтобы выбрать или отказаться от желаемого объекта или акта физического удовольствия. Примером такого рода аскезы , , включающей тренировку воли против жизни, полной чувственных удовольствий, были стоики (древнегреческие философы, выступавшие за контроль над эмоциями с помощью разума).
Центральным принципом этической мысли стал взгляд на то, что следует отвергать свои низшие желания — понимаемые как чувственные, или телесные — в отличие от своих духовных желаний и добродетельных устремлений. Платон считал, что необходимо подавлять телесные желания, чтобы душа могла свободно искать знания. Эту точку зрения также отстаивал Плотин, греческий философ III в. н. э. и один из основателей неоплатонизма — философии, занимающейся иерархическими уровнями реальности. Стоики, среди которых аскетизм был в первую очередь дисциплиной для достижения контроля над побуждениями эмоций, отстаивали достоинство человеческой природы и необходимую для мудреца невозмутимость, которая, по их мнению, станет возможной благодаря подавлению аффективной или аппетитной части. человека.
Подобным образом значение аскетизма в укреплении воли человека и его более глубоких духовных сил было частью многих религий и философий на протяжении всей истории. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр, например, выступал за такой тип аскетизма, который уничтожает волю к жизни; его соотечественник и более ранний современник, философ Иммануил Кант, придерживался морального аскетизма для взращивания добродетели в соответствии с принципами стоиков. В возникновении и культивировании религиозного аскетизма действовали многие факторы: страх перед враждебным влиянием демонов; мнение о том, что нужно находиться в состоянии ритуальной чистоты как необходимом условии для вступления в общение со сверхъестественным; желание привлечь внимание божественных или священных существ к самоотречению, практикуемому их просителями; идея заработать жалость, сострадание и спасение по заслугам из-за самодеятельных актов аскетической практики; чувство вины и греха, вызывающее потребность в искуплении; мнение, что аскетизм — это средство получить доступ к сверхъестественным силам; и сила дуалистических концепций, которые были источником усилий по освобождению духовной части человека от осквернения тела и физически ориентированной жизни.
Среди высших религий ( например, индуизм, буддизм и христианство) в возникновении и культивировании аскетизма стали играть роль и другие факторы. К ним относятся осознание преходящей природы земной жизни, вызывающее желание укрепить свою надежду на потустороннем, и реакция на секуляризацию, которая часто сочетается с верой в то, что духовность лучше всего может быть сохранена путем упрощения образа жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Формы религиозного аскетизма.
Во всех строго аскетических движениях безбрачие ( q.v. ) считалось первой заповедью. Девственницы и целибаты появились среди первых христианских общин и заняли видный статус. Среди самых ранних месопотамских христианских общин только безбрачные были признаны полноправными членами церкви, а в некоторых религиях только безбрачным разрешалось быть священниками (например, , религия ацтеков и католицизм). Отречение от мирских благ — еще один фундаментальный принцип. В монашеских общинах наблюдается сильная тенденция к этому идеалу. В христианском монашестве этот идеал в наиболее радикальной форме был воплощен Александром Акойметосом, основателем монастырей в Месопотамии (умер в 9 г.0023 с. 430). За столетия до деятельности средневекового западно-христианского монаха св. Франциска Ассизского Александр обручился с бедностью и через своих учеников расширил свое влияние в восточно-христианских монастырях. Эти монахи жили за счет милостыни, которую они просили, но не позволяли дарам накапливаться и создавать проблемы с хозяйством, как это произошло в некоторых западных монашеских орденах, таких как францисканцы. На Востоке странствующие индуистские аскеты и буддийские монахи тоже живут по правилам, предписывающим отказ от мирских благ.
Воздержание и пост являются наиболее распространенными из всех аскетических практик. У первобытных народов оно возникло отчасти из-за веры в то, что принимать пищу опасно, ибо во время еды в тело могут проникнуть демонические силы. Кроме того, следует избегать некоторых продуктов, считающихся особенно опасными. Пост, связанный с религиозными праздниками, имеет очень древние корни. В древнегреческой религии отказ от мяса появился, в частности, у орфиков, мистического вегетарианского культа; в культе Диониса, оргиастического бога вина; а у пифагорейцев — мистический, нумерологический культ. У ряда церквей важнейшим периодом поста в литургическом году являются 40 дней до Пасхи (Пост), а у мусульман важнейшим периодом поста является месяц Рамадан. Однако обычные циклы поста не удовлетворяли потребности аскетов, которые поэтому создали свои собственные традиции. Среди иудейско-христианских кругов и гностических движений были установлены различные правила относительно употребления вегетарианской пищи, и монахи-манихеи снискали всеобщее восхищение интенсивностью своих достижений в посте. Христианские авторы пишут об их безжалостном и неумолимом посте, и из их собственных монахов и манихеев только сирийские аскеты-виртуозы могли составить конкуренцию в практике аскезы. Сирийские подвижники испробовали все, что могло сократить сон и сделать как можно более хлопотным короткий период отдыха. В своих монастырях сирийские монахи обвязывали живот веревками и затем подвешивались в неудобном положении, а некоторых привязывали к стоячим столбам.
Личная гигиена также подпадала под осуждение у аскетов. В пыли пустынь, где обосновались многие аскеты, и в сиянии восточного солнца отказ от омовения приравнивался к мучительной для тела форме аскезы. Что касается запрета на омовение, то персидский пророк Мани, по-видимому, находился под влиянием тех аскетических фигур, которых с древних времен видели в Индии, расхаживающих с распущенными длинными волосами и одетых в грязные лохмотья. ногти и позволяя грязи и пыли скапливаться на их телах. Другой аскетический обряд — ограничение движения — был особенно популярен среди сирийских монахов, любивших полное уединение в келье. Практика ограничения контактов с людьми завершилась одиночным заключением в глуши, на скалах, в пограничных районах пустыни и в горах. В общем, любое оседлое жилище было неприемлемо для аскетического менталитета, что отмечается в аскетических движениях во многих религиях.
Разработаны и психологические формы аскезы. Техника вызывающего боль самоанализа использовалась буддийскими аскетами в связи с их практиками медитации. Сирийский христианский богослов святой Ефрем Сир советовал монахам, что размышление о вине, грехе, смерти и наказании — т. становится горящей лавой, производящей потрясение души и терзание сердца. Сирийские монахи, стремящиеся к более высоким целям, создали психологическую атмосферу, в которой постоянный страх и страх, методично культивируемые, должны были вызвать постоянные слезы. Не что иное, как крайнее самоуничижение, удовлетворяло аскетических виртуозов.
Причиняющий боль аскетизм проявлялся во многих формах. Популярным обычаем было выполнение определенных физически изнурительных или болезненных упражнений. Явления холода и жары предоставили возможности для таких переживаний. Индуистские факиры (аскеты) Индии являются наиболее замечательными примерами тех, кто ищет болезненные формы аскетизма. В самых ранних примерах таких радикальных форм самоуничижения, появившихся в Индии, аскет смотрел на солнце, пока не ослепнет, или воздевал руки над головой, пока они не засохли. Сирийское христианское монашество также было изобретательным в отношении форм самоистязания. Высоко ценился обычай, связанный с использованием железных приспособлений, таких как пояса или цепи, которые надевали на поясницу, шею, руки и ноги и часто прятали под одеждой. Причиняющие боль формы аскетизма включают самоистязание, особенно кастрацию, и бичевание (избиение плетью), которое возникло как массовое движение в Италии и Германии в средние века и до сих пор практикуется в некоторых частях Мексики и на юго-западе Соединенных Штатов.
Варианты аскезы в мировых религиях. В первобытных религиях аскетизм в форме уединения, физической дисциплины, качества и количества предписанной пищи играл важную роль в связи с обрядами полового созревания и ритуалами вступления в родовое сообщество. Изоляция на более короткие или более длительные периоды времени и другие акты аскетизма были предписаны знахарям, поскольку строгая самодисциплина считается главным путем, ведущим к контролю над оккультными силами. Изоляция практиковалась и практикуется молодыми людьми, собирающимися достичь статуса зрелого возраста в племенах черноногих и других индейских племен северо-запада Соединенных Штатов. В связи с важными событиями, такими как похороны и война, налагались табу (негативные ограничительные предписания), предполагающие воздержание от определенной пищи и сожительство. Для жрецов и вождей они были гораздо строже. В эллинистической культуре ( с. 300 г. до н.э. – г. н.э. ад 300), аскетизм в виде поста и воздержания от половых сношений практиковали общины религиозно-мистического характера, в том числе орфики и пифагорейцы. Новый импульс и свежий подход к аскетической практике (включая кастрацию) пришли с распространением восточных мистических религий (таких как культ Великой Матери) в районе Средиземноморья.
В Индии, в поздневедический период ( ок. 1500 до н.э. – с. 200 г. до н.э.), аскетическое использование тапас («жар», или аскеза) стало ассоциироваться с медитацией и йогой, вдохновлено идеей, что тапас убивает грех. Эти практики были включены в брахманическую (ритуальную индуистскую) религию в Упанишадах (философских трактатах), и этот взгляд на тапаса приобрел значение среди йогов и джайнов, приверженцев религии аскезы, порвавшей с брахманической. Индуизм. Согласно джайнизму, освобождение становится возможным только тогда, когда истреблены все страсти. Под влиянием таких аскетических взглядов и практик в Индии Сиддхартха Гаутама сам претерпел опыт телесного самоуничижения, чтобы получить духовные блага; но так как его ожидания не оправдались, он отказался от них. Но его основной принцип, согласно которому страдание находится в причинно-следственной связи с желаниями, способствовал аскетизму в буддизме. Портрет буддийского монаха, изображенный на IX в.0023 Виная (сборник монашеских правил) относится к тем, кто избегает крайнего аскетизма в своей самодисциплине. Монашество, развившееся в индуизме в средневековый период, также было умеренным. Аскетизм обычно не занимает значительного места в коренных религиях Китая (конфуцианство и даосизм). Только священники в конфуцианстве практиковали дисциплину и воздержание от определенных продуктов в определенные периоды, и некоторые движения в даосизме соблюдали аналогичные маргинальные аскетические практики.
Иудаизм, из-за своего взгляда на то, что Бог сотворил мир и что мир (включая человека) хорош, неаскетичен по своему характеру и включает в себя только некоторые аскетические черты, такие как пост для усиления действенности молитвы и для обретения заслуг. Хотя некоторые видели доказательство святости жизни в некоторых аскетических практиках, вполне развитая аскетическая система жизни оставалась чуждой еврейской мысли, и поэтому аскетические течения могли появиться лишь на периферии иудаизма. Такие подводные течения всплыли на поверхность среди ессеев, монашеской секты, связанной со свитками Мертвого моря, которые представляли собой своего рода религиозный орден, практикующий безбрачие, бедность и послушание. Археологическое открытие (1940-х годов) их общины в Кумране (около Мертвого моря в районе, который был частью Иордании) пролили новый свет на такие движения в иудаизме.
В зороастризме (основанном персидским пророком Зороастром, VII в. до н. э.) официально нет места аскетизму. В Авесте, священных писаниях зороастризма, посты и умерщвления запрещены, но и в Персии аскеты не совсем отсутствовали.
В христианстве нашли осуществление все виды подвижничества. В Евангелиях аскетизм никогда не упоминается, но тема следования историческому Христу дала аскетизму отправную точку. Аскетический взгляд на христианскую жизнь обнаруживается в Первом Послании Павла к Коринфянам в использовании им образа духовного атлета, который должен постоянно дисциплинировать и тренироваться, чтобы победить в состязании. Воздержание, посты и бдения в целом характеризовали жизнь первых христиан, но некоторые ответвления развития христианства стали радикально аскетичными. Некоторые из этих движений, такие как энкратиты (ранняя аскетическая секта), примитивная форма сирийского христианства и последователи Маркиона, сыграли важную роль в истории раннего христианства. В первые века аскеты оставались в своих общинах, принимали на себя их роль в жизни церкви и основывали свои взгляды на аскетизме на мученичестве и безбрачии. К концу III века монашество зародилось в Месопотамии и Египте и закрепило свою постоянную форму в общежительном (общинном монашестве). После утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи (после 313 г. по Р.Х.) монашество получило новый импульс и распространилось по всему западному миру. В римском католицизме в больших масштабах основывались новые ордена. Хотя лидеры протестантской Реформации отвергали аскетизм, определенные формы аскетизма все же проявились в кальвинизме, пуританстве, пиетизме, раннем методизме и Оксфордском движении (англиканском движении XIX в.).века, придерживаясь прежних церковных идеалов). С аскетизмом связана протестантская трудовая этика, состоящая из радикального требования достижения, символизируемого достижениями в своей профессии, и в то же время требующего строгого отказа от наслаждения законно полученными материальными благами.
Приверженцы ислама с самого начала знали только пост, обязательный в месяц Рамадан. Монашество отвергается Кораном (исламским священным писанием). Тем не менее аскетические силы среди христиан Сирии и Месопотамии, сильные и видные, смогли проявить свое влияние и были ассимилированы исламом в аскетическом движении, известном как zuhd (самоотречение), а затем в суфизме, мистическом движении, возникшем в 8 веке и вобравшем в себя аскетические идеалы и методы.
Аскетизм и монашество – сообщество Нортумбрии
Статья, написанная Тревором Миллером для Нового богословского словаря.
A. Подвижничество и монашество
Подвижничество и монашество почти синонимы, так как истоки подвижнической жизни есть истоки монашества. Аскетизм (от греческого: askesis — практика, тренировка или упражнение) описывает систему духовных практик, предназначенных для поощрения внутренней бдительности, чтобы бороться с пороками и развивать добродетели посредством самодисциплины и самопознания в контексте поиска Бога. Главное его занятие — стремление овладеть низшей природой и обрести свободу от беспорядочных страстей через отречение от мира и плоти в рамках великой борьбы с дьяволом. Религиозная практика отказа от мирских занятий, чтобы всецело посвятить свою жизнь духовному труду, описывает и монашество (от греч.: 9).0023 monachos — уединенный, одинокий) и встречается во многих религиях.
Аскетизм практиковался в библейские времена, и такие события, как искушения Иисуса в пустыне и образ жизни Иоанна Крестителя в пустыне, позже стали считаться полезными моделями, когда монашество стало ведущим представлением аскетизма.
В качестве примера раннего подвижничества Евсевий Кесарийский (ум. 339) называет первых преемников апостолов последовавшими совету Господа раздать свое имущество бедным и стать странствующими проповедниками Евангелия. Эти проповедники часто были безбрачными, и к середине второго века они составляли четко обособленную группу в Церкви, наряду с теми, кто должен был жениться. К третьему веку церковные писатели, такие как Климент Александрийский и Ориген, давали духовное руководство для безбрачных и девственниц с добровольной бедностью, самоотречением и послушанием местному епископу, рассматриваемому как нормальная христианская жизнь.
Практика уединения от мира, чтобы лучше практиковать аскетические идеалы, была известна в третьем веке, но только после беседы с Константином она стала общепринятой. К началу IV века в Церкви было введено новое выражение подвижнической жизни в двух формах – отшельническое и общежительное монашество.
Христианское монашество впервые возникло как отдельное движение в начале четвертого века, но оно было не столько нововведением, сколько свежим выражением аскетического духа, присутствовавшего в христианстве с самого начала. Каллистос Уэр, Оксфордская история христианства, Оксфорд, 1990, стр. 139
Рост монашества в это время объясняется огромными изменениями в церкви, вызванными обращением императора Константина. К ним относятся принятие христианства в качестве основной римской религии и последующая распущенность после перестройки церкви по более материальным и политическим направлениям. Прекращение преследований также означало, что мученичество по крови больше не было способом доказать свою благочестивость, и вместо этого обычным явлением стало многолетнее «мученичество» подвижника.
B. Развитие монашества
История монашества начинается с Антония Египетского (251-356), так как он был первым монахом, о котором что-либо было написано. Он был пионером отшельнического монашества, уединенной жизни отшельника. После многих лет уединенного существования в Нижнем Египте он сформировал колонию отшельников и взялся организовать монахов, которые искали его для духовного руководства и стали его учениками.
Монашество вскоре приняло более общинную форму, и двумя великими основателями этой формы монашеской жизни являются Пахомий Египетский (286–346) и Василий Великий из Кесарии (330–379).). «Общевая» форма монашества получила распространение прежде всего в Египте и Малой Азии. Общины Пахомия были обнаружены вокруг Таббенниси в Фиваиде, у Нила и в районах Египта, менее отдаленных, чем Антоний. Одаренный организатор, его идея была аскетической койнонией, основанной на первобытной иерусалимской общине, где монастыри были самодостаточными колониями, развитыми по военному принципу. Предполагались целомудрие и бедность, и к ним Пахомий добавил послушание как необходимое условие жизни в общине. Организация требовала послушания, поэтому было введено Правило жизни.
В Малой Азии Василий также всячески поощрял общежительную форму монашества, как более подходящую для большинства людей, чем отшельнический стиль. Его модель монашеской общины как братства любви и служения противодействовала его опасениям, что отшельническая жизнь может привести к пренебрежению евангельским призывом к милосердию, филантропии и вопросам социальной справедливости. Он также настаивал на монашеском послушании в качестве проверки тех, кто чрезмерно проявлял крайние аскетические практики, наносившие дурную славу монашескому движению. Его более неформальные советы превратились в аскетическое правило, или Ascetica, правило, которое до сих пор используется Восточной Православной Церковью, патриархом которой он является.
В то время как Пахомий и Василий установили образец для монашества, самой важной фигурой в его развитии был Бенедикт Нурсийский (480-547), который создал свой знаменитый Устав в своем монастыре в Монте-Кассино, Италия (529). Под сильным влиянием современного, но анонимного Устава Учителя , а также писаний Василия и Пахомия Бенедикт смягчил суровость примитивных аскетических практик раннего монашества и сделал его более практичным жизненным выбором. Бенедиктинский аскетизм безмолвия, послушания, уединения, смирения, физического труда и литургической молитвы был призван соединить людей со Христом и друг с другом. Его желание сделать монастыри «семьей, домом для ищущих Бога» оказалось более подходящим для народов и условий Запада.
Менее чем через полвека после смерти Бенедикта Августин и его собратья-монахи в 597 году установили в Англии правление бенедиктинцев. Однако они обнаружили уже установленную систему монашества; несущий в себе характеристики основных черт египетской модели; а именно, ирландское кельтское монашество.
Характерной чертой их сурового подвижничества был упор на миссионерскую деятельность – добровольное изгнание в странствия ради любви к Богу (перегринати). Например, Колумбан (540–615) был уроженцем Ирландии, но его добровольное изгнание привело его в Галлию, Бургундию и, наконец, в северную Италию. Он основал монастыри Люксея в Галлии, Святого Галла в современной Швейцарии, затем Боббио в северной Италии. Они унесли с собой свое правление и свою культуру, основав монастыри под единоличным руководством аббата. Колумбан написал более строгое правило, которое существовало рядом с правилом Бенедикта в Люксейле и Боббио, но к середине седьмого века перестало существовать как отдельное правило.
C. Распространение на Запад
Те, кто сформировал монашеское движение и его возможное распространение на Запад, многочисленны, но включают Афанасия (ум. 373), чья Жизнь Антония была классикой при его жизни. Евагрий Понтийский (ум. 399), который учил аскетической жизни в Нитрии, среди его учеников были Палладий и Руфин. А также такие светила, как Амвросий в Милане (ум. 397), который в качестве епископа насаждал монастыри, ученый Иероним в Риме (ум. 419), отстаивавший подвижническую жизнь и переведший правило Пахомия на латынь. Августин Гиппопотамский в Северной Африке (ум. 430), который основал монастырь в Гиппоне и стал епископом в 39 г.6 превращение епископского дома в монашескую общину, тем самым распространяя монашескую жизнь. Мартин Турский, пионер в Галлии, основал монастырь в Лигуге (около 361 г.), а затем в Мармутье, недалеко от Тура в 371 г., где он стал епископом. Также Иоанн Кассиан (ум. 435), основавший монастырь в Марселе. Он был экспертом по египетскому аскетизму и (опираясь на Евагрия) написал свои Института и Конференции (ок. 415-30), которые повлияли на правление бенедиктинцев. Наряду с записанными советами, известными как «изречения отцов-пустынников» о подвижнической жизни, труды Кассиана веками считались классикой.
В течение следующих трех столетий бенедиктинские монастыри стали центрами обучения и культуры в Европе, а их миссионерская деятельность стала основной причиной распространения христианства по всей Европе. До XI века почти все монахи на Западе были бенедиктинцами, но институционализация монашеской традиции к тому времени привела к серьезному ослаблению примитивных идеалов бедности, целомудрия и послушания. Растущее давление национальных государств и монархий также угрожало богатству и могуществу орденов. Система рухнула в одиннадцатом и двенадцатом веках, когда религия стала гораздо меньше прерогативой религиозной элиты. В одиннадцатом-тринадцатом веках был начат ряд реформ, в результате чего примерно в это же время возникли новые монашеские ордена, большинство из которых возникло во Франции или Италии.
Среди них были цистерцианцы, начавшие в Сито во Франции в 1098 г. (лат. = Cistercium) и приступившие к «интерпретации правила в духе отцов-пустынников». Они расширились при Бернаре Клервоском (ум. 1153), который организовал шестьдесят пять монашеских домов только во Франции. Францисканцы начали свою деятельность в 1209 году, подавая пример простоты и бедности во времена большого духовного богатства. Доминиканцы зародились в 1216 году как орден учителей и проповедников, следовавший правилу августинцев.
После Черной смерти (1346-49) депопуляция Западной Европы была слишком велика, чтобы поддерживать монашество в больших масштабах, и ордена стали уменьшаться. Ко времени Реформации многие монастыри пришли в упадок, а их земли и имущество были захвачены без особого сопротивления. В то же время многие ведущие реформаторы, особенно Мартин Лютер, были монахами, покинувшими монастырь. Они отказались от традиционных форм монашеского благочестия, но стремились восстановить лежащие в их основе духовные идеалы способом, который не был откровенно аскетичным.
D. Новые проявления монашеского сердца
В последующие века по всему миру распространились религиозные ордена как для мужчин, так и для женщин (сочетающие аспекты созерцательных и активных орденов). К середине двадцатого века в отклонении от традиционных порядков появилось множество различных выражений монашеской «общежития». В 1938 году Джордж Маклеод в Шотландии основал сообщество Iona. В 1946 году Роже Шютц, известный как Брат Роже, основал во Франции Общину Тэзе как независимый религиозный орден. В 1947 Мать Базилея Шлинк основала Лютеранское евангелическое сестричество Марии в Дармштадте, Германия. Популярность сочинений монаха-трапписта Томаса Мертона (1915-68) принесла монашество в более широкую Церковь и в более широкий мир. Монашеская духовность жила вне монастыря как община сердца. Это было продолжено в Соединенных Штатах цистерцианскими монахами Томасом Китингом и Бэзилом Пеннингтоном и бенедиктинским монахом Джоном Мейном (ум. 1982). Наряду с другими они инициировали монашеское обновление, затрагивающее современный светский мир. В результате этого нового интереса к монашеству в конце двадцатого века возникло движение, которое часто называют «новым монашеством». Цитируя Дитриха Бонхёффера Жизнь вместе (1938 г.), письменный отчет о его экспериментальной христианской общине в Финкенвальде в то время и его более раннее заявление о том, что «обновление церкви произойдет из нового типа монашества», они рассматривали аскетизм с точки зрения повседневной духовной жизни. дисциплины, необходимые для выполнения «одного необходимого» поиска Бога посреди жизни.
Кажется неслучайным, что эти монашеские выражения появились во время огромных социальных потрясений, когда церковь переживает изгнание в обществе и растет недовольство проникающей массовой культурой.