Гостиная в хрущевке дизайн: Гостиная в хрущевке — фото лучших идей оформления современного дизайна

Содержание

популярные современные стили и рекомендации по их реализации

17.10.2019

1104 Просмотра ,
0 Комментариев


Гостиная в хрущевке является прекрасным местом для реализации множества идей и дизайнерских находок. Интерес к обустройству квартир, находящихся в так называемых хрущевках, обусловлен их значительным присутствием на рынке вторичного жилья. Только в России доля таких домов в общем жилищном фонде составляет около 10 %.

Особенности и базовые характеристики гостиных


Пяти- и четырехэтажные «хрущевки» стали результатом переработки под советские СНиПы чертежей французского архитектора Раймонда Камю. Изначально проект был нацелен на создание быстровозводимого и сверхдешевого жилья. В результате в одно-, двух-, и трехкомнатных квартирах площадь гостиных составляла от 14 до 20,7 м². Высота потолков в помещениях не превышала 2,5 м. Если учесть, что каждый десятый житель России и не только по-прежнему живет в таких домах, то вопрос создания комфортных условий для проживания совсем непраздный.


Планировка типовых квартир в домах постройки 60-80 годов прошлого века не отличалась оригинальностью. В различных проектах гостиная в 2- и 3-комнатных квартирах была проходной. Рассматривая однокомнатное жилье, в которым площадь единственной комнаты не превышала 20 м², а кухни — 6,2, можно говорить о критическом недостатке пространства. В этих условиях для создания комфортной обстановки и качественно новых условий для проживания не обойтись без специальных дизайнерских приемов.



Гостиная Кантри

Организация пространства


К функциональным «болезням» хрущевок можно отнести:


  • недостаток пространства;

  • расположение комнат на одной стороне здания;

  • планировка по принципу проходимости;

  • низкие потолки и неудобные коридоры;

  • изношенность долгое время не видевших капитального ремонта коммуникаций.


Правильно выбранный дизайн гостиной в хрущевке способен преобразить всю малогабаритную квартиру. При этом следует придерживаться следующих общих правил:


  • минимализм в интерьере не будет перегружать обстановку и занимать и без того ограниченное пространство;

  • выбор одного напольного покрытия для всех помещений, кроме санузла, поможет визуально вытянуть пространство и создать впечатление плавного перехода одной зоны в другую;

  • при организации места для хранения одежды следует ограничиться одной гардеробной и исключить установку «прожорливых» в плане пространства шкафов;
  • светлая мебель, преимущественно светлые тона в отделке стен и белые потолки без изысков в сочетании с гладкими и зеркальными поверхностями придадут дополнительный объем гостиной;

  • функциональность каждого предмета должна быть максимальной — раскладывающиеся диваны с ящиками для хранения вещей, банкетки с коробами, напольные полки с ящиками вдоль стен дадут возможность убрать в них вещи, сохранив общий порядок;

  • зонирование с организацией одновременно нескольких сценариев освещения создаст ощущение уюта;

  • использование в качестве акцентов штор, небольших картин, постеров, фотографий, ярких отдельных предметов мебели способно оживить любой минималистичный стиль, придав гостиной индивидуальности и настроения.

    Какой стиль оформления выбрать


    По своей природе минималистичными стилями являются скандинавский и японский. В них традиционно отсутствует тяжелая и массивная мебель. Присущая обоим стилям натуральность цветов и предметов формирует ощущение свободного, как будто не используемого, пространства. Такие детали японского стиля, как легкие прозрачные перегородки, давно нашли использование и в других стилистических решениях.


    Интерьер гостиной в хрущевке, которой больше 50 лет, вовсе не отрицает такого модного урбанистического стиля, как лофт. Светлая кожаная мебель, перегородки из стекла, имитация отсутствия внешней отделки, бронзовые или медные предметы способны гостиную в однокомнатной хрущевке превратить в элегантное ультрамодное жилье.

    Неоклассика


    Современный интерьер гостиной в хрущевке можно создать, используя приемы стиля неоклассика. Собственно, неоклассика — это та же классика, только в облегченном виде. Неоклассицизм основывается на использовании современных технологий и материалов, поэтому слово «обновление» к нему подходит как нельзя лучше. К тому же он по своей сути демократичен и допускает внедрение других дизайнерских направлений. Как это можно использовать в небольшой по размерам хрущевке?


    Если традиционный классический стиль с массивной мебелью — это не лучшая идея для гостиной в хрущевке, то его качественно облегченная и усовершенствована версия — это то что нужно.



    Добротную дорогую мебель песочных, бежевых и серых оттенков можно дополнить легкими полками из светлого дерева. Освещение лучше всего организовать с помощью изящных подвесных светильников и напольных торшеров. Дополнить дизайн и увеличить функциональность можно стеклянными журнальными столиками, электрическими каминами, прозрачными вазами. Так как гостиная — это главная комната, то особое место в ней выделяется плоскому телевизору, который в целях экономии пространства лучше закрепить на стене.

    Скандинавский стиль


    Маленькая гостиная просто обязана быть светлой комнатой. Полностью белые стены и потолок в сочетании со светлым полом создадут иллюзию расширения пространства даже при слабом освещении. Если окна хрущевки обращены на север, то скандинавский стиль как минимум позволит сделать ее более привлекательной и большой.


    Скандинавский интерьер при присущем ему минимализме не является скучным. В данном случае необходимо особое внимание уделить акцентам, расставленным в виде колоритных элементов. Скандинавский стиль предусматривает установку модульной мебели, необычных и ярких аксессуаров, узорчатых ковров и диванных подушек.


    Ни в коем случае не стоит вешать на окна массивные темные шторы. В оригинальном варианте настоящего скандинавского стиля шторы отсутствуют вовсе.



    Гостиная Магнум

    Хай-тек


    Хай-тек можно, определенно, отнести к минималистичному стилю. Его главная отличительная черта — наличие большого количества ультрасовременных деталей. Конечно, чтобы реализовать идеи хай-тек в хрущевке, следует полностью устранить все, что напоминает о ее почтенном возрасте. В идеальном варианте необходимо убрать ненесущие стены между кухней, коридором и гостиной. Создав квартиру-студию, можно заняться ее современным наполнением. Основные материалы в отделке — пластик, стекло, металл. Наличие современной техники обязательно. Грамотное применение блестящих и зеркальных поверхностей лишь оживит обстановку.


    Цветовая гамма стиля хай-тек не подразумевает ярких цветов. Здесь вполне достаточно белого, черного и серого спектра. Причем комбинировать цвета можно по-разному. Черный пол великолепно может смотреться с белыми стенами и потолком. Белый пол, белые стены, черная мебель, черные шторы и стеклянные поверхности наполнят гостиную содержанием, способным заставить полностью забыть о том, что это хрущевка. Великолепно дополнить данный стиль можно яркими аксессуарами в сочных красных, желтых или синих цветах. Это могут быть небольшие подушки, статуэтки, картины, настенные часы.



    Гостиная Глейс

    Чего следует избегать в интерьере


    В интерьере небольшой гостиной следует руководствоваться принципом разумной достаточности. Здесь недопустимо как нагромождение тяжелой мебели, так и наличие большого количества мелких аксессуаров. И то и другое входит в явное противоречие с принципами минимализма. Если огромный диван или кресла сильно ограничивают жизненное пространство, то множество мелких элементов будет создавать ощущение беспорядка. Кроме того, следует:


    • избегать использования в большом количестве принтованного текстиля;

    • использовать минимум домашних растений;

    • не ставить на пол большие вазы;

    • не размещать одинаковые по функциональности предметы интерьера (светильники, кресла, стулья) в хаотичном порядке.


    На государственном уровне в России начата борьба с хрущевками. Если оценивать ее темпы, то необходимость в усовершенствовании такого жилья для простых жителей будет актуальной еще довольно долго. Проявив творческий подход и воспользовавшись некоторыми советами из этой статьи, вполне по силам каждому сделать из старой гостиной современную, удобную и уютную комнату.

    Дизайн гостиной в хрущевке, идеи

    Хрущевка – как много и как мало в этом слове! Много – потому что все-таки это свое, отдельное жилье с удобствами, мало – потому что простора в нем действительно нет. Гостиная в хрущевке – это, зачастую, не просто крохотная, до 18 квадратов, а еще и проходная комната. Ну можно ли обустроить такое пространство с комфортом? А почему бы и нет!

    Содержание

    Оптимизируем пространство

    «Гостиную в хрущевке можно увеличивать за счет спальни»

    Планировка малогабаритной квартиры всегда неудобна. Это порождает необходимость при дизайне гостиной в хрущевке использовать все ее скромное пространство по максимуму. Задействуйте каждый сантиметр. Меняйте двери на арки, добавляйте в обстановку многофункциональную мебель, используйте оригинальные приемы зонирования, продуманно обустраивайте освещение.

    Расширить пространство можно не только на визуальном уровне, но и в физическом смысле. Попробуйте объединить помещения, например, зала и кухни. Дизайн такой гостиной комнаты в хрущевке можно сделать гораздо интереснее. Здесь неплохо было бы расширить оконные проемы и изменить конфигурацию дверных, а в оформлении интерьера использовать монохромные светлые тона.

    Хрущевка с объединенным пространством

    Провести перепланировку можно несколькими способами:

    1.​ Полностью убрав стену и заменив ее колоннами или раздвижными панелями из стекла.

    2.​ Обустроив в перегородке широкую арку, соединяющую зал с кухней.

    3.​ Заменив часть стены барной стойкой.

    Гостиную в хрущевке можно увеличивать за счет спальни. Сделать полученное пространство стильным и уютным поможет зонирование. В выделении приватной части активно используются декоративные перегородки, элементы мебели, шторные конструкции. Спальную зону можно вынести на подиум с выдвижными ящиками или использовать в обстановке откидные кровати, маскируемые под шкаф.

    Объединение спальни и гостиной позволит увеличить пространство

    Кстати, использование в дизайне гостиной в хрущевке подиумов стало довольно модным трендом. Элементу отводятся самые разнообразные роли. Помимо декоративных функций на подиум, в данном случае, возлагаются и практические. В зависимости от высоты, его используют как нишу или систему хранения.

    Система хранения в подиуме

    Если сочетать кухню с залом, желания нет, а добавить площадей все-таки хочется – задействуйте балкон. Крошечная гостиная в хрущевке сразу же превратится в роскошное помещение с панорамной площадью остекления. Естественно, прежде чем присоединить балкон к жилому пространству, придется поработать над утеплением присоединяемых метров. Утеплять балкон при этом нужно будет и активно, и пассивно, то есть, используя утеплитель и устанавливая радиаторы отопления.

    Присоединение балкона к жилому пространству

    Переход в балконную зону можно выделить:

    • аркой;
    • нишей;
    • гипсокартонными конструкциями декоративного дизайна.

    Чаще на присоединенных площадях обустраивают уголок отдыха. Туда ставят пару кресел с журнальным столиком. Иногда, эту часть при планировке дизайна гостиной комнаты в хрущевке отдают под рабочую зону. Тогда там появляется компьютер и удобное для работы за ним кресло. Затратно, но результат того стоит.

    Рабочее место на балконе

    Немалую роль в оптимизации пространства сыграет и правильный выбор стиля оформления интерьера. На этом аспекте стоит остановиться подробнее.

    к оглавлению ↑

    Наиболее удачные идеи дизайна гостиной в хрущевке

    Сделать небольшую гостиную красивой и функциональной поможет правильный выбор дизайн-проекта.

    Общие правила оформления маленьких гостиных

    Цветовая палитра

    Об эффекте использования светлых тонов в оформлении маленьких комнат наслышаны все, поэтому часто дизайн гостиной комнаты в хрущевке рекомендуют выполнять вообще в белоснежной гамме. Белый фон упростит задачу гармонизации пространства, подбора предметов обстановки, текстиля, аксессуаров. Белый великолепно подчеркнёт красоту любого цвета, сделает выразительными даже нейтральные оттенки.

    Дизайн гостиной в хрущевке в светлых тонах

    Чтобы интерьер гостиной в хрущевке не стал скучным, в него следует вводить акцентные элементы декора. Например, можно выделить одну из стен в помещении, отделав ее не белой краской, а скажем, коралловой или бирюзовой. Можно разместить на выбранном участке выразительные обои или фотообои 3д. Интересно будет смотреться фактурная отделка в общем цвете. Хоть выбиваться из обще цветового фона она не будет, но сделает дизайн гостиной в хрущевке оригинальным.

    Акцентная стена кораллового цвета разбавит монохромный интерьер

    Отличной альтернативой белой палитре могут стать пастельные решения. Нужна приятная атмосфера – задействуйте бежевый спектр. Создать нейтральный фон для яркой мебели, но при этом сохранить в обстановке присутствие прохлады и свежести способны голубовато-серые краски. Расслабляющий эффект даст использование в дизайне гостиной комнаты в хрущевке комбинации оливкового, мятного, фисташкового цвета с белым. В их окружении приятно будет проводить вечера, после напряженного суетного рабочего дня. Такую же уютную обстановку породят и природные тона.

    Мятный цвет создаст расслабляющую атмосферу

    Заполучить же интерьер с претензией на оригинальность можно, лишь задействовав контрастные сочетания в оформлении помещения. И тут важно соблюсти пропорциональность в подборе цветов. Например, в бело-черном дуэте заглавную роль нужно отдать светлому спектру, а темный добавлять мазками и вкраплениями, вводя с текстилем, элементами декора.

    Контрастные сочетания в оформлении помещения

    Не устраивает однотонность стен? В дизайне гостиной в хрущевке вполне можно использовать принтованные обои, роспись и прочие дизайнерские приемы. Главное не вводить в ограниченное пространство крупных рисунков. Они способны превратить комнату в захлопнувшуюся шкатулку. Зеленый свет тут должен быть дан мелким принтам, вертикальным полоскам.

    Выбирайте обои с мелким принтом

    Меблировочные нюансы

    «Используйте в меблировке гостиной в хрущевке столы со стеклянными столешницами, шкафы с зеркальными дверцами, корпусную мебель с глянцевыми фасадами»

    Поскольку гостиная в хрущевке не отличается размахом площадей, то и обставлять ее чаще приходится компактной мебелью. Обратите внимание на модульные конструкции, готовые по ситуации трансформироваться в нужные объекты. Отдавайте предпочтение мягкой мебели без подлокотников. Если вам подобный вариант кажется некомфортным, замените подлокотники узкими мягкими валиками или положите на их места подушечки. Хорошо скажется на окружающей обстановке наличие у мебели ножек.

    Мягкая мебель без подлокотников не утяжеляет пространство

    При дизайне узкого пространства гостиной комнаты в хрущевке так и тянет придвинуть диван к стене. Попробуйте изменить традиции и выдвиньте громоздкий предмет в центр. У вас появится возможность обустроить под стеной узкие полки или стеллажные конструкции, которые станут совсем не лишними местами для хранения всяких мелочей.

    Используйте в меблировке гостиной в хрущевке столы со стеклянными столешницами, шкафы с зеркальными дверцами, корпусную мебель с глянцевыми фасадами. Они благотворно влияют на восприятие пространства и не утяжеляют его своим присутствием.

    Стеклянные и глянцевые поверхности благотворно влияют на восприятие пространства

    Если в обстановке планируется использовать стеллаж или полки, делайте их открытыми. Закрытые конструкции визуально выдвинут стены вперед, а значит, сузят пространство.

    Еще одно правило касающееся заполнения систем хранения. В дизайне гостиной в хрущевке открытые полки никогда не заставляются предметами до отказа. Они не должны быть захламлены, чтобы не порождать эффекта бардака.

    Добавьте в гостиную зеркала. Хоть данный аксессуар не относится к мебели, однако это лучший помощник в оформлении маленьких пространств. Большую зеркальную панель в красивом обрамлении можно повесить над диваном или расположить зеркало напротив окна.

    Зеркала визуально увеличат пространство комнаты

    Освещение

    В дизайне гостиной комнаты в хрущевке ему отведена важная роль. Не пренебрегайте возможностью увеличить объемы естественного освещения. Расширяйте окна, меняйте старые рамы но современные стеклопакеты, в конце концов, просто не зашторивайте окна. Но основной упор в случае с жильем в хрущевке придется делать все-таки на искусственный свет. Достаточный уровень светоподачи сможет обеспечить только многоярусное освещение.

    Многоярусное освещение обеспечит достаточный уровень светоподачи

    Вроде бы гостиная в хрущевке и мала, но осветить ее одной люстрой не удастся. Если пространство зонировалось, то осветительные приборы должны появиться в каждой его части. Для импровизированного кабинета можно выбрать настольную лампу, для зоны отдыха – торшер и т.д.

    Подходящие стилистические решения

    Английская классика в дизайне небольшой гостиной в хрущевке

    Довольно консервативное оформление зала понравится ценителям натуральных интерьеров. Воспроизведение английского стиля невозможно без обилия кожи, предметов из натурального дерева и хрусталя, дорогого текстиля.

    Английский стиль в дизайне гостиной в хрущевке

    В дизайне гостиной комнаты в хрущевке должна использоваться лепнина и фактурные, возможно с мелким принтом, обои. Полы в английском интерьере по стандарту выстелены паркетом. Окна спрятаны за тяжелыми из богатого текстиля портьерами, украшенными кистями или золотой бахромой. Обязательным декоративным элементом классической обстановки считается камин. Хоть гостиная в хрущевке и невелика по площади, но для него место найти будет можно.

    Обязательным декоративным элементом английского стиля считается камин

    Декорируют каминный портал лепными элементами, резными деревянными панелями, коваными решетками. Пространство над каминной полкой украшают картинами, зеркальным полотном, памятными фото. Зону перед камином украшают пушистым ковром и обставляют мягкой мебелью. Английский интерьер при всей своей торжественной строгости выглядит дорого и стильно.

    Скандинавский интерьер

    Универсальный вариант дизайна гостиной комнаты в хрущевке. Стиль будет хорош и в затемненных, и в залитых солнцем помещениях. Отделка представляет собой микс белых стен, смелых акцентов и теплого дерева. Меблируется такая гостиная в сливочной обивке диваном на ножках, дровяной печью, журнальным столом из натурального дерева. Из корпусной мебели можно добавить выкрашенный в белый комод или буфет. Венчать интерьерную композицию может зеркало в серебристой раме или тематические картины.

    Лаконичный скандинавский стиль для дизайна гостиной в хрущевке

    Модерн в гостиной в хрущевке

    Для данного интерьерного решения характерно обилие флористических узоров, которые могут появляться как в отделке, так и на предметах мебели. Это царство округлых форм, асимметричных затейливых образов, неброских оттенков. Для дизайна гостиной в хрущевке не используются громоздкие предметы. В фаворе отличающиеся лаконичностью модульные гарнитуры, с небольшим количеством секций, изящные диванчики на гнутых ножках. В комплект к последним подбираются аналогичного дизайна кресла и гламурного вида журнальные столики.

    Стиль модерн в гостиной в хрущевке

    Общий дизайн гостиной комнаты в хрущевке выполняют обоями неяркого окраса, но с приятными глазам орнаментами. Это могут быть цветочные принты или обилие изящных линий.

    Потолок нужно сделать натяжным, с отражающей поверхностью. Стандартные двери сменить раздвижными конструкциями.

    Корпусная мебель с отражающей поверхностей

    Удачно дополнит модернистский интерьер стильная люстра с плафонами геометрических форм или фэнтезийный светильник с витиевато выплетенным стеклянным абажуром.

    Минимализм в гостиной в хрущевке

    Минималистический интерьер – отличный вариант для маленькой комнаты, так как позволит убрать из пространства все лишнее. Громоздкую мебель сменит функциональная. Все предметы обстановки должны быть простых форм, четких линий, без всякого декора.

    Минималистический интерьер – оптимальный вариант для маленькой гостиной

    В набор достаточно включить небольшой диван, пару кресел, трансформирующийся столик. Причем предпочтение следует отдавать низикм конструкциям. Они принесут с собой ощущение простора. Можно добавить в дизайн гостиной комнаты в хрущевке несколько антресолей, которые помогут оформить зону TV.

    Минимализм привнесет с собой ощущение простора

    Выбирая отделочные материалы, склоняйтесь к однотонным, без выраженной фактурности и принтов вариантам. Ощущение обилия света и воздуха обеспечит светлый интерьерный фон. Из аксессуаров можно добавить несколько фото на стену или акцентирующую на себе внимание картину.

    Гостиная в хрущевке в духе лофт

    Простота стиля подкупающа. Отличительной чертой лофта является отсутствие отделки стен, оголенные коммуникации, торчащие балки. При этом обстановка в кажущемся индустриальным помещении, более чем современная.

    Дизайн гостиной в хрущевке в стиле лофт

    В дизайне гостиной в хрущевке можно видеть большие диваны и современную бытовую технику. Индустриальный интерьер просторен и светел. Это ему обеспечивает полное отсутствие на окнах штор. Зонирование в лофте производится игрой цветов и текстур.

    Отсутствие штор на окнах – отличительная черта стиля лофт

    Мягкую мебель следует выставлять в центр комнаты, а не загонять в углы и под стены.

    Аксессуаров может быть немного, но они должны быть выразительными, привлекающими внимание. В интерьере активно задействуется граффити, плакаты, указатели, дорожные знаки, абстрактные картины. Стиль лофт в дизайне гостиной комнаты в хрущевке вдохновит творческие и просто неординарные натуры.

    Аксессуары должны быть выразительными

    Прованс

    Легкий, изящный, светлый интерьер оформляется в пастельных тонах. Стены отделываются обоями с цветочным рисунком. Допустимо использование в декоре их поверхностей деревянных панелей. Оконная зона декорируется воздушными шторами, на которых также дублируется цветочный принт. Меблируется гостиная в хрущевке, интерпретируемая в духе прованс, бежевым гарнитуром.

    Изящный и светлый интерьер в стиле прованс

    Мебель непременно должна иметь изящные формы и винтажный налет. Кресла и буфеты с резными ножками, шкафы с витражами вместо остекления – все это добавит обстановке французского колорита. Из аксессуаров специфику направления подчеркнут кармические вазы, букетики сухостоя. В такой гостиной всегда будет царить приятная романтическая атмосфера.

    В гостиной в стиле прованс всегда будет царить приятная романтическая атмосфера

    к оглавлению ↑

    Заключение

    Дефицит площадей – совсем не повод делать дизайн гостиной комнаты в хрущевке вялым и унылым. Нехватка квадратов, конечно, заметно ограничит возможности выбора цветового решения, не позволит использовать желаемую мебель и выполнить пышный декор, но все же сделать комнату привлекательной, уютной, с приятной атмосферой можно будет всегда.

    Фотогалерея – дизайн гостиной в хрущевке

    к оглавлению ↑

    Видео


    Автор: Михаил Бонд



    Рейтинг:

    Загрузка. ..


    Хрущев и Насер присоединяются к отводу Нила в «Лебеде»; Лидеры устроили взрыв, чтобы завершить первую стадию проекта большой плотины

    Хрущев и Насер присоединяются к отводу Нила в «Лебеде»; Лидеры устроили взрыв, чтобы завершить первый этап проекта большой плотины

    https://www.nytimes.com/1964/05/15/archives/khrushchev-and-nasser-join-in-diverting-the-nile-at- a-swan-leaders.html

    Реклама

    ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ

    Кредит… Архив New York Times

    См. статью в ее первоначальном контексте от
    15 мая 1964 г., стр. 1Купить репринты

    Посмотреть на Timesmachine

    TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых подписчиков.

    Об архиве

    Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

    Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

    АСУАН, Объединенная Арабская Республика, 14 мая — Премьер-министр Хрущев и президент Гамаль Абдель Насер, стоя на гранитном утесе высоко над местом строительства Асуанской плотины, сегодня нажали кнопку, взорвав динамитный заряд, который открыл канал для отвода воды Нила.

    Взрыв ознаменовал завершение первого этапа проекта по энергетике и ирригации стоимостью в миллиард долларов, который призван изменить облик этой древней и малоосвоенной земли.

    Г-н Хрущев назвал советский проект плотины «восьмым чудом» света и присвоил президенту Нассеру звание Героя Советского Союза за то, что он инициировал строительство «величайшей плотины на африканском континенте».

    Пока премьер Хрущев и президент Насер обращались к 5000 официальных лиц, дипломатов и строителей, сидящих под палатками, строительство второй очереди — самой главной плотины — продолжалось менее чем в полумиле. Сотни внештатных рабочих, однако, стояли рядом, выкрикивая свои лозунги и восхваляя «Гамаля!» и «Никита Хрущев!»

    После церемонии президент Насер взял с собой советского лидера и трех глав арабских государств для ночных переговоров на курорте Красного моря. Арабскими гостями являются президент Алжира Ахмед Бен Белла, президент Ирака Абдель Салам Ариф и президент Йемена Абдулла ас-Салал.

    Премьер-министр Хрущев в речи, длившейся почти час, приветствовал президента Насера ​​и присутствующих в зале египтян как «товарищей».

    «Этот термин мы используем в моей стране для обозначения всех, кто работает вместе над решением наших проблем», — сказал он. «Это социализм. На Асуанской плотине мы работали вместе».

    Назначив президента Насера ​​Героем Советского Союза, премьер-министр Хрущев наградил его орденом Ленина и вручил ему золотую звезду, сопровождающую звание героя.

    Перед скандирующими зрителями г-н Хрущев сказал президенту Насеру, что почести были даны в знак признания «вашей борьбы за то, чтобы привести свой народ к свободе… и дать отпор империалистам, которые его эксплуатировали».

    Президент Насер сказал, что принял почести «от имени народа Объединенной Арабской Республики».

    Г-н Хрущев сказал, что проект High Dam показал, чего дружественные страны «могут достичь вместе». Он назвал это «символом мирного сотрудничества» и добавил, что «российские специалисты работали здесь рука об руку с 30 000 египтян».

    «Мы гордимся ими, — продолжил он. — Мы считаем, что они были здесь не только как технические специалисты, но и как хорошие социалисты».

    Высокая плотина, сказал г-н Хрущев, является достижением социализма с обеих сторон и «доказывает, что через социализм идет прогресс».

    Плотину не достроят еще четыре года. Отводной канал и перемычка, которые сейчас завершены, являются лишь предварительными этапами возведения Высокой плотины, сооружения из камня и песка, предназначенного для подъема Нила почти на 200 футов. Он будет хранить воду в озере длиной 300 миль. Озеро позволит Египту увеличить обрабатываемую площадь с шести миллионов до восьми миллионов акров.

    Товарищеские предметы: дизайн и материальная культура в Советской России, 1960-1980-е годы

    Юлия Карпова, Товарищеские объекты: дизайн и материальная культура в Советской России, 1960–1980-е годы (Манчестер: издательство Манчестерского университета, 2020), 248 стр.

    В книге Юлии Карповой « предметов товарищества: дизайн и материальная культура в Советской России, 1960–1980-е годы » представлены новые исследования знаковых институтов, проектов, дебатов, а также социальной и политической напряженности, которые составляли советский декоративный дизайн в период позднего социализма. Этой книгой Карпова, историк дизайна и архивариус Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия), вносит существенный вклад в историю советской визуальной культуры. Сильной стороной исследования Карповой является разнообразие анализируемых материалов: истории советских проектных институтов, критические рассуждения в ведущих изданиях, государственные выставки, экспериментальные интерьеры зданий, прототипы товаров для дома, исследования потребителей, а также успешно реализованные проекты массового производства. Эти разнообразные темы сосредоточены на деятельности Союза художников СССР и Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), а также других лиц и групп с альтернативными взглядами на дизайн, контекстуализированных в рамках хронологических фаз позднесоциалистический дизайн и оформлен с использованием голосов того времени. В своем ряде тематических исследований, восстановлении исторических голосов и внимательном рассмотрении Карпова критически обращается к дисциплинарным границам, предпочтительным методам и научным предрассудкам, которые в значительной степени игнорировали историю советского дизайна на Западе, используя как материальный поворот, так и его децентрализацию в недавнем прошлом. стипендия как метод.

    Опираясь на недавние исследования позднего социализма, такие как Советский критический дизайн Тома Куббина: Студия Сенеж и коммунистическое окружение (2018) , и ориентиры истории искусства, в том числе Кристины Киар «Представьте, что нет собственности: Социалистический объект русского языка» Конструктивизм (2005) , В центре внимания Карповой «вторая историческая попытка создания товарищеских социалистических объектов» (с. 4) в рамках масштабных системных изменений, происходивших в Советском Союзе в десятилетия после смерти Сталина и до перестройки. Таким образом, Карпова демонстрирует неспособность Сталина ликвидировать и полностью подавить амбиции русского конструктивизма и продуктивистской теории, прослеживая, как смягчение политики в сочетании с новой приверженностью выполнению обещаний социализма путем повышения уровня жизни «позволили воскресить теоретические основы продуктивнизма, а также возрождение и распространение этих философий дизайна в социалистической материальной культуре и повседневной жизни Советской России». (стр. 4) Этот центральный тезис исследуется путем создания «детальной картины людей, заботившихся о предметах домашнего обихода в трудных политических обстоятельствах», которая демонстрирует, как декоративное искусство позднего социализма «отражало авангардистскую мечту о хорошо организованном и социально впечатляющая материальная культура». (стр. 4)

    Таким образом, книга Карповой проводит четкую линию от конструктивистских и продуктивнистских лидеров к их «интеллектуальным внукам». (стр. 39) Тщательно реконструируя эту нисходящую историю, Карпова демонстрирует последующие дебаты о «товарищеском объекте» и уточнение его ценности, используя квалификаторы, в том числе: «товарищ по играм», «яркость», «легкость», «честность», «удобство», «духовность», «разговорчивость» и другие попытки дизайнеров и критиков концептуализировать идеальный социалистический объект в послевоенной советской России. Восстановление Карповой такой «неоднородности советского дизайна» и «конфликтных идей объектов, их использования, их социальных ролей и их способности передавать сообщения от дизайнеров потребителям — или способности ниспровергать эти сообщения» (стр. 6) вплетены в ее представления об изменении политического ландшафта как в Советском Союзе, так и за его пределами.

    Ограничением исследования Карповой является ее признанная сосредоточенность на Ленинграде и Москве как на центрах, что исключает деятельность художников на периферии, на которую Карпова ссылается вскользь и явно призывает других ученых продолжать. Организационно книга ясна по формату, с введением, отображающим всю книгу, эпилогом, резюмирующим ее цели, и главами, разделенными на логически организованные подразделы с выводами, которые кратко суммируют основные аргументы каждой главы. Стилистически некоторые отрывки из книги могут показаться обременительными из-за какофонии других голосов, но, хотя читатель может жаждать услышать больше авторского голоса и владения основными идеями книги в определенных отрывках, цель более полно отразить историю и легко достичь историографии позднесоциалистических объектов и спровоцировать более инклюзивный и междисциплинарный дискурс.

    В главе 1 Карпова обобщает некоторые «теоретические и практические попытки адаптации социалистического реализма» (стр. 26) в 1950-е годы или то, что было определено как переход к социалистическому модернизму после смерти Сталина. Карпова утверждает, что, когда Никита Хрущев смягчил отношения с Западом и отказался от некоторых репрессивных мандатов Сталина, наступил новый период международного обмена, урбанизации, инноваций и «диверсификации вкусов» (стр. 49). Это было сосредоточено на поиске баланса между красотой объекта и его функцией, а также между самобытным творчеством художника и способностью его дизайна к массовому производству (стр. 55), что важно для концептуальных противоречий между художниками-декораторами в Ленинграде и Москве. Центральным вкладом главы является представление Карповой трех концептуальных граней модернизма хрущевской эпохи: живости, легкости и, что наиболее важно, «честности» 9 .0059 — как критически важные для развития советского дизайна. Вдохновленные реформой и растущим акцентом на функциональность в архитектуре, особенно утилитарных зданий, массово производимых для удовлетворения растущей потребности Советского Союза в жилом пространстве в послевоенный период, дизайнеры-декораторы стремились создать «яркий, современный и честный объект». для дома, который, как утверждает Карпова, стремился воплотить социализм в осязаемой и более приятной форме. (стр. 57)

    Карпова тратит довольно много времени на то, чтобы раскрыть честность как основную ценность и концептуальную основу для советских дизайнеров, инвестировавших в создание «символического порядка, который объединил бы искусство, промышленность и потребление способом, подходящим для советского общества. преодоление травм войны и позднесталинского гнета». (стр. 50) Конечно, дискуссии о «честности» в предметах продвигали мантию 19Продуктивистской теории 20-х годов и конструктивистского искусства, а также свидетельствовало о возрождении авангардных идей, таких как прозрачное использование материалов, четко сформулированных в эссе Александра Салтыкова из журнала «Советская торговля » в 1954 году. (стр. 28) Действительно, ведущая мебель дизайнеры и преподаватели ВНИИТЭ, созданного в 1962 году и задуманного как научно-исследовательское подразделение партии в области промышленного дизайна, отвечали за создание прототипов продуктов и написание критических замечаний по дизайну продуктов, дизайнерскому образованию, общественному вкусу и массовому производству. Как отмечает Карпова, авангардистское течение среди них имело значительную родословную; несколько руководителей ВНИИТЭ были избранными учениками Александра Родченко из ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) в Москве (стр. 39).), который в период с 1920 по 1930 год функционировал как центральное лабораторное пространство и тренировочная площадка для молодых художников, заинтересованных в обучении у лидеров русского авангарда. Карпова также представляет голоса Александра Чекалова, Моисея Кагана и других, чьи дебаты 1950-х годов в журнале «Декоративное искусство СССР» (Декоративное искусство СССР) воплощали стремление соединить социалистический реализм с потребностями послевоенного периода, чтобы «честное социалистический объект представлялся на пересечении функционализма и орнаментализма, красоты и полезности, эстетических принципов художников и потребительских предпочтений». (стр. 57) Карпова интерпретирует то, что вышло из дебатов об этих перекрестках, как «эстетический поворот» в советском дизайне. (стр. 25-26)

    В следующей главе Карпова отвечает «материальному повороту» в истории искусства, а также исследователям послевоенного социализма, таким как Сергей Ушакин и его эссе «Против культа вещей: о советском производительизме, складской экономике и Товары без назначения» (2014), чтобы рассмотреть амбиции советских дизайнеров и, в частности, работу ВНИИТЭ сразу после его основания в 1962 году. Введение более современных голосов (Иван Маца, Анатолий Горпенко, Нина Яглова, Борис Шрагин, Карл Кантор, Юрий Герчука, Михаила Коськова и др.), в главе 2 прослеживаются дебаты о переосмыслении советского дизайна в начале XIX в.60-е годы, время, когда термин «дизайн» был отвергнут советскими художниками и критиками. (стр. 72) Карпова обрамляет главу обсуждением модульной мебели в «Декоративное искусство СССР» в 1964 году, которое она использует для контекстуализации своего аргумента о материализме хрущевской эпохи в отличие от «нового материализма» Запада. Карпова утверждает, что «новый материализм» хрущевского правительства был политикой, которая поощряла веру в исключительного человека, знатока градостроительства, дизайна и эстетики, способного организовать косную материю в надлежащие социалистические объекты и содействовать рациональному потреблению. и повседневной жизни». (стр. 67)

    Во второй главе Карповой также обсуждается политическая миссия ВНИИТЭ, организационная структура которого «прямо проявляла волю государства контролировать через сеть экспертов всю совокупность вещей и их влияние на потребителей». (стр. 67). Опираясь на предметно-ориентированные исследования современных теоретиков Билла Брауна и Джейн Беннетт, Карпова раскрывает методы, с помощью которых ВНИИТЭ проводил исследования продуктов в 1960-х годах, такие как сравнительное исследование средств по уходу за собой, произведенных в Англии, с товарами отечественного производства, в том числе британской Milward. Курьер, который превзошел советскую электробритву Ultro для мужчин. Хотя такие исследования указывали на прогресс, Карпова отмечает, что, чтобы компенсировать отсутствие «жесткой количественной методологии», тестирование советской продукции стало совместным процессом, включающим «социологические исследования, лабораторные и полевые испытания, консультации между различными специалистами и художественную интуицию дизайнера». ». (стр. 81) Карпова также отображает «дебаты Маца-Горпенко», оживленную многолетнюю дискуссию взад и вперед на страницах Декаративное искусство на полемический очерк искусствоведа Ивана Мацы «Может ли машина быть произведением искусства?» что утверждаемые машины могут считаться красивыми только за их «техническое совершенство», а предметы быта могут быть намеренно красивыми по замыслу, и опровержение Анатолия Горпенко, утверждавшего, что место красоты социалистического предмета не в самом предмете, а в том, что этот предмет означает . (стр . 69-70) Дебаты по поводу этого идеологического раскола в дискурсе поглотили участников Декаративное Искусство несколько лет.

    Карпова также отмечает опосредованное западное влияние в таких дискуссиях и в деятельности ВНИИТЭ. Например, она идентифицирует теорию «технической эстетики», предложенную чешским дизайнером Петром Тучны, чей эргономичный дизайн инструментов улучшил условия труда рабочих в авиационной промышленности и повлиял на интерес советских дизайнеров к расширению его концепции технической эстетики до более эргономичного дизайна. предметы для советского дома (стр. 73-74). Чтобы проиллюстрировать это положение, Карпова представляет середину 19Прототипы 60-х годов для более эргономичной и красочной кухонной посуды, разработанные Всеволодом Медведеевым и другими во ВНИИТЭ, чей дизайн позволил значительно улучшить советский дом, но не был выбран для массового производства. Карпова также прослеживает истоки исследований потребителей, описывая историю Института общественного мнения, основанного в 1960 году, который помог художникам и критикам лучше понять потребности потребителей и реагировать на них с помощью товаров, которые могли бы выполнить обещание лучшей жизни при социализме.

    Однако, как показывает глава 3, рационализированные системы, диктующие коллективный вкус, упускали из виду и отчуждали индивидуальность как художника-инженера, так и советского потребителя, чьи самобытные личности и подходы к предметам и пространствам были необходимы для процесса создания подлинно социалистических предметов и среды. Эта глава начинается с выставки «Искусство в жизнь », которая проходила в Москве в 1961 году, и далее рассказывает об основании ВНИИТЭ. Карпова утверждает, что с отстранением Хрущева от должности с середины 19Начиная с 60-х годов начал формироваться новый идеал дизайна, поворот от функционализма к неодекоративизму или «набору художественных стратегий для переопределения значения декора и переосмысления «декоративно-прикладного» искусства как прежде всего декоративного». (стр. 95) Уделяя значительное время истории ленинградского стеклоделия, Карпова особо выделяет Бориса Смирнова, одного из ведущих художников-инженеров стекольной промышленности, чьи взгляды противоречили взглядам, продвигаемым системой ВНИИТЭ, и в конечном итоге способствовали развитию ленинградских произведений искусства. означающий распад социалистической цели вообще. Используя Смирнова в качестве примера, Карпова описывает новые стремления к разнообразию вкусов, основанные на взглядах потребителя, который, подобно Смирнову и другим ленинградским стекольщикам, был в некоторой степени заинтересован в том, чтобы избавиться от жесткого призыва государства к конформизму.

    Карпова также представляет исследование общежитий в Калинине 1963 года, опубликованное искусствоведом Леонидом Невлером в «Декоративное исскуство СССР », эссе по исследованию потребителей, в котором выявлена ​​дихотомия внутри послевоенного молодого специалиста: одновременное предпочтение современной одежде, с одной стороны и предметов интерьера, состоящих из безделушек, явно обозначающих прошлое России, с другой. Для Невлера физическое проявление и демонстрация этой противоречивой идентичности в общежитии в Калинине иллюстрирует проблематику социального перехода из деревни в город, живя в позднесоветском социализме (или внутрикультурные противоречия между традицией и современностью). Исследование Невлера показало, что художникам-прикладникам и организациям, таким как ВНИИТЭ, необходимо перевоспитывать вкусы советских граждан, создавать лучший дизайн продуктов и учитывать при этом индивидуальность потребителей. Карпова также отмечает одновременное появление аргумента в пользу концептуальной ценности создания уникальных предметов или небольших тиражей, которые могли бы помочь формировать более привлекательные модели массового производства, работы, которая бросала вызов «канону полезности» хрущевской эпохи (стр. 108) или что-то в этом роде. Позже Карпова резюмирует это как поворот к «постфункциональной эстетике». (стр. 113) В этой главе удается выделить несоответствия между целями государства, амбициями художников-декораторов и реалиями общественного вкуса и производственных моделей, утвержденных для дома.

    Глава 4 начинается с дополнительных прочтений вклада Смирнова в дискурс о дизайне, а именно его заявления о том, что художники должны делегировать техническое строительство инженерам и вместо этого сосредоточиться на интересах потребителей, взяв на себя роль кинорежиссера или театрального режиссера. Карпова утверждает, что это более широкое понимание роли прикладного искусства в формировании повседневности проявляется в стремлении создавать не просто предметы, но и среду. Тонкая документация Карповой об этих амбициях способствует более широкому аргументу книги: поздние социалистические дизайнеры следовали стремлениям 19-го века.авангардисты 20-х годов, которые также стремились создавать программы дидактического дизайна и захватывающий социалистический опыт. Глядя на предметы, созданные специально для дома — среды, лежащей в основе повседневной социалистической жизни, — Карпова приводит три прототипа кейсов 1970-х годов: будильник «Витязь» (1972 г.), холодильник «ОКА-УШ» (1972–1974 гг.) Пылесос Буран (1977 г.). Разработанные с учетом эффективности дома, эти объекты возникли в результате исследований ВНИИТЭ в середине 1960-х годов советского дизайна и производственных мощностей, а также потребностей советских потребителей, что привело к усилиям по преодолению неравенства предшествующих продуктов, чтобы выполнить обещания социализма ( специально отведенное и правильно взвешенное место для товаров, купленных в магазине и домашнее варенье в холодильнике, например).

    В оставшейся части главы Карпова обращается к вопросам окружающей среды и потребления, как к дизайну тотальной среды как методологии минимизации искушения фетишизировать товары, так и к вкладу Советского Союза в глобальный интерес к устойчивости и переработке. Несмотря на некоторое отступление, рассуждения Карповой о переработке отходов учитывают вклад Советского Союза в устойчивое развитие. Несмотря на несовершенство исполнения, советские традиции утилизации, восстановленные Карповой, бросают вызов прежним оценкам советской жизни как расточительной по своей сути. Действительно, Карпова убедительно доказывает, что повторное использование и переработка были важными аспектами социализма, как благодаря плановой производственной практике, в которой учитывалось обращение с отходами, так и незапланированной бережливости среди потребителей, чья нехватка ресурсов имела тенденцию максимизировать срок службы товаров, находящихся в их владении.

    В своей последней главе Карпова обращается к статусу художника-декоратора и дизайнера в Советском Союзе, который, по ее словам, «стремился войти в интеллигенцию», статусу, имеющему большое значение в бесклассовом обществе. Глядя на Ленинград конца 1970-х и начала 80-х годов, она прослеживает распад социалистического объекта через окончательный отказ от рационализированных и систематических попыток вписать объекты с последовательным политическим значением в период, отмеченный усилением взаимодействия между советскими художниками и идеями из Запад. В главе прослеживаются сдвиги в текущих дебатах на страницах «Декоративное искусство СССР » в 1970-е годы и появление ленинградской «школы керамики», развившейся из идей старых ленинградских художников, таких как Смирнов. Сосредоточившись на керамическом коллективе «Одна композиция» (ОК), Карпова показывает, как создание коллективом «имиджевой керамики» способствовало распаду социалистического объекта в годы, предшествовавшие перестройке. Карпова делает это, позиционируя художников ОК как наследников идей Смирнова о роли индивидуальности в социалистическом художественном творчестве конца XIX века.60-х годов, а именно защита Смирновым более выразительной формы декоративно-прикладного искусства и собственной модели свободного творческого самовыражения, проявляющегося в лирических и чисто эстетических предметах. Одним из таких примеров является «Чайная пара » (1966 г.), выдутый вручную набор из сплавленных и нефункциональных чайников, собранных в красочную стеклянную скульптуру и воспроизведенных на обложке книги Карповой.

    Смирнов утверждал, что творчество необходимо для разработки более подлинно социалистических объектов, но «образ-керамика» ОК сигнализировала о полном отказе от социалистического объекта, как в Розовое платье и осеннее пальто (1976) Михаила Копылкова, художника, до прихода в коллектив работавшего в промышленном керамическом производстве. Работа имитирует два висящих предмета женской одежды (функциональные предметы), воспроизведенные нефункциональным образом не с целью улучшения серийной керамики, а для обозначения необходимости большей художественной свободы. Карпова утверждает, что использование ткани, вдавленной в глину, отсылки к природе и методы изготовления форм, отличные от скульптуры или промышленного производства, показывают, как художники, «стремящиеся к автономии», культивировали творческий потенциал, который поощряли государственные институты, но который также стремился ограничить в конце -социалистическая Россия. Признавая некоторое сходство с глобальными тенденциями в поп-арте, Карпова четко позиционирует работы художников ОК как отчетливо позднесоветские: создание вызывающих объектов, будучи автономными, «нетоварными». Кейс Карповой ОК знаменателен тем, что демонстрирует обострившуюся напряженность идеологического кризиса как в государстве, так и в области дизайна накануне перестройки, напряженность, которая включала стремление обученных дизайнеров войти в сферу высокого искусства, стремление, требующее свободы. чтобы обеспечить настоящее соперничество с художниками и дизайнерами на Западе.

    Товарищеские предметы: дизайн и материальная культура в Советской России, 1960–1980-е годы убеждает читателя в том, что советский дизайн в послевоенное время существенно отличался от западных стереотипов, определяющих его как «плагиат, вообще несуществующего». (стр. 200) Убедительно восстанавливая устойчивость авангардных идей 1920-х годов, повествование Карповой помещает межвоенную и послевоенную советскую эстетику в диалектику, критическую для понимания «эстетического поворота» модернизма хрущевской эпохи, «анти- функционалистский поворот» конца 1960-х и 70-х годов, и, как следствие, неспособность какой-либо государственной и системной проектной программы эффективно и органично вписаться. Таким образом, Карпова прослеживает послевоенную жизнь товарищеского социалистического объекта и, в конечном счете, его полный распад в конце 1970-х — начале 80-х годов. Кроме того, Карпова явно считает, что область дизайна, а не история искусства, наиболее эффективна для восстановления более разнообразного наследия авангарда. Она показывает, что в отличие от более подвергнутых цензуре (и более изученных) форм искусства, продуктивнистские идеалы постоянно находили применение, как идеологически, так и физически, в области декоративного искусства и промышленного дизайна для дома, вызывая новые дискурсы в дизайне и его последствиях. области. Если временами добавление такого количества других голосов может отвлекать, то множество путей, которые Карпова прокладывает или расширяет для других ученых, обширно. Как ресурс и провокация для дальнейшего изучения книга Карповой обязательна для читателей, интересующихся глобальным пониманием модернизма, советского дизайна, теории и истории искусства, пересечения политики и искусства, жизни предметов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *